Внутренний аудит предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

В последние годы наблюдается значительный рост интереса к внутреннему аудиту, что обусловлено, по нашему мнению, рядом факторов. Во-первых, внутренний аудит представляет собой мощный, но в то же время недооцененный инструмент повышения эффективности компании. Во-вторых, череда громких корпоративных скандалов привела к ужесточению законодательных и нормативных требований к состоянию внутреннего контроля и достоверности финансовой отчетности (например, закон Сарбейнса - Оксли в США, требования регуляторов фондового рынка и фондовых бирж и т.п.). В-третьих, что особенно важно для России, наличие в компании внутреннего аудита становится актуальным для собственников-менеджеров компаний, которые отходят от непосредственного управления, концентрируясь на функциях контроля и стратегического управления и передавая бразды правления в руки профессиональных менеджеров. Наконец, наличие в компании хорошего корпоративного управления, одним из звеньев которого становится внутренний аудит, является положительным сигналом для потенциальных инвесторов и кредиторов и повышает инвестиционную привлекательность компании.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические обоснования организации внутреннего аудита на предприятии
1.1 Организация внутреннего аудита на предприятии
1.2 Актуальные проблемы организации внутреннего аудита
Глава 2. Проведение внутреннего аудита
2.1 Организация внутреннего аудита кризисного предприятия
2.2 Проблема разработки регламентов при организации внутреннего аудита
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курса аудит.docx

— 134.95 Кб (Скачать)

Под понятием «бизнес-процесс» следует понимать «…последовательность внутренних шагов, осуществляемых в  рамках конкретных видов деятельности».

Необходимость решения вышеуказанных проблем  объективна, так как согласно закону Р. Эшби невозможно управлять какой-либо системой с помощью инструментов и механизмов, которые значительно  проще этой системы. Иными словами, внутреннее разнообразие экономических  субъектов требует соответствующего разнообразия механизмов адаптации.

Под адаптацией следует понимать «…способность  системы обнаружить целенаправленное приспосабливающее поведение в  сложных средах, а также сам  процесс такого приспособления»  Ефимова О.В. Анализ финансовой отчетности. - М.: Омега - Л, 2009. - С. 138. .

Единственно возможная  стабильность существования экономического субъекта - «это стабильность в движении». А так как движение порождается  противоречиями, то их разрешение состоит  в поиске «динамического равновесия»  между стабильностью системы  и ее постоянным совершенствованием, то есть в поиске новых эффективных  управленческих решений, когда устаревшие стереотипы неприемлемы для экономического субъекта.

Принятию управленческих решений предшествуют диагностика  сложившейся ситуации и выбор  вариантов этих решений, относящихся  к той или иной проблеме. В идеальном  случае желательно иметь все возможные  варианты действий, которые могли  бы устранить причины возникающих  проблемных возмущений и, тем самым, обеспечить экономический субъект  возможностью достижения своих целевых  установок. Однако на практике система  управления чаще всего не располагает  достаточной релевантной информацией  и, тем более, временем для того, чтобы  определить и оценить каждое альтернативное решение. При этом значительное число  альтернативных решений скорее мешает, чем помогает системе управления. Поэтому, как правило, система управления ограничивается небольшим числом вариантов  этих решений, которые соответствуют  лишь определенному минимальному требованию, установленному самой системой частности, изучение, оценка и мониторинг адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. На наш взгляд, рассматривая сущность внутреннего аудита, его цели, задачи и функции, следует проводить  различия применительно к уровням  внутреннего аудита, например внутреннего  аудита отдельных хозяйствующих  субъектов и групп взаимосвязанных  организаций (холдингов), что не нашло широкого отражения в современной отечественной литературе Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ. - М.: ДИС, 2008. - С. 45..

1.3 Цели внутреннего  аудита

Цели внутреннего  аудита можно сформулировать следующим  образом:

- обеспечение  более эффективного управления  организацией и группой взаимосвязанных  организаций;

- оперативное  выявление текущих проблем в  рамках отдельной организации  - участника группы и в целом  группы взаимосвязанных организаций;

- защита законных  интересов организации и ее собственников, в том числе защита общих интересов всех участников группы взаимосвязанных организаций;

- помощь сотрудникам  организации в эффективном выполнении  ими своих функций;

- оценка эффективности  и надежности системы внутреннего  контроля.

По мнению В.В. Ковалева, внутренний аудит должен обеспечивать оценку системы внутреннего  контроля для повышения ее эффективности  и предотвращения избыточного нецелесообразного  контроляКовалев В.В. Финансовый учет и анализ: концептуальные основы. Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008. - С. 215. .

На наш взгляд, внутренний аудит следует рассматривать  в качестве:

- части системы  внутреннего контроля;

- функции выявления  и оценки рисков;

- независимой  оценки информационных потоков,  в том числе финансовой отчетности (индивидуальной и консолидированной).

При принятии решения  об организации и определении  функции внутреннего аудита каждый экономический субъект должен учесть влияние таких факторов, как:

- направление  и специфика деятельности;

- объемы показателей  финансово-экономической деятельности  субъекта;

- сложившаяся  система управления;

- состояние системы  внутреннего контроля.

Функции внутреннего  аудитора могут выполнять:

- специальные  службы внутреннего контроля;

- отдельные специалисты  внутреннего аудита, состоящие в  штате организации;

- ревизионные  комиссии (ревизоры);

- привлекаемые  сторонние организации;

- внешние аудиторы.

На наш взгляд, особого внимания заслуживает утверждение, что во внутреннем аудите нуждаются  организации:

- имеющие сложную структуру;

-осуществляющие  финансово-хозяйственные операции  во взаимодействии с другими  экономическими субъектами.

Ко второму  направлению можно отнести такие  связанные стороны, как финансово-промышленные и банковские группы, холдинги в  целом и отдельные их члены, а  также иные объединения, приводящие к приобретению контроля одной организации  над другими. По данному направлению  возникает необходимость рассмотреть  определение внутреннего аудита взаимодействий и финансовой отчетности, полученной путем консолидации связанных  сторон. С.В. Дыбаль дает следующее определение. Внутренний аудит финансово-промышленной группы (ФПГ) - это система контрольных действий, осуществляемых по поручению совета управляющих ФПГ (холдинга) специальным структурным подразделением, подчиняющимся только совету управляющих, за деятельностьюДыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика: Учеб. пособие. - СПб.: Бизнес-пресса, 2008. - С. 149. .

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

1.1. Сущность внутреннего  аудита: понятие,  цели, задачи и  права

Под внутренним аудитом понимается организованная экономическим субъектом, действующая  в интересах его руководства  и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система  контроля, за соблюдением порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит - это регламентированная внутренними  документами организации деятельность по контролю звеньев управления и  различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями  специального контрольного органа в  рамках помощи органам управления организации  в установлении законности проводимых работниками хозяйственных операций и их экономической целесообразности для предприятия, в соблюдении установленного порядка ведения бухгалтерского учета. Внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и  объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование  хозяйственной деятельности организации. Он помогает организации, достичь, поставленные цели, используя систематизированный  и последовательный подход к оценке и повышению эффективности управления рисками, контроля и системы корпоративного управления. Стоит заметить, что  организация, цели, роль и функции  внутреннего аудита, определяются руководством и (или) собственником экономического субъекта в зависимости от организационно-правовой формы и сложившейся системы  управления, содержания и специфики  деятельности, объемов финансово-экономической  деятельности и состояния внутреннего  контроля.

Целями организации  системы внутреннего контроля на предприятии являются: осуществление  упорядоченной и эффективной  деятельности предприятия включая  рентабельность и защищенность от убытков; обеспечение соблюдения политики руководства каждым работником предприятия; обеспечение сохранности имущества; поддержание хороших отношений с регулирующими органами. Так как внешний и внутренний контроль, являют собой взаимозависимые, взаимообусловленные компоненты единой системы контроля, при разработке задач, стоящих перед внутренними аудиторами, а также исполнении функций необходимо учесть важную роль детализировано отраженных в Федеральном законе №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» сопутствующих аудиту услуг, что позволит более конкретно, с законодательным обоснованием оценивать возможность осуществления подобных услуг внутреннего аудита, под которыми следует понимать: бухгалтерское и налоговое консультирование; анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, экономическое и финансовое консультирование; управленческое консультирование , в том числе связанное с реструктуризацией организации; правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам; автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий; оценку стоимости имущества, оценку предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков; разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; проведение маркетинговых исследований; оказание других услуг связанных с аудиторской деятельностью. Для достижения вышеперечисленных целей организации системы внутреннего контроля необходимо решение следующих задач: периодический контроль за финансово-хозяйственной деятельностью головной организации и её филиалов; анализ хозяйственной и финансовой деятельности и оценка экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля головной организации и её филиалов. Решение этой задачи позволяет повысить эффективность деятельности отдельных обособленных подразделений и всей организации в целом, что даст возможность в полной мере выполнить основную цель, поставленную перед службой внутреннего аудита; проведение семинаров, повышение квалификации и обучение персонала, оказание помощи кадровой службе в подборе и тестировании бухгалтерского персонала головной организации и её филиалов; следить за тем, чтобы компьютерные программы, контролирующие функционирование учетной системы, включающие формирование первичных документов, их анализ и разноску по счетам, не могли быть сфолсифицированы; средства предприятия не должны быть незаконно присвоены или не эффективно использованы; внутренняя отчетность должна оперативно передаваться лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для её оптимального использования; научная разработка, издание методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву, и информационное обслуживание головной организации и её филиалов; консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий. Бухгалтеру, занимающемуся текущей работой, может понадобиться профессиональная помощь при необычных или редко встречающихся экономических ситуациях, а также при существенных изменениях законодательства. Взаимодействие с внешними аудиторами, представителями налоговых органов и других контролирующих органов.

Для решения  задач служба внутреннего аудита наделена определенными правами: проверка бухгалтерских регистров и первичных  документов, наличия денег, ценностей  и ценных бумаг в кассе, исследование смет, планов и других документов финансово-хозяйственной  деятельности; знакомство с приказами, распоряжениями руководителя, решениями  собраний учредителей, акционеров, правления  и должностных лиц, уже заключенными и проектами (незаключенных) договоров с организациями и другими документами; обследование объектов строительства, территорий, складов, мастерских и других производственных, хозяйственных и служебных помещений, мест хранения готовой продукции, оборудования и др.; проверка наличия, состояния и сохранности имущества, товарно-материальных ценностей у материально-ответственных лиц; требование проведения полной или частичной инвентаризации имущества и обязательств организации либо инвентаризации непосредственно аудитором с участием привлеченных к этому работников организации, в необходимых случаях- опечатывание сейфов, касс, складов, кладовых, архивов и других мест хранения средств; наблюдение за правильностью отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете, проверка правильности начисления налогов, сборов и платежей, а также своевременности их уплаты в бюджет и внебюджетные фонды; проверка достоверности показателей бухгалтерской и статистической отчетности, правильности составления расчетов по налогам и обязательным платежам; право получения от руководителей структурных подразделений, специалистов организации необходимых для аудиторской проверки документов, справок, расчетов, заверенных копий документов для приложения их к акту или заключению, устных и письменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе проверки; экспертиза эффективности системы управления сегментами и анализ производственно-хозяйственной деятельности, финансового состояния, платежеспособности и ликвидации организации; подготовка организации к внешнему аудиту и налоговому контролю; представление имущественных интересов организации при хозяйственных спорах на суде и в арбитражном суде; оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения; специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях; разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Ответственность службы внутреннего аудита определяют три основных момента: обоснованность и своевременность представления  заключений о состоянии бухгалтерского учета и отчетности, соответствии учредительных документов, внутрихозяйственных  регламентов действующему законодательству и правовому статусу организации, а также заключений о достигнутом  уровне и факторах эффективности  производственно-хозяйственной и  финансовой деятельности; обоснованность представленных предложений по улучшению  организации системы контроля, бухгалтерского учета, материальной ответственности  должностных лиц, программ развития видов деятельности, проектов оптимизации  производственных затрат, налогооблагаемых баз, распределения прибыли, создания и использования средств фондов и другим вопросам; правильность консультаций, оказанных учредителям, руководителям  подразделений, специалистам и работникам аппарата управления по вопросам организации  производства, системы управления по вопросам организации производства, системы управления, ведения бухгалтерского учета, методам анализа хозяйственно-финансовой деятельности, правовым и другим вопросам. Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости  в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему  аудиту обеспечивается тем, что он подчиняется  и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независимым  от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных  подразделений, органов внутреннего  контроля и т.п.

Информация о работе Внутренний аудит предприятия