Анализ выручки от реализации товаров, работ, услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:40, контрольная работа

Описание работы

Поэтому цель данной курсовой работы – рассмотреть, понятие «Выручка от продаж» и представить методику анализа выручки от реализации товаров, работ, услуг на предприятии и выяснить, какие показатели влияют на эту характеристику финансового состояния предприятия.

Работа содержит 1 файл

Анализ выручки от реализации.doc

— 351.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему: «Анализ выручки от реализации товаров, работ, услуг»

 


Введение

 

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену – предприятию. Под предприятием следует понимать самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Другими словами, предприятие – это определенный производственно-технический комплекс, используемый для производства товаров или (и) услуг в любой отрасли национальной экономики.

В условиях рыночных отношений от предприятия требуется повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективности форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу состава и структуры выручки от продажи. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Выручка от реализации товаров, работ, услуг и прибыль – важнейшие показатели экономической деятельности предприятия. От их значения зависит финансовое состояние предприятия, определяющее конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, а так же они способствуют оценке степени гаранта удовлетворения интересов самого предприятия и его партнеров в финансовом и производственном отношении.

Ввиду того, что современная экономическая жизнь предприятий крайне сложна на такие важные показатели, как выручка и прибыль влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов, причем если влияние одних факторов буквально «лежит на поверхности» и видно даже неспециалистам, то влияние многих других не так очевидно и грамотно оценить их влияние может только тот человек, который в совершенстве владеет методикой экономического анализа.

Поэтому цель данной курсовой работы – рассмотреть, понятие «Выручка от продаж» и представить методику анализа выручки от реализации товаров, работ, услуг на предприятии и выяснить, какие показатели влияют на эту характеристику финансового состояния предприятия.

В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:

1.                  рассмотреть основной понятийный аппарат и выявить важность таких понятий, как выручка от реализации товаров, работ, услуг, прибыль в хозяйственной деятельности предприятия.

2.                  определить основные задачи анализа выручки и прибыли.

3.                  рассмотреть методики анализа выручки и прибыли на предприятии, научиться ориентироваться в них и правильно толковать полученные результаты.

Предметом курсовой работы является методика анализа выручки от реализации товаров, работ, услуг, объектом – выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. В первой главе рассматриваются необходимые теоретические знания, включающие понятийный аппарат, показатели, характеризующие рассматриваемую тему, а также выясняется, какое значение имеет анализ выручки в хозяйственной деятельности предприятия и из каких источников он черпает информацию, а также какие требования выдвигаются к этой информации.

Во второй главе рассматриваются методы проведения анализа выручки на предприятии, а также конкретные примеры применения. Сюда включено три метода – факторный анализ, индексный и корреляционный анализ.

В заключении изложены основные выводы по данной курсовой работе.

В данной курсовой работе были использованы труды таких авторов, как Шеремет А.И. и Баканов М.Д. «Теория экономического анализа», Павлова М.А. «Анализ выручки и рентабельности предприятия», А.А. Канке и И.П. Кошевая «Анализ финансово-хозяцйственной деятельности предприятия», авторы статей периодических изданий, указанные в списке используемой литературы, а также нормативно-правовые источники, включая специфические бухгалтерские стандарты.

 

 


1. Сущность и значение анализа выручки от реализации товаров, работ, услуг

 

1.1 Понятие выручки, прибыли, финансового результата

 

В экономической науке существует большое количество показателей выручки и прибыли. Однако основными показателями, характеризующими непосредственно процесс производства, является выручка и прибыль от реализации продукции.

Каждая фирма, начиная процесс производства или принимая решение о его расширении, должна быть уверена, что его затраты обязательно окупятся и принесут прибыль. Как известно, фирма всегда несет постоянные издержки, которые не зависят от объема производства, и переменные издержки, которые возрастают / уменьшаются с изменением объема выпуска и продаж. Для получения прибыли необходимо, чтобы объем выручки от продаж превышал сумму постоянных и переменных издержек.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником возмещения затраченных на производство продукции средств. Ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность производственного процесса. Из полученной выручки хозяйствующий субъект возмещает материальные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и другие предметы труда. Несвоевременное поступление выручки влечет простой в производстве, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.

Выручка – это понятие, используемое в бухучете для обозначения фактических или ожидаемых притоков наличности (или ее эквивалентов), которые имели или непременно будут иметь место в результате осуществления предприятием его основной деятельности за данный период. Прирост капитала к выручке не относится. Он имеет место при увеличении стоимости активов в результате побочных или случайных операций предприятия, а также от всех прочих операций, событий и обстоятельств, воздействовавших на предприятие в данный период времени, за исключением тех, которые явились результатом получения выручки или инвестиций собственников.

В бухгалтерском учете под выручкой понимаются поступления от одного или нескольких видов нижеперечисленной деятельности:

1. Реализация продукции.

2. Оказание услуг.

3. Предоставление активов предприятия в пользование др. лицам (лизинг, рентинг, кредитование).

4. Использование активов не на производство продукции, а по др. назначению. [32]

Продукция считается реализованной тогда, когда процесс извлечения доходов завершен или фактически закончен и имел место обмен. Процесс извлечения доходов включает в себя все виды деятельности, результатом которых является получение выручки, включая снабжение, производство, сбыт, доставку, осуществление руководства и др.

Среди МСФО существует специальный документ (МСФО 18), принятый в 1982 г. и измененный в последний раз в 1998 году, целью которого является определение момента признания выручки а также приводятся ключевые определения. Рассмотрим содержание этого стандарта.

Выручка (Revenue) – приток экономических выгод в течение отчетного периода в виде увеличения активов или снижения обязательств, ведущий к увеличению собственного капитала, не включая взносы акционеров или участников.

В сферу действия стандарта не входят следующие категории выручки:

– аренда (регулируется МСФО 17);

– дивиденды, полученные от инвестиций, учитываемых по методу долевого участия

(регулируется МСФО 28);

– страховые контракты (регулируется МСФО (IFRS) 4);

– изменения справедливой стоимости финансовых активов и обязательств (регулируется МСФО 39);

– изменения стоимости прочих текущих активов;

– первоначальное и дальнейшее признание биологических активов, относящихся к сельскому хозяйству (регулируется МСФО 41);

– добыча полезных ископаемых.

Оценка выручки должна производиться по справедливой стоимости полученного вознаграждения за минусом предоставленных скидок. Если получение вознаграждения происходит в течение определенного времени, справедливая стоимость вознаграждения меньше его номинальной величины или по ставке ниже рыночной. Как пример, можно привести, продажу товара с отсрочкой платежа. В таком случае, для оценки выручки необходимо провести дисконтирование вознаграждения на основании внутренней нормы доходности:

– Рыночной процентной ставки для аналогичных заемщиков со сходным кредитным рейтингом;

– Ставки, которая дисконтирует величину номинальных денежных потоков к текущей стоимости товара, реализуемого без отсрочки платежа.

Разница между номинальной и справедливой стоимостью выручки признается как процентный доход в соответствии с МСФО 39.

Реализация товаров

Выручка от продажи товаров признается при выполнении следующих 5 критериев:

– Значительные риски и выгоды, связанные со владением товарами, перешли от продавца к покупателю;

– Продавец не сохраняет ни текущее участие руководства на таком уровне, который обычно предполагается при владении, ни фактический контроля над проданными товарами;

– Сумма выручка может быть надежно оценена;

– Вероятно получение предприятием будущих экономических выгод, связанных с данным активом;

– Затраты, которые были или должны быть понесены в связи со сделкой, могут быть надежно оценены.

Реализация услуг

Когда результаты сделки, предусматривающей оказание услуг, могут быть надежно оценены, выручка от реализации услуг отражается на основе степени завершенности сделки на отчетную дату. Результаты сделки могут быть надежно оценены, когда

– Сумма сделки может быть надежно оценена;

– Вероятно получение предприятием будущих экономических выгод, связанных с данной сделкой;

– Степень завершения сделки на отчетную дату может быть оценена;

– Затраты, понесенные по сделке, и затраты на завершение сделки могут быть оценены.

Если результаты не поддаются надежной оценке, то выручка признается только в пределах признанных возмещаемых расходов.

Пример: В случае если договором купли-продажи предусмотрены гарантия или гарантийное обслуживание, в момент продажи необходимо признавать выручку за минусом процента возврата / стоимости гарантийного обслуживания (с учетом маржи). Данный процент необходимо оценить на основании исторических данных о возвратах. Остаток необходимо учитывать как отложенный доход (deferred revenue) и признавать равномерно в течение периода гарантии. [1]

Выручка является показателем, на основе которого также формируются финансовые результаты деятельности предприятия, которые характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.).

Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности изучаются в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Объем реализации, величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Следует отметить, что в анализе используются следующие показатели прибыли [3]:

                  балансовая прибыль,

                  прибыль от реализации продукции, работ и услуг,

                  прибыль от прочей реализации,

                  финансовые результаты от внереализационных операций,

                  налогооблагаемая прибыль,

                  чистая прибыль.

Балансовая прибыль состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.). Учитывается также и прибыль от прочей реализации.

Информация о работе Анализ выручки от реализации товаров, работ, услуг