Учет ликвидных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сущности ликвидных активов, методики их учета и внутрихозяйственного контроля на ГП «Севвинзавод». Для достижения постановленной цели был поставлен ряд задач:
 изучить сущность и варианты классификации ликвидных активов;
 рассмотреть критерии признания и методы оценки ликвидных активов согласно стандартам бухгалтерского учета;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………...3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЛИКВИДНЫХ АКТИВОВ ………………………… 5
1.1 Экономическая сущность и классификация ликвидных активов ………………. 5
1.2 Признание и оценка ликвидных активов …………………………………………10
1.3 Нормативно-правовое регулирование учета ликвидных активов ………………15
1.4 Характеристика деятельности и финансового состояния ГП «Севвинзавод»….17
2 УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ЛИКВИДНЫХ АКТИВОВ ………………………………………...20
2.1 Цель, задачи и принципы учета ликвидных активов ……………………………..20
2.2 Документирование и учет денежных средств в кассе, на текущих и прочих счетах в банке …………………………………………………………………………………………. 22
2.3 Документирование и учет текущей дебиторской задолженности покупателей, векселей полученных ………………………………………………………………………….28
2.4 Документальное оформление и учет дебиторской задолженности по расчетам .32
2.5 Документальное оформление и учет прочей дебиторской задолженности и текущих финансовых инвестиций…………………………………………………………….36
2.6 Отражение операций с ликвидными активами в финансовой отчетности………38
2.7 Внутрихозяйственный контроль ликвидных активов …………………………….43
3 АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УЧЕТА ЛИКВИДНЫХ АКТИВОВ В СИСТЕМЕ 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ ………………………………………………………………………….. 47
3.1 Сравнительная характеристика бухгалтерских программ ………………………. 47
3.2 Пример учета ликвидных активов в системе 1С: Предприятие ………………… 49
Заключение ……………………………………………………………………………………..53
Список использованных источников …………………………………………………………55
Приложения …………………………………………………………………………………….58
Финансовая отчетность ГП «Севвинзавод» ………………………………………………...111

Работа содержит 1 файл

КУРС ФУ.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

Таким образом, по результатам анализа хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия можно сказать, что оно функционирует достаточно эффективно. Об этом свидетельствует значительный рост объемов выручки предприятия и увеличение суммы чистой прибыли на 1 071 тыс. грн. Рост себестоимости обусловлен снижением материалоотдачи и фондоотдачи. Положительную динамику имеет производительность труда. Финансовое состояние предприятия несколько улучшилось за 2010 год, но уровень ликвидности все еще остается низким, что негативно влияет на платежеспособность предприятия. Негативным также является сокращение скорости оборота оборотных активов. В целом анализ деятельности показал, что необходимо провести глубокий анализ оборотных активов с целью повышения их рентабельности и ликвидности предприятия в целом.

 

 

2             УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ЛИКВИДНЫХ АКТИВОВ

 

2.1     Цель, задачи и принципы учета ликвидных активов

 

Бухгалтерский учет – процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений [31].

Общей целью учета ликвидных активов является предоставление пользователям финансовой отчетности правдивой и достоверной информации о составе ликвидных активов, их использовании в хозяйственной деятельности предприятия и финансовых результатах от такого использования для принятия управленческих решений.

Для достижения общей цели необходима постановка и решение ряда промежуточных целей, а именно:

   соблюдение правильности отнесения активов к той или иной группе по  периоду использования в хозяйственной деятельности (оборотные и необоротные), их классификация и отнесение к соответствующим статьям баланса;

   контроль за уместностью применения тех или иных методов оценки ликвидных активов на различные даты (первоначальная, текущая и оценка на дату баланса);

   соблюдение предусмотренных форм  первичных документов по оформлению операций с ликвидными активами;

   корректное отражение операций с ликвидными активами в учете с учетом всех предписаний и требований П(С)БУ, контроль за правильностью формирования финансового результата от операций с ликвидными активами;

   регулярное проведение инвентаризации для подтверждения сохранности ликвидных активов на предприятии.

Способы ведения учета ликвидных активов предприятие определяет самостоятельно и закрепляет их в «Приказе об учетной политике предприятия». Утвержденные принципы и методика учета ликвидных активов остаются неизменными в течение длительного периода, что дает возможность сопоставить информацию о них за различные периоды, таким образом соблюдается принцип последовательности применяемых методик.

При признании, оценке, использовании ликвидных активов и формировании финансового результата предприятие придерживается принципа единого денежного измерителя, обеспечивающего наглядность информации о ликвидных активах. В рамках учетной политики предприятие использует такие методики оценки, которые позволяют соблюдать принцип осмотрительности и формировать в учете информацию о ликвидных активах по достоверной оценке, исходя из фактической их стоимости. Принцип полноты освещения информации о ликвидных активах обеспечивается рациональной организацией бухгалтерского учета ликвидных активов и документооборота, выбором форм учета и контролем за сохранностью ликвидных активов на предприятии. На ГП «Севастопольский винодельческий завод» порядок признания и методы оценки ликвидных активов закреплены в приказе об учетной политике.

Учет операций с ликвидными активами осуществляется в бухгалтерии предприятия с разделением по объектам. Распределение обязанностей по учету отельных объектов ликвидных активов изображено в приложении Е.

Учет на предприятии полностью автоматизирован в системе 1С: Бухгалтерия 7.7. На основании первичных документов, получаемых бухгалтерией для обработки, данные об операциях с ликвидными активами заносятся в систему, где автоматически формируются ведомости. Все компьютеры в бухгалтерии связаны посредством сети, поэтому информация о ликвидных активах в каждом из отделов бухгалтерии доступна для всей бухгалтерской службы. Для учета валовых доходов и расходов от операций с ликвидными активами используется специальная программа (Бест Звіт), в которой также формируется замистителем главного бухгалтера налоговая отчетность.

На предприятии действует приказ о документобороте, в котором установлен перечень документов для каждого подразделения, подлежащих сдачи в бухгалтерию для обработки и сроки предоставления документов.

Согласно приказу об учетной политике, на предприятии ежемесячно поводится инвентаризация кассы. Инвентризация всех активов и обязательств проводится ежегодно перед составлением отчетности. Инвентаризация проводится с собюдением требований соответствующих нормативных документов; инвентаризационную комиссию возглавляет главный бухгалтер.

На ГП «Севвинзавод» соблюдаются следующие методологические принципы учета ликвидных активов. Резерв сомнительных долгов по текущей дебиторской задолженности не создается и производится пересчет денежных средств и задолженности в иностранной валюте на дату баланса и на дату операции по действующему курсу НБУ в соответствии с П(С)БУ 21.

Таким образом, на предприятии функционирует эффективная система бухгалтерского учета, которая обеспечивает операивность формирования информации о ликвидных активах и ее достоверность, контроль за сохранностью активов. Применяемые методы учета позволяют отражать в финансовой отчетности достоверную и полную информацию о составе ликвидных активов, их движении,а также доходах и расходах от операцй с ними. Методологические принципы учета ликвидных активов обеспечивают реализацию основных задач бухгалтерского учета и соблюдение его принципов.

 

 

2.2  Документирование и учет денежных средств в кассе, на текущих и прочих счетах в банке

 

ГП «Севастопольский винодельческий завод» осуществляет операции с денежными средствами в национальной валюте в кассе и на текущих счетах. Для обеспечения первичного учета на предприятии используются первичные документы типовых форм.

Учет денежных средств в кассе и на текущих счетах осуществляется бухгалтером-кассиром; формирование первичных документов осуществляется автоматически в системе 1С: Предприятие.

Поступление денежных средств в кассу оформляется Приходным кассовым ордером,в котором отражается следующая информация: данные о предприятии, источник поступления, назначения платежа, дата, сумма и документ-основание платежа. Отрывная часть ордера передается лицу, внесшему денежные средства в кассу. Выбытие денежных средств из касыы  оформляется. Расходным кассовым ордером, который содержит полную информацию о направлении использования денежных средств, паспортные данные о лице, получившем денежные средства, наименование и дату документа, на основании которого происходит списание средств, а также данные о предприятии, дату РКО и сумму. Первичные документы по кассовым операциям оформляются на предприятии с учетом требований законодательства с указанием полной необходимой информации и не содержат исправлений и зачеркиваний. Пример оформления ПКО и РКО представлен в            приложении Ж.

Все кассовые ордера автоматически регистрируются в журнале регистрации в системе 1С: Предприятие 7.7; автоматически в конце дня кассир формирует кассовую книгу. Кассовые ордера и кассовая книга подписываются главным бухгалтером и кассиром. Кроме того, расходные ордера подписываются лицом, получившим денежные средства с указанием прописью полученной им суммы. На предприятии имеет место полная регистрация кассовых документов и обеспечивается их сохранность. Кассовая книга тоформляется с соблюдением всех нормативных требований и скрепляется как регистр строгой отчетности.

В соответствии с законодательством на предприятии существует лимит кассы. Лимит остатка наличных в кассе (лимит кассы) – это предельный размер наличных, которые могут оставаться в кассе предприятия во внерабочее время. То есть хранить в своей кассе наличные во внерабочее время предприятие имеет право только в пределах утвержденного лимита кассы. Вся наличность, которая имеется в кассе сверх установленного лимита, в конце дня обязательно должна быть сдана в банк.

Лимит остатка наличности в кассе устанавливается на основании расчета, который утверждается руководителем с учетом режима и специфики работы, отдаленности от банка, объема кассовых оборотов (поступлений и расходов) по всем счетам, продолжительности операционного времени банка, наличия договоренности предприятия с банком на инкассацию. Расчет лимита кассы предприятие со­ставляет отдельно по предприятию и по каждому его обособленному подразделе­нию. Он рассчитывается в соответствии с требованиями Положения № 637 «О ведении кассовых операций в инациональной валюте в Украине». Для определения суммы лимита берутся данные за три любых месяца подряд из последних двенадцати о средне­дневном поступлении или среднедневной выдачи наличных из кассы.

Учет расчетов по кассовым операциям ведется на счете 30 «Касса» на следующих субсчетах:

301 «Касса в национальной валюте»

302 «Касса в иностранной валюте».

По дебету счета 30 «Касса» отражается поступление денежных средств в кассу предприятия, а по кредиту отражается расходование денежных средств.

Схема документооборота по учету наличных денежных средств представлена в  приложении З.

Основные бухгалтерские проводки по учету операций с наличными приведены в приложении И

Важным аспектом является проверка соблюдения законодательства при проведении операций с денежными средствами. Указом Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95г. № 436/95 для предприятий установлена материальная ответственность за нарушение правил наличного обращения (см. приложение К). Кроме того, должностные лица предприятия, несут административную ответственность за нарушение  порядка ведения кассовых операций.

Операции на текущем счете ведутся с использованием дистанционной программы «Клиент-банк». При безналичных расчетах в национальной и иностранной валюте предприятие использует Платежные поручения, которые имеют типовую форму и содержат следующие реквизиты: банковские данные получателя и плательщика (номер счета, ЕГРПОУ, название и адрес банка, его МФО), данные о получателе и плательщике,а также назначение платежа, общую сумму и сумму НДС (см. приложение Ж). Платежное поручение для безналичных расчетов в иностранной валюте содержит дополнительные данные о типе и коде валюты расчетов, наименовании страны-получателя и ее код, порядок взимания комиссии за платеж, а также идентификационный номер получателя. Платежные поручения заполняются в двух экземплярах, один из которых подписывается финансовым директором и главным бухгалтером и скрепляется печатью предприятия.

Продажа части иностранной валюты на текущем счете осуществляется на основании заявления на продажу иностранной валюты или банковских металлов, которое имеет типовую форму Заявление имеет следующие реквизиты: наименование и адрес предприятия, данные лица, уполномоченного проводить операции по продаже валюты, номер валютного счета и данные банка, тип валюты и ее сумма,а также минимальный курс продажи и стоимость суммы продажи в национальной валюте. Также указывается номер счета и наименование банка, куда будет зачислена национальная валюта, полученная от продажи, и порядок уплаты комиссии. Учитывая строгий надзор государства за операциями в иностранной валюте, используемый документ на предприятии позволяет отражать наиболее важную для контроля информацию

Поступление денежных средств в национальной валюте на текущий счет предприятия оформляется заявлением на перечисление наличных, которое заполняется вручную в учреждении банка кассиром-бухгалтером и имеет типовую форму. Заявление имеет отрывную часть (квитанцию) и основными его реквизитами являются: дата, наименование предприятия, номер счета и сумма взноса, банк и имя получателя денежных средств, а также данные лица-посредника и назначение взноса. Заявление подписывается бухгалтером-кассиром, операционистом и кассиром банка после приемки наличности в кассу. Отрывная квитанция является основанием для оформления расходного ордера на сдачу наличности в банк и прикладывается к нему.

Предприятие не хранит в кассе иностранную валюту, поэтому ее поступление на текущий счет возможно либо в качестве оплаты за продукцию иностранными покупателями либо при приобретении предприятием иностранной валюты.

Информацию о движении денежных средств отдельно по каждому банку предприятие получает ежедневно в электронной форме в Выписке банка. Данный документ является основанием для оприходования денежных средств на текущем счете. Выписка выдается банком и содержит данные о поступлении и выбытии денежных средств (отдельно по каждому счету) с указанием номеров документов-оснований и данных о плательщике. Также, в выписке указывается ее номер, дата и остатки на счете (на начало и конец дня). Все выписки предприятие распечатывает и прикрепляет к ним первичные документы.

В бухгалтерском учете движение денежных средств на текущем счете по данным выписок банка отражается на активном счете 31 «Счета в банках», имеющем 4 субсчета:

311 «Текущие счета в национальной валюте»

312 «Текущие счета в иностранной валюте»

313 «Прочие счета в банках в национальной валюте»

314 «Прочие счета в банках в иностранной валюте».

Для отражения в бухгалтерском учете движения денежных средств, зачисленных и списанных с расчетного счета, проверяется и обрабатывается выписка банка с приложенными к ней документами. На основании записей в выписке банка бухгалтер проставляет корреспонденцию счетов, при этом на поступившие  денежные средства дебетуется счет 31 «Счета в банках»,а на списание – кредитуется.

При обработке банковских документов и выписки банка бухгалтер должен помнить, что в выписке поступление денежных средств отражается по кредиту, а списание  - по дебету. В бухгалтерском учете на предприятии эти операции отражаются наоборот.

На практике бывает, что в выписке допущена ошибка по вине банка,в этом случае соответствующая сумма должна найти отражение на дебете или кредите счета                       374 «расчеты по претензиям», о чем должно быть сообщено банку не позднее 10 дней с даты поступлени выписки. Об исправлении записей банком предприятие узнает по получении очередной выписки банка.

Информация о работе Учет ликвидных активов