Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 19:21, курсовая работа
Проблема коррупции и взяточничества в Казахстане встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона. Также видна явная взаимосвязь между коррупцией и взяточничеством и преступными структурами, потому что ни одна преступная структура не сможет существовать, не коррумпируя должностных лиц различного ранга для достижения своих целей.
Введение
1. Понятие и правовое регулирование взяточничества и коррупции
2. Всемирная борьба с "вечным злом":
2.1 Коррупция в Казахстане: мифы и реальность
2.2 Западный опыт
2.3 Восточный вариант
2.4 Международные стандарты
3. Законные методы борьбы с коррупцией:
3.1 Законодательная база Республики Казахстан
3.2 Антикоррупционная программа
3.3 Транспаренси Казахстан
4. Самые большие коррупционные преступления Казахстана:
4 1 Дело Гиффена
4.2 "Лукойл Оверсиз Карачаганак"
Заключение
Список литературы
Приложение
Правда, нацеливаясь на борьбу с коррупцией во всем мире, ООН нередко не замечает проявления этого «зла» в своих собственных структурах. Так, в августе 2005 года ушел в отставку руководитель программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» Бенон Севан. Причиной такого шага стало предъявленное ему обвинение в лоббировании интересов швейцарской фирмы African Middle East Petroleum Co. при получении выгодных ей контрактов в нефтяном секторе Ирака еще в годы правления Саддама Хусейна. Чуть позже Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил о решении подвергнуть Севана и другого высокопоставленного чиновника организации Джозефа Стефандиса дисциплинарным взысканиям.
Помимо
Конвенции ООН против коррупции
к ведущим международно-
Вместе
с тем, если деятельность ООН и
Совета Европы по реализации принятых
ими конвенций носит
Судя по всему, включение той или иной страны в подобные списки вполне может отрицательно отразиться на ее деловом имидже и инвестиционной привлекательности и, как следствие, создать для нее затруднения в получении финансовой помощи из-за рубежа. Не случайно поэтому, что в свое время некоторые страны, попавшие в «черный список» FATF, как, например, Израиль и Россия, осуществили в сравнительно короткие сроки все необходимые меры для приведения своего законодательства в максимальное соответствие с антикоррупционными стандартами данной организации.
Таким
образом, Казахстану, равно как и
другим постсоветским республикам,
есть чему поучиться у зарубежных
стран в плане
3.
Законные методы борьбы
с коррупцией
3.1
Законодательные акты
РК по борьбе с коррупцией
В соответствии с Законом Республики Казахстан “О борьбе с коррупцией”, принятом 2 июля 1998 года, основными целями борьбы с коррупцией и, соответственно, Закона являются:
защита прав и свобод граждан;
обеспечение национальной безопасности;
повышение
эффективности работы государственных
органов и государственных
укрепление
доверия населения к
укрепление гласности и демократизация основ управления;
Для достижения данных целей были разработаны следующие приоритеты и меры Государственной программы по борьбе с коррупцией на 1998-2000 гг.:
Совершенствование законодательной основы для борьбы с коррупцией
Осуществление единой государственной политики в области борьбы с коррупцией;
Совершенствование существующих и создание новых законодательных и нормативных актов с учетом современных требований и международных стандартов.
Предупреждение коррупции:
Разработка и реализация всесторонних мер по предупреждению коррупции;
Информационная поддержка антикоррупционнных мер;
Использование
опыта международных и
Практические меры:
Социально-экономические и финансовые меры;
Организационные, управленческие (институциональные) меры;
Выявление и расследование коррупционных правонарушений.
Повышение
эффективности
Эффективная координация между специальными службами, правоохранительными и судебными органами;
Повышение компетентности кадров судебной системы;
Реализация
кадровой политики, направленной на достижение
результатов и повышение
Предоставление
технической поддержки
Руководство
республики признало масштабы проблемы
коррупции и должностных
Однако деятельность Государственной комиссии не принесла ожидаемых от нее результатов, и она была расформирована. Ответственность же за проведение системной и целенаправленной кампании против коррупции была распределена между центральными ведомствами, в том числе ряд функций был передан Агентству Республики Казахстан по делам государственной службы.
Необходимо отметить, что разработанное Агентством новое законодательство о государственной службе носит ярко выраженный антикоррупционный характер. В нем впервые закреплены обязанности по принесению присяги госслужащими, а также впервые предусмотрено информирование руководителей в случаях пересечения или противоречия частных интересов государственных служащих с их полномочиями. При поступлении на государственную службу гражданин обязан дать согласие в письменной форме на принятие ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе.
Государственный служащий, в случае возникновения сомнений в правомерности полученного от руководителя для исполнения распоряжения, должен незамедлительно в письменной форме сообщить об этом своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение и потребовать письменного подтверждения распоряжения. С начала 2000 года в каждом госоргане созданы и работают постоянно действующие дисциплинарные комиссии, которые призваны всесторонне рассматривать и давать объективную оценку действий государственных служащих, в случае совершения ими дисциплинарных проступков. Надо отметить, что и сам конкурс является действенной антикоррупционной мерой при поступлении и продвижении по государственной службе.
Одним из важных аспектов, регулирующих отношения на государственной службе, является закрепление Правил поведения государственных служащих. Это положение нашло отражение в Указе Президента Республики Казахстан «Об утверждении Правил служебной этики государственных служащих Республики Казахстан» от 21 января 1999 г. № 328. В нем прямо говорится, что «Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности, этике и моральному облику государственных служащих. Общество рассчитывает, что государственный служащий будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную деятельность, беспристрастно и честно служить обществу».
Правила устанавливают обязательные для соблюдения государственными служащими Республики Казахстан основные правила поведения, вытекающие из общепринятых норм этики и особенностей государственной службы. В Правилах закреплены основные нормы поведения государственных служащих в отношениях с гражданами и юридическими лицами. Особо важное место отводится этике руководителей, имеющих подчиненных, так как многие государственные служащие берут пример со своих начальников. Правила служебной этики обязывают государственных служащих, имеющих подчиненных:
-точно определять задачи и объем служебных полномочий своих подчиненных в соответствии с занимаемыми ими должностями;
-не
понуждать подчиненных к
Эти требования как никогда актуальны в условиях разделения должностей на политические и административные и направлены на защиту административных государственных служащих. Таким образом, Правила служебной этики закрепляют и дополняют отношения на государственной службе, не урегулированные Законом. За нарушение требований, предусмотренных Правилами, на государственных служащих в соответствии с законодательством о государственной службе налагаются дисциплинарные взыскания.
Основной задачей Правил служебной этики должна была стать профилактика и предупреждение коррупции. Обществу и каждому гражданину в отдельности совсем небезразлично, какими средствами и по каким правилам достигаются цели, поставленные перед государственной службой. Поэтому все острее встает вопрос об этических отношениях как внутри каждого государственного органа, так и между государственными органами и обществом. В условиях переходного периода общество заинтересовано в том, чтобы на государственной службе работали профессионалы, обладающие ко всему и высокими нравственными качествами.
Только за 2003 год Агентством Республики Казахстан и его территориальными подразделениями проведено более 1900 проверок по вопросам соблюдения законодательства о государственной службе и о борьбе с коррупцией, по результатам которых выявлено около 11000 нарушений. Агентством совместно с Дисциплинарными советами проведены проверки деятельности акиматов всех областей и гг. Астаны и Алматы, а также центральных госорганов.
По итогам проверок 474 госслужащих привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе 72 чиновника уволены с занимаемой должности. По рекомендациям Агентства его территориальных управлений центральными и местными госорганами принято 3774 решений, в том числе отменено 847 незаконных приказов.
В целом, проводимая в 1998-2003 гг. кампания по борьбе с коррупцией не принесла значительных и ощутимых результатов, выполнение Государственной программы борьбы с коррупцией велось неэффективно, а поддержка и интерес со стороны широких слоев общественности не возрастали.
Вместе с тем, определенная работа по созданию условий, предотвращающих коррупцию, все же проводилась. Восстановление органов финансового контроля имело, с этой точки зрения, важное значение. Сейчас постепенно увеличиваются роль и вес Счетного комитета по контролю над исполнением республиканского бюджета. Как известно, бюджетная и финансовая сферы являются приоритетными областями борьбы со злоупотреблениями.
Новые положения по декларированию доходов государственными служащими и их супругами, введение института Присяги и Правил служебной этики представляются важными системными мерами по предупреждению коррупции в сфере государственной службы. Государственный бюджет, аудит, налоговое администрирование и таможенная служба представляют собой другие приоритетные области, где государство планирует укрепить соблюдение законности с привлечением помощи международных финансовых организаций.
В январе 2003 года Указом Президента Республики Казахстан была утверждена Государственная Программа по борьбе с коррупцией на 2003–2005 годы. Особенностью этой Программы является то, что в ней делается упор на повышение ответственности в борьбе с коррупцией не только государственных органов, но и институтов гражданского общества. Особая роль отводится СМИ, которые призваны широко и объективно освещать ход реализации государственной политики в борьбе с коррупцией, активно пропагандировать и разъяснять антикоррупционное законодательство, формировать в обществе обстановку неприятия преступности и коррупции. В Программе говорится о том, что «социальное партнерство всех ветвей власти и институтов гражданского общества в решении данной проблемы должно быть направлено на резкое снижение коррупции в стране, оздоровление моральных устоев общества».