Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:43, курсовая работа
В последние годы наблюдается значительный рост интереса к внутреннему аудиту, что обусловлено, по нашему мнению, рядом факторов. Во-первых, внутренний аудит представляет собой мощный, но в то же время недооцененный инструмент повышения эффективности компании. Во-вторых, череда громких корпоративных скандалов привела к ужесточению законодательных и нормативных требований к состоянию внутреннего контроля и достоверности финансовой отчетности (например, закон Сарбейнса - Оксли в США, требования регуляторов фондового рынка и фондовых бирж и т.п.). В-третьих, что особенно важно для России, наличие в компании внутреннего аудита становится актуальным для собственников-менеджеров компаний, которые отходят от непосредственного управления, концентрируясь на функциях контроля и стратегического управления и передавая бразды правления в руки профессиональных менеджеров. Наконец, наличие в компании хорошего корпоративного управления, одним из звеньев которого становится внутренний аудит, является положительным сигналом для потенциальных инвесторов и кредиторов и повышает инвестиционную привлекательность компании.
Введение
Глава 1. Теоретические обоснования организации внутреннего аудита на предприятии
1.1 Организация внутреннего аудита на предприятии
1.2 Актуальные проблемы организации внутреннего аудита
Глава 2. Проведение внутреннего аудита
2.1 Организация внутреннего аудита кризисного предприятия
2.2 Проблема разработки регламентов при организации внутреннего аудита
Заключение
Список использованной литературы
При определении спектра общих целей и задач стратегического характера отдела внутреннего аудита принимается ряд допущений:
* цели и задачи внутреннего аудита должны соответствовать размерам организации;
* структура целей и задач должна отражать виды деятельности организации;
* локальные и частные цели и задачи должны быть сегментированы в зависимости от организационной структуры экономического субъекта;
* цели и задачи должны формироваться исходя из предпосылки наличия различных форм внешнего контроля.
Второй этап
На основе всестороннего анализа деятельности организации, ее структуры, "слабых" мест системы внутреннего контроля (далее - СВК), объема средств внутреннего контроля, относящихся к учетным, аналитическим и управленческим системам, определяются мероприятия, способствующие улучшению работы как СВК, так и всей организации в целом. После выполнения такого анализа можно приступить непосредственно к созданию, нормативному, методическому и техническому оснащению отдела внутреннего аудита.
Наиболее пристальное внимание на данном этапе должно быть уделено анализу:
* организационной структуры;
* функционирования системы бухгалтерского учета и СВК.
Исходя из того, что отдел внутреннего аудита является частью СВК, необходимо принять решение о распределении процедур внутрихозяйственного контроля между элементами СВК. К таким процедурам относятся, в частности:
* проверка наличия оправдательных и распорядительных документов для проведения хозяйственных операций;
* проверка ведения и соблюдения утвержденного графика документооборота, наличия разрешительных записей руководящего персонала;
* арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей;
* сверки расчетов;
* контроль корреспонденции счетов по каждой хозяйственной операции, отраженной в документах;
* установление соответствия данных в первичных учетных документах бухгалтерским записям;
* проверка соответствия отдельных статей бухгалтерской отчетности записям в главной книге;
*
инвентаризация денежных
средств и товарно-
* использование для целей контроля информации из источников, расположенных вне аудируемого лица;
* осуществление мер, направленных на физическое ограничение доступа несанкционированных лиц к активам организации, к системе ведения документации и записей по бухгалтерским счетам;
* исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметных хозяйственных показателей с фактически имевшими место и выяснение причин существенных расхождений.
Необходимо отметить, что некоторые процедуры внутрихозяйственного контроля могут быть выполнены внутри отделов организации самими сотрудниками. Однако это не означает, что каждая процедура должна быть закреплена только за одним из элементов системы внутрихозяйственного контроля (ревизионной комиссией, внутренним аудитом, наблюдательным советом). Например, инвентаризация для целей ревизии должна проводиться сплошным методом, по всем товаро-материальным ценностям, тогда как инвентаризация для целей внутреннего аудита может проходить выборочно, а для служебного расследования она ограничена видами товарно-материальных ценностей или перечнем материально ответственных лиц.
На этом этапе возможна корректировка целей и задач отдела внутреннего аудита в соответствии с обнаруженными "слабыми" местами системы бухгалтерского учета и СВК.
Третий этап
В процессе функционирования отдел внутреннего аудита взаимодействует практически со всеми отделами и службами организации. Так как к внутреннему аудиту предъявляются более жесткие требования по сравнению с внешним аудитом, внутренний аудит довольно тесно связан с учетно-аналитическими, производственными и управленческими процессами. Поэтому в качестве отдельного этапа его организации предлагается определение места СВК и степени ее интеграции с другими отделами и службами (см. рисунок).
Внутренний аудит в отношении бухгалтерской службы решает следующие задачи:
* контроль полноты данных, отраженных в системе бухгалтерского учета;
* проверка правомерности, обоснованности, эффективности совершенных хозяйственных операций;
* установление адекватности системы бухгалтерского учета;
* проверка состояния средств контроля;
* группировка оперативной и отчетной информации в интересах администрации и в виде, доступном для ее понимания.
Однако на принятие управленческих решений, а значит, и на их результат влияет не только достоверность, но и форма подачи информации. Система бухгалтерского учета формализует информацию, т.е. кодирует ее таким образом, чтобы работа с ней была наиболее эффективной. Необходимо отметить, что в данном случае пользователь этой информации должен обладать соответствующей квалификацией.
Управленческий персонал в своей работе сталкивается с потоком разнообразной информации, часть из которой не может быть адекватно воспринята из-за своей специфичности. В результате взаимодействия внутреннего аудита и системы бухгалтерского учета создаются не только достоверные, но и пригодные для рассмотрения кругом заинтересованных лиц, не имеющих глубоких бухгалтерских знаний, данные.
Важным следствием этого, по нашему мнению, является тот факт, что информационный обмен отдела внутреннего аудита и других служб и отделов организации, в том числе и системы бухгалтерского учета, должен строиться на взаимонаправленных потоках информации, которые служат базой для осуществления и контрольных, и аналитических, и консалтинговых функций внутреннего аудита. Это касается первичной и агрегированной информации, а также оперативных, плановых, нормативно-справочных данных, классификаторов технико-экономической информации, систем документации (унифицированных и специальных) и пр.
По итогам определения места внутреннего аудита в системе управления организацией могут быть пересмотрены, уточнены его цели и задачи, а также "точки приоритетов" в целях повышения эффективности управления.
Четвертый этап
Разработка нормативных документов отдела внутреннего аудита представляет собой наиболее продолжительный по времени этап. Зачастую формирование нормативной и методологической базы происходит перманентно. Регламентация деятельности отдела означает подготовку методик проведения внутреннего аудита в таком количестве и с такой детализацией, которые обеспечивали бы определенность каждого шага внутреннего аудитора, исключали бы неоднозначность понимания поставленных задач.
Кроме методических материалов необходимы классификатор ошибок и другие документы, устанавливающие права и обязанности, как сотрудников, так и отдела внутреннего аудита в целом. Это находит свое отражение в следующих документах нормативного регулирования:
* положение об отделе внутреннего аудита;
* положение о рабочей политике отдела внутреннего аудита;
* внутренние стандарты аудита;
* должностные инструкции внутренних аудиторов.
В положении об отделе внутреннего аудита определяются общие цели и задачи отдела, права и обязанности сотрудников, а также их полномочия и порядок отчетности. При этом должен быть обеспечен принцип независимости внутреннего аудитора. Ведь если внутренний аудитор (или отдел внутреннего аудита) будет самостоятельно исправлять ошибки, внедрять новые методы оптимизации работы организации и т.п., то в будущем он вынужден будет контролировать свою же работу, что нарушает принцип объективности его деятельности.
Представляется очевидным, что чем детальнее разработано положение об отделе внутреннего аудита, тем легче организовать его работу, закрепить ответственность сотрудников и добиться реального улучшения качества. Поэтому представляется целесообразным на данном этапе выделить следующие подсистемы внутреннего аудита:
* сбор первичной контрольной информации;
* анализ контрольной информации;
* формирование итоговой контрольной информации;
* хранение контрольной информации.
Подсистема сбора первичной контрольной информации необходима в связи с различными требованиями, предъявляемыми к информации, используемой для выполнения различных задач внутреннего аудита.
Актуальность
подсистемы анализа
контрольной информации
вызвана потребностью
управленческого
персонала в контрольно-
С помощью данной u1087 подсистемы формируется итоговая контрольная информация, причем она интерпретируется в разрезе целей и задач, а также пользователей. Осуществляется также подготовка проектных решений, рекомендаций, консультаций.
Выделение подсистемы хранения контрольной информации обусловлено чрезвычайной ее важностью для каждой коммерческой С помощью данной подсистемы формируется итоговая контрольная информация, причем она интерпретируется в разрезе целей и задач, а также пользователей. Осуществляется также подготовка проектных решений, рекомендаций, консультаций.
Каждая из рассмотренных подсистем использует свою входящую информацию, свои методы и процедуры ее обработки, а также определенным образом формирует выходную информацию. Применение подсистем позволяет повысить эффективность функциональных этапов проверки, а в конечном счете внутрихозяйственного контроля и системы управления организацией в целом.
В положении о рабочей политике отдела внутреннего аудита целесообразно отразить следующие концептуальные аспекты:
* механизм расчета рисков внутреннего аудита;
* методика расчета и распределения уровня существенности;
* цели и характеристика видов процедур внутреннего аудита;
* виды оценочных значений и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности, подлежащих внутреннему аудиту;
* порядок определения объема и формирования выборок внутреннего аудита;
* механизм контроля выполнения допущения непрерывности деятельности;
* варианты диагностики ошибок, искажений, неточностей в разрезе объектов контроля;
* формированиеитоговой информации по результатам внутреннего аудита в разрезе объектов контроля, целей и задач внутреннего аудита, категории пользователей.
Выделение указанных концептуальных аспектов позволит сформировать основные методические установки функционирования отдела внутреннего аудита с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности той или иной организации. Кроме того, детальное представление выделенных аспектов в положении будет способствовать более продуктивному взаимодействию с внешними контролирующими органами, в том числе с независимым внешним аудитором, например, в части, касающейся тестирования СВК. При этом основным документом внутрифирменного нормативного регулирования должны стать стандарты внутреннего аудита. Большинство из них могут быть разработаны на основе стандартов внешнего аудита путем их соответствующей модификации применительно к особенностям функционирования и целевым установкам внутреннего аудита.
Пятый этап
Принципиальным вопросом в процессе организации отдела внутреннего аудита является формирование оптимального штата. Наиболее оправданным экономически представляется трехуровневая структура штатного расписания отдела. Первый уровень - постоянные (штатные) работники; второй уровень - привлекаемые специалисты экономического субъекта; третий уровень - специалисты и эксперты, привлеченные со стороны.