Понятие и особенности административного права как отрасли права

Автор: Елена Орлова, 22 Сентября 2010 в 13:15, дипломная работа

Описание работы

Актуальное на сегодняшний день формирование правового государства, а так же правовая реформа на основе верховенства Конституции РФ, приоритета закона во всех сферах жизни общества не оставили в стороне и административное право.
По общему признанию российских и зарубежных ученых-юристов административное право является одной из древнейших и профилирующих, опорных, базисных отраслей правовой системы, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.
Новые условия нашей современной жизни не могут не затронуть содержания этой правовой отрасли. Если раньше основное внимание административного права было адресовано аппарату государственного управления, то в современных условиях наблюдается его заметная «переадресовка». Это находит свое непосредственное выражение в том, что одним из самых важных направлений административно-правового регулирования становятся общественные отношения, возникающие между личностью и обществом, государством к гражданином. На смену традиционному приоритету общественных, государственных интересов над личными приходит концепция приоритета личности, взаимной ответственности государства и гражданина.

Содержание

Введение…… ……………………………………………………………3
Понятие и особенности административного права
как отрасли права…………………………………………………………5
Соотношение административного права
с другими отраслями………………………………………………………8
Система и принципы административного права………………………………………………………………………..11
Понятие государственного управления как вида социального управления…………………………………………………………….…..15
Признаки и особенности государственного управления…………………………………………………………………17
Принципы государственного управления…………………………………………………………………21
Роль административного права в обеспечении государственного управления внутренними делами………………………………………..27
Заключение ………………………………………………………………..29
Список используемой литературы…………………………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Ад пр кур 1 Ната.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

 

      Содержание

 
 
 
 

     Введение…… ……………………………………………………………3

  1. Понятие и особенности административного права

     как отрасли права…………………………………………………………5

  1. Соотношение административного права

     с другими отраслями………………………………………………………8

  1. Система и принципы административного права………………………………………………………………………..11
  2. Понятие государственного управления как вида социального управления…………………………………………………………….…..15
  3. Признаки и особенности государственного управления…………………………………………………………………17
  4. Принципы государственного управления…………………………………………………………………21
  5. Роль административного права в обеспечении государственного управления внутренними делами………………………………………..27

    Заключение  ………………………………………………………………..29

    Список используемой литературы…………………………………………………………………30

 

      ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальное  на сегодняшний день формирование правового  государства, а так же правовая реформа  на основе верховенства Конституции РФ, приоритета закона во всех сферах жизни общества не оставили в стороне и административное право.

     По  общему признанию российских и зарубежных ученых-юристов административное право является одной из древнейших и профилирующих, опорных, базисных отраслей правовой системы, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.

     Новые условия нашей современной жизни  не могут не затронуть содержания этой правовой отрасли. Если раньше основное внимание административного права было адресовано аппарату государственного управления, то в современных условиях наблюдается его заметная «переадресовка». Это находит свое непосредственное выражение в том, что одним из самых важных направлений административно-правового регулирования становятся общественные отношения, возникающие между личностью и обществом, государством к гражданином. На смену традиционному приоритету общественных, государственных интересов над личными приходит концепция приоритета личности, взаимной ответственности государства и гражданина.

     Соответственно, все административное законодательство выдвигает на первый план законные интересы человека и гражданина, обеспечение и защиту его прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Это, например, нормы о гражданстве, о свободе передвижения, выборе места пребывания и жительства, о свободе вероисповеданий, об общественных объединениях, о местном самоуправлении, об образовании, о занятости населения, о малом предпринимательстве и т.п.

     Актуальность  данной темы определяется тем, что гражданин  с его разнообразными интересами и запросами во все возрастающей степени получает административно-правовую поддержку со стороны исполнительных органов общей и правоохранительной компетенции. Образно говоря, он повседневно «общается» именно с нормами административного права, находя в них необходимый ответ на волнующие его вопросы, а также защиту от посягательств на свой демократический правовой статус.

     Целью данной курсовой работы является раскрытие  основополагающих начал административного  права. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить понятие административного права и его соотношение с другими отраслями права;
  • рассмотреть систему и принципы административного права;
  • определить понятие государственного управления, его принципы и особенности.

     Основой курсовой работы является  анализ действующего административно-правового законодательства России, монографической литературы, учебной литературы.

 

  1. Понятие и особенности административного права

       как отрасли права

     Административное  право - отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере деятельности исполнительной власти1.

     Как отрасль правовой системы, административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления. Административное право по своей изначальной сути является правом управления. Во-первых, потому, что «административное» тождественно «управленческому». Во-вторых, потому, что содержанием деятельности органов исполнительной власти и ее представителей — должностных лиц является именно государственное или публичное управление 2.

     Своеобразие административного права с учетом специфики государственно-управленческой деятельности состоит в том, что оно своим регулятивным воздействием охватывает широкий круг общественных отношений.

     Как отрасль правовой системы Российской Федерации, административное право своим назначением имеет регулирование особой группы общественных отношений. Особенности административного права выражаются через особенности отношений, которое оно регулирует. Выделяют следующие особенности:

     Во-первых, возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений обусловлено властной, исполнительно-распорядительной деятельностью органов государственного управления.

     Властная  деятельность органов государственного управления представляет собой разновидность административного принуждения; один из участников властной деятельности осуществляет свои обязанности независимо от согласия других частников, в том числе с применением мер морального или физического воздействия (административное принуждение).

     Можно выделить следующие особенности  административно-принудительной деятельности3:

     1.Бессудная основа административного принуждения, которая заключается в том, что орган государственного управления, уполномоченное им должностное лицо осуществляют принудительную деятельность самостоятельно, без участия органов судебной власти. Административное принуждение применяется не только к нарушителям, но и к добросовестному лицу.

     2.Следствием административного (бессудного) принуждения является временное ограничение прав, свобод граждан либо законных правомочий юридического лица. В некоторых случаях административно-принудительная деятельность влечет за собой бессрочное прекращение правомочий лица. (Например, административная конфискация).

     3.Меры административного принуждения представляют собой правомерное действие - органа государственного управления или его должностного лица, осуществляемое по гаю вышестоящего органа (лица) в соответствии с его полномочиями (правами и обязанностями), установленными законодательством.

     Исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления заключена в реализации законов подзаконных актов, обеспечении  контроля за реализацией законодательства и представляет собой разновидность  властной деятельности.

     Вторая  особенность выражается в том, что административно-правовые отношения различаются по содержанию и по субъектному составу.

     Различия  по содержанию проявляются в том, что участники административно-правового отношения наделены различными правами и обязанностями. Полномочия органа государственного управления доминируют: другой участник отношения обязан исполнить адресованное ему законное требование.

     Правомерность, т.е. легитимность и законность требования обусловлена содержанием прав, обязанностей административного органа, определенных законом. Административный орган обязан исполнить правомерное требование другого участника общественного отношения: стороны административно-правового отношения в этих случаях не находятся в организационной подчиненности друг другу. К ним относятся общественные отношения, возникающие в процессе административного или судебного обжалования действий и решений административного органа.

     Различия  по субъектному составу проявляются в том, что в административно-правовом отношении может принимать участие субъект частного права (гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность). К такого рода отношениям относятся лицензионные, регистрационные отношения.

     Еще одной отличительной чертой административных правоотношений является то, что они возникают в сферах публичного и частного права. Имущественные отношения, основанные на властном подчинении их участников, регулируются не гражданским, а административным законодательством (п. 3 ст. 2 ГК).

     Административно-правовые отношения в зависимости от статуса адресата управленческого воздействия можно подразделить на две основные группы: субординационные и внешние.

     Субординационные  административно-правовые отношения  определяются тем, что должностное лицо органа государственной власти принимает управленческое решение, воплощенное, как правило, в форме правового нормативного или индивидуального акта, обязательного для исполнения адресатом предписания. Участниками общественных отношений являются инициирующее его должностное лицо и объект воздействия. Эта категория включает всех должностных лиц, действующих в системе министерства или ведомства, ими являются министр или руководитель ведомства и подчиненные им сотрудники, наделенные властными полномочиями. Сотрудниками наделенными властными полномочиями могут быть должностными лицами центральных аппаратов федеральных министерств и ведомств, а также руководителями подчиненных им объектов управления - учреждений и организаций. Как правило, такие организации обладают статусом государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, или федеральных казенных предприятий.

     Другой  разновидностью подчиненных министерству (ведомству) объектов управления являются высшие и средние специальные учебные заведения и лечебно-профилактические учреждения, В системах федеральных органов исполнительной власти в сфере административно-политической деятельности могут быть подчиненные органы иных организационно-правовых форм (например, представительства министерств и ведомств в субъектах Федерации и за рубежом).

     Таким образом, в обобщенном виде предмет  административного права составляют общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в  процессе практической реализации исполнительной власти.

     Характерные черты административного права как отрасли права просматривается в процессе соотнесения его с другими отраслями права. 
 
 

 

     
  1. Соотношение административного  права с другими  отраслями

     Особенностью  современной правовой системы является тот факт, что ни одна правовая отрасль не существует в «чистом» виде, без взаимодействия с другими отраслями права. Эти и объясняется «проникновение» административного права в сферу регулятивного функционирования иных отраслей права. Такое проникновение основывается на наличие управленческих по своему характеру отношений в сферах, относящихся в соответствии с предметом той или иной отрасли права к ее регулирующему воздействию. Поэтому отдельные отрасли права содержат определенное число норм, которые можно характеризовать как административно-правовые.

     Своеобразие административного права с учетом специфики государственно-управленческой деятельности состоит в том, что оно своим регулятивным воздействием охватывает широкий круг общественных отношений. Тем самым отчетливо проявляется многообразие форм административно-правового регулирования. Например, финансовое право регулирует строго ограниченные рамками его предмета общественные отношения. Административное право таких строгих границ не знает. Соответственно, трудно найти какой-либо специальный вопрос, который можно было бы назвать чисто административно-правовым, т.е. не затрагивающим интересы других правовых отраслей. Фактически нас окружают  со всех сторон прежде всего нормы административного права. Как ни парадоксален с внешней стороны данный вывод, он имеет под собой прочные основания. Так, наиболее широки и многообразны административная право- и дееспособность гражданина: рождение, обучение, практическая работа, взаимоотношения с социальными, коммунальными, медицинскими, транспортными, торговыми, правоохранительными службами и т.п. А все эти варианты его взаимоотношений неизбежно испытывают на себе соответствующее регулятивное влияние административного права. Конечно, на поведение граждан воздействуют и другие правовые отрасли (например, при заключении гражданско-правовых сделок, налоговых обязанностей и проч.)4.

Информация о работе Понятие и особенности административного права как отрасли права