Учёт основных средств и анализ эффективности их использования (на примере ОАО «Пинский автобусный парк»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 20:22, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - изучение учёта основных средств организации, проведение анализа эффективности их использования и поиск направлений рационализации основных средств.
В рамках поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
1 Определить экономическую сущность, состав и структуру основных средств организации.
2 Изучить бухгалтерский учёт основных средств автобусного парка и дать оценку действующей практике учёта в организации.
3 Провести анализ эффективности использования основных средств автобусного парка, выявить резервы и разработать мероприятия по их реализации.

Работа содержит 1 файл

дип.doc

— 803.50 Кб (Скачать)

 

На основании данных таблицы можно установить, что  за анализируемый период в автобусном парке снизился условно-натуральный  показатель фондоотдачи как по всем основным средствам (на 5,1 %), так и по их активной части (на 8,2 %). Рассматривая стоимостные показатели фондоотдачи, можно сказать, что этот показатель также снизился как по всем основным средствам (на 4,6 %), так и по их активной части (на 7,9 %). Снижение фондоотдачи ведёт к перерасходу основных средств: по всем основным средствам – на 9026 млн руб; по активной части – на 8134 млн руб. Это вызвано тем, что темп роста объёма перевозок за анализируемый период был значительно ниже (105,8 %), чем темп роста среднегодовой стоимости основных средств (124,7 %). Снижение фондоотдачи ведёт к неэффективному использованию основных средств. 

Фондоёмкость всех производственных фондов за 2009-2010 гг. выросла на 4,8 %, а  активной части – на 8,8 % , т. е. увеличение фондоёмкости означает перерасход капитала участвующего в производстве.

Рассматривая показатели фондовооружённости, видим, что этот показатель, рассчитанный по стоимости основных средств, вырос значительно на 25,9 % и также активная часть стала больше на 30,5 %, что говорит об обеспеченности труда работников основными средствами.

Прибыль за анализируемый период составила - 1113 млн руб., что на 1184 млн меньше чем в 2009 г. Рентабельность основных производственных фондов снизилась и составила – 1,865 % при 0,148 % за прошлый 2009 г. (на – 2,013 %). Рентабельность активной части основных производственных фондов снизилась и составила – 2,486 % при 0,205 % за прошлый год (на – 2,691 %). Убытки получены от снижения прибыли от перевозочной деятельности.

Оценим влияние факторов на уровень фондоотдачи по формуле 6:                                                    

                                           

ФОпл = ∑ Дпл / ОСсрг пл= 28896/47874=0,603 руб.

ФОусл 1 = ∑ До / ОСсрг пл= 34371/47874=0,718 руб.

ФОо = ∑ До / ОСсрг о= 34371/59680=0,576 руб.

∆ФО(Д) = ФОусл 1 - ФОпл = 0,718 – 0,603 = 0,115 руб., т. о. за счёт увеличения доходов фондоотдача повысилась.

∆ФО(ОС) = ФОо – ФОусл 1 = 0,576 – 0,718 = - 0,142 руб., т. о. рост среднегодовой стоимости основных средств способствовал снижению уровня фондоотдачи.

0,115 + (- 0,142) = - 0,027 руб.

Необходимо стремиться к увеличению показателя фондоотдачи за счёт снижения среднегодовой стоимости основных средств, т. к. рост фондоотдачи ведёт к относительному сокращению потребности автобусного парка в средствах труда, т. е. относительной экономии основных средств, а снижение фондоотдачи (как представлено в нашем случае) ведёт к дополнительному вовлечению основных средств в процесс производства.

Факторами первого порядка (важнейшими), влияющими на фондоотдачу, считаются изменение удельного  веса и отдачи активной части основных средств. Для расчёта их влияния будем использовать приём абсолютных разниц по формуле 9:

 

∆ ФО = (Уо – Упл) ∙ ФОакт пл = (0,75 – 0,723) ∙ 0,834 = 0,023 руб., т. о. за счёт увеличения удельного веса активной части основных средств показатель фондоотдачи увеличился. 

∆ ФО = (ФОакт о – ФО акт пл) ∙ Уо = (0,768 – 0,834) ∙ 0,75 = - 0,05 руб., т. о. за счёт снижения фондоотдачи активной части основных средств уровень общей фондоотдачи снизился.

0,023 + (– 0,05) = - 0,027 руб.

Для наглядного представления построим гистограмму изменения показателя фондоотдачи основных средств от изменения показателей удельного веса активной части основных средств в их общем объеме и фондоотдачи активной части основных средств, оказывающих влияние на неё на рисунке 3.8.

 

Рисунок 3.8 – Влияние показателей удельного веса и фондоотдачи активной части  

                         основных средств на фондоотдачу всех основных производственных фондов

 

Снижение показателя фондоотдачи в автобусном парке произошло за счёт снижения фондоотдачи активной части основных средств, это вызвано тем, что темп роста доходов от перевозок ниже темпа роста активной части основных средств.

Рассчитаем влияние эффективности использования основных производственных средств на объём перевозки, используя факторную модель относительных разниц по формуле 12.

 

∆ ВП = (ОПФо – ОПФпл) ∙ ФОпл = (59680 - 47874) ∙ 6,246 = 73759,9 тыс. пасс∙км, т. о. увеличение среднегодовой стоимости основных средств на 11806 млн руб. повлекло за собой увеличение объёма перевозок на 73759,9 тыс. пасс∙км

∆ ВП = (ФОо – ФОпл) ∙ ОПФо = (5,301 – 6,246) ∙ 59680 = - 56397,6 тыс. пасс∙км, т. о. снижение фондоотдачи (натурального показателя) на 0,945 пасс∙км / руб. обусловит снижение объёма перевозок на 56397 тыс. пасс∙км

73759,9 + (- 56397,6) = 17362,3 тыс. пасс∙км

 

3.4 Обобщение  выявленных резервов и разработка  мероприятий по их 

      реализации

 

В заключение анализа обобщим выявленные резервы эффективности использования основных средств в ОАО «Пинский автобусный парк», ведь анализ хозяйственной деятельности исследуемой организации позволяет дать ей объективную оценку, выявить закономерности и тенденции развития, определить стоящие перед ней задачи, вскрыть резервы производства и недостатки в его работе, наметить пути улучшения всех сторон деятельности автобусного парка.

Теоретически возможны два пути развития хозяйства автобусного парка: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный путь проявляется за счёт увеличения производительности подвижного состава, машин, механизмов и оборудования автобусного парка; сокращения их простоев; оптимальной загрузки, технического совершенствования основных средств. Интенсивный путь предполагает достижение тех же результатов при меньших затратах и величинах использованных ресурсов. Он сопровождается ростом эффективности хозяйственной деятельности. Практически в хозяйстве может превалировать экстенсивный или интенсивный путь развития.

Преимущество преобладания интенсивного пути развития заключается в существенном ускорении общественного производства. Обязательное условие интенсификации производства и главная задача экономического анализа — непрерывный, системный поиск резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. Под резервами повышения эффективности хозяйственной деятельности понимается возможность обеспечить более высокие темпы роста результатов производства в сравнении с затратами или использованными ресурсами.

На эффективность использования основных средств не малое влияние оказывает показатель фондоотдачи, на величину и динамику которого влияют многие факторы, зависящие и независящие от организации. Необходимо стремиться к повышению уровня показателя фондоотдачи, т. к. он способствует снижению себестоимости перевозок, а, следовательно, повышению прибыли. Для выявления неиспользованных резервов важно знать основные направления факторного анализа фондоотдачи, вытекающие из различий в подходах к моделированию данного показателя. Как показал факторный анализ на снижение фондоотдачи (стоимостной показатель) повлиял рост среднегодовой стоимости основных средств, так при увеличении стоимости основных средств на 11806 млн руб. фондоотдача снизится на 0,142 руб., а снижение фондоотдачи (натурального показателя) на 0,945 пасс∙км / руб. обусловит снижение объёма перевозок на 56397 тыс. пасс∙км.

Использование основных средств признаётся эффективным, если относительный прирост объёма перевозок или доходов превышают относительный прирост стоимости основных средств за анализируемый период. В автобусном парке за 2009 – 2010 гг. темп роста объёма перевозок был значительно ниже (105,8 %), чем темп роста среднегодовой стоимости основных средств (124,7 %), что говорит о неэффективном использовании основных средств. Резервом роста для эффективного использования основных средств является повышение уровня фондоотдачи, что приведёт к снижения среднегодовой стоимости основных средств (экономии), а также повышению показателя объёма перевозок.

Мобилизация резервов роста эффективности использования основных фондов отражается в улучшении использования их активной части во времени и по мощности, предупреждении диспропорций в развитии основных фондов как единого производственного комплекса. Активная часть составляет 74,3 % от всего объёма основных средств автобусного парка, что является положительным компонентом для осуществления производственного процесса. Состояние основных производственных фондов в автобусном парке можно охарактеризовать удовлетворительным уровнем обновления активной части основных средств (26,3 % в 2009 г., 26 % в 2010 г.) и высокой степенью их годности (59,5 % в 2009 г., 62,8 % в 2010 г.). Факторный анализ выявил, что за счёт увеличения удельного веса активной части основных средств на 0,027 п.п фондоотдача основных средств выросла на 0,023 руб., снижение же фондоотдачи активной части основных средств на 0,066 руб. приводит к снижению общего показателя фондоотдачи на 0,027 руб. Резервом роста здесь будет повышение общего уровня фондоотдачи за счёт увеличения фондоотдачи активной части основных средств, что приведёт к более эффективному использованию основных средств.

Возможности анализа  хозяйственной деятельности в значительной мере определяются глубиной, степенью детализации, оперативностью и достоверностью информации об исследуемом явлении. Поэтому проработка методик экономического анализа неизбежно поднимет проблему информационного обеспечения управленческой деятельности вообще и аналитической работы — в частности.

Внедрение информационно-аналитической системы позволит существенно расширить возможности экономического анализа деятельности автобусного парка, подготовит условия для повышения качества планирования, обеспечит более полное выявление резервов улучшения работы и контроль за ходом их освоения.

Внутрипроизводственные  информационные системы можно построить на безбумажной основе. Помимо базисных, текущих и нормативных данных главным содержанием таких систем должны быть результаты анализа хозяйственной деятельности.

Отметим, что использование  для автоматизации аналитических расчетов персональных компьютеров позволит теснее увязать методику анализа с особенностями конкретной организации. Теоретические построения методик анализа, как правило, остаются невостребованными практикой, если они не реализуются в виде машинных программ, ориентированных на автоматизированные расчеты. Отсюда — одна из важнейших задач анализа — комплексная автоматизация экономических и в том числе аналитических расчетов. Это позволит не только избежать счетных ошибок, но и существенно повысить качество экономической работы, высвободить рабочее время руководителей, экономистов и бухгалтеров для осмысливания результатов анализа, выявления резервов улучшения работы и поиска путей их мобилизации.

Автоматизируя в комплексе  экономические расчеты в организации нужно достичь согласованности (взаимной увязки) методик учета, планирования-прогнозирования, финансовых и аналитических расчетов. Эти методики определяют необходимое информационное обеспечение анализа и могут быть разработаны индивидуально. Без комплексного подхода к автоматизации экономических расчетов невозможно обеспечить высокую действенность хозяйственного механизма в целом. И, наконец, не менее важным в обеспечении действенности анализа являются требования к уровню квалификации пользователей результатов аналитических исследований.

Нужно иметь в виду, что любое, даже выполненное на высоком  научном уровне, результативное аналитическое  исследование не окажет само по себе никакого влияния на процесс производства и продажи продукции, если его итоги не будут органически задействованы в хозяйственном механизме предприятия.  Кроме того, чтобы анализ был по-настоящему действенен, необходимо не только обеспечивать его оперативность, научную обоснованность применяемых методик, но и доведение результатов экономических исследований до соответствующих исполнителей. Только при этих условиях анализ может стать мобилизующей силой, направленной на улучшение работы предприятий, вовлечение в производство выявленных резервов роста его эффективности.

В конкретизации резервов роста эффективности производства должны принимать участие все  работники организации. Коллективный труд различных специалистов, планомерно направленный на совершенствование технологических процессов, выявление резервов снижения материалоемкости и трудоемкости конкретных видов работ позволяет провести концентрированную атаку на излишнюю стоимость.

Известно, что качественная сторона любого явления, в том  числе и экономического, познается в сравнении его характеристик с какими-либо эталонами. В экономическом анализе такими эталонами могут быть нормы, нормативы, показатели плана-прогноза, предотчетных периодов, достижения других предприятий и т.п. Система экономического анализа должна постоянно совершенствоваться. Побудительными мотивами этому являются, во-первых, необходимость опираться на действующие законодательство и нормативные акты, которые в настоящее время меняются довольно часто; во-вторых, то обстоятельство, что конкретный механизм поиска и мобилизации резервов улучшения работы не может быть описан раз и навсегда заданным алгоритмом. Развитие теории анализа, совершенствование его информационной базы создают возможность для повышения качества аналитической работы.

Кроме того, по мере мобилизации  «лежащих на поверхности» возможностей повышения эффективности производства, для выявления новых резервов потребуется углублять исследования деятельности организации. Очевидно, что эта работа с каждым новым этапом развития экономики организации будет требовать все больших усилий. Однако без ее выполнения невозможно эффективно управлять имеющимися ресурсами, в частности основными производственными фондами. В будущем анализ должен использоваться не только как диагностический инструмент. Обобщение и систематизация опыта предприятий по устранению вскрытых при анализе недостатков в его работе позволит накапливать и автоматизировать подготовку рекомендаций по выявлению и мобилизации резервов роста эффективности производства.

Таким образом, анализ хозяйственной деятельности как один из элементов хозяйственного механизма должен представлять собой постоянно действующее системное исследование экономики организации.

В связи с вышеизложенными  аргументами можно предложить систему  мероприятий по реализации эффективного использования основных средств в автобусном парке:

1 Работа автобусного парка должна быть построена таким образом, чтобы как можно оперативнее  получать необходимую информацию по основным средствам.

2 Необходимо стремиться к повышению уровня показателя фондоотдачи, т. к. он способствует эффективному использованию основных средств, снижению себестоимости перевозок, а, следовательно, повышению прибыли.

Информация о работе Учёт основных средств и анализ эффективности их использования (на примере ОАО «Пинский автобусный парк»)