Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 20:22, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучение учёта основных средств организации, проведение анализа эффективности их использования и поиск направлений рационализации основных средств.
В рамках поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
1 Определить экономическую сущность, состав и структуру основных средств организации.
2 Изучить бухгалтерский учёт основных средств автобусного парка и дать оценку действующей практике учёта в организации.
3 Провести анализ эффективности использования основных средств автобусного парка, выявить резервы и разработать мероприятия по их реализации.
Для национальной системы бухгалтерского учёта характерны особые подходы к оценке стоимости и переоценке основных средств. Эти подходы существенным образом отличаются от российских, а также от порядка, предусмотренного МФСО. В частности, после ввода основных средств в эксплуатацию их стоимость на величину затрат, которые в своей основе являются текущими расходами, увеличиваться не должна. Соответственно, такие расходы не должны учитываться и при ежегодной переоценке основных средств.
Согласно своей учетной политике, автобусный парк начисляет амортизацию в целях бухгалтерского учета и налогообложения линейным и производительным методом. Амортизацию на транспортные средства автобусный парк начисляет линейным методом [Приложение 4]. Недостатком линейного метода является то, что он не учитывает моральный износ и необходимость увеличения затрат на ремонт амортизируемых объектов в последние годы службы. Для транспортных средств наиболее предпочтительным является производительный способ начисления амортизации. В подтверждении этого на примере рассчитаем амортизацию автобуса МАЗ-103435 АВ 8398-1 линейным и производительным способом и дадим оценку полученным результатам [Приложение 7, 8].
Автобус МАЗ-103435 АВ 8398-1: первоначальная стоимость – 313 017 289 руб., нормативный срок – 10 лет, ресурс автобуса 550 000 км, пробег автобуса в месяц – 5 000 км.
Линейный способ:
Ам=(А.С. * На) / 12*100 %;
На = (1 / СПИ)*100 % = 1/10*100 % = 10 %;
Ам= (313 017 289*10 %) / 12*100 % = 2 608 477 руб.
Остаточная стоимость составит:
313 017 289 − 2 608 477 = 310 408 812 руб.
Производительный способ:
АОi = (А.С./ SОПРi)*ОПРi = (313 017 289 / 550 000)*5 000 = 2 845 612 руб.
Остаточная стоимость составит:
313 017 289 − 2 845 612 = 310 171 677 руб.
Таким образом, при использовании производительного способа автобус МАЗ-103435 АВ 8398-1 самортизируется в 1,1 раз быстрее, чем при использовании линейного способа и затраты, относимые на себестоимость будут в 1,1 раза меньше.
С целью сближения подходов по начислению и отражению амортизации с МСФО с 1 января 2011 г. предусмотрена отмена формирования и использования амортизационных фондов и индексации амортизационных отчислений.
Одним из источников интенсивного воспроизводства основных средств является их ремонт, реконструкция и модернизация, которые позволяют повысить эффективность использования основных средств с минимальными затратами, что особенно важно в условиях кризиса. Для сохранности основных средств и поддержания их в технически исправном состоянии автобусный парк имеет наличие технически оснащенной ремонтной базы и свой штат ремонтно-технического персонала, позволяющий быстро устранять неисправности и поддерживать автомобили в технически исправном состоянии. Недостатком в учёте по восстановлению основных средств является отказ от формирования в учёте ремонтного фонда или резерва затрат на ремонт, это не даёт возможность осуществления контроля за фактическим использованием средств на цели их технического обслуживания и ремонта.
На сегодняшний день предъявляются особые требования к информации о наличии, движении и использовании основных средств. Рыночная система управления требует более оперативной и комплексной информации по основным средствам. Работа по совершенствованию учёта основных средств должна вестись по двум основным направлениям: во-первых, следует работать над тем, чтобы как можно быстрее и наиболее полно получать необходимую информацию по наличию, движению, использованию и техническому состоянию основных средств, но это не возможно без использования вычислительной техники; во-вторых, необходимо совершенствовать действующие методологии учёта основных средств.
За последние годы на белорусском рынке резко возрос спрос на автоматизацию бухгалтерского и финансового учёта на предприятии, соответственно резко увеличилось и предложение, как готовых программ, так и услуг по индивидуальной автоматизации предприятий. Пинский автобусный парк не оказался в стороне от современных новшеств и органично внедряет и применяет средства автоматизации в бухгалтерском учёте. В организации эффективно используется программа «1С: Предприятие», которая предполагает комплексную организацию единого информационного пространства и обеспечивает использование однотипных наборов инструментальных средств для автоматизации всех бизнес-процедур, существующих в автобусном парке. Операции могут формироваться автоматически на основе вводимых документов. Вместе с операцией документ может порождать бухгалтерские проводки. Такой способ позволяет быстро вводить большое количество проводок.
Одним из направлений совершенствования организации бухгалтерского учета основных средств является ориентация на Международные стандарты учета и отчетности. В настоящее время действует 31 Международный стандарт, из них непосредственно к основным средствам относится стандарт № 16 «Основные средства». Критерии признания по МФСО понятия «основные средства»:
- активы, имеющие материально-
- не требуется обязательное наличие права собственности на данный актив;
- в составе основных
средств учитываются как
- объекты недвижимости
могут относиться к объектам ос
Внедрение Международных стандартов учета позволит повысить качество учета основных средств и контроля за учетом. В то же время, предприятие получит более гибкую и обоснованную систему учета с возможностью учета особенностей его деятельности.
В настоящее время предприятия получают возможность проявления инициативы в области постановки и ведения бухгалтерского учета, что требует от бухгалтеров некоторых творческих способностей, но многое и затрудняет деятельность бухгалтеров: трудность перехода к современной системе МФСО, недостаточность опыта работы в таких условиях, отсутствие положительных примеров, несовершенство и противоречивость подзаконных актов.
3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ
СРЕДСТВ В ОАО «ПИНСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ПАРК»
3.1 Методика анализа основных средств
Для перевозок пассажиров, нормальной работы многочисленных организаций автобусный парк должен располагать необходимыми основными средствами, рационально их использовать, своевременно пополнять и заменять.
Обеспеченность
Эффективное использование основных средств в перевозочном процессе, которое и должно быть установлено в ходе анализа, способствует снижению стоимости транспортных услуг, повышению конкурентоспособности автомобильного транспорта на рынке услуг.
Целью анализа основных средств в ОАО «Пинский автобусный парк» является объективная оценка состояния основных средств и изыскания резервов более эффективного их использования в организации.
Для успешной реализации поставленной цели в ходе анализа должны быть решены следующие задачи, представленные на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Задачи анализа основных средств в автобусном парке
Полнота и достоверность результатов анализа основных средств зависят от качества, содержания экономической информации, используемой в анализе (рисунок 3.2). Здесь наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный анализ данных, которые имеются в учётных документах и отчётности, обеспечивают принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижения лучших результатов хозяйствования.
Рисунок 3.2 – Источники информации, используемые для анализа основных средств
Методика анализа эффективности вложений организации в основные средства, их эксплуатации и воспроизводство должны учитывать ряд принципиальных положений:
– функциональная полезность основных средств сохраняется в течение ряда лет, поэтому расходы по их приобретению и эксплуатации распределены во времени;
– момент физической замены (обновления) основных средств не совпадает с моментом их стоимостного замещения, в результате чего могут возникнуть потери и убытки, занижающие финансовые результаты деятельности организации;
– использование основных
средств оценивается по-
– основные средства обслуживают не только производственную сферу деятельности предприятия, но и социально-бытовую, культурную, природно-экологическую, поэтому эффективность их использования определяется не только экономическими, но и социальными и другими факторами;
– основные средства и долгосрочные инвестиции в основные средства оказывают многоплановое и разностороннее влияние на финансовые результаты деятельности предприятия.
Методика
анализа эффективности
Рисунок 3.3 – Этапы анализа состояния и эффективности использования
Действие анализа
1) Оценка обеспеченности автобусного парка основными средствами производится сравнением данных отчетного периода с соответствующими данными базисного периода. При анализе необходимо изучить показатели стоимости основных средств, определить их изменение в абсолютном и относительном выражении за анализируемый период, а также удельный вес отдельных видов основных средств в общей их стоимости.
2) Обобщающую оценку
движения основных средств
– коэффициент обновления (ко) отражает интенсивность обновления основных фондов:
– период обновления основных средств = 1 / коэффициент обновления;
– коэффициент выбытия (кв) характеризует степень интенсивности выбытия основных средств:
– коэффициент прироста (кпр) характеризует уровень прироста основных фондов:
При проведении анализа коэффициенты обновления, выбытия и прироста следует рассматривать взаимосвязано.
Обобщающими показателями технического состояния основных средств являются коэффициенты износа и годности:
– коэффициент износа (ки)
– коэффициент годности (кг)
Коэффициенты износа и годности рассчитываются как на начало, так и конец анализируемого периода. Чем ниже коэффициент износа (выше коэффициент годности), тем лучше техническое состояние, в котором находятся основные средства.
3) На следующем этапе производится сравнение показателей эффективности использования основных средств с показателями использования других видов ресурсов и капитала организации в целом. Эффективность использования основных производственных фондов автобусного парка оценивается с помощью следующих обобщающих показателей, к которым относятся: фондоотдача, фондоёмкость, фондовооружённость, рентабельность, относительная экономия.
Важнейшим обобщающим показателем использования основных средств является фондоотдача (Фо), которая рассчитывается как отношение объёма перевозок в натуральном или стоимостном выражении к среднегодовой остаточной стоимости основных средств, участвующих в процессе перевозок, и показывает, сколько доходов приходится на один рубль основных средств.
ФО = ∑ Аl / ОСсрг или ФО = ∑ Д / ОСсрг,
где ∑ Аl – пассажирооборот, т*км;
ОСсрг – среднегодовая стоимость основных средств, руб.;
∑ Д – доходы от перевозок, руб.
Следующим обобщающим показателем
эффективности использования ос
Фондовооружённость представляет собой отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности работников организации. Этот показатель характеризует обеспеченность труда работников основными средствами.
ФВ = ОСсрг
/ Ч,