Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 23:51, дипломная работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с покупателями и заказчиками, оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия (прибыли или убытки), среди которых основное место занимает прибыль от реализации товарной продукции.
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В ОАО «ОРЕЛСТРОЙИНДУСТРИЯ» ОАО «ОРЕЛСТРОЙ» 8
1.1. Организационная структура предприятия ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» 8
1.2. Организация бухгалтерского учета в ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» 14
1.3. Учет расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» в условиях АСБУ 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 29
2.1. Объекты аудита 29
2.2. Классификация методик аудита 34
2.3. Содержание методики проведения аудиторской проверки 39
ГЛАВА 3 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 47
3.1. План и программа аудиторской проверки учета расчетов с покупателями и заказчиками 47
3.2. Методика проведения аудиторской проверки учета расчетов с \покупателями и заказчиками 49
3.3. Типичные ошибки 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- контроль за состоянием дебиторской задолженности;
- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками;
- своевременная выверка расчетов с дебиторами для исключения просроченной задолженности;
Все хозяйственные операции по учету расчетов за поставленную продукцию (товары), выполненные работы или оказанные услуги оформляются соответствующими расчетными документами и договорами.
Расчеты с покупателями и заказчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг, либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению и подкрепляются соответствующими документами.
Основным первичным документом для взаимодействия с покупателями и заказчиками является договор.
В частности, 19.01.2010г. ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» заключило договор поставки № 117 с ООО «Новостройка» (Приложение 12) на отгрузку цемента, щебня и других строительных материалов.
Рассмотрим операцию по отгрузке ООО «Новостройка» плиты перекрытия.
19.01.2010г. между ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» и ООО «Новостройка» был заключен договор поставки №117 (Приложение 31). 02.03.10г. ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО г. «Орелстрой» продает у ООО «Новостройка» плиты перекрытия в количестве 4 штуки на сумму 26954,36руб., а также реквизит на сумму 95,05 руб, в том числе НДС 18% на сумму 4868,89 руб. (Приложение 15).
Данная хозяйственная операция оформляется при помощи товарной накладной в программе «1С: Бухгалтерия» путем выбора в меню Продажа – Продажа товаров – Товарная накладная и представлена на рисунке 1.2.
После того, как бухгалтер провел этот документ, необходимо составить счет-фактуру.
Основным документом по расчетным взаимоотношениям с покупателями является счет-фактура, который служит основанием для оформления соответствующих банковских платежных документов на перечисление задолженности: платежных требований, аккредитивов, платежных поручений, расчетных чеков.
Счет-фактуру выписывает поставщик на отпускаемые товарно-материальные ценности.
Выданные
счета-фактуры записываются в ОАО «Орелстройиндустрия»
ОАО «Орелстрой» раздельно в журналы учета
счетов-фактур и хранятся в течение полных
5 лет с даты их выдачи. Счета-фактуры в
журнале подшиты и пронумерованы.
Рис.1.2.
Окно программы «1С:
Бухгалтерия 8.0» «Товарная
накладная»
В программе 1С «Бухгалтерия» после проведения накладной внизу выбираем ввести счет-фактуру. Эта операция представлена на рисунке 1.3.
Таким образом, была создана счет-фактура № 752 от 02.03.2010г. (Приложение 15).
В ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» кроме журнала учета выданных счетов-фактур ведется специальная книга продаж, в которой регистрируются счета-фактуры, предоставляемые покупателям. Цель ведения книги продаж заключается в определении сумм НДС, подлежащего зачету в соответствии с законом об НДС.
Рис.1.3. Окно программы «1С: Бухгалтерия 8.0» «Счет-фактура»
Книга продаж включает все реквизиты выданных счетов-фактур покупателям, причем суммы НДС фиксируются раздельно по товарам с различными ставками налогообложения.
Для формирования Книги продаж в программе 1С необходимо выбрать пункт Продажа – ведение Книги продаж – Книга продаж. Что представлено на рисунке 1.4.
Рис.1.4. Окно программы «1С: Бухгалтерия 8.2» «Книга продаж»
В расчетных документах (счет (Приложение 16), счет-фактура приложение 15), товарно-транспортная накладная (Приложение 14) и др.) отдельной строкой выделяют сумму налога на добавленную стоимость.
В бухгалтерском учете операция продажа материалов отображается следующими проводками:
Дебет 91.2 Кредит 62 на сумму коп – Отражена выручка от продажи материалов на сумму 31918,30 руб.;
Дебет 91.2 Кредит 68.2 - Отражен НДС по проданным материалам на сумму 4868,69руб.
Дебет 51 Кредит 62 Отражена оплата за ранее отгруженные материалы на сумму 31918,30 руб. (Приложение 13).
В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги. Исходя из выбранной формы, оформляются соответствующие документы.
Формы безналичных расчетов определены главой 46 «Расчеты» Гражданского кодекса [1]. В соответствии со статьей 862 «Формы безналичных расчетов»:
При
осуществлении безналичных
Платежное поручение (Приложение 17) представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другой организации - получателя средств в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка. С помощью платежных поручений осуществляются расчеты как по товарным, так и по нетоварным операциям: оплачиваются товары, работы и услуги; перечисляются налоги и отчисления; удержания из заработной платы работников организации в пользу физических и юридических лиц; переводы через отделения связи и т.д. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями. Платежное поручение принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика.
По договору поставки, согласно ст. 516 ГК РФ, покупатель оплачивает поставляемые товарно-материальные ценности с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных в договоре. При этом может быть предусмотрена полная или частичная предварительная оплата товарно-материальных ценностей.
Дебиторская
задолженность погашается при получении
от банка подтверждения о
Суммы, принятые к платежу по дебету счета 62, отражаются в соответствующих графах журнала-ордера № 11 по слагаемым, определяющим покупную стоимость поступивших товарно-материальных ценностей; отдельно записывается сумма зачетов, НДС и общая сумма, принятая к оплате. В конце месяца в журнале-ордере № 11 выводят остатки: по дебету – суммы, оплаченные причитающиеся к оплате покупателями; по кредиту – суммы, оплаченные покупателями.
В ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» применяется безналичная форма расчетов с покупателями.
Поступление денежных средств на свой расчетный счет поставщик может проследить в банковской выписке. Это документ, в котором отражены все операции по счету за выбранный период. Существует сокращенная выписка и расширенная. В сокращенной можно увидеть название организации, номер расчетного счета, а ниже таблицу, в ней будет несколько колонок, в которых будет указана дата, корреспондирующий счет и суммы по дебету и кредиту. В расширенной выписке, помимо перечисленного, указывается описание каждой из операций по дебету и кредиту.
Проведение поступившей оплаты в исследуемой организации оформляется в программе «1С: Бухгалтерия». Для этого в меню Банк необходимо выбрать Банковские выписки. Порядок оформления этого документа представлен на рисунке 1.5.
Рис.1.5.
Окно программы «1С:
Бухгалтерия 8.2» «Банковская
выписка»
Инвентаризация является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности. Для инвентаризации расчетов создается инвентаризационная комиссия. По итогам работы комиссии составляется акт инвентаризации
Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Для этого составляются акты сверки расчетов с контрагентами. В них указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов.
В ходе проверки расчетов с контрагентами оформляется справка о дебиторской и кредиторской задолженности (приложение к форме № ИНВ-17). Она является основанием для составления акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17. Акт заполняется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — остается в комиссии.
В результате проверки определяется сумма дебиторской и кредиторской задолженности, не погашенная на 31 декабря отчетного года. Кроме того, выявляются суммы дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности. Согласно статье 196 Гражданского кодекса общий срок исковой давности составляет три года.
В типовой конфигурации «Бухгалтерский учет» программного комплекса «1С: Предприятие» для создания акта сверки расчетов с поставщиками и подрядчиками предназначен отчет «Инвентаризация расчетов с контрагентами» (Покупка – Акт сверки взаиморасчетов).
Для формирования унифицированной формы ИНВ-17 необходимо установить флажок «Использовать унифицированную форму ИНВ-17». На этой же закладке указываются: номер и дата составления акта, председатель и члены комиссии. Таблица дебиторской задолженности может быть заполнена автоматически по данным учета по кнопке «Сформировать». Порядок формирования акта сверки расчетов в программе «1С: Бухгалтерия» представлен на рисунке 1.6.
По
данным акта сверки взаимных расчетов
между ОАО «Орелстройиндустрия» и ООО
«Новостройка» (Приложение 19) задолженность
на 31.03.2010г. отсутствует.
Рис.1.6. Окно программы «1С: Бухгалтерия 8.2» «Акт сверки»
Для заполнения бухгалтерской отчетности формируется карточка счета 62 (Приложение 22), Главная книга (Приложение 24). В программе «1С: Бухгалтерия» выбирается пункт Отчеты – Карточка счета, что представлено на рисунке 1.7.
Рис.1.7. Окно программы «1С: Бухгалтерия 8.2» «Карточка счета»
Для
формирования бухгалтерской отчетности
на исследуемом предприятии
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков отображается в форме №1 Бухгалтерский баланс (Приложение 9) в активе баланса во 2 разделе, а также в форме №5 Приложение к бухгалтерскому балансу.
Формирование бухгалтерской отчетности начинается с выбора налогоплательщика (в данном случае исследуемой организации). Алгоритм формирования отчета представлен на рисунке 1.8.
Рис.1.8. Окно программы «Налогоплательщик» «Формирование отчетности»
Для формирования бухгалтерского баланса необходимо выбрать отчетную форму, критерий регистрации и нажать ввод документа, что представлено на рисунке 1.9.
Рис. 1.9. Окно программы «Налогоплательщик» «Бухгалтерский баланс»
Таким образом, можно сделать вывод о том, что бухгалтерский учет в ОАО «Орелстройиндустрия» ОАО «Орелстрой» автоматизирован.
ГЛАВА
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
2.1.
Объекты аудита
Объектами аудита являются юридические и физические лица, при этом проверке подлежат отдельные хозяйственные средства и процессы, совокупность которых характеризует производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятий и отдельных должностных лиц за соответствующий период, что составляет понятие объектов контроля. К объектам можно отнести экономические процессы, материально-техническое снабжение, производство, сбыт продукции, производительность труда, себестоимость, прибыль и т.д. [24, 201].