Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:39, контрольная работа
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России и несет свои отличительные признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач. “ Административное право есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами” - писал в 1929г. В. Хоболевский. 1
Введение.
1. Понятие административного права как отрасли права, регулирующей общественные отношения в сфере государственного управления.
2. Источники (формы выражения) административного права.
Заключение.
Человек - существо общественное, он всегда живет и существует с другими людьми. Любая совместная деятельность требует согласованности, упорядочения и организации, условия разных людей должны быть гармонизированы во времени и пространстве, подчинены определенной цели единым правилом безопасности. Совместная деятельность, как уже указывалось ранее, предполагает управление, последнее объективно необходимо и является неотъемлемым признаком общественного бытия, его атрибутом. А значит, управленческие отношения всегда были и будут, пока существует человеческое общество. Они, как и семейные, экономические связи, появились намного раньше, чем юридические нормы. Последние не создают управленческих отношений, а используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, охранять.
Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому. В системе управленческих связей субъекты не равны и к тому же они выполняют разные социальные роли. Этого неравенства административное право не может и не стремиться устранить. Воспринимая его как объективную необходимость, законодатель, регламентируя организацию и функционирование исполнительной (административной) власти, юридически оформляет такое неравенство. Этим объясняются особенности административного правового метода.
Главные признаки метода правового регулирования: каково устанавливаемое юридическое положение сторон; с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений; как определяются права и обязанности субъектов правоотношений; как они защищаются. Метод характеризует волевую сторону регулятивных свойств отрасли.
Административное право - юридическая форма, модель управления. Оно закрепляет юридическое неравенство субъектов управленческих отношений. Это связано с подчинением одной стороны другой. Даже у органов, должностных лиц, находящихся на одном уровне управленческой иерархии, неодинаковые права и обязанности. Например, различно правовое положение областного управления внутренних дел, областного комитета по управлению имуществом и областного финансового отдела.
Административно
- правовые отношения чаще всего
возникают в связи с событиями,
односторонними волеизъявлениями. Действиями,
совершаемыми по воле одной стороны
и влекущими юридические
Субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения, заключать договоры, определяют взаимные права и обязанности.
Иначе строится административно - правовое регулирование. Очень часто нормами четко определяется, когда и между какими субъектами должны возникать правовые отношения, каковы будут права и обязанности сторон, так, отношения граждан, связанные с получением паспорта, призывом на военную службу, получение прав на управление транспортом, возникают при заранее определенных обстоятельствах с определенными органами исполнительной власти, при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридической нормой.
Особенности предмета обуславливают специфику метода регулирования.
Административное
право закрепляет юридическое неравенство
субъектов, право носителей
В управленческих отношениях есть субъект и объект воздействия. Их правовое опосредование превращает обе стороны в субъектов правоотношений, носителей определенных прав и обязанностей, закрепляя демократические начала формирования административной власти и контроль за ее деятельностью, рациональные формы организации управленческого труда, разнообразные права граждан, механизмы решения конфликтов, четкие процедуры и другое. Административное право придает управленческим отношениям цивилизованный характер, способствует развитию в них демократии. Наряду с предметом и методом регулирования, третьей особенностью самостоятельной отрасли права является ее целостность. Это довольно четко просматривается в административном праве. Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределили взаимосвязь образующих отрасль юридических норм.
Административное
право - целостная система правовых
норм и институтов. Их объединяет предмет,
цели, принципы, метод регулирования.
Они должны быть согласованы друг
с другом, опираться на единые определения,
использовать единую терминологию. Внутри
отрасли существует субординация норм
разной юридической силы, общих и
социальных. А в целом отрасль
создает специфический
“
Под юридическим режимом
Вот
основные направления, регулирующие общественные
отношения.
Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения. Они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как пункты, параграфы в акты государственных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками права, внешними причинами его выражения.
Источниками
административного права
Важнейшей особенностью отрасли являются разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью исполнительной власти.
Для
правовой регламентации управления
нужно большое число законов
и еще большее число
Существует значительное число чисто административно - правовых источников. Но много “ смешанных” многоотраслевых, в которых одновременно могут быть нормы разных отраслей права (например, административного и уголовного).
В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и по их юридической силе все источники административного права нужно разделить на несколько типов:
I.
Акты Советов народных
1) Законы (Конституция РФ и Конституции республик, входящих в РФ, Основы законодательства, Законы, кодексы);
2) Решения краевых, областных, окружных, районных, городских и т.д.;
II.
Акты государственной
1) Указы, распоряжения Президента;
2) Постановления, распоряжения Совета министров;
3) Приказы,
постановления министров,
4) Постановления,
распоряжения глав
5) Приказы,
постановления иных органов
6) Приказы руководителей государственных предприятий, учреждений.
К этому классу нормативных актов относятся также акты органов исполнительной власти республик, входящих в РФ (Президента, правительства, министерства и других органов республики).
III. Союзные акты (акты органов бывшего СССР). Существование третьего типа источников связано с тем, что вплоть да начала 1992 года в числе источников административного права преобладали акты высших и центральных органов СССР. После распада СССР эти акты продолжают действовать на территории РФ при двух условиях:
1) если
еще не приняты
2) если
они не противоречат
IV.
Международные акты. В соответствии
с Конституцией РФ “
Единого административного кодекса нет и его невозможно создать.
Во - первых, потому, что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которого требует правовое регулирование управления.
Во - вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.
В чем же заключается основная доминирующая роль источников права в формах выражения административного права.
Под
источниками административного
права понимают различные формы
его выражения, в которых норма
административного права
Закрепление и утверждение источников права происходит с помощью форм управленческой деятельности.
Формы управленческой деятельности есть высшее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами государственного управления на основании источников административного права.
Различные
формы управленческой деятельности
выражают, по существу, ее содержание,
дают представление о том, как
практически решаются управленческие
задачи, выполняются функции
Так
как органы государственного управления
осуществляют свои функции непосредственно
от имени государства, формы их деятельности
регламентируются правом. Административно
- правовые нормы, которыми определяется
правовое положение данного органа,
практически определяют все формы
его деятельности. Тем самым все
эти формы подчиняются
Конкретные действия органов управления (должностных лиц) разнообразны. В определенных случаях они влекут определенные юридические последствия. Это имеет место при установлении обязательных правил поведения, осуществления властно - распорядительных полномочий, административной юрисдикции ( например, положение административных взысканий) и т.п.
Такого рода действия всегда нуждаются в юридическом высшем выражении, т.е. в правовой форме. Другие действия органов управления не нуждаются в такой форме, являются организационными и соответственно облекаются в неправовые формы. Их нередко называют организационными формами управленческой деятельности.
Для правовых форм управленческой деятельности характерно то, что они всегда регламентируются правом (например, порядок издания юридических актов управления).
Они могут влечь за собой возникновение конкретных административно - правовых отношений (например, издание индивидуального акта управления). Для неправовых форм административно - правовые нормы устанавливают лишь общую процедуру их совершения (например, порядок созыва и проведения различного рода конференций и совещаний).
Информация о работе Административное право как отрасль права