Учет расчетов с поставщиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:51, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с покупателями и заказчиками, оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или убытки), среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В ОАО «ОРЕЛСТРОЙИНДУСТРИЯ» ОАО «ОРЕЛСТРОЙ» 8
1.1. Организационная структура предприятия ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» 8
1.2. Организация бухгалтерского учета в ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» 14
1.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» в условиях АСБУ 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 29
2.1. Объекты аудита 29
2.2. Классификация методик аудита 34
2.3. Содержание методики проведения аудиторской проверки 39
ГЛАВА 3 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 47
3.1. План и программа аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками 47
3.2. Методика проведения аудиторской проверки учета расчетов с \покупателями и заказчиками 49
3.3. Типичные ошибки 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 80

Работа содержит 1 файл

диплом аудит.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

     Подготовительный  этап аудиторской проверки регламентируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности № 8 и № 16.

     Вопросник можно использовать как памятку, т.е. для того, чтобы убедиться  в выполнении организацией всех соответствующих  требований, но при этом его использование  не носит обязательного характера. Целесообразность использования вопросника зависит от многих факторов, включая потребности заказчика, ограничения по ресурсам и времени, опыт аудитора и характер требований, предъявляемых к данной отрасли. Аудиторы должны рассматривать вопросник лишь в качестве вспомогательного инструмента, используемого в ходе проведения аудита.

     Перед составлением плана и программы  проверки расчетов с покупателями и заказчиками, прежде всего, необходимо установить качество состояния внутреннего контроля по учету таких операций. Для достижения этой цели в организации ОАО «Орелстройиндустрия» аудитор прибегает к опросу работников организации. Это позволяет выявить наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. Преимущественно проверяют работы, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались бухгалтерией.

     Вопросник аудитора для проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками представлен в таблице 3.2.

Таблица 3.2.

     Вопросник аудитора для проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками

Вопрос Да Нет
1 2 3
Имеется ли на предприятии система внутреннего  аудита? +  
Действует ли в организации ревизионная  комиссия? +  
Проводится  ли инвентаризация договоров с покупателями? +  
Осуществляется  ли сверка договоров с покупателями? +  
Всех  ли покупателей охватывают сверки расчетов? +  
Имеются ли договоры с покупателями и заказчиками? +  
Используется  ли нормативная база для ведения  учета расчетов с покупателями и заказчиками? +  
Все ли расчеты с покупателями и заказчиками оформляются накладными, счетами-фактурами и прочими необходимыми документами? +  
Во  всех ли счетах-фактурах выделена  сумма  НДС? +  
Соответствует ли порядок оформления Книги продаж действующему законодательству? +  
Отражаются  ли операции по каждому контрагенту  в отдельности? +  
Своевременно  ли оплачиваются поставляемые ТМЦ, работы или услуги? +  
Применяются ли штрафные санкции покупателям за невыполнение ими договорных обязательств? +  
Соответствует ли порядок ведения аналитического и синтетического учета действующему законодательству? +  
 

     Продолжение таблицы 3.2

1 2 3
Отражается  ли сальдо по расчетам с покупателями и заказчиками в бухгалтерском балансе? +  
Имеется ли график документооборота в части расчетов с покупателями и заказчиками?   +
Своевременно  ли осуществляются расчеты с покупателями и заказчиками? +  
Имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности?   +
 

     В результате тестирования системы внутреннего контроля организации ОАО «Орелстройиндустрия» можно в целом признать удовлетворительной. Тестирование обозначило уязвимые места в системе учета расчетов. В организации не составляется график документооборота, что может повлиять на своевременность отражения операций в учете.

     Первым  этапом проведения аудита по расчетам с покупателями и заказчиками является правовая оценка договоров с позиций действующего законодательства. Необходимость проведения данной процедуры обусловлена тем, что в зависимости от правовой формы и условий договора различаются и варианты отражения в учете операций с покупателями и заказчиками.

     Договоры с покупателями оформляют операции по поступлению в организацию различных товарно-материальных ценностей и имущественных прав. Аудитору в ходе проведения аудита надлежит убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной организацией сделки. Кроме того, должна быть получена уверенность в том, что договор содержит все существенные условия, и риск признания договора  недействительным отсутствует. Проверка соблюдения этих договоров — достаточно несложная процедура, так как здесь всего лишь нужно сверить данные количественного и стоимостного учета по приобретенным ценностям с условиями договора, подтвердив тем самым факт совершения сделки.

     Гораздо более трудоемкая процедура —  подтверждение факта выполнения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Это связано с тем, что предметом названных договоров является выполнение определенной работы и сдача ее результатов заказчику. Некоторые виды работ и услуг при этом не имеют вещевого выражения, и определить их содержание и полноту не всегда просто. Кроме того, здесь велика вероятность наличия фиктивных договоров, обеспечивающих фиктивные выплаты.

     Результаты проверки соблюдения договорной дисциплины в организации ОАО «Орелстройиндустрия» аудитор оформляет в таблице 3.3.

                             Таблица 3.3.

     Проверка  договоров с покупателями и заказчиками соблюдения договорной дисциплины

Направление аудита Выводы  аудитора
1 2
1. Наличие всех договоров с покупателями  и заказчиками При проверке выборочно  сопоставлены отраженные в бухгалтерском  учете расчеты с покупателями и заказчиками с наличием договоров  с данным покупателем или заказчиком установлено, что все договоры имеются в наличии.
2. Контроль договоров в части  обязательных реквизитов (номер  договора, дата оформления, обязательные  реквизиты, подписи и печати  сторон) Установлено, что  в целом порядок оформления договоров  соответствует ГК РФ. Договор поставки № 117 от 19.01.10 с ООО «Новостройка» также соответствует требованиям законодательства. (Приложение 31)
3. Анализ содержания каждого договора Определены  условия поставки продукции, порядок  расчетов и переход права собственности, а также права, ответственность  и обязанности сторон по выполнению условий поставки. При проверке договорной дисциплины установлены полнота и своевременность исполнения сторонами обязательств в соответствии с условиями договора.
 

     По  результатам проверки договорная дисциплина соблюдается, все договоры с покупателями есть в наличии и оформлены согласно законодательству РФ.

     При проведении аудита организации первичного учета по разделу учета расчетов с покупателями и заказчиками применяются следующие методы сбора аудиторских доказательств:

     1. Проверка достоверности (полноты и точности) фактов отгрузки товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг. Основная цель — достижение уверенности в том, что в организации присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Проводя эту процедуру, аудитор сверяет данные первичных приходных документов с договорами на поставку с тем или иным покупателем. Затем проверяет наличие счетов-фактур выданных по каждой конкретной сделке (целесообразно использовать журнал регистрации счетов-фактур). После чего сверяет данные вышеуказанных документов с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работах, услугах.

     Результаты  проверки достоверности фактов оприходования ТМЦ, принятия к учету работ, услуг в организации ОАО «Орелстройиндустрия» аудитор оформляет в рабочем документе, представленном в таблице 3.4.

                         Таблица 3.4

     Проверка  достоверности фактов оприходования ТМЦ  в организации ОАО «Орелстройиндустрия»

Наименование документа Дата Количество, шт. Сумма, руб. Вывод аудитора
1 2 3 4 5
Договор поставки  (Приложение 31) № 117 02.03.2010 - - Отклонений  не выявлено.
Товарная  накладная №23457 (Приложение 13) 02.03.2010 5 31918,30
Счет-фактура  №23457 (Приложение 15) 02.03.2010 5    31918,30
 
 

     2. Проверка оперативности регистрации фактов отгрузки сырья и материалов, оказания услуг. Аудитор должен установить причины расхождений (если таковые есть) между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете, а также выяснить, имеют такие факты разовый или систематический характер.

     С помощью опроса главного бухгалтера аудитор выясняет, каким образом  и в какие сроки обрабатываются документы, ведется ли их централизованная регистрация. Осуществляются ли работы по истребованию документов в случае их отсутствия, некомплектности или некачественности, и как в таких ситуациях происходит принятие к учету ТМЦ, работ, услуг. Также, для целей настоящей процедуры, аудитор знакомится с перечнем постоянных и разовых контрагентов организации, и документам последних уделяет особое внимание.

     По  результатам, проверки оперативности  регистрации фактов поступления товарно-материальных ценностей от ООО «Новостройка» в организацию ОАО «Орелстройиндустрия» аудитор делает вывод о том, что расхождений между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете отсутствуют.

     3. Проверка законности первичной  учетной документации (ПУД) по  операциям расчетов с покупателями и заказчиками. Ее цель — получение достаточного количества доказательств того, что весь массив ПУД имеет юридическую силу (т.е. соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее. По результатам проведения данной процедуры аудитор выявляет общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку, и, выявив нарушения, отражает их в акте проверки.

     Результаты  проведения данной процедуры в ОАО «Орелстройиндустрия» аудитор оформляет в рабочем документе, представленном в таблице 3.5.

                    Таблица 3.5.

     Проверка  соблюдения требований к оформлению документации

Наименование  документа Форма документа Реквизиты Подпись Печать Вывод аудитора
1 2 3 4 5 6
Договор поставки №117 от 19.01.2010 (Приложение 31) + + + + Правила оформления документов по данному участку соблюдены, и нарушения не выявлены
Товарная  накладная №752 от 02.03.10г. (Приложение 13) + + + +
Счет-фактура  №752 от 02.03.2010г. (Приложение 15) + + + +
 
 

     4. Проверка соблюдения графика  документооборота. Проверка проводится с целью установить наличие или отсутствие графика документооборота по операциям с покупателями и заказчиками, и на все ли первичные документы он составлен.

     В ходе проведения данной процедуры в  организации ОАО  «Орелстройиндустрия» аудитор установил отсутствие графика документооборота.

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками