Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности ликвидных активов, методики их учета и внутрихозяйственного контроля на ГП «Севвинзавод». Для достижения постановленной цели был поставлен ряд задач:
изучить сущность и варианты классификации ликвидных активов;
рассмотреть критерии признания и методы оценки ликвидных активов согласно стандартам бухгалтерского учета;
Введение ………………………………………………………………………………………...3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЛИКВИДНЫХ АКТИВОВ ………………………… 5
1.1 Экономическая сущность и классификация ликвидных активов ………………. 5
1.2 Признание и оценка ликвидных активов …………………………………………10
1.3 Нормативно-правовое регулирование учета ликвидных активов ………………15
1.4 Характеристика деятельности и финансового состояния ГП «Севвинзавод»….17
2 УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ЛИКВИДНЫХ АКТИВОВ ………………………………………...20
2.1 Цель, задачи и принципы учета ликвидных активов ……………………………..20
2.2 Документирование и учет денежных средств в кассе, на текущих и прочих счетах в банке …………………………………………………………………………………………. 22
2.3 Документирование и учет текущей дебиторской задолженности покупателей, векселей полученных ………………………………………………………………………….28
2.4 Документальное оформление и учет дебиторской задолженности по расчетам .32
2.5 Документальное оформление и учет прочей дебиторской задолженности и текущих финансовых инвестиций…………………………………………………………….36
2.6 Отражение операций с ликвидными активами в финансовой отчетности………38
2.7 Внутрихозяйственный контроль ликвидных активов …………………………….43
3 АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УЧЕТА ЛИКВИДНЫХ АКТИВОВ В СИСТЕМЕ 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ ………………………………………………………………………….. 47
3.1 Сравнительная характеристика бухгалтерских программ ………………………. 47
3.2 Пример учета ликвидных активов в системе 1С: Предприятие ………………… 49
Заключение ……………………………………………………………………………………..53
Список использованных источников …………………………………………………………55
Приложения …………………………………………………………………………………….58
Финансовая отчетность ГП «Севвинзавод» ………………………………………………...111
обеспечить сохранность денежных и иных средств предприятия;
обеспечить выполнение планов и заданий по использованию средств предприятия, по отгрузке продукции с соблюдением всех условий договора;
обеспечить соблюдение кадровой политики по подбору и расстановке кадров, особенно на руководящие и материально-ответственные должности;
обеспечить достоверность учета ликвидных активов и отчетности (бухгалтерской, налоговой), а также полноту управленческой информации;
соблюдение и выполнение Законов, Положений, Инструкций по всем вопросам финансово-экономической деятельности;
обеспечить соблюдение внутренних приказов и распоряжений относительно организации работы с ликвидными активами и их учета;
обеспечить соблюдение расчетно-платежной дисциплины.
Задачи бухгалтерской службы:
строгое выполнение всех нормативных документов по учету ликвидных активов и финансовой отчетности; выполнение должностных обязанностей каждым работником бухгалтерской службы;
контроль за работой материально-ответственных лиц по части сохранности денежных средств, своевременного, качественного предоставления отчетности и первичных документов;
своевременное и достоверное ведение учета, составление регистров учета, финансовой отчетности и сдача ее согласно установленных сроков;
своевременное начисление и перечисление налогов, платежей в бюджет по операциям с ликвидными активами
своевременное устранение ранее выявленных нарушений и недостатков в учете и отчетности;
регулярное проведение инвентаризации ликвидных активов;
соблюдение правил организации кассы, заполнения регистров строгой отчетности, а также установленного лимита кассы.
Руководством предприятия утверждены внутренние документы относительно организации системы ВХК и распределения обязанностей по контролю отдельных объектов. В рамках приказа об утверждении должностных инструкций определено, что начальник каждого из отделов предприятия осуществляет контроль за работой своего отдела по части выполнения внутренних приказов, соблюдения нормативных документов и своевременности и полноты выполнения операций. Схема ВХК представлена в приложении Щ.
В систему ВХК входят различные службы предприятия, которые осуществляют контроль в рамках своих операций и заданий. Объектами контроля в рамках ликвидных активов являются:
денежные средства в кассе, текущие и прочие счета в национальной и иностранной валюте, текущая дебиторская задолженность за товары, по претензиям, по возмещению ущерба и прочая задолженность;
процесс отгрузки продукции покупателям;
составление бюджетов, кассовых планов, порядок их выполнения;
порядок осуществления учета операций с ликвидными активами, движения документов и составление отчетности относительно ликвидных активов, качество анализа эффективности использования ликвидных активов.
Источниками информации для контроля за вышеуказанными объектами являются законодательные акты, внутренние приказы, отчеты, данные учета и финансовая отчетность, а также управленческая отчетность, результаты анализа и прочие документы, которые содержат информацию о ликвидных активах.
На предприятии в рамках системы ВХК осуществляется предварительный контроль, который направлен на предупреждение нарушений. Одним из инструментов является проверка главным бухгалтером и директором наиболее важных документов и скрепление их печатью, что позволяет не только контролировать операции с ликвидными активами, но и проверять подчиненных лиц на правильность оформления документов. В рамках предварительного контроля на предприятии проводится инвентаризация ликвидных активов.
Текущий контроль предусматривает проверку работ бухгалтерских служб, материально-ответственных лиц, работников сбыта и аналитики.
Последующий контроль своей целью имеет проверку правильности составления отчетности предприятия и направлен на предупреждение применения штрафных санкций государственными службами.
Контроль за эффективным использованием ликвидных активов осуществляется работниками отдела Управленческого учета и анализа, где ежемесячно составляются бюджеты использования средств предприятия, утверждаемые финансовым директором. По результатам выполнения бюджетов финансовому директору представляется отчет, в котором указываются возникшие отклонения и их причины. Кроме того, в рамках данного отдела проводится надзор за своевременностью погашения дебиторами задолженности, а также проводится анализ эффективности использования ликвидных активов. Работники данного отдела принимают участие в инвентаризации ликвидных активов.
Главный бухгалтер осуществляет контроль за работой бухгалтерской службы по части документального обеспечения учета ликвидных активов, движения документов между службами предприятия, правильности и своевременности их обработки, соблюдения нормативных документов по учету ликвидных активов, а также принимает участие в инвентаризации ликвидных активов.
В рамках Отдела сбыта и снабжения осуществляется контроль за своевременностью документального оформления отгрузки продукции и полноты ее отгрузки. Контроль за правильностью отражения цен на отгруженную продукцию осуществляется начальником отдела Управленческого учета и анализа.
Относительно соблюдения законодательных актов, регулирующих операции с ликвидными активами, контроль осуществляется юристом предприятия, который также проводит контроль за порядком ведения судебных дел и полнотой их выполнения.
Общий финансовый контроль за деятельностью вышеуказанных структурных подразделений предприятия осуществляет финансовый директор. Он проводит контроль за выполнением внутренних приказов и распоряжений, касающихся ликвидных активов, а также за осуществлением операций с иностранной валютой.
Функционирующая система ВХК на предприятии позволяет контролировать на каждом этапе операции с ликвидными активами как в рамках учета, так и в момент осуществления самой операции. Проведение предварительного, текущего и последующего контроля позволяют предотвратить нарушения и создать эффективную систему учета и организации деятельности на предприятии. Регулярное проведение инвентаризации обеспечивает сохранность ликвидных активов, предотвращает хищение и порчу ценностей. Жесткий контроль за процессом учета на каждой его стадии обеспечивает формирование достоверной информации о ликвидных активах для внешних пользователей. Оперативность поступления информации в высшие структуры предприятия позволяют быстро устранять отклонения и нарушения. Кроме того, постоянный контроль за целесообразностью использования ликвидных активов способствует их эффективному использованию на предприятии.
3 АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УЧЕТА ЛИКВИДНЫХ АКТИВОВ В СИСТЕМЕ 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ
3.1 Сравнительная характеристика бухгалтерских программ
«Идеал» для системы бухгалтерского и управленческого учета с точки зрения руководителя компании и собственника – это получение всей необходимой информации по всему предприятию на любой момент времени, а не за прошлый месяц. Только в таком случае можно управлять эффективно.
Когда система работает эффективно, это означает, что эффективно работает каждое ее звено, подразделение. Определен круг задач, отлажены документооборот и обмен информацией. Создание современной автоматизированной системы влечет за собой необходимость переоснащения технической базы и совершенствования организации обмена данными.
Автоматизация бухгалтерского учета – это ведение бухгалтерского учета с применением компьютеров и компьютерных программ.
Автоматизация бухгалтерского учета позволяет:
повысить качество, аналитичность, оперативность учета;
получать отчетность в самых различных разрезах и формах, не затрачивая на это дополнительных усилий;
повысить экономичность и эффективность бухгалтерского учета.
Сегодня большинство предприятий используют программные продукты для автоматизации бухгалтерского учета. Но, как показывает практика, желаемый эффект от использования программных средств достигается не всегда. Причин может быть несколько: от неумения отобразить привычные схемы учета средствами программы до недостаточного знания возможностей ее отдельных компонентов.
Современные программы не предполагают полную автоматизацию бухгалтерской деятельности, ограничиваясь учетом и хранением первичных документов и выполнением простых расчетов, а также построением различных отчетов. Ни одна из программ не предлагает бухгалтеру законченные алгоритмы поведения в любой ситуации. Программа не подсказывает нужные действия, бухгалтер самостоятельно должен выбрать, что он должен сделать в той или иной ситуации. В идеале любая задача, встающая перед бухгалтером, передавалась бы программе, и она автоматически выстраивала бы необходимую последовательность действий, самостоятельно предлагая бухгалтеру ввести нужную информацию. При работе с существующими программами бухгалтер должен самостоятельно определить последовательность действий, после чего программа поможет выполнить их.
Наиболее широкое применение на практике получили программа
Следует отметить, что наиболее широко распространена и применяется на предприятиях программа 1С: Бухгалтерия 7.7 (в т.ч. на ГП «Севвинзавод»), что обусловлено ее многофункциональностью и универсальностью в использовании.
В «1C:Бухгалтерии» удачно сочетаются адаптивные свойства, как инструментальных, так и полнофункциональных систем. С одной стороны, с программой поставляется типовая конфигурация, которая представляет собой готовую настройку для автоматизации наиболее важных участков бухгалтерского учета, т.е. в системе изначально имеется встроенная поддержка для решения задач бухгалтерского учета. С другой стороны, типовая конфигурация открыта для изменения: подготовленный пользователь может изменять алгоритмы работы или добавлять совершенно новые функции для учета специфики конкретной организации, создавая индивидуальный перечень команд управления учетной и отчетной информацией.
Для многих малых и средних предприятий бухгалтерский учет может быть построен с использованием возможностей типовой конфигурации. Основными принципами, положенными в основу разработки типовой конфигурации, являются:
ведение бухгалтерского учета «от документа»;
интеграция систем налогового и бухгалтерского учета в рамках единой информационной базы;
обеспечение гибкой настройки аналитики под конкретную предметную область;
возможность учета новаций в законодательстве без внесения изменений в конфигурацию;
Типовую конфигурацию следует рассматривать как универсальный многофункциональный комплекс готовых решений для поддержки автоматизированного учета на тех участках, которые чаще всего встречаются в практике хозяйствующих субъектов. В ней предусмотрен учет расчетов с контрагентами, работниками и подотчетными лицами; учет расчетов по налогам и взносам во внебюджетные социальные фонды; учет операций по кассе и банку: учет основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, готовой продукции и товаров; учет затрат; учет реализации товаров, продукции, работ, услуг и т.д. При работе с системой используются такие базовые понятия как константы, справочники, документы, журнал, отчеты, обработки и операции.
«1С: Бухгалтерия» выполняет следующие функции учета: ввод, хранение и печать любых первичных документов, ручной и автоматический ввод бухгалтерских операций, разнообразные отчеты, работа с распределенными информационными базами, конфигурирование, связь с другими программами, сервисные возможности, удобный пользовательский интерфейс, развитые средства администрирования, а также многопользовательский режим, посредством использования гибких возможностей учета:
использования многоуровневых планов счетов;
ведения многомерного и многоуровневого аналитического учета;
ведения количественного учета;
ведения многовалютного учета по неограниченному числу валют;
ведения на одном компьютере учета для нескольких предприятий;
использования сложных проводок.
Таким образом, на основании перечисленных возможностей программ по автоматизации учета можно сделать вывод, что основной его целью является повышение эффективности работы бухгалтера и достижение наглядности и оперативности получения информации в учете по объектам. Особенно эффективно внедрение автоматизированного учета в рамках учета ликвидных активов, поскольку последние обеспечивают текущую деятельность предприятия и требуют оперативного учета.
3.2 Пример учета ликвидных активов в системе 1С: Предприятие 7.7