Коррупция

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема коррупции и взяточничества в Казахстане встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона. Также видна явная взаимосвязь между коррупцией и взяточничеством и преступными структурами, потому что ни одна преступная структура не сможет существовать, не коррумпируя должностных лиц различного ранга для достижения своих целей.

Содержание

Введение
1. Понятие и правовое регулирование взяточничества и коррупции
2. Всемирная борьба с "вечным злом":
2.1 Коррупция в Казахстане: мифы и реальность
2.2 Западный опыт
2.3 Восточный вариант
2.4 Международные стандарты
3. Законные методы борьбы с коррупцией:
3.1 Законодательная база Республики Казахстан
3.2 Антикоррупционная программа
3.3 Транспаренси Казахстан
4. Самые большие коррупционные преступления Казахстана:
4 1 Дело Гиффена
4.2 "Лукойл Оверсиз Карачаганак"
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

коррупция.doc

— 469.00 Кб (Скачать)

     Среди первоочередных задач Программа  выделяет:

     обеспечение эффективной правовой базы борьбы с  коррупцией;

     совершенствование государственной службы для устранения условий, порождающих коррупцию;

     сокращение  прямого вмешательства госорганов в экономику, прежде всего, в части, касающейся разрешительных функций;

     обеспечение максимальной прозрачности механизмов государственной экономической политики;

     принятие  решительных мер по противодействию  «теневой экономике» - источнику коррупции;

     укрепление  правоохранительных органов и судебной системы;

     повышение роли СМИ, общественных объединений  в пропаганде и реализации государственной антикоррупционной политики;

     обеспечение участия широких слоев населения  в антикоррупционной политике государства;

     усиление  социального партнерства с международными организациями в борьбе с коррупцией.

     В сфере совершенствования законодательной базы борьбы с коррупцией поставлена задача по более четкому определению перечня правонарушений, относящихся к коррупционным, упрощение отдельных лицензионных, разрешительных и регистрационных процедур.

     Программа предусматривает усиление социальной и правовой защиты государственных служащих, повышение престижа государственной службы и ответственности чиновников за исполнение должностных обязанностей. Также будет усилен контроль за соблюдением этических норм, и установлены жесткие законодательные ограничения для лиц, ранее совершивших коррупционные правонарушения.

     Программа охватывает практически все сферы  жизнедеятельности общества и государства, и можно сказать, что с ее принятием  в Казахстане объявлена настоящая  война коррупции.

     В конце 2003 года Президент страны Н.А.Назарбаев высказал идею о необходимости возрождения Комиссии по борьбе с коррупцией и усилении контроля за соблюдением служебной этики государственными служащими. В результате Указом Главы государства была создана Комиссия при Президенте по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики государственными служащими. Рабочим органом Комиссии является Государственно-правовой отдел Администрации Президента.

     Таким образом, в Казахстане сейчас создана  стройная структура органов, противодействующих коррупции в госаппарате (Приложение 2).

     Однако  как показала практика, наиболее слабым местом Правил служебной этики государственных  служащих являлось отсутствие механизма  их реализации, гласности, как для граждан, так и самих госслужащих. Анализ проведенных Агентством проверок показал, что зачастую ни государственные служащие, ни граждане даже не имели понятия о том, что такие Правила существуют и, что за нарушение этических норм предусмотрены меры дисциплинарной ответственности.

     Поэтому, по поручению Президента РК Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы был разработан проект Указа Президента, который был подписан 7 мая 2004 года и внес существенные поправки в действующие Правила служебной этики государственных служащих.

     Внесенные изменения устанавливают дополнительные этические стандарты поведения государственных служащих, и более детально регулируют процедуры их соблюдения.

     В ходе работы над поправками в действующий  Указ Президента «Об утверждении  Правил служебной этики государственных служащих Республики Казахстан» был изучен как международный опыт, так и предложения представителей правоохранительных органов, Ассоциации Казахстанского Совета Иностранных Инвесторов, международной организации Транспаренси Интернешнл.

     Проведенный анализ международного опыта показал, что власти разных стран ищут разнообразные пути решения проблемы обеспечения транспарентности системы государственного управления и деятельности чиновников, а также более активного участия населения в предупреждении коррупции. Тем самым создаются условия для формирования атмосферы общественной нетерпимости к проявлениям коррупции.

     В зарубежных странах уже давно  степень доверия населения к  государству и оценка деятельности государственных органов поставлены в зависимость от уровня удовлетворенности граждан, качества предоставляемых государственных услуг и реальной возможности граждан участвовать в принятии управленческих решений.

     Например, в Корее внедрена информационная система, позволяющая гражданам  и частным структурам иметь доступ к информации о состоянии рассмотрения заявок, обращений, жалоб, других документов, о должностных лицах и службах, которые занимаются их вопросами.

     А в Греции действует государственная программа «Качество для граждан», в рамках которой через Центры по информированию граждан обеспечен доступ любого гражданина к административной информации. При этом действует система телефонных заявлений, когда гражданин, сделав заявку по телефону о необходимости получения справки и, оплатив почтовый сбор, получает требуемую справку через 12 дней по почте.

     Такими  мерами за рубежом обеспечивается обратная связь между органами власти и населением.

     Поэтому, с учетом международного опыта и  практической деятельности Агентства  по проверкам госорганов, Агентством был разработан механизм реализации новых этических стандартов государственных служащих в виде Инструкции.

     В основе данного механизма лежит  упрощенная процедура обращения  граждан по фактам несоблюдения должностными лицами этических норм. Для этого  Агентство предложило:

     ввести  в государственных органах «Книгу контроля этики госслужащих»;

     возродить систему правового всеобуча;

     установить  в каждом госоргане телефоны доверия  и опубликовать их номера в СМИ;

     включить  в программы тестирования кандидатов при принятии на государственную службу Правила служебной этики государственных служащих.

     Следует подчеркнуть, что в обеспечении  комплексного подхода заключается  действенность реализации норм Правил служебной этики на практике.

     Механизмы реализации положений новых Правил служебной этики государственных служащих, содержащихся в Инструкции:

     1). Все лица, поступившие на государственную  службу или состоящие на ней, в обязательном порядке должны быть в письменной форме ознакомлены с Правилами служебной этики кадровой службой государственного органа.

     2). Текст Правил служебной этики должен стать доступным любому гражданину, посетившему государственный орган, для чего должен быть размещен на самом видном для посетителей месте.

     3). Введение в каждом государственном  органе специальных «Книг контроля этики госслужащих» имеет ряд преимуществ:

     Граждане  или государственные служащие могут  фиксировать любые сообщения  и жалобы о нарушениях норм служебной  этики по отношению к ним со стороны должностных лиц

     Инструкцией закрепляется обязанность руководителя государственного органа рассмотреть поступившие сообщения о нарушении госслужащими Правил служебной этики, принять по ним соответствующие меры, при этом обеспечить пресечение фактов преследования за критику.

     Информация  о принятых мерах к должностному лицу, нарушившему нормы служебной этики, доводится до сведения заявителя, коллектива сотрудников государственного органа и может быть опубликована в средствах массовой информации.

     На  наш взгляд, введение процедур, обеспечивающих доступность и широкую гласность, станет сдерживающим фактором для нарушения этических норм в сфере государственной службы, и будет способствовать росту заинтересованности общества и государственных служащих в противодействии коррупции.

     4). Одной из наиболее доступных форм обращения граждан должен стать телефон доверия, по которому граждане могут сделать сообщение об имеющихся фактах нарушения этических стандартов. Практика деятельности Агентства по профилактике коррупционных правонарушений подтверждает эффективность и результативность работы по сигналам, полученным по телефону доверия.

     5). Возрождение системы правового  всеобуча обусловлено необходимостью  повышения правовой грамотности,  как населения, так и государственных  служащих. Для этого надо обеспечить  проведение в государственных органах на постоянной основе информационно-образовательных курсов для сотрудников по разъяснению законодательства о государственной службе, о борьбе с коррупцией, Правил служебной этики и др.

     6). В качестве одного из методов повышения правовой грамотности населения Агентством предлагается введение тестирования кандидатов на государственную службу на знание норм Правил служебной этики.

     Следует подчеркнуть, что предложения Агентства  были рассмотрены и одобрены на заседании  Комиссии при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдению служебной этики государственными служащими (22 мая 2002 года). Протоколом заседания Комиссии всем государственным органам предписано в месячный срок предпринять все меры по реализации мероприятий, содержащихся в Инструкции, а Агентству поручено в течение августа - сентября 2002 года проверить все госорганы на предмет исполнения решений, принятых Комиссией.

     7 июня 2004 года Агентство Республики  Казахстан по делам государственной  службы опубликовало в центральной республиканской прессе новые Правила служебной этики и дало разъяснение по применению Инструкции.

     Помимо  разработки поправок в действующий  Указ Президента «Об утверждении  Правил служебной этики государственных  служащих Республики Казахстан» и Инструкции, Агентство внесло поправки в Закон «О борьбе с коррупцией». В установленном порядке документ был направлен на согласование в Министерство юстиции.

     Суть  вносимых поправок. В статье 12 Закона «Правонарушения, создающие условия  для коррупции, и ответственность за них», к коррупционным правонарушениям предлагается отнести назначение граждан на административную государственную должность с нарушением законодательства о государственной службе. Внесение данной поправки в Закон «О борьбе с коррупцией» позволит осуществлять процедуры назначения граждан на административную государственную должность в строгом соответствии с законодательством о государственной службе.

     Статью 13 Закона «Коррупционные правонарушения, связанные с противоправным получением благ и преимуществ» предложено расширить путем внесения дополнительной нормы о сроках наложения дисциплинарных взысканий за совершение правонарушений, создающих условия для коррупции либо коррупционных правонарушений, связанных с противоправным получением благ и преимуществ. Согласно нашей поправке, дисциплинарное взыскание за совершение правонарушений, создающих условия для коррупции либо коррупционных правонарушений, связанных с противоправным получением благ и преимуществ налагается не позднее трех месяцев со дня обнаружения правонарушения, но не позднее двух лет со дня его совершения (по действующему законодательству - 1 месяц со дня обнаружения и 6 месяцев со дня совершения проступка).

     Увеличение  сроков рассмотрения коррупционных  правонарушений, по нашему мнению, позволит нормализовать работу Дисциплинарных комиссий госорганов, будет способствовать более тщательному рассмотрению дел и обеспечить неотвратимость наказания для лиц, совершивших коррупционное правонарушение.

     Разработанные Агентством подходы по реализации Правил служебной этики и Закона «О борьбе с коррупцией» позволят на деле обеспечить доступ наших граждан к административной информации, установить обратную связь между населением и госаппаратом, существенно сократить коррупционные правонарушения, улучшить качество и эффективность деятельности государственных органов.

     Меры  по реформированию системы государственного управления и государственной службы, предпринимаемые в целях повышения  эффективности, во многом совпадают  с мерами по борьбе с коррупцией. Эти процессы идут параллельно, оказывая взаимное влияние, и дополняя друг друга. В конечном итоге эффективная система управления сокращает возможность совершения коррупционных правонарушений и делает коррупцию невыгодным и бесперспективным занятием.

Информация о работе Коррупция