Учет и аудит товарных операций в организации розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

В последние годы значительно возросло количество организаций, осуществляющих товарные операции. Такие операции обеспечивают обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, т.е. предоставление последнему товара определенного свойства и качества в определенном месте, в определенное время и за определенную плату. Деление торговли на оптовую и розничную находится в прямой зависимости от того, какие стадии обращения проходит товар от изготовителя к потребителю.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты учета и контроля товарных операций ….5
1.1. Экономическая сущность категории «товар» и виды товарных операций 5
1.2. Нормативное регулирование товарных операций 15
1.3. Виды контроля и его задачи в торговой деятельности 29
Глава 2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Мэйджор Электроникс» 43
2.1. Организационно-экономическая характеристика исследуемой организации 43
2.2. Первичный документы и договорные работы 51
2.3. Аналитический и синтетический учет товарных операций 64
Глава 3. Аудит товарных операций ООО «Мэйджор Электроникс» 72
3.1. Порядок тестирования системы бухгалтерского учета и средств внутреннего контроля 72
3.2. Порядок проведения аудиторской проверки операций по учету товаров 85
3.3. Завершение проверки и рекомендации по совершенствованию учета товарных операций ………………………………………96
Заключение 106
Список использованной литературы 110

Работа содержит 1 файл

МИФИдипломДолгашева-товар.doc

— 929.00 Кб (Скачать)

     В целом, внутренняя служба аудита и контрольно-ревизионная служба являются составляющими элементами системы внутреннего контроля. Под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности. Данную систему можно оценить по таким категориям как: система материально-ответственных лиц, распределение ответственности и полномочий, стиль управления, кадровая политика, приемы физической защиты, инвентаризация и другие.

     Для торговой организации особое значение имеет система материально-ответственных  лиц и проведение инвентаризации товаров на складе. Материально ответственными лицами в торговых организациях являются лица, которым в силу их должностных обязанностей доверена работа с товарами. Эти лица отвечают за сохранность вверенных им материальных ценностей. При приеме на работу материально ответственных лиц, либо при назначении работающего в организации сотрудника на должность, связанную с материальной ответственностью, работодатель заключает с этим работником письменный договор о материальной ответственности. Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, заключаются с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о материальной ответственности, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в Постановлении «О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» от 14 ноября 2002 г. № 823 [41]. Вторым важным элементом системы внутреннего контроля является инвентаризация склада. Она проводится для проверки наличия и состояния товарно-материальных ценностей. При этом выявляется соответствие фактического наличия товаров и тары на момент инвентаризации их остаткам по данным бухгалтерского учета. Помимо обеспечения сохранности ценностей и проверки правильности организации материальной ответственности инвентаризация решает задачи контроля учетных данных по товарам и таре, их реального отражения в балансе; а также посредством инвентаризации выявляются неиспользуемые, залежалые товары, продукция устаревших фасонов и моделей и т. п. Согласно действующему Положению [15] количество инвентаризаций в отчетном году и сроки их проведения устанавливаются организациями самостоятельно, за исключением следующих случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:

     - при смене материально ответственного  лица (при коллективной материальной ответственности - при уходе в отпуск бригадира и более половины членов бригады);

     - при установлении фактов краж, ограблений, хищений, порчи ценностей,  злоупотреблений; а также пожара, стихийных бедствий;

     - при ликвидации, реорганизации предприятия;

     - передаче имущества в аренду, выкупе, продаже и в других случаях, установленных законодательством.

     - перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности.

     Порядок проведения и документального оформления результатов инвентаризации определен  в Методических указаниях по инвентаризации [27]. Сущность инвентаризации состоит в том, что наличие тех или иных объектов устанавливается с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета. При инвентаризации данные наличия товаров фиксируются в инвентаризационных описях и в сличительных ведомостях, сводятся с данными бухгалтерского учета с целью установления (выявления) недостач или излишков товарных ценностей. Товары, поступившие во время инвентаризации, принимают материально ответственные лица в присутствии членов комиссии и приходуют после инвентаризации [27].

       Таким образом, нельзя недооценивать  роль контроля над торговой  деятельностью. Каждый из видов  контроля (государственный, общественный  и независимый) имеет свои особенности.  Наиболее жесткий вид контроля – государственный, поскольку органы контроля имеют право не только штрафовать за невыполнение требований законодательства, но и привлекать нарушителей к уголовной ответственности. Общественный контроль осуществляется со стороны общественных и иных некоммерческих объединений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Главная цель данного вида контроля – защита прав потребителей. К задачам данного общества можно отнести как и  рассмотрение жалоб граждан о нарушениях прав потребителей, консультирование их по вопросам законодательства, так и осуществление предъявления исков в суды по собственной инициативе или по поручению потребителя (группы потребителей, или в интересах неопределенного круга потребителей). Независимый (аудиторский) контроль можно разделить на внешний и внутренний аудит. Внешний аудит осуществляется на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности торговой организации. В рамках этого аудита можно выделить обязательный аудит и инициативный. Обязательный аудит проводится в результате прямого указания в Федеральном законе [7] и других федеральных законах. Инициативный аудит проводится по решению руководства торгового предприятия или его учредителей. Внутренний контроль выполняется службой внутреннего аудита. Данная служба выполняет ряд задач: сбор информации, касающейся торговой деятельности организации, группировка полученной информации для обобщения и анализа. Служба следит за выполнением принятых управленческих решений. Чем крупнее организация, тем более необходима служба внутреннего аудита. Но существует так же ревизионный контроль, выполняемый в рамках внутреннего контроля. Данный контроль осуществляется контрольно-ревизионной службой. В целом, внутренний аудит и контрольно-ревизионная служба входят в систему внутреннего контроля организации. Имея разные функции и задачи, данные службы объединяет стремление к совершенствованию деятельности торговой организации. 

 

     Глава 2. Бухгалтерский учет  товарных операций в ООО «Мэйджор Электроникс» 

     2.1. Организационно-экономическая характеристика исследуемой организации 

     ООО «Мэйджор Электроникс» было образовано, как предприятие оказывающее  сервисные услуги, а также занимающееся оптовой и розничной торговлей электронными компонентами и запасными частями для бытовой техники. Сервисный центр начал свою работу в 2005 году. За активность в организации доставок запасных частей по итогам 2005 года компания «СПСР-Экспресс» признала «Мэйджор Электроникс» «Открытием Года».

     ООО «Мэйджор Электроникс» в 2006 г. провел первую региональную сервисную конференцию. В мероприятии участвовали более 50 участников из 29 городов России, стран  СНГ и ближнего зарубежья, а также  представители средств массовой информации. Обсуждение проблем и обмен опытом в области сервисного сопровождения проходило среди руководителей крупнейших сервисных центров, сервис-менеджеров ведущих дистрибьюторских, розничных компаний и непосредственно руководителей Сервисного центра «Мэйджор Электроникс».

     Основными направлениями деятельности Сервисного центра Мэйджор Электроникс являются: формирование сети авторизованных сервисных центров и организация их работы по обслуживанию продукции различных производителей бытовой техники, поставка комплектующих к технике и техническая поддержка, непосредственно ремонт техники для потребителей и организаций.

     Мэйджор Электроникс осуществляет следующие виды деятельности:

     1. Оптовая торговля запасными частями  к бытовой технике;

      2. Розничная торговля запасными частями и компонентами к бытовой   технике;

      3. Ремонт бытовой техники;

     4. Услуги по проверке сервисных  отчетов.

     Оптовая торговля является преимущественным направлением в деятельности всего Общества, поскольку  на нее приходится основная доля выручки (88,4%). Особенность данного направления в том, что список клиентов, имеющих возможность приобретать определенное наименование товаров, ограничен, поскольку необходима авторизация клиента. Данная процедура происходит после подробного изучения деятельности самого клиента, его репутации на рынке и финансового положения. Это связано не только с желанием установить доверительные отношения, но также и с определенной долей необходимости обезопасить Мэйджор Электроникс от несанкционированного получения информации. Осуществляются поставки компонентов для применений в области профессионального аудио-видео и телекоммуникации, весь спектр разъемов для коммутации аудио и видео сигналов, весь спектр кабельной продукции, акустические компоненты для

HI-FI техника,  стабилизаторы напряжения, транзисторы, микросхемы, конденсаторы. Осуществляются поставки электронных компонентов и аксессуаров для производства, ремонта и обслуживания электронной техники. В настоящее время, программа поставок электронных компонентов насчитывает около 10 тысяч наименований, которые находятся на складе предприятия.

       Розничная торговля запасными  частями и компонентами к бытовой   техник

     е осуществляется непосредственно на самом предприятии, путем продажи  со склада. Розничная торговля имеет малую долю выручки, составляющую менее 1%. Это связано с тем, что данная деятельность в сфере торговли компонентами и запасными частями не выгодна с точки зрения пониженного спроса у населения. Основная причина в том, что в большинстве случаев, компонентами и запасными частями к бытовой технике пользуются именно сервисные центры в целях замены деталей и ремонта. Поэтому  данный вид деятельности предприятием не развивается.

     Сервисный центр обеспечивает быстрый и  качественный ремонт – замена делателей,  корпуса, ремонт и восстановление внутренних частей техники. Все это осуществимо  благодаря тому, что на предприятии  находятся не только профессионалы  высокого класса, но также современное оборудование и необходимые комплектующие и запасные части. На многие товары, реализуемые производителями, установлен гарантийный срок, в течение которого покупатель может произвести ремонт и техническое обслуживание без дополнительной платы в Сервисном Центре «Мэйджор Электроникс». После истечения гарантийного срока предприятие продолжает оказывать услуги по ремонту товаров, но при заключением дополнительного договора.

     Услуги  по проверке сервисных отчетов осуществляются инженерами предприятия для того, чтобы удостовериться в полном восстановлении необходимой техники по заданным критериям.

     Для общей оценки деятельности предприятия  целесообразно провести так называемый «экспресс-анализ», позволяющий определить экономическое положение организации  через основные индикаторы. Экспресс анализ включает следующие виды анализа: 

    - оценка экономического потенциала;

    - оценка финансовой устойчивости;

    - оценка эффективности организации;

    - оценка динамики основных показателей организации;

    - анализ «оцененности» организации;

    - оценка организации по методике Бостонской группы.

     По  данным отчетности оценим экономический потенциал ООО «Мэйджор Электроникс» на основе системы показателей, представленных в табл.2.1 (Приложение 1 – бухгалтерская отчетность).      

Таблица 2.1

     Оценка  экономического потенциала ООО «Мэйджор Электроникс»

Показатели 2005 г. 2006 г.
Валюта  баланса, тыс. руб. 16841 25388
Численность работающих, чел. 44 44
коэффициент годности основных средств, % 88 80
Арендованные  основные средства, тыс. руб. 7669 7669
Основные  средства, переданные в аренду, тыс. руб. - -
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг 22597 54103
Прибыль чистая, тыс. руб. 1549 696
Вывод малое, среднее, крупное Среднее
 

     По  данным отчетности можно выявить, что  рассматриваемое предприятие имеет  средний экономический потенциал.

     Для оценки финансовой устойчивости целесообразно использовать показатели, которые, с одной стороны, могут быть легко рассчитаны, а, с другой, дают возможность достаточно точно определить степень финансовой устойчивости организации, представленные в табл.2.2:                     

Таблица 2.2

Информация о работе Учет и аудит товарных операций в организации розничной торговли