Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:22, дипломная работа

Описание работы

Торговля - это область хозяйства, обслуживающая обращение товаров. Экономическое содержание данного вида деятельности заключается в доведении продукта, созданного в материальной сфере производства, до его потребителя. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, то есть предоставление последнему товара определённого свойства и качества в определённом месте, в определённое время и за определённую плату.

Содержание

Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………...5
1. Товарооборот – один из важнейших показателей в торговле
1.1. Значение, состав, закономерности и основные направления развития товарооборота………………………………………………………………………..8
1.2. Нормативно-правовое регулирование учёта и отчётности реализации…13
2. Учёт реализации товаров торговой организации
2.1. Краткая характеристика деятельности организации, на материалах которой выполнено исследование………………………………………………...16
2.2. Документальное оформление реализации товаров в оптовой и розничной торговле……………………………………………………………………………..21
2.3. Методика и организация учёта реализации торговой организации……..27
3. Анализ товарооборота торговой организации
3.1. Анализ состава, структуры, выполнения плана и динамики товарооборота……………………………………………………………………34
3.2. Анализ равномерности и ритмичности товарооборота…………………..38
3.3. Анализ влияния основных факторов на изменение товарооборота……..41
3.4. Оптимизация цен в оптовой торговле и прогнозный анализ оптового товарооборота………………………………………………………………………56
3.5. Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов………………………………………………..63
3.6. Особенности учёта и признания выручки от реализации в отечественной и международной практике учёта реализации товаров………………………….66
Заключение……………………………………………………………….…………71
Список использованной литературы……………………………………………...77
Приложения…………………………………………………………………………80

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 711.00 Кб (Скачать)

Примечание. Источник: собственная  разработка.

Основные средства ЧУП  «Белкоопоптторг» за отчётный год возросли на 1508 млн.руб., или на 26,96%, в том  числе активная их часть на 14,3%.

Показателями интенсивности  и эффективности использования  МТБ в торговых организациях является фондоотдача (объём товарооборота  на один рубль всех производственных основных средств или активной их части) и фондоёмкость (обратный показатель) [36, с.267-272].

Для изучения и оценки влияния МТБ торговли на развитие товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» (приложения 10, 12, 29, 30) составим таблицу 12:

Таблица 12. Информация об обеспеченности и эффективности использования

производственных основных средств ЧУП "Белкоопоптторг" за 2003-2004 гг.

Показатели

Фактически за

Измене-

В % к

2003 год

2004 год

ния в

прошлому

   

динамике

году

 Товарооборот, тыс.руб.

       

 а) в действующих ценах

13162891

21311866

8148975

161,91

 б) в сопостовимых ценах

13162891

18060903

4898012

137,21

 Среднегод. ст-ть ОС , тыс.руб.

7490414

6347000

-1143414

84,73

    в том числе активной  части

472292

314000

-158292

66,48

 Фондоотдача всех ОС, руб.

       

 а) исходя из ТО в дейст.  ценах

1,7573

3,3578

1,6005

191,08

 б) исходя из ТО в сопост. ценах

1,7573

2,8456

1,0883

161,93

 Фондоотдача активных ОС, руб.

       

 а) исходя из ТО в дейст.  ценах

27,8702

67,8722

40,002

243,53

 б) исходя из ТО в сопост. ценах

27,8702

57,5188

29,6486

206,38

 Фондоёмкость всех ОС, руб,

0,5691

0,2978

-0,2713

52,33


Примечание. Источник: собственная  разработка.

Фондоотдача основных средств  в динамике увеличилась на 1,6005 рублей (на 91,08%). За счёт повышения цен она  возросла на 0,5122 руб. (3,3578 – 2,8456), что  составляет 29,15% к её уровню за прошлый год. Фондоёмкость основных средств соответственно уменьшилась на 0,2713 рублей (на 47,67%).

Влияние факторов на объём  товарооборота рассмотрим в таблице 13:

Таблица 13. Влияние стоимости основных средств и эффективности их использования на динамику товарооборота ЧУП "Белкоопоптторг"

Факторы

Влияние на динамику ТО

Влияние на динамику ТО в

в действующих ценах, тыс.руб.

сопостовимых ценах, тыс.руб.

расчет

сумма

расчет

сумма

Изменение ср/год. ст-ти ОС

 

-1143414

* 1,7573

-2009321

-1143414

* 1,7573

-2009321

Изменение фондоотдачи ОС

 

1,6005

* 6347000

10158373

1,0883

* 6347000

6907440

Всего

     

8149052

   

4898119


Примечание. Источник: собственная  разработка.

Рост фондоотдачи производственных основных средств ЧУП «Белкоопоптторг» обеспечил увеличение товарооборота на 10158373 тыс.руб., а снижение среднегодовой стоимости основных средств уменьшило его на 2009321 тыс.руб. Вместе с тем, рост цен на товары вызвал рост фондоотдачи, который обеспечил увеличение объёма реализации на 3250963 тыс.руб. ((1,6005 – 1,0883) * 6347000).

Влияние цен и переоценки основных средств указано в таблице 14:

Таблица 14. Алгоритм расчёта для изучения влияния факторов

на фондоотдачу в  ЧУП «Белкоопоптторг» в 2004 году

                 

Показатели

I расчет

II расчет

III расчет

Товарооборот, тыс.руб.

 

В сопостовимых

В действующих

В действующих

     

ценах

 

ценах

 

ценах

 
     

18060903

21311866

21311866

Ср/год. ст-ть ОС, тыс.руб.

 

В сопостовимой

В сопостовимой

В фактической

     

оценке

 

оценке

 

оценке

 
     

6347000

6347000

7689000

Фондоотдача, руб.

   

В сопостовимой

Пересчитанная

Фактически за

     

оценке

     

отчетный год

     

2,8456

3,3578

2,7717

Влияние на фондоотдачу  инфляционных факторов:

   

повышения цен на товары:

         

3,3578 – 2,8456 = 0,5122 руб.;

переоценки (индексации) производственных основных средств:

2,7717 – 3,3578 = -0,5861 руб.


Фондоотдача основных средств  ЧУП «Белкоопоптторг» возросла в  отчётном году по сравнению с прошлым  на 0,5122 рублей (т.е. на 29,15%) за счёт роста  цен на товары, однако переоценка основных средств вызвала её снижение на 0,5861 рублей (на 33,35%) [1, с.26-29].

Корреляционно-регрессионный  анализ.

Как уже отмечалось выше, для проведения факторного анализа  могут использоваться методы экономико-математического  моделирования, в частности корреляционно-регрессионный анализ, для выполнения которого порекомендуем специальную программу MATRIXER. Она позволяет как дать описание всех участвующих показателей (например, колеблемость факторов, коэффициенты асимметрии, величина эксцесса, значение F-критерия Фишера), так и провести линейную пошаговую регрессию, построить корреляционную матрицу, график функции, функцию распределения и т.д.

Введём необходимые  обозначения: Y - оптовый товарооборот, X1 - среднегодовая стоимость основных средств, X2 - среднесписочная численность, X3 - издержки обращения, X4 - средние товарные запасы.

Проведя с помощью  данной программы факторный корреляционно-регрессионный  анализ (приложение 31), мы сделали следующие  выводы:

1) Колеблемость факторов X1,  X3,  X4 не велика, а фактору X2 и  функции Y присуща значительная вариация.

2) Коэффициенты асимметрии  говорят о правосторонней асимметрии  распределения рядов Х1, Х2 и Х4 и о левостороннем - рядов Y и Х3.

3) Величина эксцесса  для всех показателей меньше  трёх, что подтверждает низковершинное распределение вариационных рядов.

4) Значение F-критерия Фишера при постепенном добавлении факторов в корреляционную модель увеличивается и при полном наличии всех факторов, участвующих в регрессионном уравнении, достигает 125,97. это свидетельствует о значимости данного уравнения регрессии.

5) Проведя методом  наименьших квадратов пошаговый  регрессионный анализ, построим  уравнение регрессии, которое  имеет вид:

Y = А0 + А1Х1 + А2Х2 + А3Х3 + А4Х4,

где А0 - свободный член уравнения; Х1…Хn - факторы, определяющие результативный показатель; А1…Аn - коэффициенты регрессии при факторных показателях, характеризующие уровень влияния каждого фактора на результативный показатель в его единицах измерения.

Y = 367,939 + 0,06X1 - 3,054X2 + 6,982X3 - 0,055X4

Знак "-" перед Х2 означает, что при увеличении численности работников качество работы оптовой фирмы снижается, следовательно, уменьшается и выручка, то есть организации не следует расширять свои штаты. "-" перед Х4 свидетельствует о том, что рост товарных запасов ведёт к затовариванию и  образованию залежалых и  неходовых товаров, что сказывается на объёме товарооборота, следовательно, ЧУП "Белкоопоптторг" нельзя допускать увеличения объёма товарных запасов и  образования их сверхнормативной величины.

Коэффициент регрессии  данного уравнения составляет 96%, то есть связь между факторами  и  результативным признаком весьма тесная.

Коэффициент множественной  детерминации соответственно равен 93%, что свидетельствует о том, что  изменение товарооборота на 93% зависит от изменения учтённых факторов.

Таким образом, факторный анализ товарооборота  ЧУП «Бекоопоптторг» за 2004 год  по сравнению с 2003 годом показал, что оптовый товарооборот вырос  за счёт увеличения товарных запасов  на начало года, поступления товаров и снижения запасов на конец года. Розничный товарооборот вырос только за счёт увеличения поступления товаров. Ускорение товарооборачиваемости в оптовой торговле высвободило средства, вложенные в товарные запасы, в розничной потребовалось дополнительное привлечение оборотных средств. Товарооборот увеличился за счёт роста выработки, снижение численности работников же несколько уменьшило реализацию. Рост фондоотдачи основных средств обеспечил увеличение товарооборота, а снижение их среднегодовой стоимости вызвало уменьшение товарооборота.

3.4. Оптимизация цен в оптовой  торговле

 

Рассматривая влияние  факторов на развитие товарооборота, нельзя забывать о важности ценового фактора. Цена является одним из важнейших  экономических параметров, которые  оказывают существенное влияние  на величину основных показателей, характеризующих  деятельность субъектов хозяйствования. Ведь правильно сформированная и экономически обоснованная цена во многом определяет выручку, получаемую от реализации продукции (товаров, работ, услуг), а, в конечном счёте, прибыль и, соответственно, рентабельность организации, а, следовательно, и её жизнеспособность. Цены являются элементом, определяющим финансовую стабильность компании, и сильнейшим орудием в борьбе с конкурентами.

Цена служит средством  установления определённых отношений  между компанией и покупателями и помогает созданию о ней соответствующих представлений, что может оказать влияние на последующее развитие компании. То есть ценообразование – это средство достижения целей фирмы и получения вознаграждения за результаты её деятельности.

В настоящее время  вопрос цены, её калькулирования весьма актуален. Без правильных оценок коммерческих затрат, относящихся к тому или иному товару, невозможно адекватно оценить достигнутые финансовые результаты.

Принимая управленческие решения по сбыту товаров, следует  провести предварительный управленческий анализ в области ценообразования. Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого субъекта хозяйствования в жёстких условиях рыночной экономики. Необходимо чётко представлять, какой метод установления цены предпочтителен в данной ситуации, к каким финансовым последствиям приведёт его применение.

Существует несколько  методов ценообразования, предполагающих включение в цену товара определённого процента наценки [31, с.332-334].

Метод ценообразования  на основе переменных затрат. Сущность данного метода заключается в расчёте некоторой процентной наценки к переменным затратам для каждого вида продукции. Цена должна покрыть всю сумму затрат и обеспечить получение желаемой прибыли.

Рассмотрим информацию о реализации холодильных витрин ЧУП «Белкоопоптторг» (приложения 32, 33). Данные приведены в таблице 15 (затраты определены на основании  специального расчёта):

Таблица 15. Данные о реализации холодильных витрин

ЧУП «Белкоопоптторг» в 2004 году

Желаемая величина прибыли, руб.

Суммарные постоянные расходы, руб.

Переменные расходы на единицу, руб.

Кол-во реализованных единиц, шт.

Суммарные переменные издержки, руб.

Закупочная цена еди-ницы, руб.

66191190

94586878

176166

1300

229015343

2545815




Примечание. Источник: собственная  разработка.

Рассчитаем цену витрины  на основе данного метода:

% наценки = [(Желаемая  величина прибыли + Суммарные  постоянные затраты) / Суммарные переменные затраты] * 100% = [(66191190 + 94586878) :   : 229015343] * 100 = 70,2%

Цена на основе переменных затрат = [Закупочная цена + Переменные затраты на единицу * (100 + % наценки)] : 100 = 2545815 + 176166 * 1,702 =      = 2845650 (руб.)

Итак, при продажной  цене 2845650 рублей ЧУП «Белкоопоптторг» удастся покрыть все затраты  и получить желаемую прибыль.

Метод валовой  прибыли. В качестве расчётной базы используется валовая прибыль, которая определяется как разница между выручкой от реализации товара и себестоимостью продаж. Цена, устанавливаемая по этому методу, должна обеспечить получение желаемой прибыли и покрыть все затраты, которые не были учтены при расчёте валовой прибыли.

% наценки = [(Желаемая  величина прибыли + Суммарные расходы) :        : Стоимость закупки всего объёма товара] *100 = [(66191190 + 323602221) :        : 3309559500] *100 = 11,78%

Цена на основе валовой  прибыли = [Закупочная цена * (100 + % наценки)] : 100 = 2545815 * 1,1178 = 2845712 (руб.).

Метод рентабельности продаж. При использовании данного метода процентная надбавка включает в себя только желаемую величину прибыли. Чтобы этот метод был эффективным, все затраты должны быть распределены  по единицам товара.

Информация о работе Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации