Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:06, курсовая работа
На сегодняшний день методика и принципы построения учета необоротных активов находятся под пристальным вниманием мировой экономической науки и практики. Эти вопросы неоднократно рассматривались на сессии Международной группы экспертов ООН по международным стандартам учета и отчетности, и продолжают изучаться экономистами всех развитых стран.
Для переходного этапа развития экономики Украины и практики учета характерно значительное отставание состояния учета необоротных активов от нужд хозяйственной практики. В
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ОРГАНЗАЦИЯ УЧЁТА НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 7
1.1 Оценка необоротных активов 10
1.2 Приобретение необоротных активов 11
1.2.1 Организация учёта и документальное оформление необоротных активов 11
1.2.2 Учёт приобретения необоротных активов 14
1.3 Безвозмездное получение необоротных активов 16
1.4 Износ необоротных активов 18
2. ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ 20
2.1 Ремонт необоротных активов 20
2.2 Техническое обслуживание необоротных активов 25
2.3 Модернизация необоротных активов 27
3. СПИСАНИЕ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ 28
3.1 Ликвидация необоротных активов 28
3.2 Продажа необоротных активов 34
3.3 Безвозмездная передача необоротных активов 36
3.4 Индексация (переоценка) необоротных активов 38
3.5 Инвентаризация необоротных активов 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 47
131 «Износ основных средств»;
132 «Износ прочих необоротных материальных активов»;
133 «Износ нематериальных активов».
На субсчёте 131 «Износ основных средств» учитывается износ зданий и сооружений, передающих устройств, машин и оборудования, рабочего скота, транспортных средств, производственного (включая устройства) и хозяйственного инвентаря, многолетних насаждений, достигших эксплуатационного возраста.
На субсчёте 132 «Износ прочих необоротных материальных активов» учитывается износ других материальных необоротных активов.
На субсчёте 133 «Износ нематериальных активов» учитывается износ нематериальных активов.
При начислении износа необоротных активов происходит уменьшение фонда в необоротных активах. На общую сумму износа в последний рабочий день декабря составляется бухгалтерская запись по дебету субсчёта 401 «Фонд в необоротных активах» и кредиту субсчетов 131, 132, 133.
Общая сумма начисленного износа отражается в мемориальном ордере № 16, данные которого заносятся в книгу «Журнал-главная».
Для исчисления суммы износа необоротных активов применяется типовая форма № ОЗ-12 (бюджет) Ведомость начисления износа на необоротные активы. [4]
Кроме того, годовая норма износа в процентах и гривнах отражается в инвентарных карточках учёта необоротных активов типовой формы № ОЗ-6 (бюджет) и № ОЗ-8 (бюджет).
2. ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ
Каждая организация, на балансе которой находятся объекты необоротных активов, будь то здания, сооружения, машины, оборудование или транспортные средства, периодически проводит работы, направленные на восстановление и поддержание их в рабочем состоянии. Среди наиболее распространенных можно отметить такие, как:
– ремонт;
– техническое обслуживание;
– достройка, дооборудование;
– реконструкция;
– модернизация.
Кроме того, в процессе эксплуатации необоротных активов бюджетные организации, помимо проведения мероприятий, направленных на поддержание их в рабочем состоянии, осуществляют расходы, без которых не представляется возможным нормальное функционирование таких объектов. Причём в зависимости от того, к какой группе необоротных активов относится объект, такие расходы могут быть самыми разнообразными. Так, для таких объектов, как транспортные средства, в качестве наиболее распространённых расходов является приобретение горюче-смазочных материалов.
Помимо указанных затрат, определённая их часть является неотъемлемыми расходами учреждения, без осуществления которых не представляется возможным эксплуатация необоротных активов. В данном случае речь идёт о затратах, обязательность осуществления которых предусмотрена нормами действующего законодательства, а именно: для зданий, сооружений, помещений – оплата коммунальных услуг, услуг телефонной связи, плата за землю; для транспортных средств – проведение технического осмотра, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, налог с владельцев транспортных средств, сбор за загрязнение окружающей природной среды.
Как видно, характер и экономическая сущность расходов по содержанию и эксплуатации необоротных активов весьма разнообразна, и поэтому далее подробно рассмотрим вышеуказанные расходы и особенности их отражения в учёте бюджетных организаций.
2.1 Ремонт необоротных активов
К числу наиболее распространённых работ по поддержанию объектов необоротных активов в рабочем состоянии относятся ремонтные.
Учитывая тот факт, что наиболее характерными объектами необоротных активов бюджетных организаций являются здания, сооружения и транспортные средства, рассмотрим, какие работы можно отнести к ремонту данных объектов.
Здания и сооружения
Ремонт зданий и сооружений представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание первоначальных эксплуатационных свойств как зданий в целом, так и их отдельных конструкций.
Различают текущий и капитальный ремонт зданий, сооружений.
Текущий ремонт зданий и сооружений – это комплекс ремонтно-строительных работ с целью обновления его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержание эксплуатационных качеств, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей. К текущему ремонту зданий и сооружений относятся работы по систематической и своевременной защите частей зданий (сооружений) от преждевременного износа путём проведения предупредительных мероприятий и устранения мелких повреждений и поломок.
Капитальный ремонт зданий и сооружений представляет собой комплекс ремонтно-строительных работ, связанных с обновлением или улучшением эксплуатационных показателей, с заменой или обновлением несущих или ограждающих конструкций и инженерного оборудования без изменения строительных габаритов объекта и его технико-экономических показателей.
К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы, в процессе которых производится:
– восстановление или замена изношенных конструкций и деталей другими, изготовленными из более стойких материалов, которые улучшают эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов и т.д.);
– полная или частичная замена износившихся механизмов и приборов, являющихся неотъемлемой частью инвентарного объекта или отдельных узлов оборудования новыми, более экономичными и повышающими эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов и др.
Перечень основных ремонтно-строительных работ, относящихся к текущему и капитальному ремонту, приведён в письме Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 13.01.98 г. № 7/11 «Об определении понятий текущего и капитального ремонтов жилых и общественных зданий».
Отметим, что применение определений, приведённых в данном письме, целесообразно использовать для установления сути осуществляемых операций, а именно для разграничения расходов, связанных с эксплуатацией, ремонтом и модернизацией зданий, сооружений.
Транспортные средства
Порядок проведения ремонта и технического обслуживания транспортных средств определён Положением о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утверждённым приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.98 г. № 102 .
Ремонт транспортных средств представляет собой комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурса изделий или их составных частей.
Текущий ремонт транспортных средств – это ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделий и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей (может выполняться заявочно или по результатам диагностирования агрегатным, обезличенным и другими методами).
Текущий ремонт выполняется по необходимости в соответствии с результатами диагностирования технического состояния транспортного средства или при наличии неисправностей. К текущему ремонту транспортного средства относятся работы, связанные с одновременной заменой не более чем двух базовых агрегатов (кроме кузова и рамы).
Согласно Положению № 102 к базовым агрегатам дорожно-транспортных средств относятся:
– двигатель с картером сцепления в сборе;
– коробка передач, раздаточная коробка;
– гидромеханическая передача;
– задний мост (ось);
– средний мост (ось);
– рулевое управление;
– кабина грузового и кузов легкового автомобиля;
– кузов автобуса;
– рама;
– подъёмное оборудование платформы автомобиля-самосвала.
Любой ремонт агрегатов относится к текущему ремонту транспортного средства.
Капитальный ремонт транспортных средств – это ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением каких-либо частей, в том числе базовых.
Капитальный ремонт выполняется по необходимости в соответствии с результатами диагностики технического состояния и предназначен для продления срока эксплуатации транспортного средства. К капитальному ремонту относятся работы, связанные с заменой кузова для автобусов и легковых автомобилей, рамы для грузовых автомобилей или одновременной заменой не менее чем трёх базовых агрегатов. К капитальному ремонту прицепов относятся работы, связанные с заменой рамы.
Целью ремонта и технического обслуживания транспортных средств является поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии и надлежащем внешнем виде, обеспечении надёжности, экономичности, безопасности движения и экологической безопасности.
Итак, в общем понимании ремонт необоротных активов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание действующих объектов в работоспособном состоянии, сохраняя при этом качества, присущие объекту при вводе в эксплуатацию (прочность, износостойкость, мощность двигателя, безопасность при эксплуатации и т.п.).
При проведении ремонта не создаются принципиально новые качества существовавшего объекта. Например, при проведении ремонта здания, требующего замены несущих конструкций и деталей, полного обновления внешних параметров, восстановления вышедших из строя коммуникаций и т.п. выполняются работы по улучшению и восстановлению утраченного им качества в процессе эксплуатации. При ремонте машин, оборудования и транспортных средств выполняются работы по замене изношенных деталей и узлов, замене вышедших из строя крепёжных деталей и базовых агрегатов, устранение мелких дефектов и неполадок.
Безусловно, провести чёткую границу между мероприятиями по улучшению основных средств, осуществление которых приведёт к увеличению будущих экономических выгод от использования такого объекта основных средств, и мероприятиями по улучшению основных средств, проведение которых направлено на поддержание объекта основных средств в рабочем состоянии и получение в будущем первоначально ожидаемых экономических выгод, которые были свойственны такому объекту на практике бывает довольно-таки сложно.
В данной ситуации для более достоверного определения характера проводимых работ с точки зрения дальнейшей эксплуатации объекта приказом руководителя учреждения целесообразно создать специальную комиссию, в состав которой включить специалистов (инженера, технического работника), которая произведёт осмотр объектов необоротных активов в целом или отдельных частей, зафиксирует обнаруженные дефекты, укажет меры, какие необходимо будет предпринять по их устранению путём составления соответствующего акта.
После чего на основании заключения вышеуказанной комиссии в обязательном порядке должна быть составлена сметная документация на проведение ремонтных работ, которая, в свою очередь, заполняется на основании действующих цен, норм, расценок и тарифов, установленных соответствующими документами в сфере строительства.
А вот задача бухгалтера бюджетной организации сводится к правильному отражению в бухгалтерском учёте затрат, связанных с улучшением основных средств.
Согласно Инструкции № 64 расходы, связанные с проведением ремонта необоротных активов, отражаются в составе фактических расходов бюджетной организации по соответствующим кодам экономической классификации, которая утверждена приказом Министерства финансов Украины от 27.12.2001 г. № 604.
В бюджетных организациях работы, направленные на поддержание объектов основных средств в исправном состоянии, могут выполняться двумя способами – подрядным и хозяйственным.
При подрядном способе ремонтные работы выполняются специализированными ремонтными организациями, а при хозяйственном – бюджетные учреждения самостоятельно выполняют такие работы.
Для расчёта с подрядными организациями за выполненные работы Планом счетов предусмотрено несколько счетов:
– 364 «Расчёты с прочими дебиторами»;
– 675 «Расчёты с прочими кредиторами»;
– 631 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».
Использование этих субсчетов зависит от характера осуществляемых операций.
Так, при расчётах с поставщиками за строительные материалы, конструкции и детали, переданные им для строительства и монтажа, и за выполненные строительно-монтажные работы используется субсчёт 631.
По дебету субсчёта 631 отражаются суммы оплаченных счетов за строительные материалы, конструкции и детали в корреспонденции со счетами учёта денежных средств (31 «Счета в банках», 32 «Счета в казначействе»). На стоимость материальных ценностей, полученных от поставщиков, составляется бухгалтерская запись по дебету субсчетов 202 «Оборудование, конструкции и детали к установке», 204 «Строительные материалы» и кредита субсчёта 631.
Информация о работе Учёт необоротных активов в бюджетной организации