Учёт основных средств и анализ эффективности их использования (на примере ОАО «Пинский автобусный парк»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 20:22, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучение учёта основных средств организации, проведение анализа эффективности их использования и поиск направлений рационализации основных средств.
В рамках поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
1 Определить экономическую сущность, состав и структуру основных средств организации.
2 Изучить бухгалтерский учёт основных средств автобусного парка и дать оценку действующей практике учёта в организации.
3 Провести анализ эффективности использования основных средств автобусного парка, выявить резервы и разработать мероприятия по их реализации.

Работа содержит 1 файл

дип.doc

— 803.50 Кб (Скачать)

Вторую группу образуют затраты, связанные с поддержанием основных средств в рабочем состоянии. Они включают расходы на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Организация системы технического обслуживания (ТО) и ремонта подвижного состава в ОАО «Пинский автобусный парк» определена приказом Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 03.06.1998 г. № 110-Ц, утвердившим Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

Назначение  ремонта – восстановить утрату эксплуатационных характеристик в связи с физическим износом отдельных конструктивных элементов (узлов, деталей и т. д.) и необходимость поддерживать основные средства в работоспособном состоянии в течение всего срока их эксплуатации.

В ходе осуществления  ремонтных работ:

  • восстанавливаются основные технико-эстетические показатели, потребительские качества объекта, утраченные в процессе эксплуатации;
  • устраняются неисправности всех элементов и систем;
  • проводятся работы по предотвращению дальнейшего интенсивного износа объекта;
  • заменяются или восстанавливаются любые части объекта, включая базовые, не вызывающие изменений основных технико-экономических показателей.

Поскольку основные средства служат длительное время, то различные  их части изнашиваются, причём срок их службы различен. В связи с этим различают следующие виды восстановления основных средств, производимых в ОАО «Пинский автобусный парк» (рисунок 2.12).

 

 

Рисунок 2.12 – Виды восстановления основных средств

 

Текущий ремонт выполняется по месту эксплуатации объекта основными производственными рабочими или работниками ремонтных служб. Затраты на его осуществление, как правило, не велики и сразу относятся на себестоимость.

Средний ремонт занимает промежуточное положение между капитальным и текущим. Он характеризуется частичной разборкой ремонтируемого объекта, заменой и восстановлением не всех, а значительного количества изношенных деталей. Проводится он чаще, чем капитальный ремонт.

На практике текущий  и средний ремонт объединяют в  одно понятие – текущий ремонт.

Капитальный ремонт требует полной разборки агрегатов, замены или восстановления износившихся деталей и узлов, сборки, регулирования и испытания агрегата и ведётся с периодичностью свыше года.

Все три вида ремонтов могут выполняться подрядным и хозяйственным способами. При подрядном способе для производства ремонта привлекаются специализированные ремонтные предприятия. Хозяйственный способ предполагает производство ремонтных работ силами и средствами самого предприятия.

Реконструкция относится к работам капитального характера, она направлена на улучшение первоначально принятых технико-экономических показателей объектов основных средств. Затраты на её проведение увеличивают первоначальную стоимость основных средств.

Реконструкция – совокупность работ по полному или частичному переоборудованию или переустройству существующего объекта, изменению и при необходимости дополнению его технологической схемы с заменой морально устаревших и физически изношенных частей, что обеспечивает получение более высоких качественных и количественных показателей.

Осуществление реконструкции подрядным способом в автобусном парке осуществляется на основании договора на выполнение работ. Подрядная организация предоставляет заказчику (автобусный парк) сертификат соответствия, который удостоверяет, что услуги по ремонту и техническому обслуживанию соответствуют требованиям стандарта [Приложение 25]. Далее  составляется заказ-наряд (форма № ЗН-1) в трёх экземплярах: первый экземпляр передаётся цеху-производителю ремонта, второй – исполнителю, а третий – заказчику. Заказ-наряд отражает перечень выполненных работ, смету расходуемых материалов, а также первоначальную и окончательную стоимость заказа [Приложение 26]. Так как подрядчик приобретал материал (кузов автобуса) для ремонта за границей, то прилагается к заказ-наряду таможенная декларация [Приложение 28].

Приём законченных работ оформляется актом приёмки-сдачи отремонтириванных, реконструированных и модернизированных объектов (форма ОС-3) [Приложение 29], акт является основанием для внесения корректирующих записей в инвентарную карточку объекта [Приложение 30].

Затраты, связанные с  реконструкцией оформляются в качестве капитальных вложений и учитываются по дебету счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы». Способ организации ремонта оказывает влияние на схему бухгалтерских записей по учёту ремонтных работ. При выполнении реконструкции подрядным способом корреспонденция счетов следующая (таблица 2.7):

 

 Таблица 2.7 – Хозяйственные операции по учёту реконструкции основных средств

                                   подрядным способом в ОАО «Пинский  автобусный парк»

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, руб.

Наименование документов

Примечание

Дебет

Кредит

Включение в затраты по реконструкции стоимость израсходованных запасных частей

08/1

10

104901988

ЗН-1, Приложение к заказ-наряду

 

Стоимость заказа по реконструкции

08/1

76

195834178

ЗН-1

 

НДС

18

76

89166832

ЗН-1

 

Перечисление оплаты подрядной организации

76

51

235001010

ЗН-1

 

Списание затрат по реконструкции на увеличение первоначальной стоимости объекта

01/1

08/1

704687972

ОС-3, ОС-6

 

 

Выбытие основных средств происходит по различным причинам, рассмотрим данный процесс на примере списания автотранспортного средства. Для определения  целесообразности и эффективности дальнейшего использования объектов основных средств, оформления документов на списание объектов в организации ОАО «Пинский автобусный парк» создаётся комиссия. Данная комиссия вправе:

- производить осмотр, подлежащего списанию объекта; 

- устанавливать непригодность  объекта к восстановлению и  дальнейшему использованию;

- устанавливать причины списания;

- устанавливать возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и их оценку исходя из цен возможного использования;

- осуществлять контроль  за изъятием из списываемых  объектов основных средств цветных и драгоценных материалов, определять их количество и вес;

- составлять соответствующие  акты на списание основных  средств.

Рассмотрим процесс  списания транспортного средства (автобус «ГАЗ-3110») с баланса организации.

Информация о процессе выбытия ведётся на счёте 01 «Основные средства» субсчёт 03 «Выбытие основных средств». Списание осуществляется на основании приказа о выбраковке и списании подвижного состава [Приложение 32]. Также выдаётся из МРЭО ГАИ справка о снятии транспортного средства с учёта [Приложение 31]. Далее составляется акт [Приложение 33], в котором указывается техническое состояние автобуса и причины его списания. Результаты принятого комиссией решения оформляются актом о списании автотранспортных средств (форма ОС-4а) [Приложение 34], в котором приводятся данные характеризующие объект. 

При списании остаются детали, узлы и агрегаты от демонтированного транспортного средства, пригодные  для ремонта других транспортных средств, которые оформляются «Актом прихода запасных частей» [Приложение 36, 37, 38] и приходуются в бухгалтерии по ценам возможного использования. Комплектующие изделия и агрегаты, содержащие драгоценные камни, при списании оформляются «Актом демонтажа изделий электрооборудования, содержащих драгоценные металлы» [Приложение 35], в котором указывается наименование и модель изделия, содержащего драгоценный металл, наименование содержащегося металла, количество в граммах.

В соответствии с Типовым  планом счетов бухгалтерского учёта, Инструкцией по применению Типового плана счетов, утверждёнными постановлением Министерства финансов РБ от 30.05.2003 № 89 (в ред. от 05.01.2011 № 1) и Рабочим планом счетов автобусного парка, для отражения операций, связанных с выбытием основных средств применяется активно-пассивный счёт 91 «Операционные доходы и расходы», на котором накапливается информация о списании основных средств (и прочем выбытии).

В бухгалтерском учёте  списание основных средств отражается следующими записями (таблица 2.8).

Актуальной проблемой  социально-экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономного использования, предотвращение непроизводительных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. Одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью объектов основных средств в автобусном парке является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность средств и сличается их фактическое наличие с данными бухгалтерского учёта.

 

Таблица 2.8 – Хозяйственные операции по выбытию основных средств в

                                 ОАО «Пинский автобусный парк»

 

Содержание хозяйственной  операции

Корреспондирующие счета

Сумма, руб.

Наименование документов

Примечание

Дебет

Кредит

Списание первоначальной стоимости автобуса «ГАЗ-3110»

01/3

01/1

16 633 879

ОС-4а

 

Списание амортизации  автобуса «ГАЗ-3110»

02/1

01/3

16 633 879

ОС-4а

 

Списание остаточной стоимости автобуса «ГАЗ-3110»

91/2

01/3

 

ОС-4а

 

Поступление на склад запасных частей со списываемого автобуса «ГАЗ-3110» по цене возможного использования

10

91

1 858 222

ОС-4а, акт прихода запасных частей

 

Прибыль от списания автобуса «ГАЗ-3110»

91

99

1 858 222

   

 

Проведение инвентаризации осуществляется в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждёнными Министерством финансов РБ от 30.11.2007 г. № 180 (в ред. от 18.03.2010 г. № 29). Инвентаризация имущества проводится в следующих случаях:

- перед составлением  годовой отчётности;

- смене материально-ответственного  лица;

- при установлении  фактов хищения, порчи, утраты  имущества;

- по решению контролирующих органов [Приложение З, И].

Ответственность за своевременное  и качественное проведение инвентаризаций несут руководитель и главный бухгалтер автобусного парка. Основанием для проведения инвентаризации является приказ, в котором устанавливаются сроки начала и окончания работ по проведению инвентаризации. Приказом руководителя в организации создаётся инвентаризационная комиссия. Перед началом инвентаризации у материально ответственного лица берется расписка о том, что все поступившие ценности учтены, выбывшие – списаны и соответствующие первичные документы переданы бухгалтеру.

Инвентаризация основных средств производится по каждому  их местонахождению и каждому ответственному лицу, на хранении у которого эти ценности находятся. Проверка фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственных лиц. В процессе инвентаризации объекты осматриваются в натуре, проверяется их сохранность и рабочее состояние.

Результаты инвентаризации оформляются инвентаризационными  описями [Приложение 39], которые составляются по каждому местонахождению объектов основных средств. Машины, оборудование, транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием инвентарного номера, заводского номера предприятия-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т. д. Никакие помарки и подчистки в инвентаризационных описях не допускаются.  

   

2.4 Оценка действующей практики учета основных средств в

       ОАО «Пинский автобусный парк»

 

Как показало исследование, бухгалтерский учёт основных средств  в ОАО «Пинский автобусный парк» осуществляется в соответствии с требованиями, установленными инструкцией по бухгалтерскому учёту основных средств, Постановлением Министерства финансов РБ «О бухгалтерском учёте основных средств и нематериальных активов» и иными законодательными нормами Республики Беларусь.

Положительно можно  оценить тот факт, что в исследуемой  организации оптимально организован  аналитический учёт основных средств, что позволяет реально проанализировать эффективное их использование, правильно относить на счета затрат амортизацию, начисленную по различным объектам. Ведение синтетического учёта основных средств на отдельных субсчетах к счёту 01 «Основные средства» позволяют достоверно раскрывать информацию о наличии и движении основных средств по группам в бухгалтерской и статистической отчётности. Ведение бухгалтерского учета основных средств в ОАО «Пинский автобусный парк» осуществляется в соответствии с Рабочим планом счетов, разработанным по Типовому плану счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению. В качестве недостатка в учете основных средств в исследуемой организации и вообще в бухгалтерском учёте можно отметить то, что не совсем полно определены критерии отнесения объектов к основным средствам. Происходит постоянное обновление нормативных документов, направленное на соответствие отечественной системы учёта с требованиями международных стандартов.

Информация о работе Учёт основных средств и анализ эффективности их использования (на примере ОАО «Пинский автобусный парк»)