Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:22, дипломная работа
Торговля - это область хозяйства, обслуживающая обращение товаров. Экономическое содержание данного вида деятельности заключается в доведении продукта, созданного в материальной сфере производства, до его потребителя. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, то есть предоставление последнему товара определённого свойства и качества в определённом месте, в определённое время и за определённую плату.
Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………...5
1. Товарооборот – один из важнейших показателей в торговле
1.1. Значение, состав, закономерности и основные направления развития товарооборота………………………………………………………………………..8
1.2. Нормативно-правовое регулирование учёта и отчётности реализации…13
2. Учёт реализации товаров торговой организации
2.1. Краткая характеристика деятельности организации, на материалах которой выполнено исследование………………………………………………...16
2.2. Документальное оформление реализации товаров в оптовой и розничной торговле……………………………………………………………………………..21
2.3. Методика и организация учёта реализации торговой организации……..27
3. Анализ товарооборота торговой организации
3.1. Анализ состава, структуры, выполнения плана и динамики товарооборота……………………………………………………………………34
3.2. Анализ равномерности и ритмичности товарооборота…………………..38
3.3. Анализ влияния основных факторов на изменение товарооборота……..41
3.4. Оптимизация цен в оптовой торговле и прогнозный анализ оптового товарооборота………………………………………………………………………56
3.5. Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов………………………………………………..63
3.6. Особенности учёта и признания выручки от реализации в отечественной и международной практике учёта реализации товаров………………………….66
Заключение……………………………………………………………….…………71
Список использованной литературы……………………………………………...77
Приложения…………………………………………………………………………80
Примечание. Источник: собственная разработка.
Основные средства ЧУП «Белкоопоптторг» за отчётный год возросли на 1508 млн.руб., или на 26,96%, в том числе активная их часть на 14,3%.
Показателями интенсивности и эффективности использования МТБ в торговых организациях является фондоотдача (объём товарооборота на один рубль всех производственных основных средств или активной их части) и фондоёмкость (обратный показатель) [36, с.267-272].
Для изучения и оценки влияния МТБ торговли на развитие товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» (приложения 10, 12, 29, 30) составим таблицу 12:
Таблица 12. Информация об обеспеченности и эффективности использования | ||||
производственных основных средств ЧУП "Белкоопоптторг" за 2003-2004 гг. | ||||
Показатели |
Фактически за |
Измене- |
В % к | |
2003 год |
2004 год |
ния в |
прошлому | |
динамике |
году | |||
Товарооборот, тыс.руб. |
||||
а) в действующих ценах |
13162891 |
21311866 |
8148975 |
161,91 |
б) в сопостовимых ценах |
13162891 |
18060903 |
4898012 |
137,21 |
Среднегод. ст-ть ОС , тыс.руб. |
7490414 |
6347000 |
-1143414 |
84,73 |
в том числе активной части |
472292 |
314000 |
-158292 |
66,48 |
Фондоотдача всех ОС, руб. |
||||
а) исходя из ТО в дейст. ценах |
1,7573 |
3,3578 |
1,6005 |
191,08 |
б) исходя из ТО в сопост. ценах |
1,7573 |
2,8456 |
1,0883 |
161,93 |
Фондоотдача активных ОС, руб. |
||||
а) исходя из ТО в дейст. ценах |
27,8702 |
67,8722 |
40,002 |
243,53 |
б) исходя из ТО в сопост. ценах |
27,8702 |
57,5188 |
29,6486 |
206,38 |
Фондоёмкость всех ОС, руб, |
0,5691 |
0,2978 |
-0,2713 |
52,33 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Фондоотдача основных средств в динамике увеличилась на 1,6005 рублей (на 91,08%). За счёт повышения цен она возросла на 0,5122 руб. (3,3578 – 2,8456), что составляет 29,15% к её уровню за прошлый год. Фондоёмкость основных средств соответственно уменьшилась на 0,2713 рублей (на 47,67%).
Влияние факторов на объём товарооборота рассмотрим в таблице 13:
Таблица 13. Влияние стоимости основных средств и эффективности их использования на динамику товарооборота ЧУП "Белкоопоптторг" | |||||||
Факторы |
Влияние на динамику ТО |
Влияние на динамику ТО в | |||||
в действующих ценах, тыс.руб. |
сопостовимых ценах, тыс.руб. | ||||||
расчет |
сумма |
расчет |
сумма | ||||
Изменение ср/год. ст-ти ОС |
-1143414 |
* 1,7573 |
-2009321 |
-1143414 |
* 1,7573 |
-2009321 | |
Изменение фондоотдачи ОС |
1,6005 |
* 6347000 |
10158373 |
1,0883 |
* 6347000 |
6907440 | |
Всего |
8149052 |
4898119 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Рост фондоотдачи
Влияние цен и переоценки основных средств указано в таблице 14:
Таблица 14. Алгоритм расчёта для изучения влияния факторов | |||||||||
на фондоотдачу в ЧУП «Белкоопоптторг» в 2004 году | |||||||||
Показатели |
I расчет |
II расчет |
III расчет | ||||||
Товарооборот, тыс.руб. |
В сопостовимых |
В действующих |
В действующих | ||||||
ценах |
ценах |
ценах |
|||||||
18060903 |
21311866 |
21311866 | |||||||
Ср/год. ст-ть ОС, тыс.руб. |
В сопостовимой |
В сопостовимой |
В фактической | ||||||
оценке |
оценке |
оценке |
|||||||
6347000 |
6347000 |
7689000 | |||||||
Фондоотдача, руб. |
В сопостовимой |
Пересчитанная |
Фактически за | ||||||
оценке |
отчетный год | ||||||||
2,8456 |
3,3578 |
2,7717 | |||||||
Влияние на фондоотдачу инфляционных факторов: |
|||||||||
повышения цен на товары: |
|||||||||
3,3578 – 2,8456 = 0,5122 руб.; | |||||||||
переоценки (индексации) производственных основных средств: | |||||||||
2,7717 – 3,3578 = -0,5861 руб. |
Фондоотдача основных средств ЧУП «Белкоопоптторг» возросла в отчётном году по сравнению с прошлым на 0,5122 рублей (т.е. на 29,15%) за счёт роста цен на товары, однако переоценка основных средств вызвала её снижение на 0,5861 рублей (на 33,35%) [1, с.26-29].
Корреляционно-регрессионный анализ.
Как уже отмечалось выше, для проведения факторного анализа могут использоваться методы экономико-математического моделирования, в частности корреляционно-регрессионный анализ, для выполнения которого порекомендуем специальную программу MATRIXER. Она позволяет как дать описание всех участвующих показателей (например, колеблемость факторов, коэффициенты асимметрии, величина эксцесса, значение F-критерия Фишера), так и провести линейную пошаговую регрессию, построить корреляционную матрицу, график функции, функцию распределения и т.д.
Введём необходимые обозначения: Y - оптовый товарооборот, X1 - среднегодовая стоимость основных средств, X2 - среднесписочная численность, X3 - издержки обращения, X4 - средние товарные запасы.
Проведя с помощью
данной программы факторный
1) Колеблемость факторов X1, X3, X4 не велика, а фактору X2 и функции Y присуща значительная вариация.
2) Коэффициенты асимметрии
говорят о правосторонней
3) Величина эксцесса для всех показателей меньше трёх, что подтверждает низковершинное распределение вариационных рядов.
4) Значение F-критерия Фишера при постепенном добавлении факторов в корреляционную модель увеличивается и при полном наличии всех факторов, участвующих в регрессионном уравнении, достигает 125,97. это свидетельствует о значимости данного уравнения регрессии.
5) Проведя методом
наименьших квадратов
Y = А0 + А1Х1 + А2Х2 + А3Х3 + А4Х4,
где А0 - свободный член уравнения; Х1…Хn - факторы, определяющие результативный показатель; А1…Аn - коэффициенты регрессии при факторных показателях, характеризующие уровень влияния каждого фактора на результативный показатель в его единицах измерения.
Y = 367,939 + 0,06X1 - 3,054X2 + 6,982X3 - 0,055X4
Знак "-" перед Х2 означает, что при увеличении численности работников качество работы оптовой фирмы снижается, следовательно, уменьшается и выручка, то есть организации не следует расширять свои штаты. "-" перед Х4 свидетельствует о том, что рост товарных запасов ведёт к затовариванию и образованию залежалых и неходовых товаров, что сказывается на объёме товарооборота, следовательно, ЧУП "Белкоопоптторг" нельзя допускать увеличения объёма товарных запасов и образования их сверхнормативной величины.
Коэффициент регрессии данного уравнения составляет 96%, то есть связь между факторами и результативным признаком весьма тесная.
Коэффициент множественной детерминации соответственно равен 93%, что свидетельствует о том, что изменение товарооборота на 93% зависит от изменения учтённых факторов.
Таким образом, факторный анализ товарооборота ЧУП «Бекоопоптторг» за 2004 год по сравнению с 2003 годом показал, что оптовый товарооборот вырос за счёт увеличения товарных запасов на начало года, поступления товаров и снижения запасов на конец года. Розничный товарооборот вырос только за счёт увеличения поступления товаров. Ускорение товарооборачиваемости в оптовой торговле высвободило средства, вложенные в товарные запасы, в розничной потребовалось дополнительное привлечение оборотных средств. Товарооборот увеличился за счёт роста выработки, снижение численности работников же несколько уменьшило реализацию. Рост фондоотдачи основных средств обеспечил увеличение товарооборота, а снижение их среднегодовой стоимости вызвало уменьшение товарооборота.
Рассматривая влияние факторов на развитие товарооборота, нельзя забывать о важности ценового фактора. Цена является одним из важнейших экономических параметров, которые оказывают существенное влияние на величину основных показателей, характеризующих деятельность субъектов хозяйствования. Ведь правильно сформированная и экономически обоснованная цена во многом определяет выручку, получаемую от реализации продукции (товаров, работ, услуг), а, в конечном счёте, прибыль и, соответственно, рентабельность организации, а, следовательно, и её жизнеспособность. Цены являются элементом, определяющим финансовую стабильность компании, и сильнейшим орудием в борьбе с конкурентами.
Цена служит средством установления определённых отношений между компанией и покупателями и помогает созданию о ней соответствующих представлений, что может оказать влияние на последующее развитие компании. То есть ценообразование – это средство достижения целей фирмы и получения вознаграждения за результаты её деятельности.
В настоящее время вопрос цены, её калькулирования весьма актуален. Без правильных оценок коммерческих затрат, относящихся к тому или иному товару, невозможно адекватно оценить достигнутые финансовые результаты.
Принимая управленческие решения по сбыту товаров, следует провести предварительный управленческий анализ в области ценообразования. Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого субъекта хозяйствования в жёстких условиях рыночной экономики. Необходимо чётко представлять, какой метод установления цены предпочтителен в данной ситуации, к каким финансовым последствиям приведёт его применение.
Существует несколько методов ценообразования, предполагающих включение в цену товара определённого процента наценки [31, с.332-334].
Метод ценообразования на основе переменных затрат. Сущность данного метода заключается в расчёте некоторой процентной наценки к переменным затратам для каждого вида продукции. Цена должна покрыть всю сумму затрат и обеспечить получение желаемой прибыли.
Рассмотрим информацию о реализации холодильных витрин ЧУП «Белкоопоптторг» (приложения 32, 33). Данные приведены в таблице 15 (затраты определены на основании специального расчёта):
Таблица 15. Данные о реализации холодильных витрин
ЧУП «Белкоопоптторг» в 2004 году
Желаемая величина прибыли, руб. |
Суммарные постоянные расходы, руб. |
Переменные расходы на единицу, руб. |
Кол-во реализованных единиц, шт. |
Суммарные переменные издержки, руб. |
Закупочная цена еди-ницы, руб. |
66191190 |
94586878 |
176166 |
1300 |
229015343 |
2545815 |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Рассчитаем цену витрины на основе данного метода:
% наценки = [(Желаемая величина прибыли + Суммарные постоянные затраты) / Суммарные переменные затраты] * 100% = [(66191190 + 94586878) : : 229015343] * 100 = 70,2%
Цена на основе переменных затрат = [Закупочная цена + Переменные затраты на единицу * (100 + % наценки)] : 100 = 2545815 + 176166 * 1,702 = = 2845650 (руб.)
Итак, при продажной цене 2845650 рублей ЧУП «Белкоопоптторг» удастся покрыть все затраты и получить желаемую прибыль.
Метод валовой прибыли. В качестве расчётной базы используется валовая прибыль, которая определяется как разница между выручкой от реализации товара и себестоимостью продаж. Цена, устанавливаемая по этому методу, должна обеспечить получение желаемой прибыли и покрыть все затраты, которые не были учтены при расчёте валовой прибыли.
% наценки = [(Желаемая величина прибыли + Суммарные расходы) : : Стоимость закупки всего объёма товара] *100 = [(66191190 + 323602221) : : 3309559500] *100 = 11,78%
Цена на основе валовой прибыли = [Закупочная цена * (100 + % наценки)] : 100 = 2545815 * 1,1178 = 2845712 (руб.).
Метод рентабельности продаж. При использовании данного метода процентная надбавка включает в себя только желаемую величину прибыли. Чтобы этот метод был эффективным, все затраты должны быть распределены по единицам товара.
Информация о работе Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации