Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:22, дипломная работа

Описание работы

Торговля - это область хозяйства, обслуживающая обращение товаров. Экономическое содержание данного вида деятельности заключается в доведении продукта, созданного в материальной сфере производства, до его потребителя. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, то есть предоставление последнему товара определённого свойства и качества в определённом месте, в определённое время и за определённую плату.

Содержание

Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………...5
1. Товарооборот – один из важнейших показателей в торговле
1.1. Значение, состав, закономерности и основные направления развития товарооборота………………………………………………………………………..8
1.2. Нормативно-правовое регулирование учёта и отчётности реализации…13
2. Учёт реализации товаров торговой организации
2.1. Краткая характеристика деятельности организации, на материалах которой выполнено исследование………………………………………………...16
2.2. Документальное оформление реализации товаров в оптовой и розничной торговле……………………………………………………………………………..21
2.3. Методика и организация учёта реализации торговой организации……..27
3. Анализ товарооборота торговой организации
3.1. Анализ состава, структуры, выполнения плана и динамики товарооборота……………………………………………………………………34
3.2. Анализ равномерности и ритмичности товарооборота…………………..38
3.3. Анализ влияния основных факторов на изменение товарооборота……..41
3.4. Оптимизация цен в оптовой торговле и прогнозный анализ оптового товарооборота………………………………………………………………………56
3.5. Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов………………………………………………..63
3.6. Особенности учёта и признания выручки от реализации в отечественной и международной практике учёта реализации товаров………………………….66
Заключение……………………………………………………………….…………71
Список использованной литературы……………………………………………...77
Приложения…………………………………………………………………………80

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 711.00 Кб (Скачать)

6. Недостатком являются недоработки  в учётной политике ЧУП «Белкоопоптторг»  в части организации ведения учёта реализации по субсчетам некоторых синтетических счетов: например, по дебету субсчёта 90/1 «Реализация товаров, работ, услуг в оптовой торговле» отражается как списание стоимости товаров при их реализации, так и начисление задолженности бюджету по налогу на добавленную стоимость и акцизам на реализованный товар. Это, естественно, не способствует наглядности представляемой учётной информации и конкретизации учёта и контроля за отражением совершаемых операций. Кроме того, не выделяется субсчёт 90/9 «Прибыль (убыток) от реализации», и в конце месяца при отражении финансового результата от реализации товаров на счёт 99 «Прибыли и убытки» он списывается всё с того же субсчёта 90/1. В соответствии же с нормативными документами такое списание должно производиться именно с субсчёта 90/9, а по окончании года все субсчета, открытые к счёту 90 «Реализация», должны закрываться внутренними записями на субсчёт 90/9 «Прибыль (убыток) от реализации». Поэтому порекомендуем ЧУП «Белкоопоптторг» открыть соответствующие субсчета к счёту 90 «Реализация» для правильного и детального учёта операций по реализации товаров.

7. В целом по изучаемой  организации лучшим годом за  период с 2000 по 2004 гг. по показателям  валового товарооборота, оптового  товарооборота (всё в сопоставимых ценах), уровня валового дохода, уровня издержек обращения и производительности труда в сопоставимых ценах является 2002 год, и, кроме того, в ЧУП «Белкоопоптторг» наблюдается тенденция к постепенному снижению эффективности работы после 2002 года. Следовательно, данному субъекту хозяйствования следует принять меры по улучшению (оптимизации) хозяйственной деятельности и повышению эффективности хозяйствования.

8. План валового товарооборота  ЧУП «Белкоопоптторг» за 9 месяцев  2005 года не выполнен (89%) в связи с невыполнением плана оптовой реализации, занимающей основной удельный вес в общем объёме товарооборота (86%). В результате потери в валовом товарообороте составляют 3231919 тыс.руб. Из этого следует, что ЧУП «Белкоопоптторг» необходимо решить, как улучшить торговую и иную коммерческую работу по увеличению объёма оптового товарооборота. Вместе с тем организацией обеспечены значительные темпы роста товарооборота в динамике как в действующих, так и в сопоставимых ценах, что свидетельствует об интенсивном развитии ЧУП «Белкоопоптторг» в части обеспечения высоких темпов роста объёма продаж.

9. Оптовая реализация  отдельных групп товаров за 9 месяцев  2005 года резко сократилась (консервы  мясные, мука, водка, пиво, кассовые  аппараты и др.), в результате чего изменилась и структура реализации. В связи с этим потери в товарообороте составили 1016610 тыс.руб.

10. ЧУП «Белкоопоптторг»  не выполнило план оптового  товарооборота за 9 месяцев 2005 года  в январе, феврале, июне и июле, в результате чего план в целом по организации был недовыполнен на 14%. В связи с этим потери товарооборота составляют 4553712 тыс.руб.

11. В целом за 9 месяцев 2005 года выполнение плана оптового товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» было довольно равномерным. Структурные же подразделения ЧУП «Белкоопоптторг» неравномерно выполняли план, причём из четырёх структурных подразделений три (т.е. 75%) не справились с плановым, что свидетельствует о недостатках в их торговой деятельности (потери товарооборота составляют 5134907 тыс.руб.) и, соответственно, резервах роста оптовой продажи товаров.

12. Снижение товарных запасов на начало года, увеличение товарных запасов на конец года и рост прочего выбытия в розничной торговле привели к уменьшению в 2004 году по сравнению с 2003 годом розничного товарооборота на 202887 тыс.руб., 18572 тыс.руб. и 18 тыс.руб соответственно; рост прочего выбытия в опте уменьшил объём оптового товарооборота на 30 тыс.руб., то есть потери в товарообороте составили 221507 тыс.руб. Следовательно,  ЧУП «Белкоопоптторг» следует проводить оперативный анализ состояния товарных запасов и разработать меры по их оптимизации, а также по снижению и предупреждению непроизводительных потерь.

13. Товарные запасы  в днях на складах ЧУП «Белкоопоптторг»  за 2004 год сократились, что свидетельствует об улучшении торговой и иной коммерческой деятельности организации. В динамике ускорилась  товарооборачиваемость, в результате чего из оборота было высвобождено средств на сумму 434938 тыс.руб.. Это является положительным моментом в деятельности организации, т.к. ЧУП «Белкоопоптторг» может реализовать возможность производительного вложения высвобожденных средств в оборот в предстоящем периоде. В розничной же торговле, напротив, наблюдается рост товарных запасов и, следовательно, замедление оборачиваемости товаров, в связи с чем было дополнительно привлечено оборотных средств на сумму 7781 тыс.руб. Следовательно, организации необходимо принять меры по ускорению товарооборачиваемости в рознице.

14. Увеличение производительности труда в ЧУП «Белкоопоптторг» опережает рост как товарооборота, так и средней заработной платы, что способствует повышению эффективности работы данной организации. Товарооборот ЧУП «Белкоопоптторг» увеличился за счёт роста выработки, т.е. интенсивного фактора, что с положительной стороны характеризует работу данного субъекта хозяйствования.

15. В связи с повышением удельного веса численности административно-управленческих работников в общей их численности в 2004 году по сравнению с 2003 годом произошло снижение производительности труда и, соответственно, товарооборот уменьшился на 365905,5 тыс.руб. Поэтому ЧУП «Белкоопоптторг» следует оптимизировать структуру персонала.

16. Рост фондоотдачи  производственных основных средств  ЧУП «Белкоопоптторг» обеспечил  увеличение оптового товарооборота. Обеспечение роста реализации за счёт интенсивных факторов (фондоотдача), а не за счёт экстенсивных (среднегодовая стоимость основных средств) является положительным моментом в хозяйственной деятельности.

17. Проведя экстраполяцию развития оптового товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг», получили, что величину реализации товаров можно прогнозировать на будущие периоды по уравнению параболы второго порядка, т.к. оптовый товарооборот данного субъекта хозяйствования развивается неравномерно (с некоторым ускорением). Так, согласно расчётам, проведенным на основе динамического ряда товарооборота организации по годам, в 2006 году объём реализации ЧУП «Белкоопоптторг»  составит 14387,3 млн.руб. Данные расчёты имеют очень важное значение для принятия обоснованных решений в области управления деятельностью организации.

18. Проведенный маржинальный анализ (анализ «затраты-объём-прибыль») показал, что в 2004 году, имея оптовый товарооборот свыше 10338,7 млн.руб., ЧУП «Белкоопоптторг» будет иметь прибыль и будет покрывать свои издержки при доходах не ниже 1454,5 млн.руб. Кроме того, изучаемая организация может снизить доходы на 47,58% (1320,5 млн.руб.) в критических ситуациях. Данные сведения могут играть большую роль при принятии соответствующих управленческих решений как в настоящий момент ЧУП «Белкоопоптторг», так и в перспективе. Кроме того, поскольку цены являются одним из важнейших факторов, влияющих на величину реализации, был проведен оптимизационный анализ ценообразования, и сделан вывод, что для расчёта цен на определённые товары возможен любой из рассмотренных способов (метод переменных затрат, метод валовой прибыли, метод рентабельности продаж), но наиболее доступным, простым и эффективным с экономической точки зрения является применение метода валовой прибыли.

Таким образом, можно  сделать вывод о необходимости  устранения выявленных недостатков  учётного процесса и целесообразности дальнейшего совершенствования  организации бухгалтерского учёта  реализации товаров с целью точного, достоверного и своевременного отражения хозяйственных операций в учёте, что в некоторой степени обеспечит более налаженную работу  ЧУП «Белкоопоптторг» в целом и оперативное принятие эффективных управленческих решений, а также в целях совершенствования учётного процесса реализации данной организации следует придерживаться принципов и правил, диктуемых международными стандартами финансовой отчётности. Кроме того, порекомендуем изучаемому субъекту хозяйствования принять меры по улучшению торговой, маркетинговой и иной коммерческой деятельности, обеспечению более равномерного развития как оптового, так и розничного товарооборота (особенно отдельными структурными подразделениями организации), управлению запасами, улучшению организации торговли, повышению эффективности труда работников, внедрению достижений научно-технического прогресса, а также новых прогрессивных методов анализа (управленческого) и прогнозирования и другие мероприятия по повышению эффективности хозяйствования.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Анисимовец Т.П. Методики анализа товарообменных операций // Бухгалтерский учёт и анализ. 2001. № 5. С.26-31.

2. Бадылевич Е. Налог  на добавленную стоимость в  оптовой торговле // Главный бухгалтер.  Ревизор. 2004. № 3. С.52-53.

3. Барашкова Ю. Порядок  бухгалтерского учёта и налогообложения операций по договорам комиссии, отражаемых комиссионерами // Главный бухгалтер. Торговля. 2004. № 1. С.47.

4. Бороненкова С.А.  Управленческий анализ: Учебное  пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. 382 с.

5. Бухгалтерский учёт  в потребительской кооперации: Учебник. В 2 т. Т.1./ П.Г.Пономаренко, Н.В.Пузенко, Н.Г.Уварова, О.В.Уханова; Под общ. ред. П.Г.Пономаренко. 2-е изд., перераб. Мн.: Выш. шк., 2004. 608 с.

6. Бухгалтерский учёт  в торговле: Учебник/ Л.Ф.Жилинская,  Е.В.Ильющенко, В.В.Кожарский и др.; Под общ. Ред. В.В.Кожарского. Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. 608 с.

7. Бухгалтерский учёт в торговле  и общественном питании: Пособие  под редакцией Л.И.Кравченко. Мн.: «ФУА информ», 2000. 528 с.

8. Вахрушина М.А. Управленческий  анализ. М.: Омега-Л, 2004. 432 с.

9. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб. М.: Банки  и биржи: ЮНИТИ, 1997. 476 с.

10. Гринь Т. Оптовый товарооборот//Всё  для бухгалтера. 2000. №31. С.13.

11. Гринь Т. Оптовый  товарооборот//Всё для бухгалтера. 2000. №33. С.4-5

12. Ермолович Л.Л. Анализ  финансово-хозяйственной деятельности  предприятий. Мн.: БГЭУ, 1997. 330 с.

13. Журавлёв В.В. Анализ  финансово-хозяйственной деятельности. Чебоксары: ЧИЭМ СП6ГТУ, 1999. 135 с.

14. Завилейский Г.Г., Мартынов  Н.В. Бухгалтерский учёт в торговле: Пособие/ Завилейский Г.Г., Мартынов Н.В. Мн.: Амалфея, 2004. 132 с.

15. Закон Республики  Беларусь от 19 декабря 1991г. №  1319-XII  «О налоге на добавленную стоимость» (в ред. Закона Республики Беларусь от 1 января 2004г. № 260-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 13. С.3-15.

16. Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 02 июля 2002г. № 59 «Об утверждении Инструкции по учёту розничного товарооборота, товарных запасов в торговле» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 90. С.7-15.

17. Постановление Министерства  финансов Республики Беларусь  от 26 декабря 2003г. № 181 // НЭГ. 2004. № 9. С.4-6.

18. Информационные технологии  бухгалтерского учёта / О.П.Ильина. СПб.: Питер, 2001. 688 с.

19. Ковалёв В.В. Финансовый  анализ: управление капиталом. Выбор  инвестиций. М.: Финансы и статистика, 1995. 267 с.

20. Кожарский В.В. Анализ  товарно-сырьевых поставок в торговле  и общественном питании // Планово-экономический отдел. 2004. № 10. С. 63.

21. Кравченко Л.И. Анализ  хозяйственной деятельности в  торговле. 7-е изд., перераб. М.: Новое  знание, 2004. 544 с.

22. Крупнова А. Особенности  отражения операций по комиссионной  торговле // Главный бухгалтер. Торговля. 2002. № 1. С.27-32.

23. Любушин Н.П. Анализ  финансово-хозяйственной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 471 с.

24. Мазурова И.И. Сысоева  Г.Ф. Анализ нового порядка  учёта доходов и расходов во  взаимосвязи с налогообложением. СПб., 2000. 186 с.

25. Оптовая торговля / А.Г.Ромина, В.В.Лагойко, В.М.Рыбаков; Под ред. А.Г.Роминой. Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2002. 220 с.

26. Парасоцкая Н.С. Аудит  и анализ оптового товарооборота  // Экономический анализ: теория и  практика. 2004. № 5. С. 40-44.

27. Парасоцкая Н.С. Аудит  и анализ оптового товарооборота // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 6. С. 29-30.

28. Пономаренко Е.П.  Проблемы признания выручки в  бухгалтерском учёте в Республике  Беларусь и пути их решения  // Бухгалтерский учёт и анализ. 2005. № 6. С.37-41.

29. Пономаренко П.Г. Бухгалтерский учёт в потребительской кооперации: В 2 т. Т. 2: Учебник/ П.Г.Пономаренко. Мн.: Выш. шк., 2002. 431 с.

30. Пястолов С.М. Анализ  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия:Учебник. 2-е изд. М.: Издательский  центр «Академия», 2002. 336с.

31. Райан Б., Андерсон  Х. Стратегический учёт для  руководителя. М.: Аудит: ЮНИТИ, 1998. 317 с.

32. Савицкая Г.В. Анализ  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия. М.: ИНФРА-М, 2003. 343 с.

33. Типовой план счетов  бухгалтерского учёта и Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учёта: Утв. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.05.2003 № 89. Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003. 200 с.

34. Фатхутдинов Р.А.  Управленческие решения: Учебник. 4-е изд., перераб. М.: ИНФРА-М, 2001. 239 с.

35. Чернов В.А. Управленческий  учёт и анализ коммерческой  деятельности. М.: Финансы и статистика, 2001. 470 с.

36. Чернов В.А. Экономический  анализ: торговля, общественное питание,  туристический бизнес. М.: ЮНИТИ, 2003. 686 с.

37. Чечевицына Л.Н., Чуев  И.Н. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности: Учебник. 3-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация  «Дашков и Ко», 2003. 352 с.

38. Экономический анализ  в торговле: Учеб. Пособие / Под  ред. М.И.Баканова. М.: Финансы и  статистика, 2004. 400 с.

Информация о работе Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации