Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 20:22, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучение учёта основных средств организации, проведение анализа эффективности их использования и поиск направлений рационализации основных средств.
В рамках поставленной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
1 Определить экономическую сущность, состав и структуру основных средств организации.
2 Изучить бухгалтерский учёт основных средств автобусного парка и дать оценку действующей практике учёта в организации.
3 Провести анализ эффективности использования основных средств автобусного парка, выявить резервы и разработать мероприятия по их реализации.
Аналитический учёт по счёту 01 «Основные средства» ведётся по отдельным инвентарным объектам основных средств. Пообъектный аналитический учёт ведётся бухгалтерией в инвентарных карточках учёта объекта основных средств (ф. № ОС-6).
Поступление основных средств в ОАО «Пинский автобусный парк» осуществляются также на основе лизинга. Лизинговые отношения регулируют два основных документа: Гражданский кодекс РБ от 7 декабря 1998 г. № 218-З (с изм. и доп. от 28 декабря 2009 г. № 96-З) и Инструкция о порядке бухгалтерского учёта лизинговых операций: утвержденная Постановлением Министерства финансов РБ от 30.04.2004 г. № 75 (с изм. и доп. от 02.07.2010 г. № 84).
Соглашение между лизингодателе
На основании договора лизингодатель обязуется приобрести в собственность определённое плательщиком имущество и передать его по письменному распоряжению лизингополучателю на условиях финансового лизинга с последующим его выкупом (рисунок 2.9). Имущество приобретается лизингодателем и передаётся в финансовый лизинг в рамках Указа Президента РБ от 08.04.2004 г. № 171 «О некоторых мерах по улучшению условий реализации автомобильных транспортных средств отечественного производства» и в дальнейшем будет использоваться лизингополучателем для осуществления городских, пригородных и междугородных перевозок пассажиров.
Рисунок 2.9 – Лизинговые отношения между субъектами хозяйствования
Лизингополучатель с момента подписания Акта приемки-передачи имущества в лизинг принимают на себя ответственность за сохранность объекта лизинга, право владения и пользования им. Продукция и доходы, получаемые в результате использования объекта, являются собственностью лизингополучателя. Лизинговые платежи в автобусном парке погашаются за счёт транспортного сбора.
Прием объекта основных средств в лизинг оформляется актом о приеме-передаче (ф. № ОС-1) [Приложение14, 15], к акту прилагаются оправдательные документы на поступление объекта – товарная накладная (ф. ТН-2) [Приложение 10], акт приёма-передачи имущества в лизинг [Приложение 12,13].
Объект лизинга на период действия договора является собственностью лизингодателя, но учёт объекта будет вестись на балансе лизингополучателя. Представим хозяйственные операции по поступлению транспортных средств в финансовый лизинг в ОАО «Пинский автобусный парк» (таблица 2.3).
Таблица 2.3 – Хозяйственные операции по поступлению основных средств в лизинг
Содержание хозяйственной операции |
Корреспондирующие счета |
Наименование документов |
Примечание | |
Дебет |
Кредит | |||
Контрактная стоимость поступивших по лизингу транспортных средств |
08/1 |
76/1 |
Акт приёма-передачи имущества в лизинг, ТН-2 |
|
Регистрация автотранспортных средств |
08/1 |
76/1 |
||
Введение в эксплуатацию транспортных средств |
01/2 |
08/1 |
ОС-1 |
|
Заявка на покупку валюты в казначействе |
57/3 |
86 |
||
Покупка валюты |
55 |
57/3 |
||
Погашение лизингового платежа |
52 |
55 |
График лизинговых платежей |
|
Погашение контрактной стоимости |
76/1 |
52 |
График лизинговых платежей |
|
Погашение лизинговой ставки |
86 |
52 |
График лизинговых платежей |
|
Начисление амортизации |
20 |
02/2 |
Ведомость нормативных сроков службы по основным средствам |
|
Начисление амортизации по приращенной стоимости |
20 |
02/3 |
||
На сумму начисленной амортизац |
02/2 |
02/1 |
Так как основные средства в бухгалтерском учёте и в отчётности отражаются по первоначальной стоимости, то изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случае их переоценки. Переоценка основных средств в автобусном парке проводится достаточно регулярно, чтобы балансовая стоимость существенно не отличалась от справедливой стоимости на отчётную дату.
Проведение переоценки основных средств в ОАО «Пинский автобусный парк» определяется на основании постановления Министерства финансов РБ, Министерства статистики и анализа РБ, Министерства архитектуры и строительства РБ от 20.11.2006 г. № 199/139/185/34 «Об утверждении инструкции о порядке переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования», в соответствии с которым организация осуществляет в 30-дневный срок переоценку числящихся в бухгалтерском учёте основных средств. На основании приказа [Приложение 19] переоценку проводит специально создаваемая комиссия во главе с главным бухгалтером. Результаты переоценки оформляются Ведомостью переоценки основных средств [Приложение 22], а также создаётся акт результатов переоценки [Приложение 20]. Переоценку подвижного состава в автобусном парке также может производить сторонняя организация [Приложение 21].
Учёт переоценки основных средств в ОАО «Пинский автобусный парк» представлен в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Хозяйственные операции по переоценке основных средств в
Содержание хозяйственной операции |
Корреспондирующие счета |
Сумма, руб. |
Наименование документов |
Примечание | |
Дебет |
Кредит | ||||
Дооценка первоначальной стоимости автобуса ГАЗ 1 ТАХ 0414 (восстан. стоим. - первонач. стоим. = 49959594 - 43480935) |
01/1 |
83/1 |
6 478 659 |
Ведомость переоценки основных средств |
|
Дооценка суммы амортизации автобуса ГАЗ 1 ТАХ 0413 (аморт. после переоц. – аморт. до переоц. = 44522444-38748864) |
83/1 |
02/1 |
5773580 |
Ведомость переоценки основных средств |
В процессе эксплуатации автобусным парком основные средства постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на создаваемый продукт (процесс перевозки). Постепенное перенесение стоимости на вновь изготовленный продукт (перевозку) называется амортизацией.
Бухгалтерский учёт амортизации основных средств в ОАО «Пинский автобусный парк» осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утверждённой постановлением Министерства экономики РБ, Министерства финансов РБ, Министерства архитектуры и строительства РБ от 23.11.2001 г. № 187/110/96/18 (в ред. от 30.09.2010 г. № 141/106/28).
Объектами начисления амортизации являются основные средства, как используемые, так и не используемые в предпринимательской деятельности автобусного парка. Амортизация используемых основных средств начисляется ежемесячно исходя из амортизируемой стоимости и норм амортизации, рассчитанных организацией самостоятельно на основании установленных сроков полезного использования. Нормативные сроки службы устанавливаются Временным республиканским классификатором основных средств и нормативных сроков их службы, утверждённым постановлением Министерства экономики РБ от 21.11.2001 г. № 186 (в ред. от 02.11.2009 г. № 173) на основании соответствующего объекту основного средства шифра и скорректированным применительно к технологическим условиям.
Согласно Инструкции о порядке начисления амортизации амортизируемая стоимость – это стоимость объекта основных средств, от величины которой рассчитываются амортизационные отчисления.
Норма амортизации – доля (в процентах) стоимости объекта, подлежащая включению в издержки производства с установленной периодичностью на протяжении срока полезного использования.
Срок полезного использования – период, в течение которого использование объекта основных средств должно приносить доход предприятию. По автомобильному транспорту срок полезного использования можно устанавливать в диапазоне от 0,5 до 1,5 нормативного срока службы.
При установлении сроков
полезного использования
Начисление амортизации в ОАО «Пинский автобусный парк» производят двумя способами: линейным и производительным (таблица 2.5).
Таблица 2.5 – Способы начисления амортизации в ОАО «Пинский автобусный парк»
Способы начисления амортизации |
Порядок расчёта |
Условные обозначения |
Линейный способ – предусматривает равномерное начисление амортизации в течение всего нормативного срока службы или срока полезного использования объекта основных средств. |
Ам=(А.С. * На) / 12*100;
На = (1 / СПИ)*100 % |
А.С. – амортизируемая стоимость объекта основных средств; На – годовая норма амортизации в процентах от амортизируемой стоимости объекта; 12 – количество месяцев в году; СПИ – срок полезного использования объекта основных средств в годах. |
Производительный способ – предусматривает начисление амортизации в зависимости от пробега автомобиля и применяется для объектов основных средств, позволяющих определить с достаточной точностью отдачу в течение срока полезного использования. |
АОi = (А.С./ SОПРi)*ОПРi; |
Аоi – сумма амортизационных отчислений в отчётном периоде; А.С. – амортизируемая стоимость объекта основных средств; SОПРi – прогнозируемый объём выпуска продукции в течение всего срока эксплуатации; i – 1,…, - годы срока полезного использования объекта. ОПРi – объём выпуска продукции в отчётном периоде. |
По объектам основных
средств, вновь введённым в
Рисунок 2.10 – Начало и конец начисления амортизации
В плане счетов автобусного
парка для учёта
Таблица 2.6 – Хозяйственные операции по учёту амортизации основных средств в
Содержание хозяйственной операции |
Корреспондирующие счета |
Сумма, руб. |
Наименование документов |
Примечание | |
Дебет |
Кредит | ||||
Начислена амортизация Автобуса МАЗ-103465 АВ 8398-1 Инв. № 014656, д/в – 19.02.10 |
20/1 |
02/1 |
3 015 916 |
Отчёт по основным средствам за январь 2011 г. |
|
Начислена амортизация на объекты основных средств вспомогательного производства |
23/1 |
02/1 |
2 508 713 |
Журнал-ордер № 13 |
|
Начислена амортизация на объекты основных средств, находящихся на ТО |
26/6 |
02/1 |
92290 |
Журнал-ордер № 13 |
|
Начислена амортизация на объекты основных средств, находящихся в простое (свыше 3 мес.) |
91/2 |
02/1 |
198988 |
Журнал-ордер № 13 |
Рисунок 2.11 – Виды и характеристика счёта 02 «Амортизация основных средств»
В процессе использования
основных средств возникают два
вида затрат. Первые направлены на улучшение
состояния объекта для