Коррупция

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема коррупции и взяточничества в Казахстане встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона. Также видна явная взаимосвязь между коррупцией и взяточничеством и преступными структурами, потому что ни одна преступная структура не сможет существовать, не коррумпируя должностных лиц различного ранга для достижения своих целей.

Содержание

Введение
1. Понятие и правовое регулирование взяточничества и коррупции
2. Всемирная борьба с "вечным злом":
2.1 Коррупция в Казахстане: мифы и реальность
2.2 Западный опыт
2.3 Восточный вариант
2.4 Международные стандарты
3. Законные методы борьбы с коррупцией:
3.1 Законодательная база Республики Казахстан
3.2 Антикоррупционная программа
3.3 Транспаренси Казахстан
4. Самые большие коррупционные преступления Казахстана:
4 1 Дело Гиффена
4.2 "Лукойл Оверсиз Карачаганак"
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

коррупция.doc

— 469.00 Кб (Скачать)

     Правда, нацеливаясь на борьбу с коррупцией во всем мире, ООН нередко не замечает проявления этого «зла» в своих  собственных структурах. Так, в августе 2005 года ушел в отставку руководитель программы ООН «Нефть в обмен  на продовольствие» Бенон Севан. Причиной такого шага стало предъявленное ему обвинение в лоббировании интересов швейцарской фирмы African Middle East Petroleum Co. при получении выгодных ей контрактов в нефтяном секторе Ирака еще в годы правления Саддама Хусейна. Чуть позже Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил о решении подвергнуть Севана и другого высокопоставленного чиновника организации Джозефа Стефандиса дисциплинарным взысканиям.

     Помимо  Конвенции ООН против коррупции  к ведущим международно-правовым актам в данной области также  относятся Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций 1997 года, Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года и об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года.

     Вместе  с тем, если деятельность ООН и  Совета Европы по реализации принятых ими конвенций носит преимущественно  методико-рекомендательный характер, то ОЭСР и созданная под ее эгидой Рабочая группа по финансовому контролю (Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF) имеют такой серьезный инструмент влияния на страны с наибольшим уровнем коррупции, как внесение их в так называемые «черные списки» с последующим обнародованием. Так, в июне 2002 года в «черном списке» FATF оказались Гватемала, Гренада, Доминика, Египет, Индонезия, Маршалловы Острова, Мьянма, Нигерия, Россия, Сент-Винсент и Гренадины, Украина, тихоокеанские острова Кука, Науру и Ниуэ.

     Судя по всему, включение той или иной страны в подобные списки вполне может отрицательно отразиться на ее деловом имидже и инвестиционной привлекательности и, как следствие, создать для нее затруднения в получении финансовой помощи из-за рубежа. Не случайно поэтому, что в свое время некоторые страны, попавшие в «черный список» FATF, как, например, Израиль и Россия, осуществили в сравнительно короткие сроки все необходимые меры для приведения своего законодательства в максимальное соответствие с антикоррупционными стандартами данной организации.

     Таким образом, Казахстану, равно как и  другим постсоветским республикам, есть чему поучиться у зарубежных стран в плане совершенствования  системы и механизмов борьбы с  коррупцией. Хотя, конечно, отечественная  специфика будет влиять на адаптацию иностранного опыта и, может быть, где-то даже тормозить этот процесс. Но все же, как говорится, дело того стоит. Тем более что наша республика до сих пор не присоединилась ни к одному из указанных выше международных актов в данной сфере. А сделать это никогда не поздно. 

 

     

     3. Законные методы борьбы с коррупцией 

     3.1 Законодательные акты РК по борьбе с коррупцией 

     В соответствии с Законом Республики Казахстан “О борьбе с коррупцией”, принятом 2 июля 1998 года, основными целями борьбы с коррупцией и, соответственно, Закона являются:

     защита  прав и свобод граждан;

     обеспечение национальной безопасности;

     повышение эффективности работы государственных  органов и государственных служащих;

     укрепление  доверия населения к государству  и его структурам;

     укрепление  гласности и демократизация основ  управления;

     Для достижения данных целей были разработаны  следующие приоритеты и меры Государственной  программы по борьбе с коррупцией на 1998-2000 гг.:

     Совершенствование законодательной основы для борьбы с коррупцией

     Осуществление единой государственной политики в  области борьбы с коррупцией;

     Совершенствование существующих и создание новых законодательных  и нормативных актов с учетом современных требований и международных стандартов.

     Предупреждение  коррупции:

     Разработка  и реализация всесторонних мер по предупреждению коррупции;

     Информационная  поддержка антикоррупционнных мер;

     Использование опыта международных и национальных специализированных агентств и развитие международного сотрудничества.

     Практические  меры:

     Социально-экономические  и финансовые меры;

     Организационные, управленческие (институциональные) меры;

     Выявление и расследование коррупционных  правонарушений.

     Повышение эффективности правоохранительных органов и судебной системы:

     Эффективная координация между специальными службами, правоохранительными и  судебными органами;

     Повышение компетентности кадров судебной системы;

     Реализация  кадровой политики, направленной на достижение результатов и повышение профессионализма специальных служб, правоохранительных и судебных органов;

     Предоставление  технической поддержки специальным  службам, правоохранительным и судебным органам.

     Руководство республики признало масштабы проблемы коррупции и должностных злоупотреблений и предприняло определенные меры для ее решения. Наиболее важным первым шагом, несомненно, стало утверждение Закона “О борьбе с коррупцией” от 2 июля 1998 г. Закон четко определяет основные виды коррупционных правонарушений, меры, необходимые для предупреждения коррупции и ответственность должностных лиц перед законом. Хотя данный закон является сильным инструментом борьбы с коррупцией, его эффективное исполнение требует принятия целого комплекса системных и скоординированных мер со стороны государства. Создание Государственной комиссии по борьбе с коррупцией в 1999 г. было призвано решить данную задачу.

     Однако  деятельность Государственной комиссии не принесла ожидаемых от нее результатов, и она была расформирована. Ответственность же за проведение системной и целенаправленной кампании против коррупции была распределена между центральными ведомствами, в том числе ряд функций был передан Агентству Республики Казахстан по делам государственной службы.

     Необходимо  отметить, что разработанное Агентством новое законодательство о государственной службе носит ярко выраженный антикоррупционный характер. В нем впервые закреплены обязанности по принесению присяги госслужащими, а также впервые предусмотрено информирование руководителей в случаях пересечения или противоречия частных интересов государственных служащих с их полномочиями. При поступлении на государственную службу гражданин обязан дать согласие в письменной форме на принятие ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе.

     Государственный служащий, в случае возникновения сомнений в правомерности полученного от руководителя для исполнения распоряжения, должен незамедлительно в письменной форме сообщить об этом своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение и потребовать письменного подтверждения распоряжения. С начала 2000 года в каждом госоргане созданы и работают постоянно действующие дисциплинарные комиссии, которые призваны всесторонне рассматривать и давать объективную оценку действий государственных служащих, в случае совершения ими дисциплинарных проступков. Надо отметить, что и сам конкурс является действенной антикоррупционной мерой при поступлении и продвижении по государственной службе.

     Одним из важных аспектов, регулирующих отношения  на государственной службе, является закрепление Правил поведения государственных служащих. Это положение нашло отражение в Указе Президента Республики Казахстан «Об утверждении Правил служебной этики государственных служащих Республики Казахстан» от 21 января 1999 г. № 328. В нем прямо говорится, что «Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к нравственности, этике и моральному облику государственных служащих. Общество рассчитывает, что государственный служащий будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную деятельность, беспристрастно и честно служить обществу».

     Правила устанавливают обязательные для  соблюдения государственными служащими  Республики Казахстан основные правила поведения, вытекающие из общепринятых норм этики и особенностей государственной службы. В Правилах закреплены основные нормы поведения государственных служащих в отношениях с гражданами и юридическими лицами. Особо важное место отводится этике руководителей, имеющих подчиненных, так как многие государственные служащие берут пример со своих начальников. Правила служебной этики обязывают государственных служащих, имеющих подчиненных:

     -точно  определять задачи и объем  служебных полномочий своих подчиненных в соответствии с занимаемыми ими должностями;

     -не  понуждать подчиненных к совершению  противоправных поступков или  поступков, не совместимых с  общепринятыми нормами этики.

     Эти требования как никогда актуальны  в условиях разделения должностей на политические и административные и направлены на защиту административных государственных служащих. Таким образом, Правила служебной этики закрепляют и дополняют отношения на государственной службе, не урегулированные Законом. За нарушение требований, предусмотренных Правилами, на государственных служащих в соответствии с законодательством о государственной службе налагаются дисциплинарные взыскания.

     Основной  задачей Правил служебной этики  должна была стать профилактика и  предупреждение коррупции. Обществу и каждому гражданину в отдельности совсем небезразлично, какими средствами и по каким правилам достигаются цели, поставленные перед государственной службой. Поэтому все острее встает вопрос об этических отношениях как внутри каждого государственного органа, так и между государственными органами и обществом. В условиях переходного периода общество заинтересовано в том, чтобы на государственной службе работали профессионалы, обладающие ко всему и высокими нравственными качествами.

     Только  за 2003 год Агентством Республики Казахстан и его территориальными подразделениями проведено более 1900 проверок по вопросам соблюдения законодательства о государственной службе и о борьбе с коррупцией, по результатам которых выявлено около 11000 нарушений. Агентством совместно с Дисциплинарными советами проведены проверки деятельности акиматов всех областей и гг. Астаны и Алматы, а также центральных госорганов.

     По  итогам проверок 474 госслужащих привлечены к дисциплинарной ответственности, в том числе 72 чиновника уволены с занимаемой должности. По рекомендациям Агентства его территориальных управлений центральными и местными госорганами принято 3774 решений, в том числе отменено 847 незаконных приказов.

     В целом, проводимая в 1998-2003 гг. кампания по борьбе с коррупцией не принесла значительных и ощутимых результатов, выполнение Государственной программы борьбы с коррупцией велось неэффективно, а поддержка и интерес со стороны широких слоев общественности не возрастали.

     Вместе  с тем, определенная работа по созданию условий, предотвращающих коррупцию, все же проводилась. Восстановление органов финансового контроля имело, с этой точки зрения, важное значение. Сейчас постепенно увеличиваются роль и вес Счетного комитета по контролю над исполнением республиканского бюджета. Как известно, бюджетная и финансовая сферы являются приоритетными областями борьбы со злоупотреблениями.

     Новые положения по декларированию доходов  государственными служащими и их супругами, введение института Присяги  и Правил служебной этики представляются важными системными мерами по предупреждению коррупции в сфере государственной службы. Государственный бюджет, аудит, налоговое администрирование и таможенная служба представляют собой другие приоритетные области, где государство планирует укрепить соблюдение законности с привлечением помощи международных финансовых организаций.

     В январе 2003 года Указом Президента Республики Казахстан была утверждена Государственная  Программа по борьбе с коррупцией на 2003–2005 годы. Особенностью этой Программы  является то, что в ней делается упор на повышение ответственности в борьбе с коррупцией не только государственных органов, но и институтов гражданского общества. Особая роль отводится СМИ, которые призваны широко и объективно освещать ход реализации государственной политики в борьбе с коррупцией, активно пропагандировать и разъяснять антикоррупционное законодательство, формировать в обществе обстановку неприятия преступности и коррупции. В Программе говорится о том, что «социальное партнерство всех ветвей власти и институтов гражданского общества в решении данной проблемы должно быть направлено на резкое снижение коррупции в стране, оздоровление моральных устоев общества».

Информация о работе Коррупция