Управленческий учет и анализ расходов на оплату труда в организации

Автор: y*****@list.ru, 25 Ноября 2011 в 16:46, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является управленческий учет и анализ расходов на оплату труда. В соответствии с поставленной целью, отметим основные задачи, решение которых необходимо в данной работе:
исследовать и обобщить нормативные акты по регулированию учета заработной платы; определить сущность категории и функции заработной платы; рассмотреть существующие формы и системы оплаты труда; провести анализ организации бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда на предприятии, основываясь на требованиях действующего законодательства; дать оценку правильности учета расчетов с персоналом на предприятии; рассмотреть учет удержаний и вычетов из заработной платы работников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Сущность оплаты труда в современных условиях
1.1 Понятие и сущность заработной платы
1.2 Функции заработной платы
1.3 Задачи учета и анализа оплаты труда
1.4 Ведение управленческого учета
1.5 Технико-экономическая характеристика МУК Межпоселкового культурно-досугового Центра
2. Учет расходов на оплату труда на примере Муниципального учреждения культуры - Межпоселковый культурно-досуговый центр
2.1 Формы и системы оплаты труда
2.2 Состав и структура фонда оплаты труда
2.3 Учет начислений с персоналом по оплате труда
2.4 Учет удержаний с персоналом по оплате труда
2.5 Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
3. Анализ расходов на оплату труда в Муниципальном учреждении культуры - Межпоселковый культурно-досуговый центр
3.1 Анализ обеспеченности работы и движение персонала
3.2 Анализ состава и структуры фонда оплаты труда
3.3 Пути совершенствования управленческого и бухгалтерского учета
Выводы по 3 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 132.25 Кб (Скачать)

Труд, как считает  современная экономическая теория, является важнейшей частью экономики - он одновременно и товар (работник продает свой труд, создавая новое  качество и дополнительное количество материальных ценностей) и источник появления добавленной стоимости, так как предметы и материалы  при приложении к ним труда  становятся дороже. Отсюда и возникает  необходимость оценить и оплатить труд в различных его проявлениях, включив затем расходы на оплату труда в рамках установленных  государством законов в стоимость  продукции

Формы и системы  заработной платы - это способ установления зависимости между количеством  и качеством труда, то есть между  мерой труда и его оплатой. Для этого используются различные  показатели, отражающие результаты труда  и фактически отработанное время. Иными  словами, форма оплаты труда устанавливает, как оценивается труд при его  оплате: по конкретной продукции, по затраченному времени или по индивидуальным или  коллективным результатам деятельности. От того, как форма труда используется на предприятии, зависит структура  заработной платы: преобладает ли в  ней условно-постоянная часть (тариф, оклад) или переменная (сдельный приработок, премия). Соответственно разным будет  и влияние материального поощрения  на показатели деятельности отдельного работника или коллектива бригады, участка, цеха.

На практике существуют десятки систем заработной платы. Большинство из них рассматриваются, как ноу-хау организации и не публикуются открыто.

Новейшее трудовое законодательство делает акцент на локальное  регулирование оплаты труда. При  оплате труда могут применяться  тарифные ставки, а также бестарифная  система, если работодатель и представители  работников сочтут такую систему  наиболее целесообразной. Вид, система  оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных  выплат, а также соотношение в  их размерах между отдельными категориями  персонала предприятия, учреждения, организации определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах и иных локальных нормативных  актах.

Специфика бюджетных  государственных учреждений состоит  в том, что в них используется тарифная система оплаты труда.

Тарифная система - это совокупность нормативов, при  помощи которых осуществляется дифференциация и регулирование уровня заработной платы различных групп и категорий  работников в зависимости от его  сложности. К числу основных нормативов, включаемых в тарифную систему и  являющихся, таким образом, ее основными  элементами, относятся тарифные сетки  и ставки, тарифно-квалификационные справочники.

Тарифные сетки  по оплате труда - это инструмент дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности (квалификации). Они  представляют шкалу соотношений  в оплате труда различных групп  работников, включают количество разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.

Тарифную ставку, соответствующую тому или иному  разряду, получают путем умножения  тарифной ставки 1-го разряда на тарифный коэффициент соответствующего разряда. Размеры тарифных ставок могут устанавливаться или в виде фиксированных однозначных величин, или в виде «веток», определяющих предельные значения.

Для тарификации  работ и присвоения тарифно-квалификационных разрядов предназначены тарифно-квалификационные справочники, в которые включены тарифно-квалификационные характеристики: они содержат требования, предъявляемые  к тому или иному разряду работника  соответствующей профессии, к его  практическим и теоретическим знаниям, к образовательному уровню, описанию работ, наиболее часто встречающихся  по профессиям и квалификационным разрядам.

Применение тарифных ставок при оплате труда, предусмотренное  ст. 143 ТК РФ, предполагает использование  тарифной системы, на основе которой  осуществляется регулирование соотношений  в оплате труда по отдельным организациям, разнородным группам и категориям работников.

Организация оплаты труда работников бюджетной сферы  имеет свои особенности. Организации  и учреждения этой сферы финансируются  непосредственно государством, предлагающим как собственник такие условия  оплаты, которые сочтет нужными. С  учетом этого становится понятным достаточно жесткое централизованнее регулирование  оплаты труда работников бюджетной  сферы, которые с точки зрения правового режима оплаты могут быть разделены на 2 категории:

работники, оплата труда которых производится на основе единой тарифной сетки;

работники, чей  труд оплачивается на основании других законодательных актов.

Под тарифной системой следует понимать систему организационно-правовых норм (тарифов), установленных в коллективных договорах, тарифных соглашениях, а  также централизованными нормативными актами в целях регулирования  заработной платы соответствующих  групп работников в зависимости  от сложности и условий труда, значимости, интенсивности и характера  производства, природно-климатических  условий, в которых функционируют  организации. Организация тарифной системы оплаты труда состоит  из следующих основных элементов:

Формирование  фонда оплаты труда;

Нормирование  труда.

Установление  тарифной системы

Выбор наиболее рациональных форм и систем заработной платы.

Фонд оплаты труда представляет собой источник средств, предназначенных для выплат заработной платы и выплат социального  характера. Нормирование труда дает возможность учитывать качество труда и индивидуальный вклад  работника в общие результаты деятельности предприятия. Тарифная система  позволяет соизмерять разнообразные  конкретные виды труда, учитывая их сложность  и условия выполнения, то есть качество труда. Другими словами, она представляет собой совокупность норм, обеспечивающих дифференциацию размеров оплаты труда в зависимости от его квалификации, сложности, интенсивности, условий, характера. В соответствии со ст. 143 ТК, тарифная система включает в себя следующие основные элементы:

Тарифные ставки, определяющие фиксированный размер оплаты труда за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени (час, день, месяц). Размер оплаты простейших работ определяется тарифной ставкой первого разряда. Далее она увеличивается с возрастанием сложности работы.

Оклад - ежемесячный  размер повременной оплаты труда, обычно устанавливаемый либо рабочим, труд которых не поддается нормированию, либо руководителям, специалистам и  служащим [24, 104].

Тарифная сетка, устанавливающая дифференциацию в  оплате труда с учетом разряда  работы и отраслевой принадлежности предприятия. Она состоит из тарифных ставок и тарифных разрядов.

К первому разряду  относятся самые простые работы, к последнему - наиболее сложные. Соотношение  размеров тарифной ставки каждого разряда  определяется тарифным коэффициентом. Чем сложнее работа, тем выше разряд и, соответственно, выше тарифная ставка;

Районные коэффициенты к заработной плате, компенсирующие различия в стоимости жизни в  различных природно-климатических  условиях (регионах);

Тарифно-квалификационные справочники, подразделяющие различные  виды работ на группы в зависимости  от их сложности;

Доплаты к тарифным ставкам и надбавки за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, сверхурочные работы, работу в праздничные  и выходные дни, вредность, работу во вторую и третью смены и другие.

ЕТС представляет собой единую шкалу тарификации  и поразрядной оплаты труда рабочих  и служащих. Она охватывает все  группы работников организаций, находящихся  на бюджетном финансировании (за исключением  органов представительной и исполнительной власти).

Единая тарифная сетка (ЕТС) утверждена Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 (ред. от 20.12.2003) "О дифференциации в  уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" (с изменениями  и дополнениями). Им утверждены:

Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы;

разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих;

разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по основным должностям служащих отраслей бюджетной  сферы.

Применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений, организаций  и предприятий, находящихся на бюджетном  финансировании, за исключением учреждений и организаций, для которых установлены  особые условия оплаты.

Все профессии  и должности работников ЕТС сгруппированы по признаку общности выполняемых работ (функций). Из 18 разрядов, которые предусмотрены этой тарифной сеткой, 8 низших разрядов касаются тарификации рабочих. Месячная тарифная ставка 1-го разряда установлена в 4300 руб.

Общность функций, выполняемых в процессе труда  рабочими во всей бюджетной сфере, дала возможность свести их в ЕТС с  одну группу. Руководителям бюджетных  организаций предоставлено право  устанавливать высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, оклады, тарифицированные по 9-му и 10-му разрядам ЕТС.

Разряды оплаты труда работников определяются по результатам  аттестации служащих и перетарификации рабочих. Аттестация проводится в соответствии с Основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. По результатам проведенной аттестации аттестационная комиссия выносит рекомендацию о соответствии работника определенной должности и об отнесении его к тому или иному разряду оплаты труда. Ставки (оклады) конкретным работникам определяются путем умножения тарифной ставки (оклада) 1 разряда на соответствующий тарифный коэффициент. В трудовой книжке работника делается соответствующая запись с указанием разряда оплаты по Единой тарифной сетке (без указания ставки).

Основным элементом  автономной тарифной системы оплаты труда рабочих являются тарифные ставки 1-го разряда, которые определяют минимальную оплату наиболее простого труда в единицу времени. По мере роста квалификации (разряда) рабочего увеличивается его тарифная ставка. В зависимости от избранной единицы  времени ставки 1-го разряда бывают часовые и дневные, иногда месячные. [25, 107]

Действующая система  оплаты труда врачей, учителей и других работников бюджетного сектора не может быть признана совершенной и требует мер по ее улучшению.

Основной недостаток действующей единой тарифной системы -- низкий уровень тарифных ставок (окладов) и отсутствие зависимости размера зарплаты от качества и результатов труда. Необходимо принятие новых нормативных актов, которые позволят перейти от ЕТС к более гибкой системе регулирования оплаты труда, где величина зарплаты работника госучреждения будет зависеть от его квалификации, сложности выполняемой работы, условий труда, уровня образования и стажа работы по профессии. Возможно, это в какой-то мере позволит решить и кадровую проблему, остро стоящую в бюджетной сфере.

2.2 Состав и структура  фонда оплаты труда

Произошедшие  в стране социально-экономические  преобразования коренным образом изменили отношения собственности и привели  к существенным переменам в организации  заработной платы.

При централизованной системе управления фонд заработной платы являлся частью национального  дохода, ежегодно предусматриваемой  в бюджете отдельной строкой. У государства находились все  рычаги управления заработной платой: тарифная система, дифференцированная по отраслям экономики; правила выплаты  премий, различных доплат и надбавок за особые условия труда; лимит штатной  численности персонала на предприятиях. За расходованием планового фонда  заработной платы был установлен жесткий контроль. За отступление от правительственного типового положения об оплате труда, нарушение сроков выплат заработной платы, перерасход денежных средств руководитель предприятия нес персональную ответственность.

В этом механизме  государственного регулирования особая роль отводилась взаимосвязыванию выплат фонда заработной платы с выполнением государственных плановых заданий. Ранее действовавшее трудовое законодательство и механизм рассмотрения на предприятиях трудовых споров обеспечивали трудящимся определенный уровень социальной защиты.

Размер заработной платы зависит от сложности и  условий выполняемой работы, профессионально-деловых  качеств работника, результатов  его труда и хозяйственной  деятельности предприятия.

К средствам, которые  направлены на потребление, относятся  затраты на оплату труда (фонд оплаты труда) всех работников предприятий, предприятия, организаций, состоящие из:

Информация о работе Управленческий учет и анализ расходов на оплату труда в организации