Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:38, курсовая работа

Описание работы

Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время воз¬никновения философии немецкий философ К. Ясперс свя¬зывает с появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпо¬ху К. Ясперс называет «осевым временем». Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философс¬кое знание. К числу таких цивилизаций относятся Египетская, Вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков.

Работа содержит 1 файл

философия всё.doc

— 824.00 Кб (Скачать)

Особой задачей науки является предсказание неизвестных явлений  и фактов или определение тенденций развития уже известных. Предсказателъная сила, или эвристичностъ, науч¬ных теорий — один из важнейших критериев, по которому оценивается новое знание в науке. Особенностью научного знания является его системная организованность. Все данные науки упорядочены в теории и концепции, которые, в свою очередь, согласуются друг с другом.

Научное знание существует в разных формах (эмпиричес¬кое, теоретическое, метатеоретическое) и отграничивается  от других видов знания по ряду критериев.

 

Вопрос №60. Искусство как вид духовно-практического освоения мира, его функции и роль в воспитании человека.

Важнейшим видом духовного производства является искусство. Оно представляет собой творения профессионалов - худож¬ников, поэтов, музыкантов, т. е. специалистов в области эстетического освоения мира. Этот способ духовного освоения действительности опирается на своеобразный феномен социальной реальности, зафиксированный философией в кате¬гории «эстетическое».

В чем же заключается смысл создания мира искусства? За¬чем он нужен человечеству?

Нужда в нем, надо признать, весьма многообразна.

• Идеальный мир искусства есть своеобразный испыта¬тельный полигон  для многочисленных человеческих устремле¬ний, желаний, страстей и т.д. Экспериментировать с живыми людьми морально недопустимо, а вот с художественными образами, символами — сколько душе угодно. Только художествен¬ные средства позволяют анатомировать любую житейскую си¬туацию, поступок, мотив без ущерба для человека. Можно про¬игрывать любые варианты человеческого поведения, обострять конфликты до предела, доводить до логического конца все мыс¬лимые побуждения человека. «А что будет, если...» — вот исход¬ная точка всех комедий, трагедий, драм, утопий и антиутопий. Вымышленный художественный мир порою «как друг и зовет, и ведет», но может служить и грозным предостережением челове¬честву о многочисленных социальных опасностях. Искусство, таким образом, выступает инструментом самопознания общест¬ва, в том числе и «на пределе» его возможностей, в экстремаль¬ных условиях. Считается, что именно в таких ситуациях лучше всего познается человек. Может быть, это верно и применитель¬но к обществу?

• Идеальный художественный мир  вырабатывает систему эстетических ценностей, эталонов красоты, стимулирующих  че¬ловека стремиться к совершенству, оптимуму в любой сфере деятельности.

• Наиболее глубокие и удачные  художественные образы вырастают до уровня общечеловеческих символов, в  которых воплощена вся гамма  человеческих характеров, темпераментов, способов поведения. Гамлеты и Дон-Кихоты, Мастера и Марга¬риты, Медные всадники и Всадники без головы — все это точ¬нейшие иллюстрации к книге о человеческой психологии, точ¬ные ориентиры в налаживании взаимоотношений между людь¬ми. Искусство, следовательно, выступает и как своего рода на¬глядное средство обучения, незаменимый способ социализации человека.

• Эстетический мир является подлинной  памятью челове¬чества. В нем  бережно и надежно в течение  тысячелетий сохра¬няются неповторимые особенности множества самых  разнооб¬разных укладов жизни.

Иными словами, искусство выполняет множество практиче¬ски полезных функций — разведывательную (проб и ошибок), познавательную, воспитательную, аксиологическую, мемориальную и т.д. Но все же главная функция искусства — эстетическая. Суть ее состоит в том, что искусство призвано доставлять чело¬веку эстетическое удовлетворение и наслаждение. Искусство, в отличие от других видов духовного производства, апеллирует больше не к разуму, а к чувствам. Оно хоть и воспроизводит су¬щественные и порой скрытые стороны действительности, одна¬ко пытается делать это в чувственно-наглядной форме. Это, соб¬ственно, и придает ему необыкновенную силу воздействия на человека. Отсюда проистекают и основные особенности искус¬ства как способа освоения мира. К ним обычно относят:

• художественные образы, символы как главные средства вос¬произведения эстетической реальности;

• «перевернутый» способ обобщения  — общее в искусстве не абстрактно, а предельно конкретно (любой  литературный герой есть ярко выраженная индивидуальность, но одновремен¬но  и общий тип, характер);

•  признание фантазии, вымысла  и одновременное требование «жизненной правды» от продуктов этой фантазии;

•  ведущая роль формы произведения искусства по отношению к содержанию и др.

Эти особенности свидетельствуют  об известной самостоя¬тельности, независимости путей развития искусства от прочих видов духовного производства.

 

Вопрос №61. Религия как форма  духовной жизни и социальный институт.

Религия выступает как одна из форм мировоззрения. Она пришла на смену  мифологическому мировоззрению, которое не смогло дать удовлетворительные ответы на вопросы, возникав¬шие в древнем обществе при переходе от первобытнообщинных отношений к более усложненным, классовым.

Религиозное сознание, возникнув в  древности и претерпев различные  изменения, связанные с развитием  общественных отношений, продолжает оказывать  влияние на поведение и по¬ступки  очень многих людей и в наши дни.

Религия представляет собой сложное  образование. В ее структуре, формирование кото¬рой завершилось в период появления классо¬вого общества, выделяют три основных элемента:

•  религиозное сознание;•  религиозный  культ;•  религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой  два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиоз¬ную идеологию.

Религиозная психология — это совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, прису¬щих  верующим, которые формируются под  воздействием носи¬телей религиозного сознания, всего окружения, связанного с религией. Религиозные представления и чувства неразрывно связаны с практической деятельностью верующих и выступают в качестве побудительного мотива их поступков. Взаимодействуя между собой, религиозные представления и чувства дополняют и усиливают друг друга, укрепляя тем самым религиозное миро¬воззрение верующих.

Религиозная идеология — это  система религиозных идей, раз¬работкой и пропагандой которых занимаются религиозные орга¬низации в лице профессиональных богословов и служителей культа. В современных развитых религиях в религиозную идео¬логию входят теология, различные религиозно-философские учения, социальные теории и т.д.

Центральная часть религиозной  идеологии — теология, или богословие. Она включа¬ет в себя систему богословских дисциплин, излагающих и обосно¬вывающих отдельные стороны вероучения. Основа теологии — священные книги, содержанием которых является совокупность «богооткровенных истин». Большинство теологических систем содержит доказательства бытия Бога, характеристику его качест¬ва и отношений с миром, обоснование истинности религиозной догматики, «богоданности» нравственных, бытовых и ритуаль¬ных предписаний данной религии.

Религиозная философия стремится  посредством доказательных аргументов обосновать истинность и непреходящую ценность религиозной догматики, полезность и всеобщую значимость ре¬лигии для человека.

Ранняя религиозная философия  способствовала формирова¬нию религиозной  догматики, а современная выполняет  по пре¬имуществу апологетические задачи.

Неотъемлемой частью любой религии  является религиоз¬ный культ, представляющий собой совокупность символических  действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные предметы — храмы, свя¬тилища, священные реликвии, утварь, одеяние.

Роль культа в любой религии  исключительно велика. С по¬мощью культа религиозные организации  в доступной, чувствен¬но-конкретной форме доводят религиозные идеи до сознания верующих. Посещение религиозных  служб и молитвенных соб¬раний, неукоснительное соблюдение многочисленных предпи¬саний и запретов призваны не только приобщить человека к ре¬лигии, но и постоянно возобновлять и укреплять у него религи¬озное мироощущение.

Культ способствует укреплению вероисповедного  единства дан¬ной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, укрепляется чувство их превосходства над инаковерующими и неверующими. Культ приобретает большую устойчивость, срастается с бытовыми и национальными традициями. Регулярное участие в культовых дейст¬виях ведет к формированию стойких привычек.

Существенную роль в функционировании религии играют религиозные  организации, представляющие   собой   объединения  последователей той или иной религии  и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных органи¬заций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности,  обеспечении, устойчивости   и   целостности   объединения.   Особое   значение; приобретают религиозные организации в монотеистических ре¬лигиях, как, например, в христианстве, исламе, буддизме.

Религиозное сознание, религиозные  культы и религиозные орга¬низации характеризуют деятельность религии  как специфического социального  института. Новый шаг в институционализации религи¬озной жизни был связан с появлением монотеистических религий. Возникнет церковь — автономный, строго централизованный инсти¬тут, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Церковь является проводником жестко фиксируемой системы веро¬учения и культа; ей присущи иерархический принцип управления, деление на клир, т. е. получивших специальную подготовку профес¬сиональных служителей культа, и мирян.

Объединения верующих, противопоставивших себя господ¬ствующему религиозному течению, представляют собой органи¬зации в виде различных сект. Секту отличает ряд устойчивых характерных признаков: отсутствие жесткого деления на клир и мирян, сознательное вступление в общину, активная миссионер¬ская деятельность.

На определенном этапе развития секта может превратиться в церковь или промежуточную организацию, имеющую черты как секты, так и церкви. В современной социологии религии промежуточная форма религиозных организаций получила название «деноминация»

Религия как общественное явление  имеет свои причины возникновения и существования – социальные, гнесеологические и психологические.

Социальные причины — это  те объективные факторы обще¬ственной  жизни, которые с необходимостью порождают и вос¬производят религиозные  верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие — с отношениями междулюдьми.

Отношение людей к природе опосредовано имеющимися средствами и орудиями труда. Чем менее они развиты, тем  сла¬бее человек перед лицом  природы, тем больше над ним господ¬ство  природных сил. Слишком ограниченными средствами об¬ладал первобытный человек для воздействия на окружающий мир. Будучи не в состоянии получить желаемый результат ре¬альными средствами, он прибегал к мнимым средствам. Англий¬ский этнограф Б. Малиновский, исследовавший быт племен Меланезии, заметил, что магия предваряет и сопровождает те виды труда островитян, где нет уверенности в результатах и большую роль играет случай. Магия в таких случаях выступала как заменитель реального воздействия человека на природу.

В более поздние эпохи отношения между людьми продолжа¬ли складываться стихийно. В этом случае законы развития об¬щества выступают как неведомые стихийные силы, определяю¬щие судьбы людей. Причины общественных явлений в сознании людей кажутся загадочными, сверхъестественными и мистифи¬цируются. Все это послужило предпосылкой появления религии.

Гносеологические причины —  это предпосылки, возможно¬сти формирования религиозных верований, возникающие  в процессе познания человеком природных  явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, т. е. вычленять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало раз¬витию теоретического познания. Способность вычленить общее и существенное в мышлении и фиксировать их в языке позволя¬ет познать мир глубже, точнее, полнее; но она же создает также возможность превращения общих понятий в некие «самостоятельные сущности», которые рассматриваются как су¬ществующие вне и независимо от материального мира. Тем са¬мым абстрагирование в мышлении от действительности стано¬вится гносеологической предпосылкой формирования религиоз¬ных представлений.

Психологические причины возникновения  и воспроизводст¬ва религии заключаются  в следующем. Религиозные верования .возникают также в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний и т.п. Постоянные и устой¬чивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность и страх как повторяющиеся переживания, могут создать благопри¬ятную почву для приобщения индивида к религии. Помимо страха и неуверенности в себе такую же почву для религии соз¬дают другие отрицательные эмоции — чувства горя, скорби, одиночества. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрица¬тельных переживаний, в том числе и в религии.

Религия обладает рядом функций.  Главная ее функция определяется   как   иллюзорно-компенсаторная   (компенсировать, восполнять). Религия  выполняет роль иллюзорного компенсато¬ра из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего социаль¬ного. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, кото¬рые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к ней пове¬дения, исполнения предписываемых религией установлений.

Важное значение имеет мировоззренческая  функция религии. Специфически отражая действительность, она создает свою кар¬тину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает оп¬ределенные нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний, что является ее регулирующей функцией.

 

Вопрос №62. Мораль как форма  человеческих отношений, ее функции  и роль в обществе.

Под моралью обычно понимают некую  систему норм, пра¬вил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В мо¬ральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент.

Нормы и правила морали формируются  естественно-историческим путем, по большей части стихийно. Они возника¬ют из многолетней массовой житейской практики поведения людей, выкристаллизовываясь в качестве неких образцов только в том случае, если общество интуитивно осознает их несомнен¬ную пользу общему единству. Таким образом, мораль в принци¬пе можно считать проявлением коллективной воли людей, кото¬рая через систему требований, оценок, правил пытается согласо¬вать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интереса¬ми общества в целом.

Информация о работе Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры