Административное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:39, контрольная работа

Описание работы

Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России и несет свои отличительные признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач. “ Административное право есть совокупность норм, регулирующих государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами” - писал в 1929г. В. Хоболевский. 1

Содержание

Введение.

1. Понятие административного права как отрасли права, регулирующей общественные отношения в сфере государственного управления.

2. Источники (формы выражения) административного права.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

административное.docx

— 34.17 Кб (Скачать)

     Неправовые формы непосредственно не выступают в роли юридического объекта, влекущего за собой возникновение административно - правовых отношений.

     Издание правовых актов - специфическая форма  исполнительно - распорядительной деятельности, поскольку ее назначение - исполнение законов, а также решений Советов.

     В силу того, что закон содержит общие  нормы  и правила поведения, он не  в состоянии охранить все  стороны общественной жизни, заранее  урегулировать общественные отношения  с исчерпывающей полнотой. Поэтому  возникает необходимость в конкретизации  и детализации этих общих норм на стадии их исполнения.  Такого рода полномочия в соответствующем объеме представляются органами государственного управления. Осуществляемая ими по этому направлению деятельность характеризуется, как административное правотворчество, т.е. издание нормативных  актов на основе  и во исполнение законов. В некоторых случаях  в его содержание входит регулирование  управленческих общественных отношений, не урегулированных общими нормами  права.

     Издание ненормативных актов - основная юридическая  форма исполнительно - распорядительной деятельности. Ее сущность состоит  в том, что органы государственного управления в пределах своей компетенции самостоятельно решают  с помощью юридических средств конкретные дела, возникающих в последствие юридической практики. Это - административное распорядительство, т.е. применение к конкрентным обстоятельствам прямых велений закона и других норм Российского права, прежде всего административного права. В этих целях издаются индивидуальные юридические акты.

     Административное  право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной  и общественной жизни, что предопределяется многообразием практического проявления действующего в РФ механизма исполнительной власти.

     На  содержание административного права  существенное влияние оказывают  те процессы, которые происходят сейчас в России, прежде всего в экономической  области, что неизбежно сказывается  и на характере административно - правового регулирования.

     Однако, как очень четко отметил Г. Брэбан,  нет таких секторов общественной жизни, которые выпадали бы целиком из - под сферы “ административного правового контроля”. И ваше “ административное право есть право живое, глубоко укоренившееся в обществе, вошедшее в быт и сознание современного человека”.

     Служебная роль административного права - “  юридического спутника” исполнительной власти - сохраняется в период реформации государственных институтов. И не сокращается, а наоборот, в так называемый переходный период массив подзаконных административно - правовых норм имел тенденцию к своему расширению. С большой долей достоверности можно утверждать: в условиях различия рыночных отношений соответствующим способом меняются формы и методы осуществления исполнительной власти. Такого рода изменения затрагивают прежде всего содержание административного права, не лишая его роли одного из необходимых и в новых условиях юридических регуляторов общественных отношений. В качестве такого рода процессов можно назвать, например, сокращение масштабности административно - правового регулирования, отнесенного к совместному ведению РФ и субъектов федерации; существенное возрастание роли региональных регуляторов; увеличение значимости норм - программ и рекомендательных норм, равно как и административно - правовых дозволений; “ выход” на всех уровнях государственной организации и т.п.

     Во  многих случаях административное право  не только защищает общественные отношения, но и может выступать в роли их регулятора.

     Следствием  данной особенности существующей правовой системы  являются “ проникновение” административного права в сферу  регулятивного функционирования иных правовых отраслей. В основе подобного  явления - практическое наличие управленческих по своей природе отношений в  сферах, относящихся в соответствии с предметом той или иной отрасли  права к ее регулятивному воздействию. Поэтому даже в гражданском законодательстве имеется пусть небольшое, но определенное число административно - правовых по своей сути норм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение. 

     Административное  право закрепляет организационные  формы  активного участия общественных организаций в управлении государственными и общественными делами,  в  работе аппарата управления, в контроле за его деятельностью оформляет их правовой статус в этой сфере общественных отношений. Существенная роль норм административного права в регулировании положения личности в сфере государственного управления, в обеспечении реализации и конституционных прав и свобод и выполнении ими конституционных обязанностей перед обществом, в охране административно - правовыми средствами законных интересов и прав человека, в обеспечении его участия в управлении государством.

     Специфика задач охраны общественного порядка  обуславливает основную направленность деятельности органов внутренних дел, так как именно им приходится общаться с гражданами, должностными лицами и т.д. В связи с этим сотрудники милиции получают правовой статус представителей власти.

     Успешная  охрана общественного порядка и  борьба с преступностью требуют  беспристрастной и четкой, быстрой  и оперативной работы  всех служб  и аппаратов сверху донизу, слаженности  их взаимодействия, беспрекословного подчинения приказу. Это достигается  особым порядком внутренней организации  органов внутренних дел, в основе которого лежит особая дисциплина. Особая служебная дисциплина тесно связана с единоначалом, состоящем в сосредоточении в руках начальников органов внутренних дел общего руководства, все это связано с административным правом.

     В заключении следует отметить, что  административное право частица  нашего общества. Все здесь взаимосвязано  и постоянно взаимодействует. Спектр деятельности административного права  очень широк, поэтому и его  роль и значение для регулирования  общественных отношений тоже велико.

Использованная  литература: 

1.Д.Н. Бахрах. Административное право. М., 2003.

2.Ноздрачев А.Ф.  Административное право. Фундаментальный  курс. М., 2002.

3.Ю.М. Козлов  Советское административное право.  М., 2004.

4.А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. Административное право  РФ. 2004. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Административное право как отрасль права