Внутренний аудит предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

В последние годы наблюдается значительный рост интереса к внутреннему аудиту, что обусловлено, по нашему мнению, рядом факторов. Во-первых, внутренний аудит представляет собой мощный, но в то же время недооцененный инструмент повышения эффективности компании. Во-вторых, череда громких корпоративных скандалов привела к ужесточению законодательных и нормативных требований к состоянию внутреннего контроля и достоверности финансовой отчетности (например, закон Сарбейнса - Оксли в США, требования регуляторов фондового рынка и фондовых бирж и т.п.). В-третьих, что особенно важно для России, наличие в компании внутреннего аудита становится актуальным для собственников-менеджеров компаний, которые отходят от непосредственного управления, концентрируясь на функциях контроля и стратегического управления и передавая бразды правления в руки профессиональных менеджеров. Наконец, наличие в компании хорошего корпоративного управления, одним из звеньев которого становится внутренний аудит, является положительным сигналом для потенциальных инвесторов и кредиторов и повышает инвестиционную привлекательность компании.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические обоснования организации внутреннего аудита на предприятии
1.1 Организация внутреннего аудита на предприятии
1.2 Актуальные проблемы организации внутреннего аудита
Глава 2. Проведение внутреннего аудита
2.1 Организация внутреннего аудита кризисного предприятия
2.2 Проблема разработки регламентов при организации внутреннего аудита
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курса аудит.docx

— 134.95 Кб (Скачать)

Задачи исследования:

1. Рассмотреть  понятие внутреннего аудита.

2. Раскрыть функции  внутреннего аудита.

3. Изучить цели  внутреннего аудита.

4. Рассмотреть  виды внутреннего аудита.

5. Изучить задачи  внутреннего аудита.

Объект исследования - организация внутреннего аудита на предприятии. Предмет исследования - функции, цели и задачи организации  внутреннего аудита.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

Теоретической основой для работы послужили  труды таких ученых, как О.В. Ефимова, В.В. Ковалев и др. авторов.

 

Глава 1. Внутренний аудит: понятие, функции, цели

1.1 Понятие внутреннего  аудита

Практика различных  компаний в этом плане очень сильно отличается. В иностранных компаниях  до недавних пор наблюдалась тенденция  роста значимости внутреннего аудитора как консультанта. В данный момент можно говорить о примерном соотношении 80/20, когда 80% времени, отведенного на аудиторские задания, приходится на деятельность по предоставлению гарантий и 20% - на консультационную работу2. Однако после громких корпоративных скандалов последнего времени растет убеждение, что ценность внутреннего аудита для компании заключается именно в предоставлении объективных гарантий.

Следовательно, внутренний аудит следует воспринимать скорее как разновидность консалтинга, чем контроля. А говорить о том, что к институтам внутреннего аудита относятся назначаемые учредителями ревизоры, ревизионные комиссии и подобные органы, не совсем корректно в силу отличия задач, стоящих перед этими институтами, от выполняемых службой внутреннего аудита.

В связи с  этим основными характеристиками внутреннего  аудита являются:

1. Независимость  и объективность. Независимость  рассматривается в контексте  функциональной подчиненности службы  внутреннего аудита в структуре  организации. Независимость, как  правило, достигается путем разделения  функционального и административного  подчинения службы внутреннего  аудита (административное подчинение  руководству, а функциональное - учредителям). Объективность рассматривается как способность работника службы внутреннего аудита формировать беспристрастные оценки и выводы.

2. Оптимизация  и повышение эффективности деятельности  организации. В данной ситуации  внутренний аудит выполняет, в  первую очередь , не контрольную функцию, а оценочную, он служит для выявления слабых мест в системах управления, внутреннего контроля и управления рисками , для формирования рекомендаций по повышению эффективности этих систем и процессов.

3. Предоставление  гарантий и консультаций. Сущность  деятельности внутреннего аудита  заключается в предоставлении  гарантий и консультаций заказчикам (клиентам) внутреннего аудита в  областях управления рисками,  внутреннего контроля, управления  организацией.

Следовательно, на современном этапе контрольная  функция внутреннего аудита, обеспечивающая достоверность бухгалтерской отчетности, не остается ни главной, ни единственной, а задачей внутреннего аудита является решение вопросов управления и экономической политики, то есть в современном понимании внутренний аудит из простой проверки соблюдения регламентов превращается в творческий процесс.

1.2 Функции внутреннего  аудита

Внутренний аудит - это искусство, наука и техника  одновременно. Современный внутренний аудит - это не просто проверка соблюдения регламентов. Это скорее похоже на творческий изыскательский проект, где каждый пласт информации требует нового осмысления, объяснения, дополнительного  анализа. Потребности современного бизнеса усложняются и изменяются. Сам бизнес это и есть перемены, движение вперед, а внутренний аудит - услуга, которая всецело этому содействует. Перемены неизбежны! Мы всегда живем в период перемен - и очень часто почему-то этому удивляемся! Вместо того, чтобы пассивно наблюдать, как они на нас влияют, нам необходимо уметь их предвидеть, предпринимать инициативу и помогать Компании извлекать преимущества из данных перемен.

Цели внутреннего  аудита можно сформулировать следующим  образом:

- обеспечение  более эффективного управления  организацией и группой взаимосвязанных  организаций;

- оперативное  выявление текущих проблем в  рамках отдельной организации  - участника группы и в целом  группы взаимосвязанных организаций;

- защита законных  интересов организации и ее собственников, в том числе защита общих интересов всех участников группы взаимосвязанных организаций;

- помощь сотрудникам  организации в эффективном выполнении  ими своих функций;

- оценка эффективности  и надежности системы внутреннего  контроля.

Внутренний аудит  выполняет различные функции, при  определении которых также не существует единых мнений.

Так, В.В. Ковалев  отмечает, что внутренний аудит:

- дает высшему  звену управления всей организацией  информацию о ее финансово-хозяйственной  деятельности;

-повышает эффективность  системы внутреннего контроля, препятствующие  возникновению нарушений;

-подтверждает  достоверность отчетов обособленных  структурных подразделений организации  Ковалев В.В., Патров В.В. Как  читать баланс. - М.: Финансы и статистика, 2008. - С. 321..

О.В. Ефимова  рассматривает такие функции  внутреннего аудита, как:

- анализ внешних  факторов и оценка их влияния  на деятельность организации;

- консультирование  учредителей и сотрудников администрации  по вопросам бухгалтерского учета,  налогообложения, анализа хозяйственной  деятельности, менеджмента и права;

- организация  подготовки к проведению внешнего  аудита, проверок налоговых и  других контрольных органов;

- периодический  контроль за финансово-хозяйственной деятельностью;

-проверка правильности  составления и условий выполнения  хозяйственных договоров;

- оценка экономичности  и эффективности операций организации;

- проверка уровня  достижения программных целей  Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2010. - С. 124..

Внутренний аудит  не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов  менеджеров.

Внутренний аудит  может как повторять функции внешнего аудита (за исключением представления официального заключения внешним пользователям), так и иметь более расширенный круг функций и задач, определяемый создавшим его управляющим органом.

Таким образом, функции внутреннего аудита не ограничиваются только функциями контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, характерными для контрольно-ревизионных служб.

М.Н. Крейнина, рассматривая внутренний контроль с позиции участия в процессе управления, применяя кибернетический подход, признает целью внутреннего контроля информационную прозрачность объекта управления для принятия эффективных решений и определяет внутренний аудит как одну из форм внутреннего контроля. По ее мнению, другая форма внутреннего контроля, определенная как структурно-функциональная форма, отражает взаимодействия единиц организационной структуры, соответствующие их контрольным функциям, и применима в отличие от внутреннего аудита ко всем организациям Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. - М.: Дело и Сервис, 2009. - С. 245. .

Л.В. Сотникова  считает, что внутренний аудит представляет собой не форму организации внутреннего  контроля, а структуру, дополняющую  структурно-функциональную систему  внутреннего контроля и входящую в ее конфигурацию Крылов Э.И., Власова  В.М., Журавкова И.В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции. - М.: Финансы и статистика, 2010. - С. 127. .

Система внутреннего  аудита не может быть полностью отождествлена  с внутренним контролем, что вытекает из данных выше определений сущности, целей и функций внутреннего  аудита. В то же время система  внутреннего контроля может функционировать  и без создания органов внутреннего  аудита. Внутренний аудит, на наш взгляд, следует рассматривать как дополнительный уровень элемента контроля в системе  управления за достоверностью финансовой отчетности, в частности, и эффективностью системы внутреннего контроля в  целом. При этом возможна трансформация  контрольно-ревизионных служб в  отдельные службы внутреннего аудита.

По мнению А. Сонина, внутренний аудит должен обеспечивать оценку системы внутреннего контроля для повышения ее эффективности и предотвращения избыточного нецелесообразного контроля.

Функции внутреннего  аудитора могут выполнять:

1) специальные  службы внутреннего контроля;

2) отдельные  специалисты внутреннего аудита, состоящие в штате организации;

3) ревизионные  комиссии (ревизоры);

4) привлекаемые  сторонние организации;

5) внешние аудиторы.

Функции внутреннего  аудита должны выполняться непосредственно  работниками организации, поэтому  предложения о том, что внутренним аудитом могут заниматься не только работники организации, но и приглашенные независимые аудиторы, являются ошибочными.

Если внутренний аудит осуществляется на постоянной основе и предусматривает ежедневный контроль и выполнение иных действий, привлечение внешних специалистов экономически нецелесообразно. Но при  решении отдельных задач, определенных для служб внутреннего аудита, данное привлечение сторонних специалистов может быть обоснованным.

В то же время  для принятия эффективных управленческих решений необходимо релевантное (относящееся  к конкретной ситуации) информационное обеспечение.

Если информация избыточна, то, как правило, это не приводит к повышению качества вышеуказанных  решений. Поэтому система управления экономического субъекта постоянно  сталкивается с проблемой выявления  релевантной и нерелевантной  информации.

Если информации недостаточно и при этом существует сомнение в ее точности, то существует вероятность того, что принятое на ее основе управленческое решение будет  неадекватно той ситуации, которая  в данный момент времени прямо  или косвенно воздействует на экономический  субъект.

Исходя из того, что только релевантная информация служит основой для принятия эффективных  управленческих решений, важно, как  следствие, добиться ее максимальной точности и соответствия решаемой проблеме.

В странах с  развитой рыночной экономикой существует точка зрения, которая предполагает, что уровень эффективности развития любого экономического субъекта, независимо от его формы собственности, определяется отлаженным механизмом его управления. Ученые этих стран, исследуя многовековой опыт экономических преобразований, отмечают, что положительная тенденция  развития любых экономических субъектов (в том числе и с государственной  формой собственности) и обеспечение  их устойчивого состояния определяется эффективностью принимаемых управленческих решений.

В условиях глобальной нестабильности современного мира экономические  субъекты вынуждены оперативно реагировать  и непрерывно приспосабливаться  к требованиям постоянно меняющейся внешней среды.

Даже если бы изменения не были столь значительны, системе управления все равно  пришлось бы учитывать влияние внешней  среды, так как экономический  субъект, являясь открытой системой, зависит от внешнего мира в отношении  поставок различного рода ресурсов, а  также потребителей своей продукции, товаров и услуг.

В настоящее  время факторы внешней среды  экономического субъекта характеризуются  сложностью, агрессивностью, взаимозависимостью, изменчивостью и непредсказуемостью. В процессе своей деятельности между  структурными звеньями экономического субъекта, причем в рамках прямых и  обратных связей, происходит обмен  информацией, служащий основой ситуационного  управления и позволяющий адекватно  и оперативно реагировать на изменения  внешней среды. Взаимодействие экономического субъекта с внешней средой характеризуется  возникновением и последующим преодолением противоречий, касающихся сфер их взаимодействия. Неадекватная реакция системы управления экономического субъекта или ее отсутствие ведут к накоплению противоречий. Они могут быть преодолены за счет своевременных и адекватных изменений  внутри экономического субъекта посредством  совершенствования бизнес-процессов, организационной структуры, механизма  управления как решающих факторов обеспечения  жизнеспособности в условиях постоянно меняющегося внешнего окружения.

Информация о работе Внутренний аудит предприятия