История развития административного права как отрасли и как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:57, реферат

Описание работы

Административное право – отрасль правовой системы Республики Казахстан, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.

Содержание

1. Понятие и предмет административного права как науки и как отрасли права…………………………………………...2
2. Задачи науки административного права………………………………..5
3. Административное право и полицейское право, соотношение и этапы развития…………………………………….7
4. Современное состояние развития отрасли и науки административного права………………………………………..…...12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список употребленной литературы ………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

СРС1-История развития административного права как отрасли и как науки.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки  
Республики Казахстан

Казахсткий  Национальный Университет имени  Аль-Фараби

Юридический факультет

 

 

 

 

СРС

История развития административного права как  отрасли и как науки

 

 

 

 

 

Подготовил: Стамкулов Ибрагим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2012

 

Содержание

1. Понятие и  предмет административного права  как науки и как отрасли  права……………………………………………………………………………...2

2. Задачи науки административного  права………………………………..5

3. Административное  право и полицейское право,  соотношение и этапы развития………………………………………………………………………….7

4. Современное  состояние развития отрасли и  науки административного права………………………………………………………………………..…...12

 

Заключение……………………………………………………………………..14

 

Список  употребленной литературы ………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и предмет административного  права как науки и как отрасли  права

 

 

 Административное право  – отрасль правовой системы Республики Казахстан, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Главная их особенность в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права. Это отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой  деятельностью, и поэтому обобщенно называются управленческими.

Административное  право - одна из самостоятельных отраслей права, объединяющая собой совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Административное  право как наука представляет собой систему категории, суждений и выводов об административно-правовых явлениях

 

Предмет административного  права - общественные отношения, возникающие, как правило, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей участников выделяются следующие наиболее типичные их виды.

а) междусоподчиненными  субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и  нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного  надзора и т.п.);

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными  органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными  объединениями, предприятиями и  учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными  объединениями; з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

У административно-правовой теории, как и всякой отраслевой юридической науки, более широкий предмет, чем у отрасли права.

Во-первых, наука  обязана изучать и нормы, и  соответствующие им общественные отношения, выявлять качество тех и других, влияние норм на социальные процессы, особенности их реализации.

Во-вторых, научный  анализ административно-правовых явлений предполагают изучение их динамики, их прошлого, выявление процессов их развития.

В-третьих, наука  обязана заглядывать в будущее, разрабатывать рекомендации по совершенствованию  структуры и деятельности государственной  администрации, системы административно-правового регулирования. В настоящее время первостепенное значение имеет разработка проблем улучшения административно-правового обеспечения реализации и защиты права граждан, государственного, регулирования рыночных отношений.

В-четвертых, наука призвана выявлять наиболее существенные признаки, связи административно-правовых явлений, принципы их функционирования. Она должна вырабатывать общеотраслевые понятия, которых нет в законодательстве (административно-правовое отношение, орган исполнительной власти, служба, административный акт, административное принуждение и др.).

Система науки  административного права включает не только знания о действующих нормах, но «также знания о наиболее общих  категориях (понятиях) административного  права: предмете, методе, системе и принципах административного права, административно-правовых нормах и административных правоотношениях, их видах, субъектах и объектах этих отношений, об исполнительной власти, ее признаках и функциях. Это – базисные категории первого уровня. По сравнению с другими категориями административного права они не прямо объективируются в административно-правовых нормах (нормах-дефинициях и нормах-принципах), но являются абстракциями, отражающими самые сущностные стороны административно-правовой действительности».

В предмете науки  административного права можно  выделить такие части:

•   административно-правовые категории;

•   действующие и отмененные нормы административного права;

•   анализ практики реализации норм административного права;

•   система рекомендаций по совершенствованию правовых норм, практики, их реализации, а также используемых научных категорий.

Административное  право - отрасль казахстанской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

 

Задачи  науки административного права

 

Административная наука, как одна из научных отраслей права, вырабатывает и теоретически систематизирует  объективные знания, идеи, взгляды, понятия, представления и положения  об отрасли административного права, ее предмете и методе его регулирования, ее правотворческой и правоприменительной практике, осуществляемой органами исполнительной власти, государственного управления, администрациями органов МСУ и их уполномоченными должностными лицами.

Предметом науки административного  права является исследование законов, закономерностей и особенностей в управленческой деятельности органов исполнительной власти, органов государственного управления, администраций органов МСУ, их должностных лиц и осуществляемых при этом управленческих отношений в иных сферах, эффективности административно-правовых норм, регулирующих эти отношения, правоприменительной практики, выявление свойств, с целью их совершенствования. Объект науки административного права (на что направлено исследование), это управленческие отношения, которые исследуются наукой с целью их совершенствования. Перед наукой ставятся задачи исследования с целью совершенствования административно-правового регулирования управленческих отношений.

К числу основных задач  исследования науки административного  права следует отнести:

1) предмет административного  права в современных условиях  становления и развития исполнительной  власти, государственного управления;

2) методы и формы  правового регулирования в деятельности  органов исполнительной власти, исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления в современных условиях;

3) правовой статус  органов исполнительной власти, органов государственного управления, администраций органов МСУ, как  субъектов административно-правовых  отношений;

4) правовое положение физических лиц в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ;

5) административно-правовой  статус государственных и муниципальных  служащих, как субъектов административно-правовых  отношений;

6) правовое положение  негосударственных и общественных  объединений как коллективных  субъектов административно-правовых  отношений;

7) административно-юрисдикционная  деятельность, ее подведомственность  в разрешении управленческих  споров и рассмотрения индивидуальных дел об административных правонарушениях;

8) ответственность по  административному праву;

9) административное правонарушение  и административная ответственность;

10) административный процесс  и его виды;

11) административное производство  и его виды;

12) административно-правовые режимы;

13) эффективность обеспечения законности  и дисциплины в деятельности  органов исполнительной власти, государственного управления, администраций  органов МСУ и их должностных  лиц;

14) административно-правовое регулирование общего, отраслевого и межотраслевого государственного управления и его правовое регулирование;

15) административно-правовое регулирование  управленческих отношений в экономической,  хозяйственной, промышленной, аграрной  сферах и областях;

16) административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере;

17) административно-правовое регулирование  управленческих отношений в социально-культурной  сфере и др.

Основное назначение науки административного  права — на основе исследований предлагать методы и средства совершенствования системы деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, органов МСУ в их повседневной, регулярной и непрерывной организации управления во всех жизненно важных областях и сферах государства и общества.

Наука административного права  также разрабатывает научные  понятия и категории, которыми она  пользуется для исследования управленческих отношений, реализуемых органами исполнительной власти, государственного управления, органами МСУ, а также оказывает влияние на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности органов исполнительной власти, государственного управления совершенствования механизма, методов и форм административно-правового регулирования.

Результатом проводимых научных исследований являются рекомендации, предложения и выводы, направленные на повышение эффективности управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и административно-правового регулирования иных управленческих отношений, а также совершенствование практики применения норм административного права в целях охраны отношений, регулируемых другими отраслями права.

 

Административное  право и полицейское право, соотношение  и этапы развития.

 

Из юридических наук, изучающих четыре самые фундаментальные отрасли права, - государственное, гражданское, уголовное и административное, наука административного права наиболее молодая. Процесс ее зарождения начался около трехсот лет назад под одним именем и закончился оформлением на рубеже XIX-XX веков в самостоятельную науку уже под другим именем.

Эта наука возникла в Западной Европе. Ее зачаточное состояние и  первые шаги приходятся на Францию  Людовика XIV, Пруссию Фридриха II, Австрию  Иосифа II. Все названные монархии были в это время мощными централизованными административно-командными государствами, которые на внешнеполитической арене могли выставить сильные флот и армию, а во внутренней жизни - хорошо вышколенный полицейский аппарат. При простоте управленческой жизни того времени полиция оказывалась центром по управлению обществом: она руководила всем, за всеми наблюдала, обязана была во все вмешиваться.

Однако возникновение  и формирование в крупных городах  Западной Европы полицейского аппарата - это реакция государственной власти на те изменения, которые произошли в социальной жизни западноевропейских стран. Дело в том, что на смену средним векам с их небольшими городами-бургами пришла эпоха Возрождения, отличавшаяся интенсивным развитием экономических отношений и культуры, ростом крупных городов, таких, как Лондон, Париж, Кельн, Лион, Венеция, Москва. Процессы урбанизации, как в Западной Европе, так и в России приводили к скоплению в общественных местах городов - на улицах, площадях, базарах, ярмарках, - не только торгово-промышленного населения, но и случайных людей: бродяг, нищих, дезертиров, цыган, беглых крепостных крестьян, что, естественно, увеличивало уровень преступности и постоянно угрожало тому, что сейчас называется «общественным порядком» и «безопасностью», а на юридическом языке того времени обозначалось как «благочиние», «безопасность», «благоустройство».

Поэтому центральная власть, которая в XVII-XVIII веках постоянно  усиливалась и превращалась в  абсолютную в странах Западной Европы и России, реагирует на новую ситуацию в городах созданием единого полицейского пространства и специального полицейского аппарата, призванного оперативно и профессионально охранять общественный порядок, предупреждать преступные проявления обитателей городов, бороться с преступностью.

Информация о работе История развития административного права как отрасли и как науки