Учет и аудит товарных операций в организации розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

В последние годы значительно возросло количество организаций, осуществляющих товарные операции. Такие операции обеспечивают обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, т.е. предоставление последнему товара определенного свойства и качества в определенном месте, в определенное время и за определенную плату. Деление торговли на оптовую и розничную находится в прямой зависимости от того, какие стадии обращения проходит товар от изготовителя к потребителю.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты учета и контроля товарных операций ….5
1.1. Экономическая сущность категории «товар» и виды товарных операций 5
1.2. Нормативное регулирование товарных операций 15
1.3. Виды контроля и его задачи в торговой деятельности 29
Глава 2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Мэйджор Электроникс» 43
2.1. Организационно-экономическая характеристика исследуемой организации 43
2.2. Первичный документы и договорные работы 51
2.3. Аналитический и синтетический учет товарных операций 64
Глава 3. Аудит товарных операций ООО «Мэйджор Электроникс» 72
3.1. Порядок тестирования системы бухгалтерского учета и средств внутреннего контроля 72
3.2. Порядок проведения аудиторской проверки операций по учету товаров 85
3.3. Завершение проверки и рекомендации по совершенствованию учета товарных операций ………………………………………96
Заключение 106
Список использованной литературы 110

Работа содержит 1 файл

МИФИдипломДолгашева-товар.doc

— 929.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, каждый вид контроля имеет определенные цели и задачи, а также государственные органы, которые осуществляют контроль над деятельностью торговых организаций. Следует помнить, что за нарушения требований (предписаний) законодательства, выявленные в результате проведения государственного контроля, экономический субъект несет гражданскую, административную, а иногда и уголовную ответственность. Стоит отметить, что именно административные нарушения являются повсеместными в торговой деятельности. И чаще всего они связаны с нарушениями при заключении договоров купли-продажи, информационного обеспечения покупателя, некачественным обслуживанием потребителей или продажей некачественного товара, торговля с нарушением требований лицензии или без нее. К примеру, нарушением при заключении договора купли-продажи может являться не выдача кассового чека покупателям. Мотивы таково вида действия – желание сокрыть реальный доход от продаж и как следствие заплатить меньше налогов, а также желание снять с себя ответственность за качество проданного товара. Здесь предусмотрена норма Кодекса  РФ  об  административных  правонарушениях «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин» (далее КоАП РФ) [4, статья 14.5]. Штраф за данное нарушение установлен в размере [4]:

     - для кассиров от 1 000 до 1 500 рублей;

     - для руководителей фирмы от 3 000 до 4 000 рублей;

     - для юридического лица от 30 000 до 40 000 рублей. 

     Чтобы покупателю выступить инициатором  привлечения фирмы за невыдачу кассового чека, необходимы доказательства приобретения товара. В ряде случаев это сделать довольно проблематично. Поэтому инициатива о привлечении к ответственности чаще всего исходит из налоговых органов.

     Обязанность предоставлять информацию на русском языке  возложена на организации и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются импортом товара (наименование товара, назначение товара, основные свойства, характеристики, правила эффективного использования и т.д.) в соответствии с Постановлением Правительства «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке» от 15 августа 1997 г. N 1037 [38]. В противном случае происходит нарушение информационного обеспечения покупателя [4, статья 14.5]. Предусмотрен штраф в размере:

     - для должностных лиц от 3 000 до 4 000 рублей;

     - Для юридических лиц от 30 000 до 40 000 рублей.

     Нередки случаи, когда продавец нарушает требования о качестве и безопасности товара. Он может быть привлечен к ответственности по статье «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил» КоАП РФ [4, статья 14.4]. При этом предусмотрен штраф:

     - для граждан от 1 000 до 1 500 рублей;

     - для должностных лиц от 2 000 до 3 000 рублей;

     - для юридических лиц от 20 000 до 30 000 руб.

     Необходимо  помнить, что некоторые виды торговой деятельности можно вести лишь на основе специального разрешения, лицензии. Основой лицензирования является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ [8]. За работу без лицензии, если она предусмотрена, в соответствии с КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)» предусмотрен штраф в размере [4, статья 14.1]:

     - для индивидуального  предпринимателя  от 2 000 до 2 500 рублей;

     - для должностного лица компании  от 4 000 до 5 000 рублей;

     - для юридического лица от 40 000 до 50 000 рублей.

       Так же хотелось бы обратить внимание на общественный контроль за торговой деятельностью. Он осуществляется со стороны общественных и иных некоммерческих объединений в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством за подготовкой и принятием исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих их интересы и предотвращения нарушения законодательства в той или иной сфере. Примером общественного контроля может послужить Межрегиональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей» (далее ОЗРПП) [72]. Основной целью данной организации является защита прав потребителей, содействие при реализации прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их для жизни и здоровья, а также на получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), на просвещение в области защиты прав потребителей.

     Для достижения уставных целей ОЗПП [72] в соответствии с ЗПП [14] осуществляет различные  виды деятельности. К ним можно отнести, к примеру, рассмотрение жалоб граждан о нарушениях прав потребителей, консультирование их по вопросам законодательства о защите прав потребителей. ОЗПП [72] производит анализ договоров, заключаемых продавцами (исполнителями, производителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей и предпринимает необходимые действия для защиты потребителей. Проводит по собственной инициативе, по просьбе потребителей или по определению суда независимую экспертизу, товаров и услуг, выдают потребителям экспертное заключение. Так же осуществляет сбор информации о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, нарушению прав потребителей, вызванного опасными товарами (работами, услугами), и извещает органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), принимает необходимые меры для защиты прав потребителей. В целях защиты прав потребителей, Общество предъявляет иски в суды по собственной инициативе или по поручению потребителя (группы потребителей, или в интересах неопределенного круга потребителей). Организует семинары и конференции по вопросам защиты потребителей. Оказывает юридическое консультирование граждан по вопросам защиты прав потребителей, применения положений ЗПП [14] и других нормативных актов в сфере защиты потребителей.

     Так же существуют сайты, цель которых оповестить население о том, какие виды нарушений были отмечены в торговой деятельности, осуществляемой различными магазинами. Примером такого контроля является сайт «Черный список магазинов» [70] - постоянно пополняющийся список магазинов с живым обсуждением ситуаций. Задача сайта - защита прав потребителя.

     Стоит обратить внимание на аудиторский контроль. Рассмотрим более подробно внешний  аудит. Внешний аудит – это  «независимый» аудит, проводимый на договорной основе независимым аудитором (аудиторской фирмой) с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности экономического субъекта. К нему относится обязательный аудит и инициативный. Обязательным аудитом является ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Проведение данного вида аудита обусловлено прямым указанием в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 № 119-ФЗ [7]. Он осуществляется в случаях, если:

     1). Организация имеет организационно-правовую  форму открытого акционерного  общества;

     2). Организация является кредитной  организацией, страховой организацией  или обществом взаимного страхования,  товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, а так же фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

     3). Объем выручки организации или  индивидуального предпринимателя  от реализации продукции (выполнения  работ, оказания услуг)  за один  год превышает в 500 тысяч раз  установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда;

     4). Организация является государственным  унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения;

     5). Обязательный аудит в отношении  рассматриваемых организаций или  индивидуальных предпринимателей  предусмотрен федеральным законом.

     Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению экономического субъекта (дирекции или владельцев предприятия) на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Цели данного аудита могут быть различными: контроль и анализ бухгалтерского учета в целом и отдельных его разделов, выявление состояния финансовой отчетности, организация делопроизводства по бухгалтерскому учету, оценка применяемы средств и методов автоматизации учета. По отношению к аудиту товарных операций, следует отметить, что целью аудиторской проверки товарных операций является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы»  и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения товарных операций действующим в Российской Федерации нормативным документам. Это достигается проведением проверок на существенность, а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов. Проверка товарных операций рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.

     Что касается внутреннего аудита в целях торговой деятельности, то это организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета торговых операций и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Цель внутреннего аудита – помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными элементами системы внутреннего контроля. Главной задачей данного аудита является обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по вопросам связанным с торговыми операциями. Поскольку построение системы внутреннего контроля есть процесс трудоемкий и длительный, объективной необходимостью на этапе пока система контроля не выстроена, является наличие в компании контрольно-ревизионной службы. Существуют следующие различия между службой внутреннего аудита и контрольно-ревизионной службой (табл. 1.4):

     Таблица 1.4

     Характеристика  особенностей внутреннего аудита и  контрольно-ревизионной службы

Элементы  сравнения Служба внутреннего аудита Контрольно-ревизионная  служба
Цель Повышение эффективности  торговой деятельности организации Недопущение неэффективно использования ресурсов, выявление  и предотвращение злоупотреблений  в торговой деятельности
Клиенты совет директоров и высшее исполнительское руководство высшее исполнительское  руководство
Специфика Ориентация  на перспективу, т.е. на анализ бизнес-процессов (поступление, хранение, реализация товаров  и т.д.) и выявление рисков Ориентирование  на ретроспективу, т.е. на уже произошедшие события в торговой деятельности и их последствия
 

     Стоит учесть, что ревизия оценивает  последствия уже материализовавшихся  рисков связанных с товарными  операциями, в то время как внутренний аудит предлагает методы контроля рисков в области торговли. Наличие в компании контрольно-ревизионной службы ни в коей мере не означает ненадобности во внутреннем аудите – все определяется тем, на каком этапе своего развития находится организация и в каком направлении, с точки зрения внутренней корпоративной культуры, она будет развиваться. Внутренний аудит необходим для компаний с развитой сетью филиалов. То есть чем крупнее компания и чем больше у нее собственных торговых подразделений, тем более востребованными будут функции независимой оценки состояния контроля и объективного информационного источника, которые выполняет внутренний аудит. Это обусловлено тем, что головная (управляющая) компания будет получать своевременную и надежную информацию о торговой деятельности в различных и филиалах подразделениях, и инструментарий для обобщения и анализа данных. Внутренний аудит поможет объективно посмотреть на ситуацию и оценить качество выполнения принятых управленческих решений для совершенствования торговых операций.

Информация о работе Учет и аудит товарных операций в организации розничной торговли