Учёт основных средств и анализ эффективности их использования (на примере ОАО «Пинский автобусный парк»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 20:22, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучение учёта основных средств организации, проведение анализа эффективности их использования и поиск направлений рационализации основных средств.
В рамках поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
1 Определить экономическую сущность, состав и структуру основных средств организации.
2 Изучить бухгалтерский учёт основных средств автобусного парка и дать оценку действующей практике учёта в организации.
3 Провести анализ эффективности использования основных средств автобусного парка, выявить резервы и разработать мероприятия по их реализации.

Работа содержит 1 файл

дип.doc

— 803.50 Кб (Скачать)

 

где Ч - среднесписочная численность работников автобусного парка.

Относительная экономия основных средств характеризует дополнительное вовлечение либо высвобождение основных средств с учётом сложившегося или планируемого объёма перевозок. Определяется как разница между среднегодовой стоимостью основных средств в отчётном периоде и основных средств в базисном периоде, скорректированных на индекс роста объёма перевозок:

  ∆ОПФ = ОПФt – ОПФt-1*IAl,                                                       (8)

 

где ОПФt – среднегодовая стоимость основных производственных фондов в отчётном периоде, млн руб.;

    ОПФt-1 – среднегодовая стоимость основных производственных фондов в базисном периоде, млн руб.;

    IAl – индекс изменения объёма перевозок.

Далее на данном этапе проводится факторное моделирование взаимосвязей показателей использования основных средств.

Анализ показателей  фондоотдачи начинается с определения фондоотдачи основных средств и их активной части. Рассчитанные показатели сравниваются с данными прошлого года и выявляются изменения показателя в динамике. Сравнение уровней изменения фондоотдачи позволяет сделать вывод об улучшении или ухудшении использования основных средств.

 

                 ФО = У *ФОакт,                                                                      (9)

 

где   У – удельный вес активной части основных средств;

  ФОакт – фондоотдача активной части основных средств, руб.

Изменение фондоотдачи ∆(ФО) за счет изменения удельного веса активной части основных производственных средств определяется по формуле

 

     ∆ ФО = (Уо – Упл) ∙ ФОакт пл.                                                          (10)

 

Изменение фондоотдачи за счет изменения уровня фондоотдачи активной части рассчитывается следующим образом:

 

     ∆ ФО = (ФОакт о – ФО акт пл) ∙ Уо,                                              (11)

 

где Уо и Упл – удельный вес активной части основных средств отчетного и планового периодов.

Для расчёта влияние эффективности использования основных производственных средств на объём перевозок, используется следующая факторная модель:

 

         ВП = ОПФ ∙ ФО,                                                                        (12)

 

где ВП – объем производства продукции (работ, услуг), руб.;

   ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных средств, руб.;

      ФО – фондоотдача основных производственных средств, пасс∙км.

Изменение объема перевозок ∆(ВП) за счет изменения среднегодовой стоимости основных производственных средств определяется по формуле

 

        ∆ ВП = (ОПФо – ОПФпл) ∙ ФОпл.                                                (13)

 

Изменение объема перевозок за счет изменения уровня фондоотдачи рассчитывается следующим образом:

 

         ∆ ВП = (ФОо – ФОпл) ∙ ОПФо,                                                   (14)

 

где ФОо и ФОпл – фондоотдача отчетного и планового периодов.

4) На последнем этапе  производится обобщение и оценка резервов повышения эффективности использования основных средств и предлагаются мероприятия по их реализации.

Анализ производственной, экономической и финансово-хозяйственной деятельности предприятия осуществляется по формам аналитических справок, бухгалтерского баланса и приложений к нему, предусмотренных законодательством.

Если  вынесли сюда эти формулы, то лучше  так:

Таблица 3.1 – Алгоритм  расчета  коэффициентов  движения  и  технического

                                 состояния  основных средств

Коэффициент

Формулы для расчета

Условные обозначения

1

2

3

Обновления основных средств,

(Кобн)

 

Кобн = Свв : Ск

Свв – первоначальная стоимость вновь введенных основных средств за анализируемый период

Ск – стоимость  основных средств на конец того же периода

Выбытие основных средств,

(Квыб)

 

Квыб = Свыб : Снач

Свыб – стоимость  выбывших основных средств за анализируемый  период

Снач – стоимость  основных средств на начало анализируемого периода

Прироста основных средств,

(Кпр)

 

Кпр = (Свв – Свыб) : Снач

Условные обозначения  см. выше


 

Окончание таблицы 3.1

Коэффициент

Формулы для  расчета

Условные обозначения

1

2

3

Воспроизвод-

ства  основных

средств,

(Квоспр)

 

Квоспр = КВ : Свв

КВ – капитальные  вложения


Таблица 3.2 – Расчёт  обобщающих   показателей  эффективности   использования

Расчёт  обобщающих   показателей  эффективности   использования

                           основных  средств

Показатели

Формулы  для  расчёта

Условные  обозначения

1

2

3

Фондорентабельность, (R)

R = П : ОПФ

П – прибыль от реализации  продукции (работ, услуг)

ОПФ – среднегодовая  стоимость основных средств основного вида деятельности

Фондоотдача, (ФО)

ФО = ВП : ОПФ

ВП – выпуск продукции, работ, услуг без НДС, акцизов

Фондоёмкость, (ФЕ)

ФЕ = ОПФ : ВП

Условные обозначения  см. выше

Фондовооружённость, (ФВ)

ФВ = ОПФ : Ч

Ч – среднесписочная  численность   работников


И немного  описать перед таблицей и после, что эти показатели дают. Как вы сделали не смотриться. Но решать вам.

3.2 Анализ наличия  и движения основных средств

 

С целью определения  стратегии и тактики эксплуатации основных средств в условиях меняющейся конъюнктуры рынка в ОАО «Пинский автобусный парк» организуется анализ наличия (состава) и движения основных средств. Анализ структуры основных средств позволяет оценить их соотношение с точки зрения степени их использования в производственном процессе. От изменения структуры основных средств, их движения во многом зависит технический уровень производства.

При проведении анализа обеспеченности, прежде всего, необходимо оценить достаточность у автобусного парка основных средств, их наличие, динамику, состав, структуру. Поэтому анализ необходимо начинать с оценки изменения основных фондов во времени в целом и по их составу (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 – Состав, структура и динамика основных средств

                                  ОАО «Пинский автобусный парк» за 2009-2010 гг.

 

Группа основных средств

2009 г.

2010 г.

Отклонение

(+/-)

Темпы роста, %

Сумма, млн. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млн. руб.

Удельный вес, %

Сумма, млн. руб.

Удельный вес, %

Здания и сооружения

13031

24,604

15586

23,5

+ 2555

19

119,6

Передаточные устройства

446

0,842

477

0,718

+ 31

0,23

107

Машины и оборудование

1788

3,376

1982

2,985

+ 194

1,44

110,9

Транспортные средства

37564

70,926

48211

72,6

+ 10647

79,3

128,3

Инструмент, инвентарь и принадлежности

107

0,202

110

0,166

+ 3

0,022

102,8

Многолетние насаждения

3

0,005

4

0,006

+ 1

0,007

133,3

Прочие основные средства

24

0,045

27

0,041

+ 3

0,022

112,5

Основные средства - всего

52963

100

66397

100

+ 13434

100

125,4

В том числе:

- активная часть

- пассивная часть

39352

13611

74,3

25,7

50193

16204

75,6

24,4

+ 10841

+ 2593

80,7

19,3

127,5

119,1


 

Анализ данных таблицы 3.1 позволяет установить, что в целом общая стоимость основных средств автобусного парка возросла на 25,4 %. По всем группам основных средств за анализируемый 2009-2010 гг. происходит увеличение их стоимости: зданий и сооружений – на 2555 млн руб., передаточных устройств – на 31 млн руб, машин и оборудования – на 194 млн руб., транспортных средств – на 10647 млн руб., Инструмента и инвентаря – на 3 млн руб., прочих основных средств – на 3 млн руб. Примерно 73 % всех основных средств составляют транспортные средства, которые непосредственно участвуют в производственном процессе – перевозке пассажиров. Темпы роста активной части (+ 27,5 %) основных средств выше темпов роста пассивной части (+ 19,1 %), что является положительной тенденцией для автобусного парка.

Для наглядного представления  по данным таблицы 3.1 построим диаграмму (рисунок 3.4).

Движение  основных средств в ОАО «Пинский автобусный парк »связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.4 – Состав и структура основных средств ОАО «Пинский автобусный парк»

                           на 2009-2010 гг.

 

На примере таблицы 3.2 проанализируем в целом движение основных средств в автобусном парке.

 

Таблица 3.2 – Наличие и движение основных средств ОАО «Пинский автобусный

                                  парк» за 2010 г., млн руб.

 

Показатель

всего

активная часть

2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

Наличие на начало года

42785

52963

29905

39352

Поступило в отчётном году

11068

15686

10337

13051

Выбыло в отчётном году всего

890

2252

890

2210

Наличие на конец года

52963

66397

39352

50193

Наличие на конец года за вычетом  износа (остаточная стоимость)

31534

41115

23397

31535

Износ основных средств

21429

25282

15955

18658


Как видно из таблицы 3.2 за 2009 г. наличие основных средств увеличилось на 10178 млн руб., а в 2010 г. – увеличилось на 13434 млн руб. Основной причиной увеличения стоимости основных средств явилось их поступление, которое составляет в 2009 г. – 11068 млн руб., а в 2010 г. – 15686 млн руб. Также за 2010 г. наблюдается резкое увеличение выбытия основных фондов, которые, в основном, составляют активную часть основных средств, что связано с политикой обновления подвижного состава.

Для наглядного сравнения  по данным таблицы 3.2 построим гистограмму движения основных средств в автобусном парке (рисунок 3.5):


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.5 – Состав и движение основных средств ОАО «Пинский автобусный парк»

                           на 2009-2010 гг.

 

Рассмотрим детальное  движение основных средств в автобусном парке за 2010 г. в таблице 3.3.

 

Таблица 3.3 – Состав, структура и движение по элементам основных средств

                                  ОАО «Пинский автобусный парк» за 2010 г., млн руб.

 

Элементы  состава основных средств

На начало периода

Поступило,

 млн руб

Выбыло, млн руб.

На конец  периода

Темп роста, %

сумма,

 млн руб.

Удельный вес, %

сумма,

млн руб.

Удельный вес, %

Здания

11215

21,18

2244

42

13417

20,21

119,6

Сооружения

1816

3,43

353

-

2169

3,27

119,4

Передаточные устройства

446

0,84

31

-

477

0,72

107

Машины и оборудование

1788

3,38

256

62

1982

2,99

110,9

Информация о работе Учёт основных средств и анализ эффективности их использования (на примере ОАО «Пинский автобусный парк»)