Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:38, курсовая работа
Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время воз¬никновения философии немецкий философ К. Ясперс свя¬зывает с появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпо¬ху К. Ясперс называет «осевым временем». Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философс¬кое знание. К числу таких цивилизаций относятся Египетская, Вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков.
Проблема общественного
Марксистская концепция
Совершенно иное понимание прогресса присуще культуро¬логическим концепциям А. Тойнби и О. Шпенглера. Они огра¬ничивают прогресс рамками локальных культур и цивилизаций, отрицая прогресс всемирной истории в целом.
В определении содержания прогресса
имеет значение точка отсчета
всемирной истории — историческ
Рассмотренные точки зрения показывают, что нельзя мыслить исторический прогресс абстрактно. Его критерий применим лишь по отношению к целостной социальной системе, когда происхо-дит усложнение ее структуры и появление качественно новых форм на более высоком уровне развития. К тому же прогресс все¬мирной истории не протекает гладко, прямолинейно. Он включа¬ет случаи регресса — возвратного движения, движения вспять к ранее пройденным ступеням и формам развития.
Прогрессивная направленность исторического развития не ис¬ключает моментов циклического движения, круговоротов, когда возврат к исходному состоянию повторяется в определенном есте-ственном порядке. К примеру, циклические изменения в экономи¬ке, периоды расцвета, застоя и упадка в развитии отдельных куль¬тур и цивилизаций. Они не нарушают в целом поступательный ход общественного развития, включающий в себя эволюционные, по¬степенные изменения и коренные революционные преобразования, резко меняющие качество социальных систем.
Как очень долгий и сложный путь прогресс человечества в целом выступает в спиралевидной форме, когда каждый исторический цикл не только включает традиционные формы, но и порождает новые, сохраняя при этом восходящую направленность исторического про¬цесса. Следует отметить, что такое понимание прогресса присуще в наибольшей степени марксизму. Что касается других теорий, отри¬цающих прогресс всемирной истории, то, как уже отмечалось ранее, они сводят его к интеграции цивилизаций и культур.
Применяя критерии общественного прогресса, важно иметь в виду неодномерность прогрессивных преобразований, их разнонаправленность. Прогресс науки и техники может не совпа¬дать с прогрессом духовной культуры, искусства, личности.
Рассмотрение логики и направленности исторического про¬цесса подтверждает многовариантность форм общественного развития. А потому в исследовании социального опыта людей не может быть одномерности, одного единственного истинного подхода. Более приемлем всесторонний анализ с раз¬личных точек зрения. В этом плане применение к анализу все¬мирной истории таких понятий, как формация, циклическая культура, цивилизация, историческая эпоха, позволяет всесто¬ронне исследовать развитие человечества.
Формационный подход, выделивший определяющие струк¬туру общества производственные отношения, имеет существен¬ное значение наряду с культурологическим подходом, акцентирующим внимание на выявлении специфики и самобытности культурно-исторических типов общества. Разработка концепции, цивилизации позволила выделить ряд ступеней в самих культур¬но-исторических образованиях, отличающихся относительным единством экономической, политической и духовной жизни. Понятие «историческая эпоха» характеризует доминирующие тенденции общественного развития на каком-либо достаточно длительном этапе всемирной истории.
Современный этап развития общества поставил перед чело¬вечеством ряд глобальных проблем, решение которых возможно лишь на путях становления и эволюции единой цивилизации. Можно выделить три группы глобальных проблем.
• Первая связана с аспектами взаимодействия общества и при¬роды. Это прежде всего экологические проблемы: охрана окружаю¬щей среды, поддержание динамического равновесия биосферы, опасность истощения энергетических и других природных ресурсов.
• Вторая затрагивает аспекты взаимодействия социальных общностей людей и включает проблемы предотвращения ядер¬ной катастрофы, сохранения мира, преодоления экономической и культурной отсталости некоторых регионов.
• Третья группа
— это антропосоциальные
В современной
западной социально-философской мысли,
выдвигаются различные
Концепция постиндустриализма исходит из того, что в со¬временном обществе преобладает не первичная сфера экономи¬ки (сельское хозяйство), не вторичная (промышленность), а тре¬тичная (сфера услуг), в которой определяющую роль играет ин¬формация. Утверждается, что микроэлектронная революция, ко¬торая разворачивается в постиндустриальном обществе, делает именно информацию, а не труд, фундаментальным социальным фактором, лежащим в основе развития общества.
Информационное общество возникает на гребне третьей вол¬ны человеческой цивилизации, когда на смену индустриальному обществу, в котором главным фактором являются труд, сырье, капитал, приходит такое, в котором увеличение прибылей дости¬гается не тем, что производители работают тяжелее, а тем, что они работают быстрее. Значимость и удовлетворенность трудом приобретают большую ценность, чем его производительность.
Соответственно информационное общество бросает вызов человеку, его нравственным и творческим силам, его приспо¬собляемости к новому типу социальной коммуникации. А это способствует формированию и совершенно иного мирового со¬общества, которое отличается другой системой ценностей, но¬выми формами поведения и социальными институтами. Сохра¬нение в новых условиях старого принципа погони за прибылью может лишь расширить в мировом масштабе регион эксплуата¬ции развивающихся стран лидерами сверхскоростной цивилиза¬ции и привести к глобальному расчленению человечества.
Абсолютизация рыночной экономики в сегодняшней России привела на практике к погоне за прибылью как самоцели и в итоге к игнорированию ее национальных интересов, расшире¬нию сферы криминального капитала, деградации нравственно¬сти. Место России в мировой цивилизации зависит прежде всего от того, насколько быстро придет осознание ею собственного пути развития, основанного на самобытных российских тради¬циях и ценностях. Вся история России свидетельствует о том, что сохранение основ российской цивилизации — православия и государственности — возможно в ее союзе с исторически близ¬кими ей народами и государствами.
Информация о работе Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры