Учет расчетов с поставщиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:51, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с покупателями и заказчиками, оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или убытки), среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В ОАО «ОРЕЛСТРОЙИНДУСТРИЯ» ОАО «ОРЕЛСТРОЙ» 8
1.1. Организационная структура предприятия ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» 8
1.2. Организация бухгалтерского учета в ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» 14
1.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» в условиях АСБУ 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 29
2.1. Объекты аудита 29
2.2. Классификация методик аудита 34
2.3. Содержание методики проведения аудиторской проверки 39
ГЛАВА 3 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 47
3.1. План и программа аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками 47
3.2. Методика проведения аудиторской проверки учета расчетов с \покупателями и заказчиками 49
3.3. Типичные ошибки 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 80

Работа содержит 1 файл

диплом аудит.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

     Последовательность  выполнения аудиторских процедур может  быть оформлена в виде блок-схемы  как по отдельному разделу учета (участку, бухгалтерскому счету), так и по нескольким взаимосвязанным разделам учета (участкам, бухгалтерским счетам).

  1. Особенности проведения аудита в условиях использования персональных компьютеров (ПК);

     Данный  раздел методики должен содержать описание процедур, которые следует выполнить аудитору в условиях использования проверяемым экономическим субъектом компьютерной обработки данных.В условиях использования компьютерной техники может быть расширена сфера применения одних способов получения аудиторских доказательств и сужена сфера применения других. Предлагаемая структура методики детальной проверки правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам является внутренним стандартом, разработка которого производится аудиторской организацией. Разработка таких стандартов не только облегчает работу аудиторов, обеспечивает высокое качество оказываемых аудиторских услуг, но и позволяет осуществлять проверку качества деятельности аудиторской организации, а также защищать интересы отдельных аудиторов. Как правило, основными причинами возникновения претензий к качеству проведенного аудита являются нарушения, обнаруженные налоговыми органами после проведения аудита у данного экономического субъекта. Как в случае проверки экономического субъекта аудиторской организацией, так и в случае проверки его налоговыми органами по результатам проверки составляется акт (перечень) выявленных ошибок и нарушений. Если эти перечни совпадают, к аудитору не может возникнуть претензий со стороны клиента. Если множество ошибок, выявленных аудитором, больше множества ошибок, выявленных налоговыми органами, клиент может сделать вывод либо об излишней осторожности аудитора, либо о недостаточной квалификации сотрудников налоговой службы. Как правило, в данном случае также претензий к аудиторам не возникает. Если множество ошибок, выявленных аудитором, меньше, чем множество ошибок, выявленных налоговыми органами, клиент делает вывод о недостаточной квалификации аудитора или о том, что аудиторская проверка проведена на недостаточно качественном уровне. В данном случае возникают претензии к аудитору. При возникновении претензий к качеству проведенного аудита со стороны самого клиента, налоговых и иных органов проверка обоснованности этих претензий должна начинаться с проверки внутренних стандартов, раскрывающих состав и описание процедур тестирования средств системы контроля и процедур детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Если процедуры, позволяющие выявить нарушение, обнаруженное налоговой службой, не предусмотрены внутренним стандартом, можно констатировать невысокое качество методологического обеспечения аудита в данной аудиторской организации. Если процедуры, позволяющие выявить нарушение, обнаруженное налоговой службой, предусмотрены внутренним стандартом, но не включены в план проверки ведущим аудитором, можно говорить о некачественном исполнении им своих служебных обязанностей или о его недостаточной квалификации.

     Кроме того, потребуется экспертиза качества проведенных процедур с целью  установить, могло ли быть выявлено данное нарушение при выполнении одной из проведенных процедур. Если процедуры, позволяющие выявить нарушение, обнаруженное налоговой службой, предусмотрены внутренним стандартом, включены в план проверки ведущим аудитором, но были выполнены некачественно, можно говорить о низком качестве работы исполнителей и недостаточном контроле за качеством выполнения аудиторских процедур со стороны ведущего аудитора.

 

     ГЛАВА 3. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 

     3.1. План и программа аудиторской  проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками 

     Формирование  объективного и обоснованного общего  плана и программы аудита производится в соответствии с правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита».

     Вопросы, принимаемые во внимание аудитором при разработке общего плана и программы, представлены в таблице 3.1.

     Аудитору  необходимо составить и документально  оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и  порядок проведения аудиторской  проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

     План  аудита (Приложение 29) должен охватывать следующие основные направления проверки:

     - правовая оценка договоров с  покупателями и заказчиками с позиций действующего законодательства;

     - организация первичного учета операций по расчетам с покупателями и заказчиками;

     - организацию бухгалтерского учета  операций по расчетам с покупателями и заказчиками;

     - анализ  задолженности покупателей и заказчиков.

     Общий план должен служить руководством в  осуществлении программы аудита.

                        Таблица 3.1.

     Вопросы, принимаемые во внимание аудитором при  разработке общего плана  и программы

Рассматриваемые вопросы
Деятельность  аудируемого лица, в том числе: общие экономические факторы  и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица; особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; общий уровень компетентности руководства
Система бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе: учетная политика, принятая аудируемым лицом и её изменения; влияние новых нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица; планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
Риск  и существенность, в том числе: ожидаемые оценки неотъемлемого  риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита; установление уровней существенности для аудита; возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий; выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
Характер, временные рамки и объем процедур, в том числе: относительную важность различных разделов учета для  проведения аудита; влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и её специфических особенностей; существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
Координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе: привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица; привлечение экспертов; количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга; количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
Прочие  аспекты, в том числе: возможность  того, что допущение о непрерывности  деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом; обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц; особенности договора об оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу; форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания
 

     В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; аудиторский риск.

     Программа аудита (Приложение 30) является развитием общего плана аудита и по существу предполагает детальную проверку верности отражения, в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказательств, в соответствии с правилом (стандартом) №5 "Аудиторские доказательства", для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению товарно-материальных ценностей требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.

    Аудитору  необходимо составить и документально  оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем  запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.  
 

     3.2. Методика аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками 

     Основными целями аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками является формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих задолженность, о соответствии применяемой методики учета нормативным документам, ее соответствии учетной политике, а также установление правильности ведения расчетов с покупателями и заказчиками. От их реальности зависят результаты деятельности организации, ее платежеспособность. Прежде всего, уверенность в достоверности показателей о состоянии расчетов необходима для всех пользователей отчетности, а также для самой организации с целью планирования дальнейшей своей деятельности, налаживания связей с поставщиками.

     Проверка  по счету расчётов с покупателями и заказчиками должна осуществляться по следующим основным направлениям: наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по приобретению материальных ценностей (работ, услуг); правильность оплаты сумм за отгруженные материальные ценности; полнота оприходования полученных ценностей; своевременность и правильность проведения инвентаризации финансовых обязательств организации с целью выявления их реальности.

     Источниками информации для проведения аудиторской  проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками являются:

  • договоры поставки, оказания услуг, которые составляются на поставку товаров или оказание услуг и являются одним из основных документов, регулирующих взаимоотношения поставщика и покупателя; (Приложение 12, Приложение 31);
  • счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, на основании которых производится оприходование товаров (работ, услуг); (Приложение 13, Приложение 14, Приложение 15);
  • книга продаж, где регистрируются счета-фактуры для учета НДС по полученному от поставщика товару; (Приложение 25);
  • аналитические карточки по счету 62 (при автоматизированном учете), в которых отражается полная информация по каждому покупателю по каждой произведенной операции; (Приложение 21, Приложение 22, Приложение 23, Приложение  26);
  • журнал-ордер № 11, где все произведенные операции по получению товаров или оплате счетов-фактур накапливаются в регистре бухгалтерского учета, который является основанием для заполнения Главной книги и составления оборотного баланса; (Приложение 20);
  • акты претензий, составляемые в том случае, если качество поставляемого товара отличается от нормы, в случае брака или иных отклонений;
  • акты инвентаризации (сверок) расчетов, составляемые для проверки расчетов с покупателями и заказчиками с  целью выявления неточностей в учете расчетов; (Приложение 19);
  • Платежные документы (кассовые ордера, вексель, платежное поручение), используемые в зависимости от формы расчетов, наличной или безналичной, которая применяется на предприятии (Приложение 17);
  • бухгалтерская финансовая отчетность. По бухгалтерскому балансу (ф.№1) устанавливается состояние задолженности по данным раздела 5 «Краткосрочные обязательства» по статьям «Кредиторская задолженность». По приложению к бухгалтерскому балансу (ф.№5) в разделе 2 «Дебиторская  и кредиторская задолженность» выясняется состояние  (на начало и конец отчетного периода) и движение краткосрочной и долгосрочной задолженности с выделением «просроченной», а из нее – длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев. (Приложение 9, Приложение 11);

     При подготовке к проведению аудита могут  использовать вопросник (перечень контрольных  вопросов). При этом, акцентируется, что использование вопросников и любых других форм не должно накладывать ограничение на деятельность аудитора в целом, характер которой может изменяться по мере получения информации в ходе аудита.

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками