Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 20:22, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучение учёта основных средств организации, проведение анализа эффективности их использования и поиск направлений рационализации основных средств.
В рамках поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
1 Определить экономическую сущность, состав и структуру основных средств организации.
2 Изучить бухгалтерский учёт основных средств автобусного парка и дать оценку действующей практике учёта в организации.
3 Провести анализ эффективности использования основных средств автобусного парка, выявить резервы и разработать мероприятия по их реализации.
Окончание таблицы 3.3
Элементы состава основных средств |
На начало периода |
Поступило, млн руб |
Выбыло, млн руб. |
На конец периода |
Темп роста, % | ||
сумма, млн руб. |
Удельный вес, % |
сумма, млн руб. |
Удельный вес, % | ||||
Транспортные средства |
37564 |
70,92 |
12795 |
2148 |
48211 |
72,61 |
128,3 |
Инструмент, инвентарь и принадлежности |
107 |
0,20 |
3 |
- |
110 |
0,17 |
102,8 |
Другие виды основных средств |
27 |
0,05 |
4 |
- |
31 |
0,05 |
114,8 |
Итого: |
52963 |
100 |
15686 |
2252 |
66397 |
100 |
125,4 |
По величине стоимости наиболее значимыми элементами состава основных средств автобусного парка на начало периода являются: транспортные средства (37564 млн руб.), здания (11215 млн руб.), сооружения (1816 млн руб.), машины и оборудование (1788 млн руб.). Значимость элементов не меняется и к концу периода 2010 г. Увеличение основных средств по отдельным элементам свидетельствует о правильной политике, проводимой в автобусном парке, направленной на техническое перевооружение.
Стоимость основных средств за отчётный период увеличилась на 13433 млн руб. или на 25,4 %, что сложилось, в основном, под воздействием поступления транспортных средств (12795 млн руб.). Выбытие основных средств произошло по элементам: здания, машины и оборудование, транспортные средства.
Обобщающую оценку движения основных средств дают коэффициенты обновления, выбытия и прироста. Данные коэффициенты целесообразно рассчитывать как по всем основным фондам, так и по активной их части. На примере таблицы 3.4 рассмотрим в целом техническое состояние основных средств в автобусном парке за анализируемый период 2009-2010 гг.
Таблица 3.4 – Коэффициенты движения и технического состояния основных
средств ОАО «Пинский автобусный парк»
Показатели |
Годы |
Отклонение, (+/-) | |
2009 |
2010 | ||
Коэффициент обновления - по всем основным средствам |
0,209 |
0,236 |
+ 0,027 |
- по активной части основных средств |
0,263 |
0,260 |
- 0,003 |
Период обновления, лет |
4,8 |
4,2 |
- 0,6 |
Коэффициент ввода - по всем основным средствам |
0,155 |
0,042 |
- 0,113 |
- по активной части основных средств |
0,151 |
0,041 |
- 0,11 |
Коэффициент выбытия - по всем основным средствам |
0,021 |
0,043 |
+ 0,022 |
- по активной части основных средств |
0,029 |
0,056 |
+ 0,027 |
Окончание таблицы 3.4
Показатели |
Годы |
Отклонение, (+/-) | |
2009 |
2010 | ||
Коэффициент прироста - по всем основным средствам |
0,238 |
0,255 |
+ 0,017 |
- по активной части основных средств |
0,316 |
0,275 |
- 0,041 |
Данные таблицы 14 позволяют говорить о том, что за 2010 г. основные средства были обновлены на 23,6 % (что на 3,6 % больше в сравнении с 2009 г.), из них только 4 % за счёт ввода в действие новых основных средств, что на 11,3 % меньше чем в 2009 г. (в 2009 г. было введено 15,5 %). Обновление основных средств в автобусном парке происходит в основном за счёт активной части, ходя доля ввода в 2010 г. снизилась на 11 %.
Период обновления основных средств снизился на 0,6 лет (за 2009 - 2010 гг.), что свидетельствует об интенсивной замене основных средств более новыми и проведении эффективной политики по модернизации основных средств.
Выбытие по основным средствам в 2010 г. составило 4,3 %, что на 2,2 % больше чем в 2009 г. Сравнивая коэффициенты выбытия по активной части и по всем основным средствам можно сказать, что выбытие осуществляется в основном за счёт активной части.
Прирост по основным средствам в 2010 г. составляет 25,5 %, что на 1,7 % больше, чем в 2009 г. Прирост активной части снизился в 2010 г. на 4,1 % за счёт увеличения показателя выбытия по активной части. В целом по организации отношение выбывших основных средств к поступившим составляет 14,4 %, т. е. на один выбывший объект приходится примерно 7 поступивших. Значения данного коэффициента также подтверждает активную деятельность автобусного парка по обновлению основных средств, поскольку поступление основных средств значительно превышает их выбытие.
По данным таблицы 3.4 построим гистограмму (рисунок 3.6) для сравнения данных коэффициентов движения основных средств по исследуемым годам.
Рисунок 3.6 – Анализ динамики движения основных средств в ОАО «Пинский автобусный парк»
Эффективность использования основных средств во многом зависит от их технического состояния. Для характеристики технического состояния основных средств используются такие показатели, как коэффициент годности, коэффициент износа. Данные коэффициенты также рассчитывают как по всем основным фондам, так и по активной их части.
На примере таблицы 3.5 рассмотрим в целом техническое состояние основных средств в автобусном парке за анализируемый период 2009-2010 гг.
Таблица 3.5 – Коэффициенты технического состояния основных средств
Показатели |
Годы |
Отклонение, (+/-) | |
2009 |
2010 | ||
Коэффициент износа - по всем основным средствам |
0,404 |
0,381 |
- 0,023 |
- по активной части основных средств |
0,405 |
0,372 |
- 0,033 |
Коэффициент годности - по всем основным средствам |
0,596 |
0,619 |
+ 0,023 |
- по активной части основных средств |
0,595 |
0,628 |
+ 0,033 |
Рассматривая коэффициенты технического состояния на рисунке 3.7, можно сказать, что наблюдается тенденция к снижению коэффициента износа и интенсивному обновлению основных средств.
Рисунок 3.7 – Анализ коэффициентов технического состояния основных средств
ОАО «Пинский автобусный парк»
Наименьшую степень износа имеет активная часть основных средств (в 2010 г. составляет 37,2 %. что на 3,3 % меньше в сравнении с 2009 г.). За 2010 г. коэффициент годности составляет 61,9 %, что по сравнению с 2009 годом больше на 2,3 %. Коэффициент годности по активной части составляет 62,8 %, что на 3,3 % больше чем в 2009 году, это говорит о хорошем техническом состоянии подвижного состава и регулярном его обновлении.
3.3 Анализ эффективности использования основных средств
Интенсификация перевозочного процесса предъявляет более высокие требования к эксплуатации основных средств, рациональности их использования. Лучшее их использование позволяет экономить не только капитальные вложения, но и время, в течение которого получают отдачу от них. Критерием эффективности использования основных средств является рост производительности общественного труда.
Под рациональным и наиболее полным использованием основных средств понимается тот максимальный экономический эффект, который получает общество за определённый период времени в виде продукции определённого объёма и качества.
Под экономической эффективностью использования основных средств понимается получение экономического эффекта за тот или иной период к среднегодовой балансовой стоимости основных средств.
В организации автомобильного транспорта в качестве экономического эффекта могут выступать:
1) количественный показатель объёма выполненных работ - пассажирооборот в пассажиро-километрах;
2) стоимостные показатели – доходы от перевозок и прибыль.
В процессе оценки эффективности использования основных средств автобусный парк большое внимание уделяет эффективности использования производственных фондов, т. к. именно они участвуют в производственном процессе.
Дадим обобщающую оценку
эффективности использования
Таблица 3.6 – Данные для анализа эффективности использования основных
Показатель |
Годы |
Отклонение, (+; -) |
Темпы роста, % | |
2009 |
2010 | |||
1 Объем перевозок, тыс пасс·км* |
299009,5 |
316371,8 |
+ 17362,3 |
105,8 |
2 Доходы от перевозок, млн руб.* |
28896 |
34371 |
+ 5475 |
118,9 |
3 Прибыль от перевозок, млн руб* |
71 |
- 1113 |
- 1184 |
- |
4 Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн руб. |
47874 |
59680 |
+ 11806 |
124,7 |
Окончание таблицы 3.6
Показатель |
Годы |
Отклонение, (+; -) |
Темпы роста, % | |
2009 |
2010 | |||
4.1 В том числе стоимость активной части основных производственных фондов |
34628,5 |
44772,5 |
+ 10144 |
129,3 |
4.2 Удельный вес активной части основных средств |
0,723 |
0,750 |
+ 0,027 |
103,7 |
5 Среднесписочная численность рабочих, чел. |
938 |
929 |
- 9 |
99 |
6 Фондоотдача (условно-натуральный показатель), пасс·км / руб. (п.1/п.4) |
6,246 |
5,301 |
- 0,945 |
84,9 |
6.1 Фондоотдача активной части основных производственных фондов (условно-натуральный показатель), пасс·км / руб. (п.1/п.4.1) |
8,635 |
7,066 |
- 1,569 |
81,8 |
6.2 Фондоотдача основных производственных фондов (стоимостный показатель), руб. / руб. (п.2/п.4) |
0,603 |
0,576 |
- 0,027 |
95,4 |
6.3 Фондоотдача активной части основных производственных фондов (стоимостный показатель), руб. / руб. (п.2/п.4.1) |
0,834 |
0,768 |
- 0,066 |
92,1 |
7 Фондоёмкость основных производ |
1,657 |
1,736 |
0,079 |
104,8 |
7.1 Фондоёмкость активной части основных производственных фондов, руб.(п.4.1/2) |
1,198 |
1,303 |
0,105 |
108,8 |
8 Фондовооруженность, млн руб. / чел.(п.4/п.5) |
51,038 |
64,241 |
13,203 |
125,9 |
8.1 Фондовооруженность активной части фондов, млн руб. / чел. (п.4.1/5) |
36,917 |
48,194 |
11,277 |
130,5 |
9 Рентабельность основных производственных фондов, % (п.3/п.4*100) |
0,148 |
- 1,865 |
- 2,013 |
- |
10 Рентабельность активной части основных производственных фондов, % |
0,205 |
- 2,486 |
- 2,691 |
- |
11 Относительная экономия (перерасход) основных производственных фондов, млн руб. |
- |
9026 |
- |
- |
12 Относительная экономия (перерасход) активной части основных производственных фондов, млн руб. |
- |
8134 |
- |
- |