Автор: Елена Орлова, 22 Сентября 2010 в 13:15, дипломная работа
Актуальное на сегодняшний день формирование правового государства, а так же правовая реформа на основе верховенства Конституции РФ, приоритета закона во всех сферах жизни общества не оставили в стороне и административное право.
По общему признанию российских и зарубежных ученых-юристов административное право является одной из древнейших и профилирующих, опорных, базисных отраслей правовой системы, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.
Новые условия нашей современной жизни не могут не затронуть содержания этой правовой отрасли. Если раньше основное внимание административного права было адресовано аппарату государственного управления, то в современных условиях наблюдается его заметная «переадресовка». Это находит свое непосредственное выражение в том, что одним из самых важных направлений административно-правового регулирования становятся общественные отношения, возникающие между личностью и обществом, государством к гражданином. На смену традиционному приоритету общественных, государственных интересов над личными приходит концепция приоритета личности, взаимной ответственности государства и гражданина.
Введение…… ……………………………………………………………3
Понятие и особенности административного права
как отрасли права…………………………………………………………5
Соотношение административного права
с другими отраслями………………………………………………………8
Система и принципы административного права………………………………………………………………………..11
Понятие государственного управления как вида социального управления…………………………………………………………….…..15
Признаки и особенности государственного управления…………………………………………………………………17
Принципы государственного управления…………………………………………………………………21
Роль административного права в обеспечении государственного управления внутренними делами………………………………………..27
Заключение ………………………………………………………………..29
Список используемой литературы…………………………………………………………………30
Введение…… ……………………………………………………………3
как отрасли права…………………………………………………………5
с
другими отраслями………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………..29
Актуальное на сегодняшний день формирование правового государства, а так же правовая реформа на основе верховенства Конституции РФ, приоритета закона во всех сферах жизни общества не оставили в стороне и административное право.
По общему признанию российских и зарубежных ученых-юристов административное право является одной из древнейших и профилирующих, опорных, базисных отраслей правовой системы, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом.
Новые
условия нашей современной
Соответственно, все административное законодательство выдвигает на первый план законные интересы человека и гражданина, обеспечение и защиту его прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Это, например, нормы о гражданстве, о свободе передвижения, выборе места пребывания и жительства, о свободе вероисповеданий, об общественных объединениях, о местном самоуправлении, об образовании, о занятости населения, о малом предпринимательстве и т.п.
Актуальность данной темы определяется тем, что гражданин с его разнообразными интересами и запросами во все возрастающей степени получает административно-правовую поддержку со стороны исполнительных органов общей и правоохранительной компетенции. Образно говоря, он повседневно «общается» именно с нормами административного права, находя в них необходимый ответ на волнующие его вопросы, а также защиту от посягательств на свой демократический правовой статус.
Целью данной курсовой работы является раскрытие основополагающих начал административного права. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Основой
курсовой работы является анализ действующего
административно-правового
как отрасли права
Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере деятельности исполнительной власти1.
Как отрасль правовой системы, административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления. Административное право по своей изначальной сути является правом управления. Во-первых, потому, что «административное» тождественно «управленческому». Во-вторых, потому, что содержанием деятельности органов исполнительной власти и ее представителей — должностных лиц является именно государственное или публичное управление 2.
Своеобразие
административного права с
Как отрасль правовой системы Российской Федерации, административное право своим назначением имеет регулирование особой группы общественных отношений. Особенности административного права выражаются через особенности отношений, которое оно регулирует. Выделяют следующие особенности:
Во-первых, возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений обусловлено властной, исполнительно-распорядительной деятельностью органов государственного управления.
Властная деятельность органов государственного управления представляет собой разновидность административного принуждения; один из участников властной деятельности осуществляет свои обязанности независимо от согласия других частников, в том числе с применением мер морального или физического воздействия (административное принуждение).
Можно выделить следующие особенности административно-принудительной деятельности3:
1.Бессудная основа административного принуждения, которая заключается в том, что орган государственного управления, уполномоченное им должностное лицо осуществляют принудительную деятельность самостоятельно, без участия органов судебной власти. Административное принуждение применяется не только к нарушителям, но и к добросовестному лицу.
2.Следствием административного (бессудного) принуждения является временное ограничение прав, свобод граждан либо законных правомочий юридического лица. В некоторых случаях административно-принудительная деятельность влечет за собой бессрочное прекращение правомочий лица. (Например, административная конфискация).
3.Меры административного принуждения представляют собой правомерное действие - органа государственного управления или его должностного лица, осуществляемое по гаю вышестоящего органа (лица) в соответствии с его полномочиями (правами и обязанностями), установленными законодательством.
Исполнительно-
Вторая особенность выражается в том, что административно-правовые отношения различаются по содержанию и по субъектному составу.
Различия по содержанию проявляются в том, что участники административно-правового отношения наделены различными правами и обязанностями. Полномочия органа государственного управления доминируют: другой участник отношения обязан исполнить адресованное ему законное требование.
Правомерность, т.е. легитимность и законность требования обусловлена содержанием прав, обязанностей административного органа, определенных законом. Административный орган обязан исполнить правомерное требование другого участника общественного отношения: стороны административно-правового отношения в этих случаях не находятся в организационной подчиненности друг другу. К ним относятся общественные отношения, возникающие в процессе административного или судебного обжалования действий и решений административного органа.
Различия по субъектному составу проявляются в том, что в административно-правовом отношении может принимать участие субъект частного права (гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность). К такого рода отношениям относятся лицензионные, регистрационные отношения.
Еще одной отличительной чертой административных правоотношений является то, что они возникают в сферах публичного и частного права. Имущественные отношения, основанные на властном подчинении их участников, регулируются не гражданским, а административным законодательством (п. 3 ст. 2 ГК).
Административно-правовые отношения в зависимости от статуса адресата управленческого воздействия можно подразделить на две основные группы: субординационные и внешние.
Субординационные административно-правовые отношения определяются тем, что должностное лицо органа государственной власти принимает управленческое решение, воплощенное, как правило, в форме правового нормативного или индивидуального акта, обязательного для исполнения адресатом предписания. Участниками общественных отношений являются инициирующее его должностное лицо и объект воздействия. Эта категория включает всех должностных лиц, действующих в системе министерства или ведомства, ими являются министр или руководитель ведомства и подчиненные им сотрудники, наделенные властными полномочиями. Сотрудниками наделенными властными полномочиями могут быть должностными лицами центральных аппаратов федеральных министерств и ведомств, а также руководителями подчиненных им объектов управления - учреждений и организаций. Как правило, такие организации обладают статусом государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, или федеральных казенных предприятий.
Другой разновидностью подчиненных министерству (ведомству) объектов управления являются высшие и средние специальные учебные заведения и лечебно-профилактические учреждения, В системах федеральных органов исполнительной власти в сфере административно-политической деятельности могут быть подчиненные органы иных организационно-правовых форм (например, представительства министерств и ведомств в субъектах Федерации и за рубежом).
Таким
образом, в обобщенном виде предмет
административного права
Характерные
черты административного права как отрасли
права просматривается в процессе соотнесения
его с другими отраслями права.
Особенностью современной правовой системы является тот факт, что ни одна правовая отрасль не существует в «чистом» виде, без взаимодействия с другими отраслями права. Эти и объясняется «проникновение» административного права в сферу регулятивного функционирования иных отраслей права. Такое проникновение основывается на наличие управленческих по своему характеру отношений в сферах, относящихся в соответствии с предметом той или иной отрасли права к ее регулирующему воздействию. Поэтому отдельные отрасли права содержат определенное число норм, которые можно характеризовать как административно-правовые.
Своеобразие
административного права с
Информация о работе Понятие и особенности административного права как отрасли права