Внутренний аудит предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

В последние годы наблюдается значительный рост интереса к внутреннему аудиту, что обусловлено, по нашему мнению, рядом факторов. Во-первых, внутренний аудит представляет собой мощный, но в то же время недооцененный инструмент повышения эффективности компании. Во-вторых, череда громких корпоративных скандалов привела к ужесточению законодательных и нормативных требований к состоянию внутреннего контроля и достоверности финансовой отчетности (например, закон Сарбейнса - Оксли в США, требования регуляторов фондового рынка и фондовых бирж и т.п.). В-третьих, что особенно важно для России, наличие в компании внутреннего аудита становится актуальным для собственников-менеджеров компаний, которые отходят от непосредственного управления, концентрируясь на функциях контроля и стратегического управления и передавая бразды правления в руки профессиональных менеджеров. Наконец, наличие в компании хорошего корпоративного управления, одним из звеньев которого становится внутренний аудит, является положительным сигналом для потенциальных инвесторов и кредиторов и повышает инвестиционную привлекательность компании.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические обоснования организации внутреннего аудита на предприятии
1.1 Организация внутреннего аудита на предприятии
1.2 Актуальные проблемы организации внутреннего аудита
Глава 2. Проведение внутреннего аудита
2.1 Организация внутреннего аудита кризисного предприятия
2.2 Проблема разработки регламентов при организации внутреннего аудита
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курса аудит.docx

— 134.95 Кб (Скачать)

Корневой столбец  матрицы отображает существующие на предприятии объекты управления, а корневая строка — управленческие функции. Соответственно, пересечение  строк и столбцов образует элементы матрицы, отражающие реализацию определенной управленческой функции в отношении  определенного объекта управления.

Можно считать  эту матрицу «управленческой  таблицей Менделеева», которая позволила  не только систематизировать (определить точное место в системе) уже открытые химические элементы, но и предсказать, обозначить место еще неоткрытых элементов.

Система внутреннего  нормативного регулирования работает по тому же принципу. Для всех уже  существующих документов можно четко  обозначить место в управленческой матрице. Одновременно своими незаполненными элементами она сигнализирует о  необходимости разработки соответствующих  документов.

Для корневой строки матрицы менеджерам предприятия  следует выделить (сформулировать) управленческие функции (подфункции). Однозначного, общепринятого их перечня  нет. Каждое предприятие формулирует  его исходя из сложившейся управленческой практики. Обычно выделяют от двух (планирование и контроль) до двух десятков функций и подфункций.  
 
Часто объекты управления объединяют в следующие классификационные группы:

  • структурные единицы — компания в целом, цеха, отделы, бригады, участки, отдельные рабочие и служащие и т.д.;
  • ресурсы предприятия — основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, денежные средства, задолженность, капитал и т.д.;
  • процессы (работы, операции), совокупность которых образует деятельность компании;
  • количественные и качественные показатели.

Представленные  группы объектов управления взаимосвязаны  друг с другом следующим образом:  

  • структурные единицы принимают участие в процессах, происходящих в компании;  
  • в данных процессах используются ресурсы, или ресурсы являются результатами реализуемых процессов; 
  • показатели отражают характеристики других групп объектов управления — процессов, структурных единиц, ресурсов.

Классификация объектов управления помогает решить следующую существенную проблему при  формировании СВНР.

Очевидно, что  заполнить управленческую матрицу (т.е. разработать все необходимые  документы) единовременно, за достаточно ограниченный промежуток времени трудно и, конечно же, нецелесообразно, поскольку  важность для предприятия различных  элементов матрицы может быть неодинакова. Здесь следует, исходить из принципа существенности, из того, что  является наиболее актуальным для предприятия  в данный момент.

Последовательность  разработки

Последовательность  разработки внутренних нормативных  документов должна определяться каждым предприятием самостоятельно, исходя из своих стратегических целей и  текущей ситуации. Самостоятельно надо принять также решение, как данную последовательность формировать практически. Тем не менее, можно воспользоваться  следующими рекомендациями.

Вариант первый — использовать методику составления  рейтингов по примеру определения  лучшего футболиста Европы. Представители  ведущих европейских спортивных изданий излагают свою версию лучшей тройки игроков года. Далее в зависимости  от частоты упоминания выстраивается  рейтинг.

Нечто подобное можно применить и на предприятии. Каждый менеджер готовит свой перечень важнейших объектов управления и  свой, актуальный с его точки зрения, перечень нуждающихся в стандартизации процессов, структурных единиц, ресурсов, показателей.

Чтобы конкретному  менеджеру выделить именно важнейшие  объекты управления и, с другой стороны, важнейшие же не пропустить, мучительно «вытаскивая» их из памяти, следует  обратиться к документам, постоянно  вращающимся вокруг. Это, во-первых, уже существующие на предприятии  нормативные документы, начиная  от «Миссии» и до «Должностной инструкции». Они пока еще разрозненны, но в  них уже зафиксированы действительно  важные и существенные объекты управления.

Во-вторых, это  документы, связанные с текущей  деятельностью — первичные документы  бухгалтерского учета, плановые и отчетные формы и т.д. В них по частоте  упоминания, величине стоимостных оценок и другим критериям можно выделить важнейшие объекты управления.

Вариант второй — использовать принцип процессного  подхода, как в стандартах серии ISO-9000. Всеобщий менеджмент качества как  важнейшую категорию объектов управления выделяет «процессы». В связи с  этим, во-первых, целесообразно начать как раз со стандартизации процессов. Во-вторых, использовать при формировании последовательности разработки внутренних нормативных документов те же подходы, которые применяются для определения  приоритетности процессов при проведении их описания и последующего реинжиниринга.

Объекты управления 
Определения объектам управления можно давать на основании:

  • существующих определений во внешних нормативных актах;
  • определений, зафиксированных в умных книгах;
  • собственных формулировок.

Актуальность  и трудность выбора правильных определений  для объектов управления очевидна (Пример 2).

Пример 2

Рассмотрим понятие  «Запасы». 
Заимствование определения этому термину из внешних нормативных документов приведет, в том числе, к отечественному стандарту в области ведения бухгалтерского учета ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов», к его п. 3: «Материально-производственные запасы — часть имущества:

  • используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных для продажи;
  • предназначенная для продажи;
  • используемая для управленческих нужд организации...»

При этом п. 2 данного  «Положения» уточняет, что «... настоящее  Положение не применяется в отношении  основных средств и незавершенного производства». Таким образом, незавершенное  производство «Положение» к запасам  не относит.  
Теперь определение из Международного стандарта финансовой отчетности (IAS 2): «Запасы — это активы:

а) предназначенные  для продажи в ходе нормальной деятельности; 
б) в процессе производства для такой продажи; или 
с) в форме сырья или материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или при предоставлении услуг...»

Далее в п. 5 данного  стандарта определение раскрывается: «Запасы включают товары, закупленные  и хранящиеся для перепродажи... Запасы также включают готовую или незавершенную  продукцию, выпущенную компанией и  включающую сырье и материалы, предназначенные  для дальнейшего использования  в производственном процессе. В случае с компанией сферы услуг запасы включают стоимость услуг, для которой  компания еще не признала соответствующую  величину дохода».

Таким образом, взяв за основу IAS 2, предприятие относит  незавершенное производство к категории  запасов. Если она соглашается с  трактовкой запасов отечественным  стандартом ПБУ 5/98, то вынуждена незавершенное  производство исключить из категории  запасов.

Еще более наглядным  является пример с такими созвучными и близкими понятиями как «расходы», «затраты», «издержки». Сколько искаженных бюджетов было подготовлено и сколько  не самых правильных управленческих решений было принято из-за некорректной квалификации упомянутых показателей!

 
Любое некорректное определение объекта  управления может потянуть за собой  шлейф методологических проблем. Тем  не менее, можно сформулировать основные способы решения этой проблемы.

Правило первое. Подбирая определение тому или иному понятию, следует помнить о тех методологических последствиях, которые данное определение вызывает, т.е. при рассмотрении различных вариантов определений следует анализировать последствия применения каждого из них.

Правило второе. Определение, которое дается тому или иному термину, должно быть понятно сотрудникам предприятия, не носить формальный характер. Для этого, кроме собственно раскрытия термина, полезно дать к нему некоторый комментарий, раскрывающий доступным языком трудные для понимания моменты.

Особенности разработки классификаторов  и справочников

Можно выделить два принципиальных подхода к  проведению классификации любых  объектов, в том числе и объектов управления.

  1. Использование иерархических уровней детализации классифицируемых объектов.  
    Классификация осуществляется с использованием схемы «класс объектов — группа объектов — вид объектов — подвид объектов — объект».
  2. Использование для классификации объектов собственно классификационных признаков. Под признаком классификации понимается признаваемая существенной категория свойств (характеристик) объектов, позволяющая осуществить их группировку (систематизацию). Количество возможных признаков классификации для любого объекта может быть достаточно большим. Поэтому при формировании классификаторов необходимо выбрать именно те признаки, которые являются существенными с точки зрения управления данным объектом.

Например, можно  выделить около двух десятков признаков  классификации объекта управления «затраты». Но с точки зрения практического  применения существенной признается только их часть.

Таким образом, каждый классификатор определяет существенные признаки классификации каких-либо объектов, с использованием которых  осуществляется группировка данных объектов. Кроме того, на основании  выделенных признаков классификации  разрабатывается структура цифровых идентификационных кодов, используемых для обозначения объектов.

Представленные  подходы к классификации объектов должны быть реализованы таким образом, чтобы, с одной стороны, используемые признаки позволили выделить все  необходимые для управления свойства (характеристики) объектов, и, с другой стороны, разработанная классификация  была достаточно удобной, а присваиваемые  коды не были слишком громоздки.

Следует сказать, что в ряде случаев при разработке на предприятии собственных классификаторов  является целесообразным использование  общероссийских классификаторов, хотя бы частично. Например, берется за основу соответствующий общероссийский классификатор  и дополняется необходимыми классификационными признаками.

При оформлении справочников можно также использовать 2 способа.  

  1. Справочник имеет статус приложения к классификатору. В этом случае все необходимые вспомогательные реквизиты могут быть опущены, и справочник будет представлять собой перечень всех выделенных на предприятии объектов с указанием их идентификационных кодов.
  2. Справочник оформляется в виде самостоятельного документа. В этом случае он, как и документы всех других категорий, должен быть соответствующим образом структурирован и снабжен всеми необходимыми реквизитами, т.е. содержать разделы «Назначение», «Область применения», «Термины и сокращения», «Ответственность» и т.д.
  

  

ИСТЕМА  ВНУТРЕННЕГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Рассказова-Николаева Светлана, генеральный директор компании ЦБА (Центр бизнес-консалтинга и аудита)

Стандарты корпоративной деятельности представляют собой совокупность внутренних нормативных документов, в которых закреплены соглашения о правилах и принципах ведения бизнеса. Их разработка должна носить системный характер, чему в немалой степени содействует формирование системы внутреннего нормативного регулирования. 

В большинстве  случаев внутреннее нормативное  регулирование предприятий основано на разрозненных документах. Они носят  подчас формальный характер и не отражают реальных особенностей деятельности предприятия. Использовать такие документы сложно. Кроме того, на ряде предприятий  имеющиеся нормативные документы  не поддерживаются в актуальном состоянии, не пересматриваются в соответствии с происходящими изменениями, в  них много противоречий.

Пример 1 
Бухгалтерия компании для ведения бухгалтерского учета, калькулирования себестоимости выпускаемой продукции и формирования внешней регламентированной отчетности использует «Положение о калькулировании».

Но в планово-экономическом  отделе для «расчета экономической  эффективности выпускаемой продукции» существует свое «Положение».

Информация о работе Внутренний аудит предприятия