Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:22, дипломная работа

Описание работы

Торговля - это область хозяйства, обслуживающая обращение товаров. Экономическое содержание данного вида деятельности заключается в доведении продукта, созданного в материальной сфере производства, до его потребителя. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, то есть предоставление последнему товара определённого свойства и качества в определённом месте, в определённое время и за определённую плату.

Содержание

Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………...5
1. Товарооборот – один из важнейших показателей в торговле
1.1. Значение, состав, закономерности и основные направления развития товарооборота………………………………………………………………………..8
1.2. Нормативно-правовое регулирование учёта и отчётности реализации…13
2. Учёт реализации товаров торговой организации
2.1. Краткая характеристика деятельности организации, на материалах которой выполнено исследование………………………………………………...16
2.2. Документальное оформление реализации товаров в оптовой и розничной торговле……………………………………………………………………………..21
2.3. Методика и организация учёта реализации торговой организации……..27
3. Анализ товарооборота торговой организации
3.1. Анализ состава, структуры, выполнения плана и динамики товарооборота……………………………………………………………………34
3.2. Анализ равномерности и ритмичности товарооборота…………………..38
3.3. Анализ влияния основных факторов на изменение товарооборота……..41
3.4. Оптимизация цен в оптовой торговле и прогнозный анализ оптового товарооборота………………………………………………………………………56
3.5. Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов………………………………………………..63
3.6. Особенности учёта и признания выручки от реализации в отечественной и международной практике учёта реализации товаров………………………….66
Заключение……………………………………………………………….…………71
Список использованной литературы……………………………………………...77
Приложения…………………………………………………………………………80

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 711.00 Кб (Скачать)

Примечание. Источник: собственная  разработка

Аналитический учёт товаров  и тары в ЧУП «Белкоопоптторг» ведётся автоматизированным способом в учётном регистре, предусмотренном  программой «БФТ», в котором показано движение различных товаров в  течение месяца (программа не предусматривает  вывод данного регистра на печать). Записи производят на основании обработанных отчётов. Каждому товарному отчёту отводится 1 строка. В конце месяца по каждому складу (магазину) подсчитываются итоги. По истечении месяца бухгалтер составляет журнал (проводок) по складам (магазинам) в целом за месяц (приложение М), где отражается движение товаров (приход, расход) и выводится их остаток на конец месяца. На основании журналов (проводок) составляются соответствующие мемориальные ордера № 12, 13, 13а «Товары и тара на складах»(приложение Н), № 14, 15, 15а «Товары и тара в предприятиях розничной торговли» (приложение Ю), содержащие итоговые бухгалтерские записи и показывающие итоговые суммы, которые затем переносятся в Главную книгу.

Таким образом, синтетический и  аналитический учёт реализации товаров в ЧУП «Белкоопоптторг» организован в соответствии с требованиями законодательства и утверждённой учётной политикой. Однако в рассматриваемой организации синтетический учёт реализации товаров ведётся в различных мемориальных ордерах, из которых впоследствии  суммы по счёту 90 «Реализация» переносятся в Главную книгу. Это означает, что единого сводного мемориального ордера, то есть учётного регистра по счёту 90 «Реализация», не составляется, а суммы по операциям реализации товаров необходимо брать из разных ордеров, составляемых разными работниками бухгалтерии. Такой раздельный учёт реализации создаёт значительные неудобства, так как данные приходится смотреть в нескольких учётных регистрах, а систематизированную и наглядную информацию по реализации товаров  можно получить только из Главной книги. Кроме того, имеется вероятность допущения ошибок со стороны бухгалтеров в связи с раздельным ведением синтетического учёта оптовой и розничной реализации товаров.

3. АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1. Анализ состава,  структуры, выполнения плана и  динамики товарооборота

 

Торговая деятельность торговых организаций характеризуется, прежде всего, степенью выполнения плана  и динамикой товарооборота. ЧУП  «Белкоопоптторг» наряду с оптовой торговлей занимается розничной реализацией товаров. В связи с этим возникает необходимость определения и анализа общего (валового) товарооборота, включающего оптовую и розничную реализацию товаров (приложение 4) в таблице 3:

Таблица 3. Информация о выполнении плана по валовому товарообороту         

   ЧУП "Белкоопоптторг"  за 3 квартала 2005 г. (в тыс.руб.)

Состав валового товарооборота

Факт. за 3 кв.пр. г.

3 квартала отчётного года

Отклонение

В % к пр.году

план

факт

% вып.пл.

от плана

от пр. г.

1. Оптовый товарооборот:

             

а) в дейст.ценах

17983486

26100000

22469664

86,1

-3630336

4486178

124,9

б) в сопост.ценах

17983486

х

21481514

   

3498028

119,5

В т.ч. без оборота по дилерским  опе-рациям (очищ.):

             

а) в дейст.ценах

14082606

26100000

18302601

70,1

-7797399

4219995

130,0

б) в сопост.ценах

14082606

х

17497707

   

3415101

124,3

2. Розничный товароборот:

             

а) в дейст.ценах

1962864

2975000

3265505

109,8

290505

1302641

166,4

б) в сопост.ценах

1962864

х

3121898

   

1159034

159,0

3. Товарооборот

по общепиту:

             

а) в дейст.ценах

272599

310000

417912

134,8

107912

145313

153,3

б) в сопост.ценах

272599

х

399533

   

126934

146,6

3. Валовой товарооборот:

             

а) в дейст.ценах

20218950

29385000

26153081

89,0

-3231919

5934131

129,3

б) в сопост.ценах

20218950

х

25002946

   

4783996

123,7


Примечание. Источник: собственная  разработка.

План товарооборота  ЧУП «Белкоопоптторг» перевыполнен по розничной торговле и общественному  питанию, но вследствие значительно  большего удельного веса оптовой реализации (86%), по которой план не выполнен, план валового товарооборота недовыполнен на 11%. В ЧУП «Белкоопоптторг» обеспечены значительные темпы роста товарооборота в динамике. Индекс продажных цен для расчёта товарооборота в сопоставимых ценах за 9 месяцев 2005 года составляет 1,046. Таким образом, повышение цен на товары привело к росту валового товарооборота на 1150135 тыс.руб. (26153081 – 25002946), что составляет 5,7% к фактическому его объёму за три квартала прошлого года.

В валовом товарообороте  ЧУП «Белкоопоптторг» оптовая реализация имеет основной удельный вес [32, с.207-208]. По составу оптовый товарооборот подразделяется на реализацию товаров  со складов и транзитом с участием и без участия в расчётах. Однако ЧУП «Белкоопоптторг»  транзитной реализацией не занимается, и поэтому провести такой анализ не представляется возможным.

Далее проанализируем ассортимент  и структуру оптового товарооборота (приложения 6, 7), данные о которых  указаны в таблице 8.1 (приложение 8).

По большинству товарных групп ЧУП «Белкоопоптторг» обеспечены довольно высокие темпы роста  оптовой реализации, однако по некоторым  группам товаров наблюдается  резкое сокращение объёмов реализации (консервы мясные, мука, водка, пиво, хлеб, кассовые аппараты и др.). Неравномерность развития оптового товарооборота по отдельным товарным группам привела к изменению его структуры. Потери составили 1016 млн.руб.

Анализ товарооборота  также проведём в динамике за ряд  лет (приложения 9-13). Для этого построим таблицу 4:

Таблица 4. Динамика оптового (очищенного) и розничного товарооборота

ЧУП «Белкоопоптторг» за 2002 – 2004 гг., тыс.руб.

Показатели

Фактически за

Отклон-ие 2004г. от

2004 г. в % к  

2003 г. в % к 2002г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2002 г.

2003 г.

2002

2003

 Оптовый товарооборот:

               

 а) в действующих  ценах

5025747

12080220

19735600

14709853

7655380

392,69

163,37

240,37

 б) в сопоставимых  ценах

5025747

9633349

13757096

8731349

4123747

273,73

142,81

191,68

 Розничный товарооборот:

               

 а) в действующих  ценах

606008

815021

1244886

638878

429865

205,4

152,7

134,5

 б) в сопоставимых  ценах

606008

649937

841298

235290

191361

138,8

129,4

107,2


Примечание. Источник: собственная  разработка.

ЧУП «Белкоопоптторг» добилось высоких темпов роста оптового и розничного товарооборота в динамике за три года как в действующих, так и в сопоставимых ценах.

Имея динамический ряд  по оптовому товарообороту ЧУП «Белкоопоптторг», можем выявить основную тенденцию  развития товарооборота за достаточно длительный период времени и определить, как может в дальнейшем развиваться оптовая реализация товаров, которая занимает наибольший удельный вес. Прежде чем производить расчёты по экстраполяции, необходимо наиболее точно определить общую тенденцию развития оптового товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» математически через уравнение кривой типа параболы второго порядка (так как товарооборот растёт неравномерно).

Уравнение параболы второго порядка  выражается формулой (1):

yt =  a0 + a1t + a2t2,   (1)

где a0,1,2 – параметры уравнения (a1 – постоянный рост товарооборота, а2 – ускорение товарооборота); t – порядковый номер года (2000-2004 гг.); yt - выровненный объём товарооборота за период t.

Параметры a0, а1, а2 определяются путём решения системы уравнений (2):

a0n + a2 ∑t2 = ∑y,

a1∑t2 = ∑yt,     (2)

a0∑t2 + a2 ∑t4 = ∑yt2,

где n – число лет; y – фактический оптовый товарооборот (очищенный) в сопоставимых ценах.

Необходимые расчёты  проведём в таблице 5.

Система уравнений (2) будет выглядеть  следующим образом:

5a0 + 10a2 = 14657,5

10a1 = 18534,9    (3)

10a0 + 34a2 = 33356,7

Имеем:        a1 =   1853,5; a2 = 288,7; a0 = 2354,1

Тогда,          yt = 2354,1 + 1853,5 t + 288,7 t(4)

Таблица 5. Расчёт параметров уравнения параболы для определения тенденции развития товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг»

Годы

Товаро-оборот, млн.руб., y

t

t2

yt

t4

yt2

Выравнен-  ный ТО по параболе, млн.руб., yt

Отклон-ие факт. знач-ия от выравнен-ного, млн. руб., (y-yt)

(y - yt)2

t1

98,4

-2

4

-196,7

16

393,4

-198,1

296,5

87888,5

t2

130,5

-1

1

-130,5

1

130,5

789,3

-658,8

434017

t3

2551,9

0

0

0,0

0

0,0

2354,1

197,8

39109

t4

4891,4

1

1

4891,4

1

4891,4

4496,3

395,1

156136

t5

6985,3

2

4

13970,7

16

27941,3

7215,9

-230,6

53162,5

Итого

14657,5

0

10

18534,9

34

33356,7

14657,5

 

770313


Примечание. Источник: собственная разработка.

Если предположить, что  оптовый товарооборот будет расти  по данному уравнению, то можно прогнозировать его на ближайшие периоды. Так, в t7 (2006 г.), номер которого должен быть +4, оптовый товарооборот будет равен:  yt7 =  2354,1 + 1853,5 * (+4) + 288,7 * 16 =  14387,3 (млн.руб.)

Также рассчитаем среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации, для чего сделаем необходимые  расчёты (см. таблицу 5).

Среднеквадратическое  отклонение и коэффициент вариации составят:

σ = 770313 : 5 = ±392,5,       υ = (392,5 * 100) : 2931,5 = 13,4%

Таким образом, неравномерность  развития товарооборота  ЧУП «Белкоопоптторг» по годам составляет 13,4% [38, с.291-298].

Кроме того, следует выявить  возможности и резервы развития оптовой продажи товаров с предварительной оплатой (что для ЧУП «Белкоопоптторг» является актуальным, так как данный способ оплаты им почти не применяется),  минимизации отпуска товаров с рассрочкой платежа и т.п.[12, с.99].

Таким образом, ЧУП «Белкоопоптторг» обеспечены значительные темпы роста товарооборота в динамике. Что же касается плана товарооборота, то он перевыполнен только по розничной торговле и общественному питанию, но вследствие значительно большего удельного веса оптовой реализации, по которой план не выполнен, план валового товарооборота не выполнен, в связи с чем потери в валовом товарообороте составляют 3231919 тыс.руб.

3.2. Анализ ритмичности  и равномерности развития товарооборота

 

 Своевременная и  равномерная поставка товаров  обеспечивает успешное выполнение  плана товарооборота, высокие темпы его роста в динамике. Для характеристики поставки по месяцам составим таблицу 14.1 (приложение 14).

ЧУП «Белкоопоптторг» выполнило  план товарооборота за девять месяцев 2005 года (приложения 4, 15-23) в марте, апреле, мае, августе и сентябре, однако это  оказалось недостаточным, в результате чего план в целом по организации  был недовыполнен на 14%. В связи с этим потери оптового товарооборота составляют 4553712 тыс.руб.

Для определения равномерности  развития товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» также составим график выполнения плана  по месяцам.

           

Рисунок 1. Выполнение плана товарооборота  ЧУП «Белкоопоптторг» по месяцам 2004 года

Кроме того, определим  коэффициент ритмичности. Коэффициент  ритмичности определяется отношением числа периодов, за которые план оптового товарооборота был выполнен, к общему количеству периодов.  Критм = 5 / 9 = 0,556, то есть выполнение плана оптового товарооборота ЧУП «Белкоопоптторг» за 9 месяцев 2005 года было ритмичным на 55,6%.

Информация о работе Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации