Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 19:21, курсовая работа
Проблема коррупции и взяточничества в Казахстане встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона. Также видна явная взаимосвязь между коррупцией и взяточничеством и преступными структурами, потому что ни одна преступная структура не сможет существовать, не коррумпируя должностных лиц различного ранга для достижения своих целей.
Введение
1. Понятие и правовое регулирование взяточничества и коррупции
2. Всемирная борьба с "вечным злом":
2.1 Коррупция в Казахстане: мифы и реальность
2.2 Западный опыт
2.3 Восточный вариант
2.4 Международные стандарты
3. Законные методы борьбы с коррупцией:
3.1 Законодательная база Республики Казахстан
3.2 Антикоррупционная программа
3.3 Транспаренси Казахстан
4. Самые большие коррупционные преступления Казахстана:
4 1 Дело Гиффена
4.2 "Лукойл Оверсиз Карачаганак"
Заключение
Список литературы
Приложение
Одной из наиболее действенных форм воспитания государственных служащих, особенно впервые принятых, должна стать пропаганда высших ценностей нашего общества и неприятия к любым, даже, казалось бы, самым безобидным проявлениям коррупции. Добиться этого можно, если каждый госслужащий будет четко знать свои полномочия, и нести ответственность за принятые решения, твердо придерживаться этических норм и быть патриотом своей страны.
Сейчас ставится задача не просто наказывать госчиновников, но, прежде всего, предотвращать коррупционные правонарушения. Практика показала, что зачастую такие правонарушения совершаются госслужащими из-за незнания норм антикоррупционного законодательства.
Поэтому, на данном этапе реформирования госслужбы активизируется работа по правовой пропаганде на местах с обязательным привлечением к ней общественности и СМИ, возобновлена работа школ правового всеобуча для государственных служащих.
Для обеспечения мобильной связи с общественностью в Агентстве установлены телефон и пейджер доверия, куда может обратиться любой человек, имеющий информацию о коррупционных правонарушениях государственных служащих.
Создание
эффективной системы
В отношении защиты прав предпринимателей предпринимается комплекс мер, связанных с упрощением процедур регистрации субъектов малого и среднего бизнеса, сокращением количества разрешительных документов, вводятся запреты на частые проверки государственными контролирующими органами субъектов малого и среднего бизнеса в течение 9 месяцев в 2003 году. Эти меры стали результатами ряда встреч главы государства и предпринимателей. Ожидается, что эти меры позволят значительно сократить уровень «теневой экономики», а бизнесмены смогут направлять средства, предназначенные на взятки, в производство. Тем самым будет обеспечен устойчивый экономический рост.
В
казахстанском обществе сейчас велики
ожидания от мер, предпринимаемых государством
по борьбе с коррупцией. Говоря в целом
о борьбе с коррупцией в Казахстане, нужно
подчеркнуть, главное, что в стране имеется
политическая воля руководства страны
на эту борьбу. Конечно, эта борьба имеет
долговременный характер, но есть надежда,
что упорная и кропотливая работа по преобразованию
экономики, правовой сферы, государственной
службы, изменение общественной нравственности
будут способствовать эффективной борьбе
с коррупцией.
3.2
Антикоррупционная
программа
Реализация
государственной
Коррупция наряду с преступностью стала серьезным вызовом для государственной власти и общества в Казахстане. С началом экономических реформ появилось бесчисленное множество возможностей для личного обогащения государственных служащих. В условиях слабо развитой системы законодательства и надзора эти возможности интенсивно использовались и используются в незаконных целях. Использование государственных должностей в личных целях определяется как коррупция. Коррупция выделяется в особую категорию правонарушений, поскольку она имеет специфический характер государственного преступления, наносящего значительный ущерб общественным интересам и подрывающего доверие общества к закону и государственным институтам. Среди стран СНГ Казахстан одним из первых приступил к разработке законодательной базы и системы противодействия коррупции. В нашем государстве принят основной нормативно-правовой акт, нацеленный на борьбу с коррупцией это – Закон Республики Казахстан О борьбе с коррупцией, кроме того разработаны и успешно претворяются в жизнь Стратегия развития Казахстана до 2030 года. Приняты ряд указов Главы государства по соответствующей тематике. Это такие, как: Указ Президента РК от 20.04.2000 г. № 377; О мерах по совершенствованию системы борьбы с коррупцией и преступностью; Указ Президента РК; О государственной программе борьбы с коррупцией на 2001-2005 годы; Указы Президента РК от 14.04.2005 г. № 1550 О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц; и от 23.12.2005 г. №1686 О Государственной программе борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы, постановление Правительства РК от 09.02.2006 г. № 96;О плане мероприятий по реализации Государственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 г.г.; и др, Наряду с выше названными источниками права необходимо отметить и Послания Президента Республики Казахстан от 18 февраля 2005 года и от 1 марта 2006 года. В целях сбалансированности трудовых, финансовых ресурсов и исключения дублирования мероприятий принятая Государственная программа борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы скоординирована с программой; основные направления экономической политики и организационных мер по сокращению размеров теневой экономики в Республике Казахстана 2005-2010 годы; борьба с правонарушениями в сфере экономики в Республике Казахстан на 2005-2007 годы.
Для принятия мер в борьбе с коррупцией на местах и реализации положений Государственной программы в Восточно-Казахстанской области разработана и утверждена решением Восточно-Казахстанского областного маслихата от 4 апреля 2006 года Региональная программа борьбы с коррупцией в ВКО на 2006-2010 годы. Целью данной программы является снижение уровня коррупции во всех сферах жизнедеятельности общества путем повышения эффективности координации деятельности государственных органов и институтов гражданского общества. Управление Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по ВКО было одним из разработчиков названной Региональной программы борьбы с коррупцией. Одним из разделов Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 18 февраля 2005 года назван О борьбе с коррупцией и преступностью. Во исполнение данного Послания Главы государства, а также в целях повышения эффективности принимаемых дисциплинарными советами решений о наказании лиц, совершивших коррупционные правонарушения, и усиления координации деятельности дисциплинарных советов в вопросах противодействия коррупции дисциплинарные советы переданы Агентству Республики Казахстан по делам государственной службы.
В целях укрепления дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц Агентство организовало работу советов на следующих принципах:
• публичности, регулярности и профилактической направленности своей деятельности;
• широкого привлечения представителей общественности и СМИ к подготовке и проведению рабочих заседаний.
По итогам работы дисциплинарного совета Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по ВКО в 2005-2006 г.г. рассмотрено 54 дисциплинарных дела коррупционного характера. По результатам рассмотрения наложено 8 дисциплинарных взыскания в виде увольнения с занимаемой должности, 3 – предупреждения о неполном служебном соответствии, 11 - строгих выговора, 24 - выговора и 8 - замечаний.
Как известно, одним из основных направлений деятельности Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы является постоянный контроль за соблюдением законодательства о государственной службе и борьбе с коррупцией. В данном направлении также проводиться большая работа. Так, например, за 2005-2006 г.г. проведено 532 проверок, в том числе 394 плановых, 4 – по заявлениям и жалобам граждан, 14 – по обращениям государственных органов и иных юридических лиц, 120 - по поручениям руководства Агентства. В результате проверок за названный выше период выявлено в целом 1625 нарушения, в том числе норм антикоррупционного законодательства установлено 363 факта. Наиболее часто выявляемое нарушение – это не принятие на себя ограничений или принятие с нарушением сроков, а также нарушение
сроков
порядка рассмотрения обращения
граждан. В 2005 году имел место факт совместной
службы близких родственников на государственной
службе. Нарушения выявлены в отдельных
государственных органах управления Кокпектинского,
Уланского, Жарминского, Зайсанского,
Курчумского, Тарбагатайского, Шемонаихинского,
Бескарагайского, Глубоковского, Аягозского
и Катон-Карагайского районов, а также
городов Риддер и Курчатов.Вместе с тем,
хотелось бы отметить и тот факт, что управление
ведет постоянный контроль в вопросе передачи
государственными служащими в доверительное
управление имущества, влекущее получение
дохода. При наличии фактов нарушения
управление принимает строгие меры по
привлечению к ответственности виновных
лиц, Кроме того, в целях предотвращения
и профилактики борьбы с коррупцией руководством
и специалистами управления проводится
большая разъяснительная работа. Это встречи
и семинары с коллективами государственных
органов и населением. На указанных встречах
даются разъяснения по вопросам реализации
и применения законодательства о государственной
службе и антикоррупционного законодательства.
Вопросы борьбы с коррупцией поднимаются
также и на занятиях в Региональном центре
переподготовки и повышения квалификации
государственных служащих области. Кроме
того, управлением и под его контролем
периодически освещаются на электронных
и печатных СМИ публикации на тему борьбы
с коррупцией. Вопросы борьбы с коррупцией
периодически имеют свое отражение и на
специальном сайте акима области.
3.3
Транспаренси Казахстан
Транспаренси
Казахстан исследует формы
предпринимательских структурах. Результаты исследований становятся предметом конференций и круглых столов.Транспаренси Казахстан ежегодно публикует Индекс восприятия коррупции в Казахстане, вызывающий большой интерес общественности, инвесторов, государственных структур, специалистов и прессы.
В марте 2003 года при поддержке ОБСЕ и содействии Государственной комиссии по борьбе с коррупцией при Президенте Республики Казахстан был проведен круглый стол “Коалиция против коррупции”. В декабре 2000 года при поддержке Всемирного банка и при содействии Отдела по вопросам экономической безопасности
Совета Безопасности при Президенте Республики Казахстан был проведен круглый стол “Подотчетность и прозрачность против системной коррупции”, в рамках которого были выработаны рекомендации и предложения в Государственную программу по борьбе с коррупцией на 2003 - 2005 гг.
В мае 2003 г. был проведен круглый стол “Пути формирования имиджа местных органов власти в Республике Казахстан”. В июне 2003 г. Транспаренси Казахстан организовал круглый стол “Проблемы и перспективы развития местного государственного управления и самоуправления в Казахстане”. В июле 2003 года завершен проект “Суды без коррупции”, который был осуществлен при поддержке фонда Сорос Казахстан. Цель проекта - выработка рекомендаций антикоррупционного характера по улучшению судебной системы. ТК осуществлял консультирование и предоставлял материалы при разработке Этического Кодекса инвесторов Казахстана, а также консультирует Агентство по делам госслужбы РК. В декабре 2003 года Транспаренси Казахстан при поддержке Американского агентства по международному развитию (USAID) был создан Антикоррупционный информационный центр, в рамках которого действует библиотека и информационный сайт издается информационно-аналитический журнал “К обществу без коррупции”; публикуются материалы по специфическим коррупционным проблемам; планируются издание на казахском и русском языках пособия Транспаренси Интернэшнл “Основы противодействия коррупции”, разработка и проведение курсов по вопросам прозрачности и противодействия коррупции.
Эксперты Транспаренси Казахстан при поддержке государственных институтов осуществляют независимую оценку государственной антикоррупционной программы, способности государства противостоять коррупции, прозрачности принятия государственных решений, открытости работы государственных органов. Транспаренси Казахстан принял участие в проведении мониторинга национальной системы неподкупности, который проводится в 20 странах мира, в рамках подготовки ко Второму Глобальному Форуму в Нидерландах.
Транспаренси
Казахстан планирует
Не все ладно и в органах, которые призваны противостоять коррупции, то есть в МВД, КНБ, прокуратуре, финансовой полиции, отчасти налоговой и таможенной службах и судах. Еще летом 2004 года общественный фонд «Трансперенси Казахстан» провел экспертный опрос для выявления степени проявления коррупции в указанных органах и получения максимально объективной оценки их деятельности в сфере борьбы с коррупцией. По результатам опроса в пятерку наиболее подверженных коррупции попали таможенная служба (98 баллов), дорожная полиция (110), налоговая служба (127), органы внутренних дел (без дорожной полиции) – (144) и финансовая полиция (152). С тех пор ситуация не претерпела качественных изменений.
В качестве трех главных причин такого положения в данных органах названы отсутствие общественного контроля за их деятельностью, низкая зарплата сотрудников и несовершенство механизмов подбора кадров. В последнем случае нельзя не отметить, что на работу сюда часто устраиваются случайные люди, с низкими моральными качествами, не заинтересованные в продуктивности своей работы, а ищущие в ней только личную выгоду.
Антикоррупционная деятельность правоохранительных органов в Казахстане имеет еще один парадокс. Так, судя по всему, КНБ больше предпочитает бороться с коррупционерами из МВД, финансовая полиция – из таможни, прокуратура – из всех этих органов. Но в то же время каждая из этих служб мало заботится об искоренении этого явления в своих структурах. Не зря же говорят, что «рука руку моет». Но тогда получается, что потенциальные коррупционеры борются с точно такими же, только «чужими». А это уже больше похоже на «разборку» криминальных группировок, чем на борьбу с коррупцией.
Темой для отдельного разговора является проявление коррупции в сфере бизнеса. Сложность оценки ситуации здесь объясняется тем, что трудно однозначно ответить на извечный вопрос «кто виноват?». Как правило, власть все валит на бизнес, а бизнес – на власть. Но, видимо, каждый из них вносит свою лепту в развитие коррупции в стране.