Учет и аудит товарных операций в организации розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

В последние годы значительно возросло количество организаций, осуществляющих товарные операции. Такие операции обеспечивают обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, т.е. предоставление последнему товара определенного свойства и качества в определенном месте, в определенное время и за определенную плату. Деление торговли на оптовую и розничную находится в прямой зависимости от того, какие стадии обращения проходит товар от изготовителя к потребителю.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты учета и контроля товарных операций ….5
1.1. Экономическая сущность категории «товар» и виды товарных операций 5
1.2. Нормативное регулирование товарных операций 15
1.3. Виды контроля и его задачи в торговой деятельности 29
Глава 2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Мэйджор Электроникс» 43
2.1. Организационно-экономическая характеристика исследуемой организации 43
2.2. Первичный документы и договорные работы 51
2.3. Аналитический и синтетический учет товарных операций 64
Глава 3. Аудит товарных операций ООО «Мэйджор Электроникс» 72
3.1. Порядок тестирования системы бухгалтерского учета и средств внутреннего контроля 72
3.2. Порядок проведения аудиторской проверки операций по учету товаров 85
3.3. Завершение проверки и рекомендации по совершенствованию учета товарных операций ………………………………………96
Заключение 106
Список использованной литературы 110

Работа содержит 1 файл

МИФИдипломДолгашева-товар.doc

— 929.00 Кб (Скачать)

 

 
 

 
 

Рис.1.2. Классификация торговой сети 

     Стационарная торговая сеть – это сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях. Определения объектов стационарной торговли даны в ГОСТе [40]:

     - магазин - специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже;

     - универсальный магазин - предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров. Примерами таких магазинов являются: универсам, супермаркет, гипермаркет; из универсальных непродовольственных – универмаг, торговый дом;

     - специализированный магазин - предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров (например, «Одежда», «Мясо») или часть товарной группы;

     - магазин с комбинированным ассортиментом товаров - предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности;

     - магазин со смешанным ассортиментом товаров - предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.

     Нестационарная торговая сеть – это сеть, функционирующая на принципах разносной и развозной торговли:

     - развозная торговля: розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством;

     - разносная торговля: розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице.

     Существует  так же понятие мелкорозничной торговли (стационарная и передвижная). Мелкорозничная торговля - это продажа продовольственных  и непродовольственных товаров несложного ассортимента через стационарную и передвижную мелкорозничную торговую сеть. К стационарной мелкорозничной торговой сети относятся палатки, ларьки, киоски, павильоны без торгового зала, торговые автоматы. Эти торговые предприятия занимают обособленные помещения, но не имеют торгового зала для покупателей:

     - павильон - это оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест;

     - киоск - оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас;

     - палатка (ларек) - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

     К передвижной мелкорозничной торговой сети относятся специально оборудованные приспособления для торговли вразвоз и вразнос (автомагазины или автолавки, ручные тележки, лотки, корзины, цистерны и т. д.), а также вразвал овощами и бахчевыми культурами.

     Под лотками понимаются выносные столики, располагаемые на улицах, которые  ежедневно убираются по окончании торговли. Торговая точка, располагаемая внутри крытого помещения, не может являться лотком. Она считается стационарной торговой точкой и, следовательно, для нее обязательно применение контрольно-кассовой техники (ККТ).

     Общая стоимость проданных товаров (доход от обычных видов деятельности) в торговле называется товарооборотом. В зависимости от вида покупателя товарооборот может быть оптовым или розничным (рис.1. 3).

     Оптовый товарооборот – это продажа товара предприятиям и учреждениям, посредническим, сбытовым и другим организациям для дальнейшей перепродажи. В свою очередь оптовый товарооборот делится на:

  • складской оборот - продажа товаров со склада торговому посреднику (торговой организации или индивидуальному предпринимателю) для дальнейшей перепродажи или организациям для профессионального использования;
  • транзитный оборот - продажа товаров со складов поставщиков, минуя склады оптовой организации;
  • внутрисистемный оборот - отпуск товаров одной базой другим базам одной и той же оптовой организации.

 
 
 
 

 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.3. Виды товарооборота

     Розничный товарооборот – это продажа потребительских  товаров населению за  наличный расчет независимо от каналов их реализации, а также продажа продовольственных  товаров по безналичному расчету отдельным юридическим лицам, обслуживающим социальную сферу.

     Каждый  день торговые организации осуществляют множество хозяйственных операций, связанных с оборотом товаров. Доход  продавца – это наценка на реализуемые  товары. Чтобы деятельность торговой организации была прибыльной, наценка должна покрывать все расходы, связанные с продажей товаров. Иными словами наценка – это добавленная стоимость к покупной цене товара. За счет наценки торговые организации покрывают расходы на продажу, получают прибыль и уплачивают косвенные налоги (НДС, акцизы, и др.). Организациям дано право самим формировать розничные цены товаров. При этом они могут использовать Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги от 6 декабря 1995 № СИ-484/7-982 [44]. В этом документе указано, что наценка определяется в соответствии с конъюнктурой рынка, качеством и потребительскими свойствами товаров. Она должна покрывать издержки обращения, суммы налогов, а также включать в себя доход организации. В состав издержек обращения торговой организации входят транспортные расходы, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды (ЕСН, страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний), расходы на аренду, амортизационные отчисления, расходы на рекламу и другие. Так же на товары могут предоставляться скидки. Торговая скидка – это часть розничной цены товара. То есть это установленное в процентах снижение продажной цены для ранее заявленной категории товара или категории покупателей, исполнивших условия для ее получения.

         Предоставление скидок может  быть обусловлено:

    - сезонным  колебанием спроса на товар;

    - частичной  потерей потребительских свойств  товара;

    - приближением  даты срока реализации товара;

    - маркетинговая  политика, в том числе освоение  новых рынков сбыта;

    - стимулирование  покупателей.

     Усиление  конкуренции на рынке, снижение объемов  получаемых доходов, постоянный рост издержек обращения, работа на грани рентабельности заставляют руководителей торговых компаний искать варианты оптимизации затрат для более ощутимого роста прибыли.  Обычно такая оптимизация охватывает два направления: более активную работу с поставщиками, направленную на формирование ассортимента товаров, соответствующих запросам потребителей, по минимальным ценам; снижение издержек обращения внутри торговой компании за счет совершенствования бизнес-процессов, их автоматизации, перераспределения или объединения ряда функций между персоналом компании.

     Для решения многих задач применяется управленческий учет. Мониторинг ключевых показателей торговой деятельности (товарооборот и доход в целом по компании, товарооборот и доход по товарным категориям, число покупателей и т.д.) позволит руководителю оперативно выявлять «слабые» места, отслеживать динамику и направления происходящих изменений. С помощью управленческого учета можно контролировать прямые (покупная стоимость товара, транспортные расходы по доставке товаров) и косвенные расходы (расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды, амортизация основных средств, расходы на спецодежду, расходы на хранение и упаковку товаров и т.д.). Расходы детализируются в зависимости от экономической целесообразности и объективно складывающейся на предприятии ситуации. Применение управленческого учета позволяет реально оптимизировать издержки. 

     - уменьшать товарные запасы, что  приведет к снижению затрат  на их приобретение и хранение;

     - увеличивать товарооборот, что будет  способствовать уменьшению товарных  запасов;

     - приобретать товаров по минимальным закупочным ценам;

     - снижать привлечение заемных  средств; 

     - и др.

     Управленческий  учет так же применим для контроля эффективности закупок. Для заинтересованности менеджера в эффективной закупке  товаров необходимо разработать  схему, включающую в себя несколько критериев оценки их работы. Например, товарооборот по группе, оборачиваемость по группе, срок исполнения заявки на отсутствующий товар и т.д.

     При осуществлении торговой деятельности торговые организации приобретают  товары у поставщиков для последующей их перепродажи, Выбор поставщиков сотрудниками отдела закупок производится на основании маркетинговых исследований в сфере брендов и возможности поставщиков обеспечить стабильные поставки. Критерии выбора чаще всего связаны с качеством поставляемого товара, репутация поставщика, широта и глубина ассортимента, гибкость ценовой политики, оптимальное соотношение цены и качества. Для формирования ассортимента (набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков) необходимо определить перечень товарных категорий. Среди категорий следует выделить:

     - товары базовые, т.е. обязательные  для данной торговли;

          - профилирующие товары, как преимущественное  отличие от конкурентов;

     - сопутствующие товары, то есть  для полноты ассортимента и удобства целевого покупателя.

     Руководители  не всегда обращают внимание на проблему пересортицы, считая, что размеры  потерь не велики, не критичны и могут  быть покрыты излишками. Под пересортицей товаров понимается одновременная  недостача одного сорта товара и излишек другого сорта товара того же наименования. При большом товарообороте пересортица может стать серьезной проблемой для торговых предприятий. Она может возникнуть на любом этапе продвижения товаров. В результате возникает недостача по отдельным номенклатурным позициям, прямая потеря денежных средств, создается путаница в бухгалтерском учете, товарных отчетах, заказы товаров могут быть не корректны, так как они составляются на основании неверных учетных остатков. Порядок регулирования возникающих в связи с пересортицей разниц определен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательст от 13 июня 1995 г. № 49 [27].

     Понятие товар имеет единую основу в различных отраслях, но также и существенные различия. Товар - неотъемлемая часть торговой деятельности. Торговая деятельность включает в себя определенные процессы: приобретение товаров, их хранение и реализация. Эти процессы относятся к товарным операциям и осуществляются в виде оптовой или розничной торговли. Виды торговли имеют свои особенности такие как: категория покупателей, назначение реализуемого товара, а так же порядок оплаты товара. Если рассматривается оптовая торговля, то здесь покупателями могут быть юридические лица (промышленные и коммерческие предприятия, оптовые и розничные торговые организации и др.). Товар предназначен для дальнейшей перепродажи или использования для производства продукции. С точки зрения розничной торговли, покупатели – это физические лица, то есть население и отдельные юридические лица, осуществляющие деятельность в социальной сфере. Товар предназначен для использования, несвязанного с предпринимательской деятельностью. Необходимо учитывать жизненный цикл товара для оптимального продвижения и получения максимальной прибыли. Существует этап внедрения, роста, зрелости и спада товара. Особую роль здесь играет торговая сеть, как инструмент, способствующий ознакомлению покупателей с предлагаемым товаров на этапе внедрения, осуществляющий увеличение продаж на этапе роста, стабилизирующий спрос на этапе зрелости и реализации оставшегося товара на этапе спада. Проблемы связанные с торговыми операциями чаще всего вызваны усилением конкуренции на рынке, снижением объемов получаемых доходов, постоянным ростом издержек обращения, работы на грани рентабельности заставляют руководителей торговых компаний искать варианты оптимизации затрат для более ощутимого роста прибыли. 

Информация о работе Учет и аудит товарных операций в организации розничной торговли