Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время воз¬никновения философии немецкий философ К. Ясперс свя¬зывает с появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпо¬ху К. Ясперс называет «осевым временем». Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философс¬кое знание. К числу таких цивилизаций относятся Египетская, Вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков.

Работа содержит 1 файл

философия всё.doc

— 824.00 Кб (Скачать)

Проблема общественного прогресса  тес но связана с проблемой  единства и перспективы развития     мирной истории. Поэтому вполне естественно, что те концепции, которые так или  иначе   признают  какие-либо общие черты в развитии отдельных стран и народов, допускают наличие и определенной направленности общественного разви¬тия. Выше мы рассмотрели прогрессистские теории французских и немецких просветителей, связывающих поступательность разви¬тия общества прежде всего с прогрессом человеческого разума.

Марксистская концепция отвергает  такое толкование про¬гресса и дает его обоснование с позиций  материалистического понимания  истории. Содержание прогресса она  усматривает в историческом развитии основных форм собственности, в их свя¬зи и преемственности, в смене общественных порядков, представляющих собой «лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к выс¬шей»2. Соответственно и критерии прогресса она видит в со¬вершенствовании форм собственности, в развитии произ¬водительных сил, науки и техники, духовной культуры, возрас¬тании степени свободы личности и в развитии ее способностей.

Совершенно иное понимание прогресса  присуще культуро¬логическим концепциям А. Тойнби и О. Шпенглера. Они огра¬ничивают прогресс рамками локальных культур и цивилизаций, отрицая прогресс всемирной истории в целом.

В определении содержания прогресса  имеет значение точка отсчета  всемирной истории — историческое время и пространст¬во. У Маркса это — ступень варварства, первобытная общест¬венно-экономическая формация. У Ясперса точкой отсчета, «осью мировой истории» выступает «осевая эпоха» — время формирования философии и мировых религий. Своеобразную трактовку исторического времени и пространства дает А. Тойнби. Подчеркивая их решающее значение для исследования историче¬ского процесса, Тойнби определяет время как пространство жизни человечества, как поле, в котором происходит смена состояний об¬щества. Непрерывность пространства-времени выступает как «перетекание» дискретности существования человечества, когда ка¬ждый момент движения представляет собой порождающее начало следующего момента. Все пространство исторической жизни Тойн¬би дробит на локальные цивилизации — вехи времени. Возраст че¬ловечества Тойнби определяет в 300 тысяч лет, а возраст цивилиза¬ций — в два процента от этого отрезка, т. е. 6 тысяч лет.

Рассмотренные точки зрения показывают, что нельзя мыслить исторический прогресс абстрактно. Его критерий применим лишь по отношению к целостной социальной системе, когда происхо-дит усложнение ее структуры и появление качественно новых форм на более высоком уровне развития. К тому же прогресс все¬мирной истории не протекает гладко, прямолинейно. Он включа¬ет случаи регресса — возвратного движения, движения вспять к ранее пройденным ступеням и формам развития.

Прогрессивная направленность исторического  развития не ис¬ключает моментов циклического движения, круговоротов, когда возврат  к исходному состоянию повторяется в определенном есте-ственном порядке. К примеру, циклические изменения в экономи¬ке, периоды расцвета, застоя и упадка в развитии отдельных куль¬тур и цивилизаций. Они не нарушают в целом поступательный ход общественного развития, включающий в себя эволюционные, по¬степенные изменения и коренные революционные преобразования, резко меняющие качество социальных систем.

Как очень долгий и сложный путь прогресс человечества в целом выступает  в спиралевидной форме, когда  каждый исторический цикл не только включает традиционные формы, но и порождает новые, сохраняя при этом восходящую направленность исторического про¬цесса. Следует отметить, что такое понимание прогресса присуще в наибольшей степени марксизму. Что касается других теорий, отри¬цающих прогресс всемирной истории, то, как уже отмечалось ранее, они сводят его к интеграции цивилизаций и культур.

Применяя критерии общественного  прогресса, важно иметь в виду неодномерность прогрессивных преобразований, их разнонаправленность. Прогресс науки и техники может не совпа¬дать с прогрессом духовной культуры, искусства, личности.

Рассмотрение  логики и направленности исторического  про¬цесса подтверждает многовариантность  форм общественного развития. А потому в исследовании социального опыта  людей не может быть одномерности, одного единственного истинного подхода. Более приемлем всесторонний анализ с раз¬личных точек зрения. В этом плане применение к анализу все¬мирной истории таких понятий, как формация, циклическая культура, цивилизация, историческая эпоха, позволяет всесто¬ронне исследовать развитие человечества.

Формационный  подход, выделивший определяющие струк¬туру общества производственные отношения, имеет существен¬ное значение наряду с культурологическим подходом, акцентирующим  внимание на выявлении специфики и самобытности культурно-исторических типов общества. Разработка концепции, цивилизации позволила выделить ряд ступеней в самих культур¬но-исторических образованиях, отличающихся относительным единством экономической, политической и духовной жизни. Понятие «историческая эпоха» характеризует доминирующие тенденции общественного развития на каком-либо достаточно длительном этапе всемирной истории.

Современный этап развития общества поставил перед  чело¬вечеством ряд глобальных проблем, решение которых возможно лишь на путях становления и эволюции единой цивилизации. Можно выделить три группы глобальных проблем.

• Первая связана  с аспектами взаимодействия общества и при¬роды. Это прежде всего экологические  проблемы: охрана окружаю¬щей среды, поддержание динамического равновесия биосферы, опасность истощения энергетических и других природных ресурсов.

• Вторая затрагивает  аспекты взаимодействия социальных общностей людей и включает проблемы предотвращения ядер¬ной катастрофы, сохранения мира, преодоления экономической и культурной отсталости некоторых регионов.

• Третья группа — это антропосоциальные проблемы, отра¬жающие взаимосвязи человека и общества: рост народонаселения, трансформация  и адаптация личности в условиях ускоренного науч¬но-технического прогресса, отчасти нарушающего психологическую и биологическую стабильность человека. Все эти проблемы так или иначе затрагивают коренные основы современной цивилизации, соз-давая угрозу ее существованию. От мировоззренческого, гуманисти¬ческого осмысления глобальных проблем, их философского анализа во многом зависит определение стратегии их разрешения и прогно¬зирование будущего развития человечества.

В современной  западной социально-философской мысли, выдвигаются различные концепции, в которых предпринимают¬ся попытки выявить влияние глобальных проблем на все сторо¬ны жизни общества: экономическую, политическую, культур¬ную. Одна из таких теорий — философская концепция постинду¬стриального или информационного общества — сформулирована в работах Д. Белла, О. Тоффлера, И. Масуды и др. В ней рассмат¬риваются перспективы развития современной цивилизации в условиях существования глобальных проблем и формирования информационного общества. К тому же она претендует на роль общефилософской теории поступательного развития человечества.

Концепция постиндустриализма исходит из того, что в со¬временном обществе преобладает  не первичная сфера экономи¬ки (сельское хозяйство), не вторичная (промышленность), а тре¬тичная (сфера услуг), в которой  определяющую роль играет ин¬формация. Утверждается, что микроэлектронная революция, ко¬торая разворачивается в постиндустриальном обществе, делает именно информацию, а не труд, фундаментальным социальным фактором, лежащим в основе развития общества.

Информационное  общество возникает на гребне третьей вол¬ны человеческой цивилизации, когда на смену индустриальному обществу, в котором главным фактором являются труд, сырье, капитал, приходит такое, в котором увеличение прибылей дости¬гается не тем, что производители работают тяжелее, а тем, что они работают быстрее. Значимость и удовлетворенность трудом приобретают большую ценность, чем его производительность.

Соответственно  информационное общество бросает вызов  человеку, его нравственным и творческим силам, его приспо¬собляемости к новому типу социальной коммуникации. А это способствует формированию и совершенно иного мирового со¬общества, которое отличается другой системой ценностей, но¬выми формами поведения и социальными институтами. Сохра¬нение в новых условиях старого принципа погони за прибылью может лишь расширить в мировом масштабе регион эксплуата¬ции развивающихся стран лидерами сверхскоростной цивилиза¬ции и привести к глобальному расчленению человечества.

Абсолютизация рыночной экономики в сегодняшней  России привела на практике к погоне за прибылью как самоцели и в итоге к игнорированию ее национальных интересов, расшире¬нию сферы криминального капитала, деградации нравственно¬сти. Место России в мировой цивилизации зависит прежде всего от того, насколько быстро придет осознание ею собственного пути развития, основанного на самобытных российских тради¬циях и ценностях. Вся история России свидетельствует о том, что сохранение основ российской цивилизации — православия и государственности — возможно в ее союзе с исторически близ¬кими ей народами и государствами.


Информация о работе Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры