Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:51, дипломная работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с покупателями и заказчиками, оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или убытки), среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В ОАО «ОРЕЛСТРОЙИНДУСТРИЯ» ОАО «ОРЕЛСТРОЙ» 8
1.1. Организационная структура предприятия ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» 8
1.2. Организация бухгалтерского учета в ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» 14
1.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» в условиях АСБУ 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 29
2.1. Объекты аудита 29
2.2. Классификация методик аудита 34
2.3. Содержание методики проведения аудиторской проверки 39
ГЛАВА 3 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 47
3.1. План и программа аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками 47
3.2. Методика проведения аудиторской проверки учета расчетов с \покупателями и заказчиками 49
3.3. Типичные ошибки 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Последовательность выполнения аудиторских процедур может быть оформлена в виде блок-схемы как по отдельному разделу учета (участку, бухгалтерскому счету), так и по нескольким взаимосвязанным разделам учета (участкам, бухгалтерским счетам).
Данный раздел методики должен содержать описание процедур, которые следует выполнить аудитору в условиях использования проверяемым экономическим субъектом компьютерной обработки данных.В условиях использования компьютерной техники может быть расширена сфера применения одних способов получения аудиторских доказательств и сужена сфера применения других. Предлагаемая структура методики детальной проверки правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам является внутренним стандартом, разработка которого производится аудиторской организацией. Разработка таких стандартов не только облегчает работу аудиторов, обеспечивает высокое качество оказываемых аудиторских услуг, но и позволяет осуществлять проверку качества деятельности аудиторской организации, а также защищать интересы отдельных аудиторов. Как правило, основными причинами возникновения претензий к качеству проведенного аудита являются нарушения, обнаруженные налоговыми органами после проведения аудита у данного экономического субъекта. Как в случае проверки экономического субъекта аудиторской организацией, так и в случае проверки его налоговыми органами по результатам проверки составляется акт (перечень) выявленных ошибок и нарушений. Если эти перечни совпадают, к аудитору не может возникнуть претензий со стороны клиента. Если множество ошибок, выявленных аудитором, больше множества ошибок, выявленных налоговыми органами, клиент может сделать вывод либо об излишней осторожности аудитора, либо о недостаточной квалификации сотрудников налоговой службы. Как правило, в данном случае также претензий к аудиторам не возникает. Если множество ошибок, выявленных аудитором, меньше, чем множество ошибок, выявленных налоговыми органами, клиент делает вывод о недостаточной квалификации аудитора или о том, что аудиторская проверка проведена на недостаточно качественном уровне. В данном случае возникают претензии к аудитору. При возникновении претензий к качеству проведенного аудита со стороны самого клиента, налоговых и иных органов проверка обоснованности этих претензий должна начинаться с проверки внутренних стандартов, раскрывающих состав и описание процедур тестирования средств системы контроля и процедур детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Если процедуры, позволяющие выявить нарушение, обнаруженное налоговой службой, не предусмотрены внутренним стандартом, можно констатировать невысокое качество методологического обеспечения аудита в данной аудиторской организации. Если процедуры, позволяющие выявить нарушение, обнаруженное налоговой службой, предусмотрены внутренним стандартом, но не включены в план проверки ведущим аудитором, можно говорить о некачественном исполнении им своих служебных обязанностей или о его недостаточной квалификации.
Кроме того, потребуется экспертиза качества проведенных процедур с целью установить, могло ли быть выявлено данное нарушение при выполнении одной из проведенных процедур. Если процедуры, позволяющие выявить нарушение, обнаруженное налоговой службой, предусмотрены внутренним стандартом, включены в план проверки ведущим аудитором, но были выполнены некачественно, можно говорить о низком качестве работы исполнителей и недостаточном контроле за качеством выполнения аудиторских процедур со стороны ведущего аудитора.
ГЛАВА 3. АУДИТОРСКАЯ
ПРОВЕРКА УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ
И ЗАКАЗЧИКАМИ
3.1.
План и программа аудиторской
проверки учета расчетов с покупателями
и заказчиками
Формирование объективного и обоснованного общего плана и программы аудита производится в соответствии с правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита».
Вопросы, принимаемые во внимание аудитором при разработке общего плана и программы, представлены в таблице 3.1.
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
План аудита (Приложение 29) должен охватывать следующие основные направления проверки:
- правовая оценка договоров с покупателями и заказчиками с позиций действующего законодательства;
- организация первичного учета операций по расчетам с покупателями и заказчиками;
-
организацию бухгалтерского
- анализ задолженности покупателей и заказчиков.
Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.
Таблица 3.1.
Вопросы, принимаемые во внимание аудитором при разработке общего плана и программы
|
В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; аудиторский риск.
Программа аудита (Приложение 30) является развитием общего плана аудита и по существу предполагает детальную проверку верности отражения, в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств, в соответствии с правилом (стандартом) №5 "Аудиторские доказательства", для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению товарно-материальных ценностей требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.
Аудитору
необходимо составить и документально
оформить программу аудита, определяющую
характер, временные рамки и объем
запланированных аудиторских процедур,
необходимых для осуществления общего
плана аудита.
3.2.
Методика аудиторской проверки учета
расчетов с покупателями и заказчиками
Основными целями аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками является формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих задолженность, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам, ее соответствии учетной политике, а также установление правильности ведения расчетов с покупателями и заказчиками. От их реальности зависят результаты деятельности организации, ее платежеспособность. Прежде всего, уверенность в достоверности показателей о состоянии расчетов необходима для всех пользователей отчетности, а также для самой организации с целью планирования дальнейшей своей деятельности, налаживания связей с поставщиками.
Проверка по счету расчётов с покупателями и заказчиками должна осуществляться по следующим основным направлениям: наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по приобретению материальных ценностей (работ, услуг); правильность оплаты сумм за отгруженные материальные ценности; полнота оприходования полученных ценностей; своевременность и правильность проведения инвентаризации финансовых обязательств организации с целью выявления их реальности.
Источниками информации для проведения аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками являются:
При подготовке к проведению аудита могут использовать вопросник (перечень контрольных вопросов). При этом, акцентируется, что использование вопросников и любых других форм не должно накладывать ограничение на деятельность аудитора в целом, характер которой может изменяться по мере получения информации в ходе аудита.