Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 02:28, реферат
Развитие административного права России прошло длительный исторический путь. Роль административного права в системе общественных отношений возникающих в процессе организации и функционирования исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций.
Введение
1. Понятие и метод административного права
2. Система и источники административного права
3. Место административного права в правовой системе России
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Понятие и
метод административного права
2. Система и
источники административного
3. Место административного
права в правовой системе
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
В демократическом
государстве формирование деятельности
административной ветви государственной
власти должны быть чётко урегулированы
юридическими нормами. Административное
законодательство является правовой основой
построения и эффективного функционирования
самой большой, самой активной, самой мощной
подсистемы госаппарата - исполнительной
власти.
Административно
право - важнейшая отрасль правовой
системы любой страны. Особенно велика
его роль в России, где такие
факторы, как огромная территория, многонациональный
состав населения, традиционно большой
объём государственной собственности,
исторические державные традиции, обусловили
значение административной власти, государственной
администрации в жизни общества.
Эта отрасль
публичного права закрепляет права
и обязанности граждан и иных невластных
субъектов в отношениях с представителями
исполнительной власти, организационные
основы, систему госадминистрации, полномочия
её структурных единиц, принципы, методы,
формы их деятельности.
Административное
право - одна из самых объемных по своему
содержанию, поскольку регулирует вопросы
организации и деятельности разветвленного
аппарата управления, т.е. всех звеньев
системы органов исполнительной власти,
а также «управленческий разрез» всех
сфер экономического и социального развития.
Административное
право России является одной из самостоятельных
отраслей публичного права. Самостоятельность
отрасли административного права означает,
что оно имеет собственный предмет и метод
правого регулирования. Публичность означает
то, что административное право регулирует
общественные отношения, которые представляют
в первую очередь интересы общества и
государства.
1. Понятие и
метод административного права
Административное
право - самостоятельная отрасль
правовой системы России и несет
свои отличительные признаки с учетом
своей направленности и стоящих перед
ней задач. “Административное право есть
совокупность норм, регулирующих государственную
деятельность в области внутреннего управления
и вытекающие из этой деятельности юридические
отношения между властью и гражданами”
- писал в 1929г. В. Хоболевский.
Административное
право как отрасль современного
права появилась тогда, когда
в правовой системе достаточное
место заняли нормы, закрепляющие права
личности, гарантии от административного
произвола.
Административное
право - одна из самых больших и
сложных отраслей правовой системы
России.
Это определяется
разнообразием задач, стоящих перед
ней. Для каждой из сфер общества необходимы
свои административно - правовые нормы,
охватывающие их деятельность.
Нет ни одной
сферы жизни общества, в которой
не участвовала бы государственная
администрация. А в ряде сфер - в
обороне, государственной безопасности,
охране общественного порядка, здравоохранении,
народном образовании, транспорте, связи,
энергетике - ее роль является решающей.
Административное право - очень важная
отрасль права, так как роль государственной
администрации в России очень велика.
От нее зависит эффективность управления
и реализация гражданами многих прав.
Следовательно,
административное право это отрасль российской
правовой системы, представляющая собой
совокупность правовых норм, предназначенных
для регулирования общественных отношений,
возникающих в связи и по поводу практической
реализации исполнительной власти.
Отрасли права
отличаются друг от друга прежде всего
по предмету и методу правового регулирования.
Предмет административного
права это совокупность общественных
отношений, складывающихся в процессе
организации и деятельности исполнительной
власти.
В самой общей
форме можно сказать, что административное
право - управленческое право. Оно реализует
отношения, возникающие в ходе формирования
и функционирования государственной администрации,
и “ обслуживает” сферу государственного
и муниципального управления.
Управление существует
во всех сферах общественной жизни, эта
деятельность велика по объему и разнообразна
по содержанию. Во многих случаях управленческая
деятельность настолько специфична, настолько
связана с особым видов управляемой деятельности,
что ее регламентируют нормы не административного,
а других отраслей права. Так, управленческая
деятельность администрации предприятий,
учреждений в отношении их работников
реализует трудовое право, дознание и
предварительное расследование - уголовно
- процессуальное право, управленческие
отношения, связанные с финансами, - финансовое
право. Поэтому в определении предмета
административного права необходимо сделать
уточнение: оно регулирует все управленческие
отношения, за исключением тех, которые
закреплены другими отраслями права РФ.
Необходимо отметить,
что сфера государственного управления
мобильна. Здесь постоянно происходят
изменения, диктуемые потребностями
социальной и экономической жизни
общества, все более усложняющихся
процессов управления. Административное
право призвано четко реагировать на
эти изменения, что вызывает необходимость
совершенствовать его нормы.
Нормы административного
права регулируют большой комплекс
управленческих отношений, возникающих
в связи с государственными и
общественными отношениями.
Значительна роль
административных средств правоохранительного
характера, т.е. контрольно - надзорной
деятельности за соблюдением законности
и государственной дисциплины в сфере
государственного управления. Административное
право широко использует эти средства
в целях профилактики правонарушений
и борьбы с ними, обеспечения должного
порядка управленческих общественных
отношений, охраны конституционных прав
и свобод граждан.
Административное
право призвано регулировать те общественные
отношения, которые возникают, складываются,
развиваются и прекращаются в сфере управления.
Все подобного рода общественные отношения
так или иначе связаны с процессом осуществления
исполнительно - распорядительной деятельностью
общественного государства. А это означает,
что административное право свое регулирующее
воздействие оказывает на те виды общественных
отношений, которые возникают непосредственно
в связи с осуществлением задач государственного
управления, с практической деятельностью
органов государственного управления
по руководству хозяйственным, социально
- культурным и административно - политическим
строительством. Вместе с тем эти общественные
отношения возникают по поводу осуществления
органами государственного управления
исполнительно - распорядительных функций.
Правовое регулирование
общественных отношений в сфере государственного
управления осуществляется путем установления
закрепленных в нормах административного
права правил поведения, юридически обязательных
для всех участников регулируемых отношений.
Главные признаки
метода правового регулирования: каково
устанавливаемое юридическое положение
сторон; с какими юридическими фактами
связывается возникновение, изменение,
прекращение правоотношений; как определяются
права и обязанности субъектов правоотношений;
как они защищаются. Метод характеризует
волевую сторону регулятивных свойств
отрасли.
Методы административного
права это совокупность правовых
средств, способов, приемов регулирующего
воздействия на управленческие отношения.
В зависимости от характера регулируемых
общественных отношений в теории права
выделяют два метода правового воздействия:
императивный и диспозитивный.
Диспозитивный
метод основан на равенстве сторон,
вступающих в общественные отношения,
применяется, как правило, для регламентации
отношений, регулируемых отраслями частного
права. Административное право как отрасль
публичного права, регулирующая отношения,
одним из участником которых в большинстве
случаев выступает орган (должное лицо),
наделенный юридически властными полномочиями,
использует метод централизованного,
императивного регулирования, который
также называется административно-правовым
методом. Метод императивного регулирования
рассчитан на отношения неравенства сторон
и односторонность юридически-властных
волеизъявлений одного из участников.
Административное
право использует три юридических
возможности: предписание (возложение
прямой юридической обязанности
совершать те или иные действия в
определенных условиях), запрет (возложение
прямой юридической обязанности
не совершать те или иные действия
в определенных условиях), дозволение
(юридическое разрешение совершать определенные
действия, либо не совершать их по своему
усмотрению). Механизм административно-правового
регулирования в большей мере использует
предписания и запреты.
2. Система и
источники административного права
Административное
право как отрасль права
На сегодняшний
день административное право знает
две основные системы: институционную
и отраслевую.
Институционная
система, представляющая собой перенос
гражданско-правовой схемы в область административного
права, показывает нормы, отрасли наиболее
полно. Преимуществом данной системы является
то, что она группирует значительную часть
правовых норм вокруг главных субъектов
государственно-управленческих отношений,
какими являются органы исполнительной
власти, граждане, общественные объединения.
Образуемые в пределах институционной
системы правовые институты (органы исполнительной
власти, государственной службы, административного
принуждения) охватывают нормы административного
права, регулирующие однородные общественные
отношения, которые возникают во всех
или в большинстве отраслей государственного
управления. Данные правовые институты
образуют общую часть административного
права.
Отраслевая система
административного права
1. Управление
экономической сферой:
a. Управление
промышленным комплексом;
b. Управление
агропромышленным комплексом;
c. Управление
транспортно-дорожным
d. Управление
в сфере экологии;
e. Управление
финансами и кредитом.
2. Управление
в социально-культурной сфере:
a. Управление
образованием;
b. Управление
в области науки;
c. Управление
в области культуры;
d. Управление
в области труда и социального
развития;
e. Управление
здравоохранением.
3. Управление
в административно-
a. Государственное
управление в области обороны;
b. Управление
в области безопасности;
c. Управление
в области внутренних дел;
d. Управление
иностранными делами;
e. Управление
в области юстиции.
Нормы данных правовых
институтов регулируют отраслевые управленческие
отношения, специфику каждой отдельной
отрасли. Они образуют так называемую
особенную часть административного права.
Источниками административного
права являются акты государственных
органов, в которых содержатся административно
- правовые нормы.
Важнейшей особенностью
отрасли являются разнообразие и множество
источников юридических норм. Это детерминировано
предметом отрасли: разнообразием и большим
числом управленческих отношений, необходимостью
своевременного юридического опосредования
социальных процессов, объективной потребностью
исполнительной власти.
Существует значительное
число чисто административно - правовых
источников. Но много “ смешанных”
многоотраслевых, в которых одновременно
могут быть нормы разных отраслей
права (например, административного и
уголовного).
Информация о работе Административное право как отрасль права