Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 20:22, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучение учёта основных средств организации, проведение анализа эффективности их использования и поиск направлений рационализации основных средств.
В рамках поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
1 Определить экономическую сущность, состав и структуру основных средств организации.
2 Изучить бухгалтерский учёт основных средств автобусного парка и дать оценку действующей практике учёта в организации.
3 Провести анализ эффективности использования основных средств автобусного парка, выявить резервы и разработать мероприятия по их реализации.
где Ч - среднесписочная численность работников автобусного парка.
Относительная экономия основных средств характеризует дополнительное вовлечение либо высвобождение основных средств с учётом сложившегося или планируемого объёма перевозок. Определяется как разница между среднегодовой стоимостью основных средств в отчётном периоде и основных средств в базисном периоде, скорректированных на индекс роста объёма перевозок:
∆ОПФ = ОПФt
– ОПФt-1*IAl,
где ОПФt – среднегодовая стоимость основных производственных фондов в отчётном периоде, млн руб.;
ОПФt-1 – среднегодовая стоимость основных производственных фондов в базисном периоде, млн руб.;
IAl – индекс изменения объёма перевозок.
Далее на данном этапе проводится факторное моделирование взаимосвязей показателей использования основных средств.
Анализ показателей фондоотдачи начинается с определения фондоотдачи основных средств и их активной части. Рассчитанные показатели сравниваются с данными прошлого года и выявляются изменения показателя в динамике. Сравнение уровней изменения фондоотдачи позволяет сделать вывод об улучшении или ухудшении использования основных средств.
ФО = У *ФОакт,
где У – удельный вес активной части основных средств;
ФОакт – фондоотдача активной части основных средств, руб.
Изменение фондоотдачи ∆(ФО) за счет изменения удельного веса активной части основных производственных средств определяется по формуле
∆ ФО = (Уо
– Упл) ∙ ФОакт
пл.
Изменение фондоотдачи за счет изменения уровня фондоотдачи активной части рассчитывается следующим образом:
∆ ФО = (ФОакт
о – ФО акт пл) ∙ Уо,
где Уо и Упл – удельный вес активной части основных средств отчетного и планового периодов.
Для расчёта влияние эффективности использования основных производственных средств на объём перевозок, используется следующая факторная модель:
ВП = ОПФ ∙ ФО,
где ВП – объем производства продукции (работ, услуг), руб.;
ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных средств, руб.;
ФО – фондоотдача основных производственных средств, пасс∙км.
Изменение объема перевозок ∆(ВП) за счет изменения среднегодовой стоимости основных производственных средств определяется по формуле
∆ ВП = (ОПФо
– ОПФпл) ∙ ФОпл.
Изменение объема перевозок за счет изменения уровня фондоотдачи рассчитывается следующим образом:
∆ ВП = (ФОо
– ФОпл) ∙ ОПФо,
где ФОо и ФОпл – фондоотдача отчетного и планового периодов.
4) На последнем этапе производится обобщение и оценка резервов повышения эффективности использования основных средств и предлагаются мероприятия по их реализации.
Анализ производственной,
экономической и финансово-
Если вынесли сюда эти формулы, то лучше так:
Таблица 3.1 – Алгоритм расчета коэффициентов движения и технического
Коэффициент |
Формулы для расчета |
Условные обозначения |
1 |
2 |
3 |
Обновления основных средств, (Кобн) |
Кобн = Свв : Ск |
Свв – первоначальная стоимость вновь введенных основных средств за анализируемый период Ск – стоимость основных средств на конец того же периода |
Выбытие основных средств, (Квыб) |
Квыб = Свыб : Снач |
Свыб – стоимость выбывших основных средств за анализируемый период Снач – стоимость основных средств на начало анализируемого периода |
Прироста основных средств, (Кпр) |
Кпр = (Свв – Свыб) : Снач |
Условные обозначения см. выше |
Окончание таблицы 3.1
Коэффициент |
Формулы для расчета |
Условные обозначения | |
1 |
2 |
3 | |
Воспроизвод- ства основных средств, (Квоспр) |
Квоспр = КВ : Свв |
КВ – капитальные вложения |
Таблица 3.2 – Расчёт обобщающих показателей эффективности использования
Расчёт обобщающих показателей эффективности использования
основных средств
Показатели |
Формулы для расчёта |
Условные обозначения |
1 |
2 |
3 |
Фондорентабельность, (R) |
R = П : ОПФ |
П – прибыль от реализации продукции (работ, услуг) ОПФ – среднегодовая стоимость основных средств основного вида деятельности |
Фондоотдача, (ФО) |
ФО = ВП : ОПФ |
ВП – выпуск продукции, работ, услуг без НДС, акцизов |
Фондоёмкость, (ФЕ) |
ФЕ = ОПФ : ВП |
Условные обозначения см. выше |
Фондовооружённость, (ФВ) |
ФВ = ОПФ : Ч |
Ч – среднесписочная численность работников |
И немного описать перед таблицей и после, что эти показатели дают. Как вы сделали не смотриться. Но решать вам.
3.2 Анализ наличия и движения основных средств
С целью определения стратегии и тактики эксплуатации основных средств в условиях меняющейся конъюнктуры рынка в ОАО «Пинский автобусный парк» организуется анализ наличия (состава) и движения основных средств. Анализ структуры основных средств позволяет оценить их соотношение с точки зрения степени их использования в производственном процессе. От изменения структуры основных средств, их движения во многом зависит технический уровень производства.
При проведении анализа обеспеченности, прежде всего, необходимо оценить достаточность у автобусного парка основных средств, их наличие, динамику, состав, структуру. Поэтому анализ необходимо начинать с оценки изменения основных фондов во времени в целом и по их составу (таблица 3.1).
Таблица 3.1 – Состав, структура и динамика основных средств
Группа основных средств |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение (+/-) |
Темпы роста, % | |||
Сумма, млн. руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, млн. руб. |
Удельный вес, % | ||
Здания и сооружения |
13031 |
24,604 |
15586 |
23,5 |
+ 2555 |
19 |
119,6 |
Передаточные устройства |
446 |
0,842 |
477 |
0,718 |
+ 31 |
0,23 |
107 |
Машины и оборудование |
1788 |
3,376 |
1982 |
2,985 |
+ 194 |
1,44 |
110,9 |
Транспортные средства |
37564 |
70,926 |
48211 |
72,6 |
+ 10647 |
79,3 |
128,3 |
Инструмент, инвентарь и принадлежности |
107 |
0,202 |
110 |
0,166 |
+ 3 |
0,022 |
102,8 |
Многолетние насаждения |
3 |
0,005 |
4 |
0,006 |
+ 1 |
0,007 |
133,3 |
Прочие основные средства |
24 |
0,045 |
27 |
0,041 |
+ 3 |
0,022 |
112,5 |
Основные средства - всего |
52963 |
100 |
66397 |
100 |
+ 13434 |
100 |
125,4 |
В том числе: - активная часть - пассивная часть |
39352 13611 |
74,3 25,7 |
50193 16204 |
75,6 24,4 |
+ 10841 + 2593 |
80,7 19,3 |
127,5 119,1 |
Анализ данных таблицы 3.1 позволяет установить, что в целом общая стоимость основных средств автобусного парка возросла на 25,4 %. По всем группам основных средств за анализируемый 2009-2010 гг. происходит увеличение их стоимости: зданий и сооружений – на 2555 млн руб., передаточных устройств – на 31 млн руб, машин и оборудования – на 194 млн руб., транспортных средств – на 10647 млн руб., Инструмента и инвентаря – на 3 млн руб., прочих основных средств – на 3 млн руб. Примерно 73 % всех основных средств составляют транспортные средства, которые непосредственно участвуют в производственном процессе – перевозке пассажиров. Темпы роста активной части (+ 27,5 %) основных средств выше темпов роста пассивной части (+ 19,1 %), что является положительной тенденцией для автобусного парка.
Для наглядного представления по данным таблицы 3.1 построим диаграмму (рисунок 3.4).
Движение основных средств в ОАО «Пинский автобусный парк »связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств.
Рисунок 3.4 – Состав и структура основных средств ОАО «Пинский автобусный парк»
на 2009-2010 гг.
На примере таблицы 3.2 проанализируем в целом движение основных средств в автобусном парке.
Таблица 3.2 – Наличие и движение основных средств ОАО «Пинский автобусный
Показатель |
всего |
активная часть | ||
2009 г. |
2010 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Наличие на начало года |
42785 |
52963 |
29905 |
39352 |
Поступило в отчётном году |
11068 |
15686 |
10337 |
13051 |
Выбыло в отчётном году всего |
890 |
2252 |
890 |
2210 |
Наличие на конец года |
52963 |
66397 |
39352 |
50193 |
Наличие на конец года за вычетом износа (остаточная стоимость) |
31534 |
41115 |
23397 |
31535 |
Износ основных средств |
21429 |
25282 |
15955 |
18658 |
Как видно из таблицы 3.2 за 2009 г. наличие основных средств увеличилось на 10178 млн руб., а в 2010 г. – увеличилось на 13434 млн руб. Основной причиной увеличения стоимости основных средств явилось их поступление, которое составляет в 2009 г. – 11068 млн руб., а в 2010 г. – 15686 млн руб. Также за 2010 г. наблюдается резкое увеличение выбытия основных фондов, которые, в основном, составляют активную часть основных средств, что связано с политикой обновления подвижного состава.
Для наглядного сравнения по данным таблицы 3.2 построим гистограмму движения основных средств в автобусном парке (рисунок 3.5):
Рисунок 3.5 – Состав и движение основных средств ОАО «Пинский автобусный парк»
на 2009-2010 гг.
Рассмотрим детальное движение основных средств в автобусном парке за 2010 г. в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Состав, структура и движение по элементам основных средств
Элементы состава основных средств |
На начало периода |
Поступило, млн руб |
Выбыло, млн руб. |
На конец периода |
Темп роста, % | ||
сумма, млн руб. |
Удельный вес, % |
сумма, млн руб. |
Удельный вес, % | ||||
Здания |
11215 |
21,18 |
2244 |
42 |
13417 |
20,21 |
119,6 |
Сооружения |
1816 |
3,43 |
353 |
- |
2169 |
3,27 |
119,4 |
Передаточные устройства |
446 |
0,84 |
31 |
- |
477 |
0,72 |
107 |
Машины и оборудование |
1788 |
3,38 |
256 |
62 |
1982 |
2,99 |
110,9 |