Административное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:37, доклад

Описание работы

Административное право – это одно из важнейших отраслей права. При помощи административного права государство регулирует систему общественных отношений возникающих в процессе организации и функционирования исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций.

Работа содержит 1 файл

Административное право,как отрасль права.docx

— 22.48 Кб (Скачать)

Административное  право как отрасль права

Административное право  – это одно из важнейших отраслей права. При помощи административного права государство регулирует систему общественных отношений возникающих в процессе организации и функционирования исполнительной власти, т.е. в сфере государственного управления, местного самоуправления, в области реализации уполномоченными органами и должностными лицами управленческих функций. 
Административное право – это важная отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных государственных органов. 

Предмет административного  права.

В предмет административного  права входят следующие группы отношений: 
1. управленческие отношения 
Они встречаются в сфере организации и функционирования органов, осуществляющих хозяйственное, социально-культурное, административное и политическое строительство. 
2. отношения, возникающие в связи с обеспечением правовой защиты прав и свобод граждан 
Речь идет о так называемой административной юстиции. Она представляет собой систему судебных и иных органов, рассматривающих споры между гражданами и исполнительной власти. 
3. административно-принудительные отношения 
Возникают в сфере обеспечения общественной безопасности и общественного порядка. 
4. управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе функционирования субъектов представит., судебной власти и прокуратуры 
5. Отношения, которые возникают при осуществлении общественными организациями делегированными им государством специальных государственно-властных полномочий. 
Для всех указанных отношения характерны является то, что они возникают в области государственного управления и местного самоуправления. 
 
Методы административного права.

 

Метод – совокупность приемов  и способов. 
Выделяют следующие методы: 
1. императивный (метод властных предписаний) 
2. диспозитивный (взаимодействие сторон) 
3. метод дозволения (разреш. вариант поведения) 
4. метод запрета. 
Все указанные методы правового регулирования характерны для административного права. 

Суть методов административного  регулирования управленческих отношений  может быть сведена к следующему: 
1. императивный 
Установление определенного порядка действий, предписание к действию соответствующих условий, надлежащим образом оформленные в административно-правовой норме. 
(метод предписаний) 
несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма. 
Новый Кодекс об административных правонарушениях устанавливает, что административные взыскания могут быть наложены не позднее 2 месяцев. Превышение срока не позволяет применить к лицу меры административной ответственности. 

2. диспозитивный (согласования) 
Он проявляется в административном праве при заключении административных договоров и при перераспределении или делегировании полномочий одних органов управления другим. 

3. метод дозволения - это  предоставление выбора одного из вариантов должного поведения или так называемое управление по усмотрению – это жесткий вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности должностными лицами при решении определенных задач, но они не вправе уклониться от такого выбора. 
Например: при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности к нему могут быть применены различные административные взыскания либо он может быть освобожден от ответственности. 

4. метод дозволения выражается также в предоставлении возможности действовать по своему усмотрению, т.е. совершать или не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия. Это мягкий вариант дозволения. Например, гражданин сам решает, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он рассматривает как противоправные. 

5. метод запрета – запрещение  определенных действий под угрозой  применения соответствующих административно-правовых  санкций. 
Например, запрещено направление жалоб граждан тем должностным лицам, действия которые обжалуются. Нарушение этого запрета влечет привлечение должностного лица к дисциплинарной ответственности. 
Во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно независимо от конкретной формы выражения властности. 

 

Функции административного  права

 

  • Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.
  • Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.
  • Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно "поддерживается" нормами административного права.
  • Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.
  • Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

 

Источники административного  права

 

Источники административного  права — это внешние формы  выражения административно-правовых норм.

Система источников административного  права выглядит следующим образом.

На федеральном уровне:

  • Конституция РФ
  • Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ
  • Постановления Конституционного Суда РФ
  • Федеральные конституционные законы
  • Федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ
  • Нормативные указы Президента РФ
  • Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ
  • Нормативные постановления Правительства РФ
  • Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)[4]
  • Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)

 

На региональном уровне:

  • Конституции (уставы) субъектов РФ
  • Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ
  • Законы субъектов РФ
  • Нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ
  • Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ
  • Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
  • Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

 

На муниципальном (местном) уровне:

  • Уставы муниципальных образований
  • Нормативные акты представительных органов муниципального образования
  • Нормативные акты главы муниципального образования
  • Нормативные акты местной администрации

 

Система административного  права

Система административного  права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением  административного права на отдельные  правовые институты.

Система административного  права как отрасли права:

  1. Общая часть
    1. Предмет
    2. Формы и методы
    3. Субъекты административного права
    4. Ответственность по административному праву
    5. Административный процесс
  2. Особенная часть
    1. Экономическая сфера
    2. Социально-культурная сфера
    3. Административно-политическая сфера
    4. Межотраслевая

Информация о работе Административное право как отрасль права