Учёт основных средств и анализ эффективности их использования (на примере ОАО «Пинский автобусный парк»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 20:22, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучение учёта основных средств организации, проведение анализа эффективности их использования и поиск направлений рационализации основных средств.
В рамках поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
1 Определить экономическую сущность, состав и структуру основных средств организации.
2 Изучить бухгалтерский учёт основных средств автобусного парка и дать оценку действующей практике учёта в организации.
3 Провести анализ эффективности использования основных средств автобусного парка, выявить резервы и разработать мероприятия по их реализации.

Работа содержит 1 файл

дип.doc

— 803.50 Кб (Скачать)

Для национальной системы  бухгалтерского учёта характерны особые подходы к оценке стоимости и переоценке основных средств. Эти подходы существенным образом отличаются от российских, а также от порядка, предусмотренного МФСО. В частности, после ввода основных средств в эксплуатацию их стоимость на величину затрат, которые в своей основе являются текущими расходами, увеличиваться не должна. Соответственно, такие расходы не должны учитываться и при ежегодной переоценке основных средств. 

Согласно своей учетной  политике, автобусный парк начисляет  амортизацию в целях бухгалтерского учета и налогообложения линейным и производительным методом. Амортизацию на транспортные средства автобусный парк начисляет линейным методом [Приложение 4]. Недостатком линейного метода является то, что он не учитывает моральный износ и необходимость увеличения затрат на ремонт амортизируемых объектов в последние годы службы. Для транспортных средств наиболее предпочтительным является производительный способ начисления амортизации. В подтверждении этого на примере рассчитаем амортизацию автобуса МАЗ-103435 АВ 8398-1 линейным и производительным способом и дадим оценку полученным результатам [Приложение 7, 8].

Автобус МАЗ-103435 АВ 8398-1: первоначальная стоимость – 313 017 289 руб., нормативный срок – 10 лет, ресурс автобуса 550 000 км, пробег автобуса в месяц – 5 000 км.

Линейный способ:

 Ам=(А.С. * На) / 12*100 %;

На = (1 / СПИ)*100 % = 1/10*100 % = 10 %;

Ам= (313 017 289*10 %) / 12*100 % = 2 608 477 руб.

Остаточная стоимость составит:

313 017 289 − 2 608 477 = 310 408 812 руб.

 

Производительный  способ:

АОi = (А.С./ SОПРi)*ОПРi = (313 017 289 / 550 000)*5 000 = 2 845 612 руб.

Остаточная стоимость составит:

313 017 289 − 2 845 612 = 310 171 677 руб.

 

Таким образом, при использовании  производительного способа автобус МАЗ-103435 АВ 8398-1 самортизируется в 1,1 раз быстрее, чем при использовании линейного способа и затраты, относимые на себестоимость будут в 1,1 раза меньше. 

С целью сближения  подходов по начислению и отражению амортизации с МСФО с 1 января 2011 г. предусмотрена отмена формирования и использования амортизационных фондов и индексации амортизационных отчислений.

Одним из источников интенсивного воспроизводства основных средств является их ремонт, реконструкция и модернизация, которые позволяют повысить эффективность использования основных средств с минимальными затратами, что особенно важно в условиях кризиса. Для сохранности основных средств и поддержания их в технически исправном состоянии автобусный парк имеет наличие технически оснащенной ремонтной базы и свой штат ремонтно-технического персонала, позволяющий быстро устранять неисправности и поддерживать автомобили в технически исправном состоянии. Недостатком в учёте по восстановлению основных средств является отказ от формирования в учёте ремонтного фонда или резерва затрат на ремонт, это не даёт возможность осуществления контроля за фактическим использованием средств на цели их технического обслуживания и ремонта.

На сегодняшний  день предъявляются особые требования к информации о наличии, движении и использовании основных средств. Рыночная система управления требует более оперативной и комплексной информации по основным средствам. Работа по совершенствованию учёта основных средств должна вестись по двум основным направлениям: во-первых, следует работать над тем, чтобы как можно быстрее и наиболее полно получать необходимую информацию по наличию, движению, использованию и техническому состоянию основных средств, но это не возможно без использования вычислительной техники; во-вторых, необходимо совершенствовать действующие методологии учёта основных средств.

За последние  годы на белорусском рынке резко  возрос спрос на автоматизацию бухгалтерского и финансового учёта на предприятии, соответственно резко увеличилось и предложение, как готовых программ, так и услуг по индивидуальной автоматизации предприятий. Пинский автобусный парк не оказался в стороне от современных новшеств и органично внедряет и применяет средства автоматизации в бухгалтерском учёте. В организации эффективно используется программа «1С: Предприятие», которая предполагает комплексную организацию единого информационного пространства и обеспечивает использование однотипных наборов инструментальных средств для автоматизации всех бизнес-процедур, существующих в автобусном парке. Операции могут формироваться автоматически на основе вводимых документов. Вместе с операцией документ может порождать бухгалтерские проводки. Такой способ позволяет быстро вводить большое количество проводок.

Одним из направлений  совершенствования организации  бухгалтерского учета основных средств  является ориентация на Международные  стандарты учета и отчетности. В настоящее время действует 31 Международный стандарт, из них непосредственно к основным средствам относится стандарт № 16 «Основные средства». Критерии признания по МФСО понятия «основные средства»:

- активы, имеющие материально-вещественную  форму и длительный характер использования;

- не требуется обязательное  наличие права собственности  на данный актив;

- в составе основных  средств учитываются как собственные,  так и взятые в финансовую  аренду средства компании;

- объекты недвижимости  могут относиться к объектам основных средств или представлять инвестиционную собственность, которая учитывается в соответствии с МФСО 40 «Инвестиционная собственность».

 Внедрение Международных стандартов учета позволит повысить качество учета основных средств и контроля за учетом. В то же время, предприятие получит более гибкую и обоснованную систему учета с возможностью учета особенностей его деятельности.

В настоящее время  предприятия получают возможность  проявления инициативы в области постановки и ведения бухгалтерского учета, что требует от бухгалтеров некоторых творческих способностей, но многое и затрудняет деятельность бухгалтеров: трудность перехода к современной системе МФСО, недостаточность опыта работы в таких условиях, отсутствие положительных примеров, несовершенство и противоречивость подзаконных актов.

 

 

 

 

 

 

 

3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ 

    СРЕДСТВ  В ОАО «ПИНСКИЙ АВТОБУСНЫЙ  ПАРК»

 

3.1 Методика  анализа основных средств

 

Для перевозок пассажиров, нормальной работы многочисленных организаций автобусный парк должен располагать необходимыми основными средствами, рационально их использовать, своевременно пополнять и заменять.

Обеспеченность автотранспортной организации современными и высокоэффективными основными средствами является одним из важнейших факторов удовлетворения экономики города и государства необходимыми и безопасными транспортными услугами.

Эффективное использование  основных средств в перевозочном процессе, которое и должно быть установлено в ходе анализа, способствует снижению стоимости транспортных услуг, повышению конкурентоспособности автомобильного транспорта на рынке услуг.

Целью анализа  основных средств в ОАО «Пинский автобусный парк» является объективная оценка состояния основных средств и изыскания резервов более эффективного их использования в организации.

Для успешной реализации поставленной цели в ходе анализа должны быть решены следующие задачи, представленные на рисунке 3.1.

 

 

Рисунок 3.1 – Задачи анализа основных средств в автобусном парке

 

Полнота и достоверность результатов анализа основных средств зависят от качества, содержания экономической информации, используемой в анализе (рисунок 3.2). Здесь наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный анализ данных, которые имеются в учётных документах и отчётности, обеспечивают принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижения лучших результатов хозяйствования.

 

 

Рисунок 3.2 – Источники информации, используемые для анализа основных средств

 

Методика анализа эффективности вложений организации в основные средства, их эксплуатации и воспроизводство должны учитывать ряд принципиальных положений:

– функциональная полезность основных средств сохраняется в  течение ряда лет, поэтому расходы по их приобретению и эксплуатации распределены во времени;

– момент физической замены (обновления) основных средств не совпадает  с моментом их стоимостного замещения, в результате чего могут возникнуть потери и убытки, занижающие финансовые результаты деятельности организации;

– использование основных средств оценивается по-разному  в зависимости от их вида, характера  участия в производственном процессе;

– основные средства обслуживают  не только производственную сферу деятельности предприятия, но и социально-бытовую, культурную, природно-экологическую, поэтому эффективность их использования определяется не только экономическими, но и социальными и другими факторами;

– основные средства и  долгосрочные инвестиции в основные средства оказывают многоплановое и разностороннее влияние на финансовые результаты деятельности предприятия.

Методика  анализа эффективности использования  основных средств в автобусном парке состоит в анализе этапов. Последовательность осуществления анализа приведена на рисунке 3.3.

 

 

Рисунок 3.3 – Этапы анализа состояния и эффективности использования

                                       основных средств

 

Действие анализа систематизируется  и сводится к следующим аналитическим процедурам:

1) Оценка обеспеченности автобусного парка основными средствами производится сравнением данных отчетного периода с соответствующими данными базисного периода. При анализе необходимо изучить показатели стоимости основных средств, определить их изменение в абсолютном и относительном выражении за анализируемый период, а также удельный вес отдельных видов основных средств в общей их стоимости.

2) Обобщающую оценку  движения основных средств дают  коэффициенты обновления, выбытия  и прироста:

 

– коэффициент обновления (ко) отражает интенсивность обновления основных фондов:

;                (1)

 

– период обновления основных средств = 1 / коэффициент обновления;

 

– коэффициент выбытия (кв) характеризует степень интенсивности выбытия основных средств:

;                     (2)

 

– коэффициент прироста (кпр) характеризует уровень прироста основных фондов:

.                                                 (3)

 

При проведении анализа  коэффициенты обновления, выбытия и прироста следует рассматривать взаимосвязано.

Обобщающими показателями технического состояния основных средств  являются коэффициенты износа и годности:

 

– коэффициент износа (ки)

 

;                                              (4)

 

– коэффициент годности (кг)

 

.                                                (5)

 

Коэффициенты  износа и годности рассчитываются как  на начало, так и конец анализируемого периода. Чем ниже коэффициент износа (выше коэффициент годности), тем лучше техническое состояние, в котором находятся основные средства.

3) На следующем этапе  производится сравнение показателей эффективности использования основных средств с показателями использования других видов ресурсов и капитала организации в целом. Эффективность использования основных производственных фондов автобусного парка оценивается с помощью следующих обобщающих показателей, к которым относятся: фондоотдача, фондоёмкость, фондовооружённость, рентабельность, относительная экономия.

Важнейшим обобщающим показателем использования основных средств является фондоотдача (Фо), которая рассчитывается как отношение объёма перевозок в натуральном или стоимостном выражении к среднегодовой остаточной стоимости основных средств, участвующих в процессе перевозок, и показывает, сколько доходов приходится на один рубль основных средств.

 

      ФО = ∑ Аl / ОСсрг или ФО = ∑ Д / ОСсрг,                                         (6)

 

где ∑ Аl – пассажирооборот, т*км;

    ОСсрг – среднегодовая стоимость основных средств, руб.;

       ∑ Д – доходы от перевозок, руб.

Следующим обобщающим показателем  эффективности использования основных средств является фондоёмкость – показатель, обратный показателю фондоотдачи. Определяется отношением среднегодовой стоимости всех основных средств к объёму перевозок (или доходов от перевозок). Этот показатель позволяет установить влияние изменений в использовании основных средств на общую потребность в них и характеризует стоимость основных средств, приходящихся на 1 руб. продукции.

Фондовооружённость представляет собой отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности работников организации. Этот показатель характеризует обеспеченность труда работников основными средствами.

 

                      ФВ = ОСсрг / Ч,                                                                  (7)

Информация о работе Учёт основных средств и анализ эффективности их использования (на примере ОАО «Пинский автобусный парк»)