Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:32, курсовая работа
12 июня 1990 года новый российский парламент, выражая волю гра-ждан, провозгласил государственный суверенитет России на всей террито-рии и заявил о решении создать правовое демократическое государство.
Одним из шагов к правовому государству стало официальное провоз-глашение принципа разделения властей. В связи с этим меняется, несомнен-но, и административное право.
Введение.
1. Понятие административного права как отрасли права, регулирующей об-щественные отношения в сфере государственного управления.
а) Источники ( формы выражения) административного права.
б) Роль и значение административного права в регулировании обществен-ных отношений.
в) Роль административного права для МВД РФ.
Заключение.
Реферат Административное право как отрасль права
План:
Введение.
1. Понятие административного права как отрасли права, регулирующей об-щественные отношения в сфере государственного управления.
а) Источники ( формы выражения) административного права.
б) Роль и значение административного права в регулировании обществен-ных отношений.
в) Роль административного права для МВД РФ.
Заключение.
12 июня 1990 года новый российский парламент, выражая волю гра-ждан, провозгласил государственный суверенитет России на всей террито-рии и заявил о решении создать правовое демократическое государство.
Одним из шагов к правовому государству стало официальное провоз-глашение принципа разделения властей. В связи с этим меняется, несомнен-но, и административное право.
Административное право - самостоятельная отрасль правовой систе-мы России и несет свои отличительные признаки с учетом своей направлен-ности и стоящих перед ней задач. “ Административное право есть совокуп-ность норм, регулирующих государственную деятельность в области внут-реннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отно-шения между властью и гражданами” - писал в 1929г. В. Хоболевский.
Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закреп-ляющие права личности, гарантии от административного произвола. Реали-зация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражда-нина, разделения властей, контроля за государственной администрацией - необходимое условие превращения полицейского права в административное.
Административное право - одна из самых больших и сложных отрас-лей правовой системы России. Это определяется разнообразием задач, стоя-щих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои администра-тивно - правовые нормы, охватывающие их деятельность.
Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер - в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике - ее роль является решающей. Административное право - очень важная отрасль права, так как роль госу-дарственной администрации в России очень велика. От нее зависит эффек-тивность управления и реализация гражданами многих прав.
Отрасли права отличаются друг от друга прежде всего по предмету и методу правового регулирования.
Предмет административного права - совокупность общественных от-ношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполни-тельной власти.
В самой общей форме можно сказать, что административное право - управленческое право. Оно реализует отношения, возникающие в ходе фор-мирования и функционирования государственной администрации, и “ об-служивает” сферу государственного и муниципального управления.
Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта дея-тельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих слу-чаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько связана с особым видов управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческая деятель-ность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников реализует трудовое право, дознание и предварительное расследование - уго-ловно - процессуальное право, управленческие отношения, связанные с фи-нансами, - финансовое право. Поэтому в определении предмета администра-тивного права необходимо сделать уточнение: оно регулирует все управлен-ческие отношения, за исключением тех, которые закреплены другими отрас-лями права РФ.
Предмет административного права можно разделить на две части:
“ 1. Внутриаппаратные отношения.
Соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы, комплектацию органов и слу-жащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных и муниципальных органах.
2. Взаимоотношения административной власти с гражданами, госу-дарственными и негосударственными организациями”.
“ Административное право как самостоятельная отрасль права пред-ставляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отно-шения, которые складываются в процессе организации и осуществления го-сударственного управления”.
Необходимо запомнить: сфера государственного управления мобиль-на. Здесь постоянно происходят изменения, диктуемые потребностями соци-альной и экономической жизни общества, все более усложняющихся процес-сов управления. Административное право призвано четко реагировать на эти изменения, что вызывает необходимость совершенствовать его нормы. Дан-ная работа ведется постоянно, намечена подготовка ряда важных законода-тельных и подзаконных актов, регулирующих в новых условиях соответст-вующие стороны управленческой жизни.
Нормы административного права регулируют большой комплекс управленческих отношений, возникающих в связи с государственными и общественными отношениями.
Значительна роль административных средств правоохранительного характера, т.е. контрольно - надзорной деятельности за соблюдением закон-ности и государственной дисциплины в сфере государственного управления. Административное право широко использует эти средства в целях профи-лактики правонарушений и борьбы с ними, обеспечения должного порядка управленческих общественных отношений, охраны конституционных прав и свобод граждан.
Административное право призвано регулировать те общественные отношения, которые возникают, складываются, развиваются и прекращают-ся в сфере управления. Все подобного рода общественные отношения так или иначе связаны с процессом осуществления исполнительно - распоряди-тельной деятельностью общественного государства. А это означает, что ад-министративное право свое регулирующее воздействие оказывает на те виды общественных отношений, которые возникают непосредственно в связи с осуществлением задач государственного управления, с практической дея-тельностью органов государственного управления по руководству хозяйст-венным, социально - культурным и административно - политическим строи-тельством. Вместе с тем эти общественные отношения возникают по поводу осуществления органами государственного управления исполнительно - рас-порядительных функций. Следовательно, предмет административного права составляют фактически управленческие общественные отношения.
Правовое регулирование общественных отношений в сфере государ-ственного управления осуществляется путем установления закрепленных в нормах административного права правил поведения, юридически обязатель-ных для всех участников регулируемых отношений.
Устанавливая такие правила, государство по существу создает опре-деленный правовой режим реализации управленческих функций и возни-кающих в этой связи отношений. Конкретное общественное отношение яв-ляется управленческим, а потому и подпадает под регламентирующее воз-действие административного права в следующих случаях. Во - первых, когда в нем обязательно участвует соответствующий орган государственного управления ( должностное лицо). Во - вторых, когда этот орган практически реализует полномочия, предоставленные ему для осуществления управлен-ческой деятельности.
Дело в том, что далеко не всякое общественное отношение в сфере деятельности органов государственного управления и с их участием является управленческим. Как уже говорилось выше, эти органы могут совершать и такие действия, которые регулируются нормами других отраслей права. На-пример, они могут заключать имущественные сделки.
Такого рода действия регулируются гражданским правом. Приобретая имущество, соответствующий орган управления, конечно, не осуществляет исполнительно - распорядительную деятельность, он реализует свои имуще-ственные права.
Следовательно, только тогда, когда данный орган фактически осуще-ствляет исполнительно - распорядительную деятельность, возникают такие общественные отношения, которые действительно являются управленче-скими, а поэтому и подпадают под административно - правовое регулирова-ние.
В учебнике Ю.М. Козлова по административному праву указано, что “ Практика советского государственного управления свидетельствует о том, что к числу управленческих можно отнести следующие виды общественных отношений:
а) отношения между вышестоящими и нижестоящими органами госу-дарственного управления. Например, это отношения между подчиненными органами;
б) отношения между органами государственного управления и под-чиненными им государственными предприятиями и учреждениями;
в) отношения между органами государственного управления и обще-ственными организациями;
г) отношения между органами государственного управления и граж-данами.”
Из этого можно полагать, что во всех названных общественных от-ношениях непременно участвует орган государственного управления. И что закономерно, так как исполнительно - распорядительная деятельность есть одна из форм практической реализации функций общественного государст-ва. Без участия органа управления, выступающего от имени государства и выражающего его волю в сфере государственного управления, управленче-ские общественные отношения, следовательно, возникнуть не могут. По этой причине нельзя признать управленческими отношения между гражданами, ни один из них не наделен полномочиями по осуществлению исполнительно - распорядительной деятельности. Договорные отношения между государст-венными предприятиями также не являются управленческими, поскольку они связаны с их хозяйственной деятельностью, регулируемой нормами гра-жданского права. Наконец, отношения внутри общественных организаций ( например, между вышестоящими и нижестоящими общественными органи-зациями, между этими органами и членами организации и т.п.) также не от-носятся к числу отношений, в которых находит свое отражение государст-венное управление.
Второй стороной управленческих отношений может быть и орган управления, и государственное предприятие или учреждение, и обществен-ная организация, и гражданин. И это полностью соответствует условиям, при наличии которых возникают управленческие общественные отношения, а также и границам их возникновения: область исполнительно - распоряди-тельной деятельности органов государственного управления и складываю-щихся в связи с ней общественных отношений.
В некоторых случаях, специально предусмотренных существующим законодательством, в отношениях, регулируемых административным пра-вом, одной из сторон могут выступать лица, равнозначные органам управле-ния по своему юридическому положению. Они должны обладать полномо-чиями, аналогичными тем, которые есть в распоряжении любого органа го-сударственного управления ( например, право давать юридически обязатель-ные предписания). В такой роли, как правило, выступают отдельные долж-ностные лица, являющиеся официальными представителями данного органа управления и действующие от его имени и в пределах предоставляемых пол-номочий. Практика государственного управления вместе с тем знает случаи, когда властной стороной управленческих отношений могут быть органы ли-бо представитель общественной организации, но только тогда, когда госу-дарство специально наделяет их определенным объемом юридически власт-ных полномочий. Это дает им возможность выступать уже не только от име-ни данной общественной организации, но и от имени государства. Данное исключение не колеблет общих условий, в соответствии с которыми в управ-ленческих отношениях всегда должна быть представлена властная сторона ( как правило, орган управления). Предмет правового воздействия - главный, но не единственный критерий разграничения отраслей права. Они различа-ются и по методу регулирования. Предмет определяет специфику метода ре-гулирования общественных отношений.
Человек - существо общественное, он всегда живет и существует с другими людьми. Любая совместная деятельность требует согласованности, упорядочения и организации, условия разных людей должны быть гармони-зированы во времени и пространстве, подчинены определенной цели единым правилом безопасности. Совместная деятельность, как уже указывалось ра-нее, предполагает управление, последнее объективно необходимо и является неотъемлемым признаком общественного бытия, его атрибутом. А значит, управленческие отношения всегда были и будут, пока существует человече-ское общество. Они, как и семейные, экономические связи, появились на-много раньше, чем юридические нормы. Последние не создают управленче-ских отношений, а используются для того, чтобы их формализовать, упоря-дочить, охранять.
Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому. В системе управлен-ческих связей субъекты не равны и к тому же они выполняют разные соци-альные роли. Этого неравенства административное право не может и не стремиться устранить. Воспринимая его как объективную необходимость, законодатель, регламентируя организацию и функционирование исполни-тельной ( административной) власти, юридически оформляет такое неравен-ство. Этим объясняются особенности административного правового метода.
Главные признаки метода правового регулирования: каково устанав-ливаемое юридическое положение сторон; с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений; как определяются права и обязанности субъектов правоотношений; как они за-щищаются. Метод характеризует волевую сторону регулятивных свойств от-расли.
Административное право - юридическая форма, модель управления. Оно закрепляет юридическое неравенство субъектов управленческих отно-шений. Это связано с подчинением одной стороны другой. Даже у органов, должностных лиц, находящихся на одном уровне управленческой иерархии, неодинаковые права и обязанности. Например, различно правовое положе-ние областного управления внутренних дел, областного комитета по управ-лению имуществом и областного финансового отдела.
Административно - правовые отношения чаще всего возникают в свя-зи с событиями, односторонними волеизъявлениями. Действиями, совер-шаемыми по воле одной стороны и влекущими юридические последствия, являются, например, приказ, предписание субъекта административной вла-сти, жалоба, заявление гражданина, решение о выдаче лицензии, постанов-ление о наложении штрафа.
Субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения, заключать договоры, определяют взаим-ные права и обязанности.
Иначе строится административно - правовое регулирование. Очень часто нормами четко определяется, когда и между какими субъектами должны возникать правовые отношения, каковы будут права и обязанности сторон. , так, отношения граждан, связанные с получением паспорта, призы-вом на военную службу, получение прав на управление транспортом, возни-кают при заранее определенных обстоятельствах с определенными органами исполнительной власти, при этом права и обязанности сторон четко закреп-лены юридической нормой.
Особенности предмета обуславливают специфику метода регулиро-вания.
Административное право закрепляет юридическое неравенство субъ-ектов, право носителей административной власти во внесудебном порядке воздействовать на граждан и организации. Нам административно - правовое регулирование управления обеспечивает внедрение в сферу администриро-вания демократических начал.
В управленческих отношениях есть субъект и объект воздействия. Их правовое опосредование превращает обе стороны в субъектов правоотноше-ний, носителей определенных прав и обязанностей, закрепляя демократиче-ские начала формирования административной власти и контроль за ее дея-тельностью, рациональные формы организации управленческого труда, раз-нообразные права граждан, механизмы решения конфликтов, четкие проце-дуры и другое. Административное право придает управленческим отноше-ниям цивилизованный характер, способствует развитию в них демократии. Наряду с предметом и методом регулирования, третьей особенностью само-стоятельной отрасли права является ее целостность. Это довольно четко про-сматривается в административном праве. Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предо-пределили взаимосвязь образующих отрасль юридических норм.
Информация о работе Административное право как отрасль права