Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:22, дипломная работа

Описание работы

Торговля - это область хозяйства, обслуживающая обращение товаров. Экономическое содержание данного вида деятельности заключается в доведении продукта, созданного в материальной сфере производства, до его потребителя. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, то есть предоставление последнему товара определённого свойства и качества в определённом месте, в определённое время и за определённую плату.

Содержание

Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………...5
1. Товарооборот – один из важнейших показателей в торговле
1.1. Значение, состав, закономерности и основные направления развития товарооборота………………………………………………………………………..8
1.2. Нормативно-правовое регулирование учёта и отчётности реализации…13
2. Учёт реализации товаров торговой организации
2.1. Краткая характеристика деятельности организации, на материалах которой выполнено исследование………………………………………………...16
2.2. Документальное оформление реализации товаров в оптовой и розничной торговле……………………………………………………………………………..21
2.3. Методика и организация учёта реализации торговой организации……..27
3. Анализ товарооборота торговой организации
3.1. Анализ состава, структуры, выполнения плана и динамики товарооборота……………………………………………………………………34
3.2. Анализ равномерности и ритмичности товарооборота…………………..38
3.3. Анализ влияния основных факторов на изменение товарооборота……..41
3.4. Оптимизация цен в оптовой торговле и прогнозный анализ оптового товарооборота………………………………………………………………………56
3.5. Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов………………………………………………..63
3.6. Особенности учёта и признания выручки от реализации в отечественной и международной практике учёта реализации товаров………………………….66
Заключение……………………………………………………………….…………71
Список использованной литературы……………………………………………...77
Приложения…………………………………………………………………………80

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 711.00 Кб (Скачать)

% наценки = [Желаемая  величина прибыли / (Суммарные затраты + Закупочная стоимость всего объёма товара)] * 100= [66191190 / (323602221 + 3309559500)] *100 = 1,82%

Цена на основе рентабельности продаж = (Закупочная цена + Суммарные  затраты на единицу) * (100 + % наценки) /100 = (2545815 + 248925) * 1,0182 = 2845604 (руб.).

Для анализа сведём все  полученные расчётные данные в таблицу 16:

Таблица 16. Сводные данные расчёта разными методами

Название метода

% наценки

Планируемая цена, руб.

 Метод переменных затрат

70,2

2845650

 Метод валовой прибыли

11,78

2845712

 Метод рентабельности продаж

1,82

2845604


Примечание. Источник: собственная  разработка.

В связи с тем, что  цена рассчитывалась с использованием одних и тех же данных, все три  метода дали одинаковый результат. Средняя  арифметическая планируемых цен составляет 2845655 рублей, а разница между средней ценой и ценой, рассчитанной в каждом случае, менее 0,01%.

Отметим, что метод  переменных затрат целесообразно использовать при соблюдении двух условий: 1) стоимость  активов, вовлечённых в оборот каждого вида товаров, должна быть одинакова; 2) отношение переменных затрат к остальным расходам должно быть одинаково для всех видов товаров.

Рассмотрев все три  метода ценообразования, видим, что  применение метода валовой прибыли  наиболее рационально, поскольку информацию о суммарных затратах легко получить из учётных данных, нет необходимости деления затрат на постоянные и переменные.

При расчёте цены методом  рентабельности продаж наибольшую трудность  представляет разделение расходов на конкретные виды товаров. Ошибки в распределении могут привести к ошибкам в ценообразовании.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить: для расчёта  цен на холодильные витрины возможен любой из рассмотренных способов, но наиболее доступным, простым и  эффективным с экономической точки зрения является применение метода валовой прибыли [8, с.323-331].

Для принятия ценовых  решений в управленческом анализе  применяются два понятия –  долгосрочный и краткосрочный нижние пределы цены. Долгосрочный нижний предел цены – это цена, минимально покрывающая полные издержки организации, связанные с закупкой и реализацией товара. Он определяется величиной их полной себестоимости. Краткосрочный нижний предел цены – это цена, покрывающая лишь переменную себестоимость товара. Цена, установленная на уровне краткосрочного нижнего предела, обеспечивает организации нулевой маржинальный доход [40, с.122-123].

Информация для анализа (приложение 34) указана в таблице 17:

Таблица 17. Размеры поставки и закупочные цены на холодильные витрины

Наименование товара

Кол-во, ед.

Закупочная цена, руб.

Сумма, руб.

Витрина ВХС-0,28 Таир 1221 (1,5)

16

2381028

38096448

Витрина ВХН-0,28 Таир 1221 (1,5)

6

2710601

16263606

 Итого

22

 

54360054


Примечание. Источник: собственная  разработка.

Согласно расчёту постоянные издержки составляют 94586878 руб., переменные – 229015343 руб. На витрину ВХС-0,28 отнесено постоянных расходов в сумме: 94586878 : 54360054 * 38096448 = 1121798 (руб.).

Остальные расчёты представлены в таблице 18.

Согласно произведенным  вычислениям полная себестоимость 1 витрины ВХС-0,28 составит 2627306 руб. Это и есть долгосрочный нижний предел цены. Продажная цена этой витрины 26745598 рублей, то есть рентабельность продаж составит 1,8%.

Таблица 18. Расчёт затрат на реализацию холодильных витрин

Наименование товара

Закупочная стоимость товара

Постоянные за-траты, отнесён-ные  на товар

Переменные рас-ходы, отнесённые на товар

Итого затрат

Затраты на 1 витрину

Витрина ВХС-0,28

38096448

1121798

2818650

42036896

2627306

Витрина ВХН-0,28

16263606

478902

1056994

17799502

2966584

Итого

54360054

1600700

3875644

59836398

 

Примечание. Источник: собственная  разработка.

Постоянные расходы  будут покрыты в результате реализации витрин ВХС-0,28 по цене 26745598 руб. Краткосрочный  нижний предел в таком случае будет  равен 2381028 + (2818650 : 16) = 2557194 (руб.). Продавая товар по цене 2557194 руб., ЧУП «Белкоопоптторг» лишь окупит издержки, связанные с этой частью поставки. Для поддержания рентабельности на уровне 1,8%: 2557194 * * 1,018 = 2603223 (руб.).

Маржинальный доход в этом случае составит 2603223 – 2557194 = 46029 (руб.) в расчёте на 1 витрину, а норма маржинального дохода будет равна:     46029 : 2603223 * 100 = 1,77%

Этот показатель устанавливает  зависимость между товарооборотом организации и её маржинальным доходом, то есть увеличение товарооборота на 1 руб. приведёт к росту маржинального дохода на 1,77 коп. [8, с.350-355].

Таким образом, проведя оптимизационный  анализ ценообразования, видим, что  рассчитанная цена на холодильные витрины, то есть в среднем 2845655 рублей, будет являться экономически обоснованной и достаточной как для покрытия всех расходов, связанных с закупкой и реализацией, так и для получения запланированной суммы прибыли, а также даст возможность поддерживать данную продукцию на конкурентоспособном уровне.

Применение управленческого  анализа «затраты-объём-прибыль» позволяет  планировать точку безубыточности при продаже товара в массовых количествах.

Показатели, необходимые  для проведения анализа (приложение 12), представлены в таблице 19.

 

Таблица 19. Показатели деятельности ЧУП «Белкоопоптторг»

по реализации товаров  в 2004 году

Показатели

Значение показателя

1. Выручка, млн.руб.

19735,6

2. Доходы (реализованное наложение  + операционный доход +

+ сальдо по внереализационным  операциям), млн.руб.

2775

3. Переменные расходы, млн.руб.

1552

4. Постоянные расходы, млн.руб.

641

5. Уровень доходов, %

14,06

6. Уровень переменных расходов, %

7,86


Примечание. Источник: собственная  разработка.

Точка безубыточности –  это тот объём продаж, при котором доходы  покроют понесённые затраты организации. Таким образом, критическая точка – это тот объём продаж, начиная с которого организация будет зарабатывать прибыль. Цель анализа безубыточности состоит в нахождении уровня деловой активности (объёма продаж), при котором доходы становятся равными сумме всех переменных и постоянных затрат, при этом прибыль равна нулю.

 Точка безубыточности = [Сумма постоянных расходов : (Уровень  доходов – Уровень переменных  расходов)] * 100 =  641 : (0,1406 – 0,0786) =      = 10338,7 (млн.руб.)

Таким образом, имея оптовый  товарооборот свыше 10338,7 млн.руб., ЧУП  «Белкоопоптторг» будет иметь прибыль.

Также рассчитаем критическую  величину доходов (порог рентабельности), которая означает, что если фактическая  сумма дохода в организации опустится ниже порога рентабельности, то возникнут убытки от хозяйственной деятельности, то есть это та минимальная величина доходов, которая покрывает расходы организации [8, с.356-357].

Порог рентабельности = Сумма  постоянных расходов : [1 – (Сумма переменных расходов : Сумма доходов)] = 641 : (1 – 1552 : 2775) = 1454,5 (млн.руб.)

Таким образом, ЧУП «Белкоопоптторг» будет покрывать свои издержки при  доходах не ниже 1454,5 млн.руб.

Показатель запаса финансовой прочности характеризует допустимое уменьшение  до порога рентабельности величины доходов в критических ситуациях.

Запас финансовой прочности  в абсолютном выражении = Сумма дохода отчётного года – Критическая  величина дохода = 2775 – 1454,5 = 1320,5 (млн.руб.)

Запас финансовой прочности  в относительном выражении = [(Сумма дохода отчетного года – Критическая величина дохода) : Сумма дохода отчётного года] * 100 = [(2775 – 1454,5) : 2775] * 100 = 47,58%

Получается, что ЧУП  «Белкоопоптторг» может снизить  доходы на 47,58% (1320,5 млн.руб.) в критических ситуациях [4, с.198-203].

Таким образом, мы с помощью  расчётов убедились в важности  и полезности проведения в аналитической  работе оптимизационного ценового анализа  и прогнозного анализа товарооборота  с целью принятия обоснованных управленческих решений для выполнения поставленных стратегических и тактических целей организации. Поэтому порекомендуем ЧУП «Белкоопоптторг» применять на практике элементы управленческого маржинального анализа в части установления экономически обоснованных цен, определения точки окупаемости, порога рентабельности, запаса финансовой прочности, что даст возможность прогнозировать основные показатели деятельности на перспективу и поможет в дальнейшей работе организации.

 

 

 

 

 

 

 

3.5. Обобщение  неиспользованных возможностей  и экономическое обоснование прогнозных резервов

 

Под резервами понимаются неиспользованные и постоянно возникающие  возможности роста и совершенствования  деятельности организации. Процесс  образования резервов непрерывен, так  как связан с научно-техническим  прогрессом, совершенствованием организации труда и управления. 

Экономический анализ, являясь  дисциплиной прикладной, оправдывает  себя в полной мере лишь тогда, когда  он приносит реальную пользу. Действительная полезность экономического анализа  и состоит в выявлении неиспользованных резервов на всех стадиях хозяйственного процесса. Повышение темпов развития экономики непосредственно зависит от того, приведены ли в действие все имеющиеся в хозяйстве резервы, соблюдён ли непреложный принцип режима экономии – достижение наибольших результатов с наименьшими затратами.

Поэтому после изучения выполнения плана и динамики товарооборота, измерения влияния факторов на его  величину произведём подсчёт неиспользованных возможностей и резервов роста реализации: предупреждение недостатков в торговой и иной деятельности организации, более эффективное использование материально-технической базы, товарных и трудовых ресурсов [38, с.86].

План оптового товарооборота  ЧУП «Белкоопоптторг» за 9 месяцев 2005 года не выполнен (86,1%), в связи с чем план валового товарооборота недовыполнен на 11%. В результате потери в валовом товарообороте составляют 3231919 тыс.руб.

Оптовая реализация отдельных  групп товаров за 9 месяцев 2005 года резко сократилась (консервы мясные, мука, водка, пиво, кассовые аппараты и др.). В связи с этим потери в товарообороте составили 1016610 тыс.руб.

ЧУП «Белкоопоптторг» не выполнило план товарооборота за 9 месяцев 2005 года в январе, феврале, июне и июле, в результате чего план в целом по организации был  недовыполнен на 14%. В связи с этим потери товарооборота составляют 4553712 тыс.руб.

Из четырёх структурных подразделений  ЧУП «Белкоопоптторг» три (т.е. 75%) не справились с плановым заданием за 9 месяцев 2005 года. В связи с этим потери товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» составили 5134907 тыс.руб.

Снижение товарных запасов  на начало года, увеличение товарных запасов  на конец года и рост прочего выбытия  в розничной торговле привели  к уменьшению в 2004 году по сравнению  с 2003 годом розничного товарооборота  на 202887 тыс.руб., 18572 тыс.руб. и 18 тыс.руб соответственно; рост прочего выбытия в опте уменьшил объём оптового товарооборота на 30 тыс.руб., то есть потери в товарообороте составили 221507 тыс.руб.

В розничной торговле замедление товарооборачиваемости  в 2004 году по сравнению с 2003 годом потребовало дополнительного привлечения оборотных средств на сумму 7781 тыс.руб., что является потерями товарооборота.

Снижение среднесписочной численности  ЧУП «Белкоопоптторг» в 2004 году по сравнению  с 2003 годом вызвало уменьшение товарооборота на сумму 457839,7 (тыс.руб.).

В связи с повышением удельного  веса численности административно-управленческих работников в общей их численности  в 2004 году по сравнению с 2003 годом  произошло снижение производительности труда и, соответственно, товарооборот уменьшился на 365905,5 тыс.руб.

Снижение среднегодовой стоимости  основных средств ЧУП «Белкоопоптторг» в 2004 году уменьшило товарооборот на 2009321 тыс.руб.

Объём товарооборота  мог бы возрасти за счёт : 1) улучшения  обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов – на 229288 тыс.руб. (221507 + 7781); 2) повышения эффективности использования трудовых ресурсов – на 823745,2 тыс.руб.; 3) повышения эффективности использования материально-технической базы – на 2009321 тыс.руб. При подсчёте резервов возьмём наименьшую сумму возможностей роста товарооборота по трём выше указанным факторам. Таким образом, реальным резервом роста товарооборота следует считать 229288 тыс.руб. (за счёт более эффективного использования товарных ресурсов).

Информация о работе Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации