Учёт необоротных активов в бюджетной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день методика и принципы построения учета необоротных активов находятся под пристальным вниманием мировой экономической науки и практики. Эти вопросы неоднократно рассматривались на сессии Международной группы экспертов ООН по международным стандартам учета и отчетности, и продолжают изучаться экономистами всех развитых стран.
Для переходного этапа развития экономики Украины и практики учета характерно значительное отставание состояния учета необоротных активов от нужд хозяйственной практики. В

Содержание

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ОРГАНЗАЦИЯ УЧЁТА НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 7
1.1 Оценка необоротных активов 10
1.2 Приобретение необоротных активов 11
1.2.1 Организация учёта и документальное оформление необоротных активов 11
1.2.2 Учёт приобретения необоротных активов 14
1.3 Безвозмездное получение необоротных активов 16
1.4 Износ необоротных активов 18
2. ЭКСПЛУАТАЦИЯ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ 20
2.1 Ремонт необоротных активов 20
2.2 Техническое обслуживание необоротных активов 25
2.3 Модернизация необоротных активов 27
3. СПИСАНИЕ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ 28
3.1 Ликвидация необоротных активов 28
3.2 Продажа необоротных активов 34
3.3 Безвозмездная передача необоротных активов 36
3.4 Индексация (переоценка) необоротных активов 38
3.5 Инвентаризация необоротных активов 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 47

Работа содержит 1 файл

Учёт необоротных активов в бюджетной организации.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

107 «Рабочие и продуктивные животные»;

108 «Многолетние насаждения»;

109 «Прочие основные средства».

Ко второй группе необоротных активов относятся прочие необоротные материальные активы, включающие все другие необоротные материальные активы, которые имеют материальную форму и не отнесены к перечню основных средств.

Инструкция № 64 содержит подробную классификацию активов, относящихся к составу прочих необоротных, которая приведена далее в таблице.

В бухгалтерском учёте для учёта необоротных активов, имеющих материальную форму, которые не относятся к счёту 10 «Основные средства» и по которым применяется упрощённый, групповой или другой специфический порядок учёта, используется счёт 11 «Прочие необоротные материальные активы».

К счёту 11 открываются следующие субсчета:

111 «Музейные экспонаты, экспонаты зоопарков»;

112 «Библиотечные фонды»;

113 «Малоценные необоротные материальные активы»;

114 «Бельё, постельные принадлежности, одежда и обувь»;

115 «Временные нетитульные сооружения»;

116 «Природные ресурсы»;

117 «Инвентарная тара»;

118 «Материалы долгосрочного использования для научных целей»;

119 «Необоротные материальные активы специального назначения».

Третья группа необоротных активов – это нематериальные активы, использующиеся бюджетной организацией в процессе хозяйственной и административной деятельности более года, не имеющие физической и (или) материальной формы.

Примерами нематериальных активов являются: права пользования природными ресурсами, права пользования имуществом, права на знаки для товаров и услуг, права на объекты промышленной собственности, авторские и смежные с ними права, гудвилл и другие нематериальные активы.

Планом счетов для учёта нематериальных активов предназначен счёт 12 «Нематериальные активы», к которому открываются следующие субсчета:

121 «Авторские и смежные с ними права»;

122 «Прочие нематериальные активы».

 

1.1 Оценка необоротных активов

 

В бухгалтерском учёте необоротные активы отражаются по первоначальной стоимости, в которую включаются все фактические расходы, связанные с их приобретением, сооружением и изготовлением, либо по восстановительной (первоначальной стоимости, изменённой после индексации).

Расходы, связанные с приобретением необоротных активов, отражаются по коду экономической классификации расходов 2110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного использования».

При этом Инструкцией № 64 определено, что не относятся на увеличение первоначальной стоимости необоротных активов:

1.       расходы по найму транспорта для перевозки необоротных активов. Эти затраты относятся на фактические расходы учреждения и отражаются по коду экономической классификации расходов 1135 «Оплата транспортных услуг и содержание транспортных средств»;

2.       суммы НДС, уплаченные при приобретении необоротных активов. В зависимости от источника приобретения суммы НДС относятся:

3.       на расходы учреждения и отражаются по коду экономической классификации расходов 2110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного использования» - при приобретении необоротных активов за счёт средств общего фонда сметы;

4.       в состав налогового кредита – при приобретении необоротных активов за счёт средств специального фонда. При этом суммы НДС, уплаченные при приобретении необоротных активов, бюджетная организация относит в состав налогового кредита только в том случае, если она зарегистрирована в качестве плательщика НДС. Если же она не является плательщиком НДС, то такие суммы относятся на расходы учреждения по коду экономической классификации расходов 2110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного использования».

В бухгалтерской отчётности необоротные активы отражаются по балансовой стоимости, которая предоставляет собой разницу между первоначальной стоимостью и суммой начисленного износа.

Изменение первоначальной стоимости необоротных активов происходит в случаях:

1.       индексации (переоценки), которая производится в соответствии с порядком, предусмотренным п.п. 8.3.3 ст. 8 Закона о налоге на прибыль;

2.       достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации, которая привела к дополнительному укомплектованию необоротных активов;

3.       частичной ликвидации соответствующих объектов.

Учёт необоротных активов, за исключением библиотечных фондов, малоценных необоротных материальных активов, белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви, материалов долгосрочного использования для научных целей и имеющих ограниченное использование, ведётся в полных гривнах, без копеек. Сумма копеек, уплаченных за приобретение необоротных активов, относится на расходы бюджетного учреждения.

 

1.2 Приобретение необоротных активов

 

1.2.1 Организация учёта и документальное оформление необоротных активов

 

Все объекты, зачисляемые в состав необоротных активов, принимаются на ответственное хранение соответствующим материально ответственным лицом, назначенным приказом руководителя бюджетной организации. При этом с должностными лицами, отвечающими за сохранность необоротных активов, должен бать заключён письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

Зачисление поступивших необоротных активов организации оформляют актом приёмки-передачи основных средств формы № ОЗ-1 (бюджет) (Приложение В). Типовая форма акта утверждена Инструкцией № 126 [4]. Исключения могут составлять случаи, когда необоротные активы приобретаются в магазине и приёмка таких объектов осуществляется на основании документов, послуживших основанием для получения ценностей, накладных. Акт составляется на каждый отдельный объект активов, поступающих в учреждение путём приобретения или бесплатной передачи от других организаций.

В акте указывается: наименование объекта, год выпуска (постройки), краткая характеристика объекта, первоначальная стоимость, присвоенный инвентарный номер, местонахождение объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учёта необоротных активов.

Составление общего акта на несколько принимаемых объектов необоротных активов допускается лишь в отношении хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования, белья, постельных принадлежностей и др., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость, принимаются одновременно и под ответственность одного и того же материально ответственного лица.

При принятии объекта необоротных активов на ответственное хранение материально ответственное лицо расписывается в акте. После оформления акт утверждается руководителем учреждения и затеи вместе с технической документацией, касающейся данного объекта (паспорт, чертежи и т.п.), передаётся в бухгалтерию (централизованную бухгалтерию) организации.

Учёт необоротных активов по местам их хранения (местонахождения) ведётся по инвентарным объектам.

Согласно Инструкции № 64 отдельным инвентарным объектом считается конструктивно законченное устройство со всеми приспособлениями и устройствами, относящимися к нему, конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определённых самостоятельных функций, или определённый комплекс конструктивно объединённых предметов, которые составляют единое целое и совместно выполняют определённую работу.

Инструкцией № 64 предусмотрены некоторые особенности учёта зданий производственно-хозяйственного назначения, занятых органами управления, социально-культурными и другими учреждениями; домов и прочих сооружений, учёт которых ведётся на субсчёте 103 «Здания и сооружения». Такие отдельные строения учитываются как самостоятельные объекты основных средств, в его состав входят все необходимые для эксплуатации и размещения внутри него коммуникации, т.е. система отопления помещения, включая и котельную установку для отопления (если последняя находится в самом помещении), внутренняя сеть водогазопровода и канализации со всеми устройствами, внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со вей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети и вентиляционные устройства общесанитарного значения, подъёмники (лифты). Если здания находятся рядом и имеют общую стену, но каждое из них – самостоятельное конструктивное целое, они учитываются как отдельные инвентарные объекты основных средств.

Земля и здания, расположенные на ней, являются отдельными необоротными активами и в бухгалтерском учёте отражаются отдельно. Если стоимость земли невозможно отделить от стоимости зданий, то все расходы на их приобретение и содержание должны полностью относиться на преобладающий объект.

Надворные помещения, ограждения и другие надворные сооружения, обслуживающие здания (сарай, забор, колодец), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти строения и сооружения обслуживают два и больше помещений, они считаются самостоятельными инвентарными объектами.

Внешние пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, помещения котельных, стоящих отдельно, а также капитальные надворные пристройки (склады, гаражи), считаются также самостоятельными инвентарными объектами.

Для организации учёта и обеспечение контроля за сохранностью необоротных активов каждому объекту необоротных активов присваивается соответствующий инвентарный номер. В зависимости от принадлежности к той или иной группе, объекту необоротных активов присваивается инвентарный номер, состоящий из семи или восьми знаков.

Каждому необоротному активу (кроме белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, библиотечных фондов, малоценных необоротных материальных активов, материалов долгосрочного использования и имеющих специфическое назначение) присваивается инвентарный номер, который имеет восемь знаков. Первые три знака обозначают номер субсчёта, четвёртый – подгруппу и последние четыре знака – порядковый номер предмета в подгруппе. Для тех субсчетов, для которых не выделены подгруппы, четвёртым знаком является нуль. Так, например, инвентарный номер 10510016 обозначает субсчёт 105 «Транспортные средства», подгруппа – 1, порядковый номер объекта – 0016.

Инвентарный номер указывается на жетоне, который прикрепляется к объекту, указывается краской на объекте или проставляется другим способом. Исключение составляют такие основные средства, как многолетние насаждения, капитальные расходы по улучшению земель и т.п. В тех случаях, когда инвентарный объект является сложным и включает те или иные обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, на каждом таком элементе должен быть указан тот же инвентарный номер, что и на основном объекте.

Для белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви и малоценных необоротных материальных активов устанавливаются номенклатурные номера, имеющие семь знаков. Первые три знака обозначают субсчёт, четвёртый – подгруппу и три последних – порядковый номер предмета в подгруппе. При этом предметам одного наименования, качества материала и цены устанавливается один номенклатурный номер. Предметы маркируются специальным штампом с несмываемой краской. Штамп должен иметь наименование учреждения, а при сдаче предметов в эксплуатацию – дополнительно год и месяц выдачи.

Жетоны и маркировальные штампы ставятся на таком месте, чтобы это не портило внешний вид предмета. В случае смывания маркировки она периодически возобновляется.

Инвентарные и номенклатурные номера, присвоенные объекту необоротных активов, приводятся во всех первичных документах (акте приёмки-передачи, акте ликвидации и т.п.), служащих основанием для учёта движения объектов необоротных активов, и сохраняются за ними на весь период пребывания их в данном учреждении. Инвентарные номера выбывших объектов (переданных безвозмездно, реализованных, ликвидированных) не должны присваиваться другим объектам, которые вновь поступили в течении трёх лет.

В бухгалтерии учреждения с целью организации учёта и обеспечения контроля за сохранностью необоротных активов ведётся попредметный их учёт на инвентарных карточках.

В бюджетных организациях для учёта объектов необоротных активов предусмотрено несколько форм инвентарных карточек:

-          Инвентарная карточка учёта основных средств в бюджетных учреждениях по форме № ОЗ-6 (бюджет);

-          Инвентарная карточка учёта основных средств в бюджетных учреждениях (для животных и многолетних насаждений) по форме № ОЗ-8 (бюджет);

-          Инвентарная карточка группового учёта основных средств в бюджетных учреждениях по форме № ОЗ-9 (бюджет).

Инвентарные карточки учёта необоротных активов в бюджетных учреждениях ведутся бухгалтерией в одном экземпляре. Инвентарные карточки хранятся в картотеках бухгалтерии, в которых они размещаются по соответствующим субсчетам и группам с распределением по материально ответственным лицам, а в централизованных бухгалтериях – дополнительно и по обслуживаемым учреждениям.

За время эксплуатации объекта необоротных активов в карточку вносится информация о работах о достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации и капитальному ремонту существующего объекта. Если в карточку невозможно внести все качественные и количественные изменения характеристики объекта, которые произошли вследствие его реконструкции или модернизации, её дополняют новой. Старую инвентарную карточку хранят как справочный документ (в ней делается отметка об открытии новой карточки).

Инвентарная карточка списанных необоротных активов после внесения в них отметок о списании сдаются в архив. Срок хранения инвентарных карточек в архивах учреждений составляет 3 года после их ликвидации. Инвентарная карточка учёта реализованных или ликвидированных необоротных активов прилагается к документам (актам, накладным), которыми была оформлена их реализация или ликвидация. Карточка передаётся вместе с реализованным необоротным активом.

Информация о работе Учёт необоротных активов в бюджетной организации