Учет расчетов с поставщиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:51, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с покупателями и заказчиками, оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или убытки), среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В ОАО «ОРЕЛСТРОЙИНДУСТРИЯ» ОАО «ОРЕЛСТРОЙ» 8
1.1. Организационная структура предприятия ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» 8
1.2. Организация бухгалтерского учета в ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» 14
1.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» в условиях АСБУ 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 29
2.1. Объекты аудита 29
2.2. Классификация методик аудита 34
2.3. Содержание методики проведения аудиторской проверки 39
ГЛАВА 3 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 47
3.1. План и программа аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками 47
3.2. Методика проведения аудиторской проверки учета расчетов с \покупателями и заказчиками 49
3.3. Типичные ошибки 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 80

Работа содержит 1 файл

диплом аудит.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

      - обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

      -   контроль за состоянием дебиторской задолженности;

      - контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками;

      -  своевременная выверка расчетов с дебиторами для исключения просроченной задолженности;

      Все хозяйственные операции по учету  расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные работы или оказанные услуги оформляются соответствующими расчетными документами и договорами.

     Расчеты с покупателями и заказчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг, либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению и подкрепляются соответствующими документами.

     Основным  первичным документом для взаимодействия с покупателями и заказчиками является договор.

     В частности, 19.01.2010г. ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой»  заключило договор поставки №  117 с ООО «Новостройка» (Приложение 12) на отгрузку цемента, щебня и других строительных материалов.

     Рассмотрим  операцию по отгрузке  ООО «Новостройка» плиты перекрытия.

     19.01.2010г.  между ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» и ООО «Новостройка» был заключен договор поставки  №117 (Приложение 31). 02.03.10г. ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО г. «Орелстрой» продает у ООО «Новостройка» плиты перекрытия в количестве 4 штуки на сумму 26954,36руб., а также реквизит на сумму 95,05 руб, в том числе НДС 18% на сумму 4868,89 руб. (Приложение 15).

     Данная  хозяйственная операция  оформляется  при помощи товарной накладной в программе «1С: Бухгалтерия» путем выбора  в меню Продажа – Продажа товаров – Товарная накладная и представлена на рисунке 1.2.

     После того, как бухгалтер провел  этот документ, необходимо составить счет-фактуру.

     Основным  документом по расчетным взаимоотношениям с покупателями является счет-фактура, который служит основанием для оформления соответствующих банковских платежных документов на перечисление задолженности: платежных требований, аккредитивов, платежных поручений, расчетных чеков.

     Счет-фактуру  выписывает поставщик на отпускаемые  товарно-материальные ценности.

     Выданные  счета-фактуры записываются в  ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» раздельно в журналы учета счетов-фактур и хранятся в течение полных 5 лет с даты их выдачи. Счета-фактуры в журнале подшиты и пронумерованы. 

     Рис.1.2. Окно программы «1С: Бухгалтерия 8.0» «Товарная  накладная» 

     В программе 1С «Бухгалтерия» после проведения накладной внизу выбираем ввести счет-фактуру. Эта операция представлена на рисунке 1.3.

     Таким образом, была создана счет-фактура № 752 от 02.03.2010г. (Приложение  15).

     В ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой»  кроме журнала учета выданных счетов-фактур ведется специальная книга продаж, в которой регистрируются счета-фактуры, предоставляемые покупателям. Цель ведения книги продаж заключается в определении сумм НДС, подлежащего зачету в соответствии с законом об НДС.

     

     Рис.1.3. Окно программы «1С: Бухгалтерия 8.0» «Счет-фактура»

     Книга продаж включает все реквизиты выданных счетов-фактур покупателям, причем суммы НДС фиксируются раздельно по товарам с различными ставками налогообложения.

     Для формирования Книги продаж в программе 1С необходимо выбрать пункт Продажа – ведение Книги продаж – Книга продаж. Что представлено на рисунке 1.4.

     Рис.1.4. Окно программы «1С: Бухгалтерия 8.2»  «Книга продаж»

     В расчетных документах (счет (Приложение 16), счет-фактура приложение 15), товарно-транспортная накладная (Приложение 14) и др.) отдельной строкой выделяют сумму налога на добавленную стоимость.

     В бухгалтерском учете операция продажа материалов отображается следующими проводками:

     Дебет 91.2 Кредит 62 на сумму коп – Отражена выручка от продажи материалов на сумму 31918,30 руб.;

     Дебет 91.2 Кредит 68.2 -  Отражен НДС по проданным материалам на сумму 4868,69руб.

     Дебет 51 Кредит 62 Отражена оплата за ранее  отгруженные материалы на сумму 31918,30 руб. (Приложение 13).

     В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги. Исходя из выбранной формы, оформляются соответствующие документы.

     Формы безналичных расчетов определены главой 46 «Расчеты» Гражданского кодекса [1]. В соответствии со статьей 862 «Формы безналичных расчетов»: 

     При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты  по инкассо, а также расчеты в  иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

     Платежное поручение (Приложение 17) представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другой организации - получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка. С помощью платежных поручений осуществляются расчеты как по товарным, так и по нетоварным операциям: оплачиваются товары, работы и услуги; перечисляются налоги и отчисления; удержания из заработной платы работников организации в пользу физических и юридических лиц; переводы через отделения связи и т.д. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями. Платежное поручение принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика.

     По  договору поставки, согласно ст. 516 ГК РФ, покупатель оплачивает поставляемые товарно-материальные ценности с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных в договоре. При этом может быть предусмотрена полная или частичная предварительная оплата товарно-материальных ценностей.

     Дебиторская задолженность погашается при получении  от банка подтверждения о перечислении средств поставщикам и заказчикам в виде выписок из расчетного счета.

     Суммы, принятые к платежу по дебету счета 62, отражаются в соответствующих  графах журнала-ордера № 11 по слагаемым, определяющим покупную стоимость поступивших товарно-материальных ценностей; отдельно записывается сумма зачетов, НДС и общая сумма, принятая к оплате. В конце месяца в журнале-ордере № 11 выводят остатки: по дебету – суммы, оплаченные причитающиеся к оплате покупателями; по кредиту – суммы, оплаченные покупателями.

     В ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой»  применяется безналичная форма  расчетов с покупателями.

     Поступление денежных средств на свой расчетный  счет поставщик может  проследить в банковской выписке. Это документ, в котором отражены все операции по счету за выбранный период. Существует сокращенная выписка и расширенная. В сокращенной можно увидеть название организации, номер расчетного счета, а ниже таблицу, в ней будет несколько колонок, в которых будет указана дата, корреспондирующий счет и суммы по дебету и кредиту. В расширенной выписке, помимо перечисленного, указывается описание каждой из операций по дебету и кредиту.

     Проведение  поступившей оплаты в исследуемой  организации оформляется в программе «1С: Бухгалтерия». Для этого в меню Банк необходимо выбрать Банковские выписки. Порядок оформления этого документа представлен на рисунке 1.5.

     Рис.1.5. Окно программы «1С: Бухгалтерия 8.2» «Банковская выписка» 

     Инвентаризация  является неотъемлемой частью годовой  бухгалтерской отчетности. Для инвентаризации расчетов создается инвентаризационная комиссия. По итогам работы комиссии составляется акт инвентаризации

     Инвентаризация  расчетов с покупателями и заказчиками заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Для этого составляются акты сверки расчетов с контрагентами. В них указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов.

     В ходе проверки расчетов с контрагентами оформляется справка о дебиторской и кредиторской задолженности (приложение к форме № ИНВ-17). Она является основанием для составления акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17. Акт заполняется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — остается в комиссии.

     В результате проверки определяется сумма  дебиторской и кредиторской задолженности, не погашенная на 31 декабря отчетного года. Кроме того, выявляются суммы дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. Согласно статье 196 Гражданского кодекса общий срок исковой давности составляет три года.

     В типовой конфигурации «Бухгалтерский учет» программного комплекса «1С: Предприятие» для создания акта сверки расчетов с поставщиками и подрядчиками предназначен отчет «Инвентаризация расчетов с контрагентами» (Покупка – Акт сверки взаиморасчетов).

     Для формирования унифицированной формы ИНВ-17 необходимо установить флажок «Использовать унифицированную форму ИНВ-17». На этой же закладке указываются: номер и дата составления акта, председатель и члены комиссии. Таблица дебиторской задолженности может быть заполнена автоматически по данным учета по кнопке «Сформировать». Порядок формирования акта сверки расчетов в программе «1С: Бухгалтерия» представлен на рисунке 1.6.

     По  данным акта сверки взаимных расчетов между ОАО «Орелстройиндустрия» и ООО «Новостройка» (Приложение 19) задолженность на 31.03.2010г. отсутствует. 

     Рис.1.6. Окно программы «1С: Бухгалтерия 8.2» «Акт сверки»

     Для заполнения бухгалтерской отчетности формируется карточка счета 62 (Приложение 22), Главная книга (Приложение 24). В программе «1С: Бухгалтерия» выбирается пункт Отчеты – Карточка счета, что представлено на рисунке 1.7.

     Рис.1.7. Окно программы «1С: Бухгалтерия 8.2» «Карточка счета»

     Для формирования бухгалтерской отчетности на исследуемом предприятии используется программа «Налогоплательщик ЮЛ» последней версии.

     Дебиторская задолженность покупателей и  заказчиков отображается в форме  №1 Бухгалтерский баланс (Приложение 9) в активе баланса во 2 разделе, а  также в форме №5 Приложение к  бухгалтерскому балансу.

     Формирование бухгалтерской отчетности начинается с выбора налогоплательщика (в данном случае исследуемой организации). Алгоритм формирования отчета представлен на рисунке 1.8.

     Рис.1.8. Окно программы «Налогоплательщик» «Формирование отчетности»

     Для формирования бухгалтерского баланса  необходимо выбрать отчетную форму, критерий регистрации и нажать ввод документа, что представлено на рисунке 1.9.

     Рис. 1.9. Окно программы  «Налогоплательщик» «Бухгалтерский баланс»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что бухгалтерский учет в ОАО  «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» автоматизирован.

     ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 

     2.1. Объекты аудита 

     Объектами аудита являются юридические и физические лица, при этом проверке подлежат отдельные хозяйственные средства и процессы, совокупность которых характеризует производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятий и отдельных должностных лиц за соответствующий период, что составляет понятие объектов контроля. К объектам можно отнести экономические процессы, материально-техническое снабжение, производство, сбыт продукции, производительность труда, себестоимость, прибыль и т.д. [24, 201].

Информация о работе Учет расчетов с поставщиками