Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:57, реферат
Административное право – отрасль правовой системы Республики Казахстан, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.
1. Понятие и предмет административного права как науки и как отрасли права…………………………………………...2
2. Задачи науки административного права………………………………..5
3. Административное право и полицейское право, соотношение и этапы развития…………………………………….7
4. Современное состояние развития отрасли и науки административного права………………………………………..…...12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список употребленной литературы ………………………………………...15
Министерство
образования и науки
Республики Казахстан
Казахсткий Национальный Университет имени Аль-Фараби
Юридический факультет
СРС
История развития административного права как отрасли и как науки
Подготовил: Стамкулов Ибрагим
Алматы 2012
Содержание
1. Понятие и
предмет административного
2. Задачи науки
3. Административное
право и полицейское право,
соотношение и этапы развития……
4. Современное
состояние развития отрасли и
науки административного права…
Заключение……………………………………………………
Список употребленной литературы ………………………………………...15
Понятие и предмет административного права как науки и как отрасли права
Административное право – отрасль правовой системы Республики Казахстан, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права. Это отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, и поэтому обобщенно называются управленческими.
Административное право - одна из самостоятельных отраслей права, объединяющая собой совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).
Административное право как наука представляет собой систему категории, суждений и выводов об административно-правовых явлениях
Предмет административного права - общественные отношения, возникающие, как правило, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей участников выделяются следующие наиболее типичные их виды.
а) междусоподчиненными
субъектами исполнительной власти, находящимися
на различном организационно-
б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);
в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;
г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);
д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);
ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.
У административно-правовой теории, как и всякой отраслевой юридической науки, более широкий предмет, чем у отрасли права.
Во-первых, наука обязана изучать и нормы, и соответствующие им общественные отношения, выявлять качество тех и других, влияние норм на социальные процессы, особенности их реализации.
Во-вторых, научный анализ административно-правовых явлений предполагают изучение их динамики, их прошлого, выявление процессов их развития.
В-третьих, наука обязана заглядывать в будущее, разрабатывать рекомендации по совершенствованию структуры и деятельности государственной администрации, системы административно-правового регулирования. В настоящее время первостепенное значение имеет разработка проблем улучшения административно-правового обеспечения реализации и защиты права граждан, государственного, регулирования рыночных отношений.
В-четвертых, наука призвана выявлять наиболее существенные признаки, связи административно-правовых явлений, принципы их функционирования. Она должна вырабатывать общеотраслевые понятия, которых нет в законодательстве (административно-правовое отношение, орган исполнительной власти, служба, административный акт, административное принуждение и др.).
Система науки
административного права
В предмете науки административного права можно выделить такие части:
• административно-правовые категории;
• действующие и отмененные нормы административного права;
• анализ практики реализации норм административного права;
• система рекомендаций по совершенствованию правовых норм, практики, их реализации, а также используемых научных категорий.
Административное право - отрасль казахстанской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).
Задачи науки административного права
Административная наука,
как одна из научных отраслей права,
вырабатывает и теоретически систематизирует
объективные знания, идеи, взгляды,
понятия, представления и положения
об отрасли административного
Предметом науки административного права является исследование законов, закономерностей и особенностей в управленческой деятельности органов исполнительной власти, органов государственного управления, администраций органов МСУ, их должностных лиц и осуществляемых при этом управленческих отношений в иных сферах, эффективности административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, правоприменительной практики, выявление свойств, с целью их совершенствования. Объект науки административного права (на что направлено исследование), это управленческие отношения, которые исследуются наукой с целью их совершенствования. Перед наукой ставятся задачи исследования с целью совершенствования административно-правового регулирования управленческих отношений.
К числу основных задач исследования науки административного права следует отнести:
1) предмет административного
права в современных условиях
становления и развития
2) методы и формы
правового регулирования в
3) правовой статус
органов исполнительной власти,
органов государственного
4) правовое положение физических лиц в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ;
5) административно-правовой
статус государственных и
6) правовое положение
негосударственных и
7) административно-
8) ответственность по административному праву;
9) административное
10) административный процесс и его виды;
11) административное производство и его виды;
12) административно-правовые
13) эффективность обеспечения
14) административно-правовое
15) административно-правовое
16) административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере;
17) административно-правовое
Основное назначение науки административного права — на основе исследований предлагать методы и средства совершенствования системы деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, органов МСУ в их повседневной, регулярной и непрерывной организации управления во всех жизненно важных областях и сферах государства и общества.
Наука административного права также разрабатывает научные понятия и категории, которыми она пользуется для исследования управленческих отношений, реализуемых органами исполнительной власти, государственного управления, органами МСУ, а также оказывает влияние на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности органов исполнительной власти, государственного управления совершенствования механизма, методов и форм административно-правового регулирования.
Результатом проводимых научных исследований являются рекомендации, предложения и выводы, направленные на повышение эффективности управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и административно-правового регулирования иных управленческих отношений, а также совершенствование практики применения норм административного права в целях охраны отношений, регулируемых другими отраслями права.
Административное право и полицейское право, соотношение и этапы развития.
Из юридических наук, изучающих четыре самые фундаментальные отрасли права, - государственное, гражданское, уголовное и административное, наука административного права наиболее молодая. Процесс ее зарождения начался около трехсот лет назад под одним именем и закончился оформлением на рубеже XIX-XX веков в самостоятельную науку уже под другим именем.
Эта наука возникла в Западной Европе. Ее зачаточное состояние и первые шаги приходятся на Францию Людовика XIV, Пруссию Фридриха II, Австрию Иосифа II. Все названные монархии были в это время мощными централизованными административно-командными государствами, которые на внешнеполитической арене могли выставить сильные флот и армию, а во внутренней жизни - хорошо вышколенный полицейский аппарат. При простоте управленческой жизни того времени полиция оказывалась центром по управлению обществом: она руководила всем, за всеми наблюдала, обязана была во все вмешиваться.
Однако возникновение и формирование в крупных городах Западной Европы полицейского аппарата - это реакция государственной власти на те изменения, которые произошли в социальной жизни западноевропейских стран. Дело в том, что на смену средним векам с их небольшими городами-бургами пришла эпоха Возрождения, отличавшаяся интенсивным развитием экономических отношений и культуры, ростом крупных городов, таких, как Лондон, Париж, Кельн, Лион, Венеция, Москва. Процессы урбанизации, как в Западной Европе, так и в России приводили к скоплению в общественных местах городов - на улицах, площадях, базарах, ярмарках, - не только торгово-промышленного населения, но и случайных людей: бродяг, нищих, дезертиров, цыган, беглых крепостных крестьян, что, естественно, увеличивало уровень преступности и постоянно угрожало тому, что сейчас называется «общественным порядком» и «безопасностью», а на юридическом языке того времени обозначалось как «благочиние», «безопасность», «благоустройство».
Поэтому центральная власть, которая в XVII-XVIII веках постоянно усиливалась и превращалась в абсолютную в странах Западной Европы и России, реагирует на новую ситуацию в городах созданием единого полицейского пространства и специального полицейского аппарата, призванного оперативно и профессионально охранять общественный порядок, предупреждать преступные проявления обитателей городов, бороться с преступностью.
Информация о работе История развития административного права как отрасли и как науки