Учет и аудит товарных операций в организации розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

В последние годы значительно возросло количество организаций, осуществляющих товарные операции. Такие операции обеспечивают обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, т.е. предоставление последнему товара определенного свойства и качества в определенном месте, в определенное время и за определенную плату. Деление торговли на оптовую и розничную находится в прямой зависимости от того, какие стадии обращения проходит товар от изготовителя к потребителю.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты учета и контроля товарных операций ….5
1.1. Экономическая сущность категории «товар» и виды товарных операций 5
1.2. Нормативное регулирование товарных операций 15
1.3. Виды контроля и его задачи в торговой деятельности 29
Глава 2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Мэйджор Электроникс» 43
2.1. Организационно-экономическая характеристика исследуемой организации 43
2.2. Первичный документы и договорные работы 51
2.3. Аналитический и синтетический учет товарных операций 64
Глава 3. Аудит товарных операций ООО «Мэйджор Электроникс» 72
3.1. Порядок тестирования системы бухгалтерского учета и средств внутреннего контроля 72
3.2. Порядок проведения аудиторской проверки операций по учету товаров 85
3.3. Завершение проверки и рекомендации по совершенствованию учета товарных операций ………………………………………96
Заключение 106
Список использованной литературы 110

Работа содержит 1 файл

МИФИдипломДолгашева-товар.doc

— 929.00 Кб (Скачать)

     1.2. Нормативное регулирование  товарных операций 

     Большое влияние на учет оптово-розничного товародвижения оказывает состояние нормативно-правовой базы. В настоящее время учет товародвижения регулируется документами разных уровней.

     Классификация законодательных и нормативных  актов, регламентирующих организацию учета товародвижения, представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Основные  нормативные акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета операций с товарами

Уровень № из

списка

Краткая характеристика
1 уровень 1 Понятие имущества, частью которого являются материальные ценности, основания приобретения и  перехода права собственности на имущество, правила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера.
2 Порядок налогообложения  и налогового учета хозяйственных  операций с товарами.
5 Основные требования к ведению бухгалтерского учета  товаров. Первичные учетные документы. Регистры бухгалтерского учета. Оценка товаров. Инвентаризация товаров. Хранение документов бухгалтерского учета.
2 уровень 17 Пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости  товаров в рубли. Учет курсовой разницы. Учет товаров, используемых организацией для ведения деятельности за пределами Российской Федерации. Порядок формирования учетной и отчетной информации об операциях в иностранной валюте.
18 Содержание  бухгалтерского баланса. Содержание пояснений  к бухгалтерскому балансу. Правила оценки товаров.
19 Критерии отнесения  активов к товарам. Оценка товаров. Отпуск товаров. Раскрытие информации о товарах в бухгалтерской  отчетности. Порядок определения покупной стоимости товаров.
21 Величина доходов. Признание доходов. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.
22 Отнесение материальных расходов к расходам по обычным видам  деятельности. Величина расходов. Признание расходов. Включение расходов в себестоимость продукции, работ, услуг. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. Порядок определения покупной стоимости товаров.
23 Порядок отражения  кредитов и займов, полученных для  приобретения товаров, используемых для предварительной оплаты товаров, а также процентов по этим кредитам и займам.
3 уровень 24 Требования, в  соответствии с которыми разрабатываются  и утверждаются организациями формы  первичных документов, если унифицированные и отраслевые формы не предусмотрены.
25 Формы безналичных  расчетов и порядок их применения при оплате товаров. Порядок осуществления расчетных операций через корреспондентские счета (субсчета) кредитных организаций (филиалов), открытые в Банке России. Порядок осуществления расчетных операций по корреспондентским счетам кредитных организаций (филиалов), открытым в других кредитных организациях (филиалах), и по счетам межфилиальных расчетов между подразделениями одной кредитной организации.
26 Синтетические счета по учету товаров. Инструкция по их применению. Основные правила отражения операций с товарами  на счетах бухгалтерского учета.
27, 28, 29, 50 Рекомендации  по составу и порядку формирования регистров бухгалтерского учета  и статей отчетности по товарам.
32, 46 Даны рекомендации по разработке норм естественной убыли  товаров.
30 Разработаны методические указания по проведению инвентаризации товаров и оформлению ее результатов.
33, 34, 35, 36 Унифицированные формы первичной документации для  учета товаров в местах их хранения и оформления движения товаров.
42 Порядок выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности.
8, 29, 50 Регулирование хозяйственных операций с отдельными видами товаров.
49, 53, 54 Порядок применения и отражения НДС при поступлении  и выбытии товаров, учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
51 Даны рекомендации по применению учетных регистров  бухгалтерского учета товаров на предприятиях.
51 Методические  рекомендации по учету отпуска товаров  на производство продукции, для выполнения работ, оказания услуг.
4 уровень Учетная политика организации
  • Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета товаров в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления движения товаров, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;
  • порядок проведения инвентаризации товаров;
  • методы оценки товаров;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями с товаров;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета товаров.
 

     Одним из основных законодательных актов, регулирующих оптово-розничное товародвижение, является ГК РФ [1],  в котором содержится ряд важных положений по организации оптово-розничной торговли: характеристика форм собственности и организационно-правовых форм предприятий оптово-розничной торговли; характеристика торговых сделок, связанных с движением товаров; характеристика договоров поставки, купли-продажи и комиссии; порядок осуществления расчетов за товары.

     В процессе осуществления хозяйственной  деятельности предприятия торговли совершают множество разнообразных хозяйственных операций по движению товаров, что предполагает вступление предприятия в торговые сделки, представляющие собой источник первичной информации для бухгалтерского учета. В результате сделок, совершаемых торговым предприятием в связи с приобретением и продажей товаров, происходит постоянный обмен товаров на другие материальные ценности, главным образом денежные средства. Любая сделка должна быть подтверждена первичными документами, являющимися письменным свидетельством ее проведения и содержащими описание существенных с позиций учета моментов этой сделки. В связи с этим большое значение имеют разделы III и IV ГК РФ [1], посвященные обязательственному праву. В этих разделах приведены понятие и условия договора, порядок заключения, изменения и расторжения договора, положения о купле-продаже. Так, в ст. 420—431 раздела III ГК РФ [1] даются понятие и условия договора, в ст. 432—453 приведен порядок заключения, изменения и расторжения договора, в главе 30 раздела IV ГК РФ [1] — положения о купле-продаже, ст. 492—505 посвящены розничной купле-продаже, ст. 506—524 — поставке товаров.

     Договоры  с поставщиками и покупателями служат основанием для совершения хозяйственных операций по движению товаров, их документального оформления, отражения на счетах и в бухгалтерской отчетности. Порядок заключения договоров, их содержание, условия сделок, права, обязанности и ответственность торгового предприятия как одной из сторон договоров определены нормами права.

     Обязательной  стороной правоотношений является надлежащее оформление первичной учетной документации. В настоящее время принцип обязательного документирования закреплен в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (далее Закон) [5]. В соответствии со ст. 9 Закона [5], все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Закон [5] устанавливает ряд требований относительно порядка оформления первичных документов, служащих основанием для бухгалтерских записей. Федеральный закон «Об информатизации, информации и защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ [11] нормативно оформляет возможность использования первичных документов в электронных виде. Данное положение подтверждается Законом [5], согласно п.7 ст.9 которого, первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. Также отмечается, что в этом случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры. Но, следует, отметить, что, во-первых, речь идет именно о копиях документов, т.е. в качестве оригинала Закон принимает именно документ в электронном виде, и, во-вторых, приготовление таких копий Закон связывает только с требованиями контрагентов организации и властных органов. Особенностью первичной документации на электронных носителях становится электронная подпись и электронная печать. В соответствии с этим принят Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ [9], где сказано, что «…цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе». Получается, что электронный вид документа не нарушает действующего законодательства. По данному вопросу Минфин выпустил письмо «Ведение бухгалтерского учета на электронных носителях» ОТ 19 мая 2006 № 02-14-13/1297 [57]. В письме указывается, что хранить «первичку» в электронном виде можно. При этом ведение бюджетного учета на основании электронных документов с использованием электронной цифровой подписи должно осуществляться при условии соблюдения федеральных законов в порядке, аналогичном для документов на бумажных носителях информации [57].  Так же разработан проект Федерального закона «О бухгалтерском учете», который был внесен на официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации 26 ноября 2007 г [13]. В результате принятия данного законопроекта планируется разрешить составление первичных учетных документов в электронном виде. Особенно, это нововведение отразиться на деятельности крупных торговых предприятий, поскольку оно направлено на уменьшение затрат и времени при работе с первичными документами, а так же на решение проблемы хранения большого объема документации. Точной даты вступления новых правил бухучета в законопроекте нет. Ранее предполагалось, что это произойдет 1 января 2009 года. Однако, по словам Александра Бакаева, начальника отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, скорее всего, дата вступления закона в силу сдвинется на 2010 год.

     Стоит отметить, что если законопроект [13] все же будет принят, то это повлияет на ряд факторов:

     - скорость обработки документов существенно возрастет;

          - сокращение количества потраченного времени на поиск нужного документа;

     - сокращение количества бумаги, а так же мест по хранению данной документации;

     - исчезновение проблемы потери документов;

     - вопрос о восстановлении утраченного  документа будет решаться за минимальное время.

      Тем не менее, в настоящее время, налоговые инспекции не дают своего согласие на использование электронно-цифровых и факсимильных подписей руководителя или главного бухгалтера. В своем письме Письмо ФНС РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 17 мая 2005 № ММ-6-03/404 [56] со ссылкой на письмо ФНС РФ «Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по косвенным налогам» от 14 февраля 2005 № 03-1-03/210/11 [55] они утверждают, что данные подписи не действительны в ряде случаев, поэтому ответственность за принятое решение вести всю первичную документацию в электронном виде будет нести именно руководитель. К примеру, в НК РФ [2, статьи 169] установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказом по организации. При этом данная статья НК РФ [2, статьи 169] не предоставляет возможности использования электронно-цифровых или факсимильных подписей руководителя и главного бухгалтера организации.

     Для организаций большое значение имеет Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 № 2300-1 (далее ЗПП) [14], который регулирует отношения, возникающие между потребителями и продавцами при продаже товаров. Здесь дается понятие правовому регулированию отношений в области защиты прав потребителей. Вместе с тем ЗПП [14] закрепляет не только права, но и обязанности потребителей. В частности, к ним относится обязанность потребителя соблюдать правила пользования, транспортировки товаров, работ и услуг. ЗПП [14] представляет потребителю достаточно надежную правовую охрану. Как показала практика применения ЗПП [14], постоянно возникает необходимость его совершенствования. Например, развития положений о внесудебном (административном) порядке защиты прав потребителей, развития норм, направленных на нормальное осуществление их прав и недопущение нарушений, а также правовых последствиях нарушения этих прав. За период с 2001 г. по 2007 г. рядом Федеральных законов были внесены существенные изменения и дополнения. Цель изменений — повысить права потребителя в отношениях с продавцом, изготовителем, импортером товара, исполнителем работ, услуг, а, с другой стороны, нормами права дисциплинировать последних в отношениях с гражданами, которые вступают с ними в материальные отношения практически постоянно.

     С 12 декабря 2007 года в России вступили  в силу поправки к закону «О защите прав потребителей» [12], приведенные в таблице 1.2. При этом стоит отметить, что данные изменения нацелены на улучшение положения потребителя. 

     Таблица 1.2

     Изменения в законе «О защите прав потребителей»

Ситуация Действия со стороны покупателя Статья ФЗ № 234-ФЗ от

25 октября 2007 года

В товаре обнаружены недостатки, о которых  продавец не сообщил при продаже — потребовать  замены на точно такой же, но исправный  товар; 
— потребовать замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены; 
— потребовать скидку; 
— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление третьим лицом; 
— вернуть товар и потребовать возврата денег (вывоз — за счет продавца); 
— потребовать полного возмещения убытков, если неисправный товар нанес вам ущерб
Статья 1,

пункт 4б

В технически сложном товаре (автомобили, компьютеры, бытовая техника) в течение 15 дней со дня покупки обнаружены недостатки — вернуть товар  и потребовать возврата денег (вывоз  — за счет продавца); 
— потребовать замены на точно такой же, но исправный товар; 
— потребовать замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены; 
(требования должны быть удовлетворены, даже если недостаток товара был признан несущественным)
Статья 1,

пункт 4б

В технически сложном товаре (автомобили, компьютеры, бытовая техника) по истечении 15 дней со дня покупки обнаружены недостатки То же, что  и в предыдущем пункте, если: 
— недостаток признан существенным; 
— продавец или изготовитель не устранил недостатки в оговоренный срок; 
— товар ремонтируется более 30 дней в год в период гарантии
Статья 1,

пункт 4б

Возник  спор о том, по чьей вине появились  недостатки — потребовать  от продавца, изготовителя или импортера  провести экспертизу товара за их счет; 
— присутствовать при проведении экспертизы и в случае несогласия с ее результатами оспорить их в суде
Статья 1,

пункт 4д

Срок  устранения недостатков затягивается — срок устранения недостатков, указываемый в письменной форме, не может превышать 45 дней. Отсутствие запчастей не может быть причиной увеличения этого срока Статья 1,

пункт 5а

Покупатель  внес предоплату за товар, но не получил  его в установленный срок — потребовать  возврата предоплаты; 
— потребовать возмещения убытков, вызванных срывом срока доставки; 
— получить за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 0,5% суммы предварительной оплаты товара. 
(требования о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков должны быть удовлетворены в течение десяти дней)
Статья 1,

пункт 8

 

     Основные  причины внесения изменений – недовольство потребителей, неравенство в правах между продавцом и покупателем, а порой и невозможность предъявить претензии в связи с возвратом товара.

     Следует рассмотреть возврат с точки  зрения оптовой торговли и розничной. Если в договоре поставки определен порядок возврата и замены товара, а также в договоре содержится процедура разрешения споров по поводу исполнения сторонами условий договора, следует, в первую очередь, руководствоваться положениями договора поставки. Однако если в договоре не установлены условия о качестве товара и процедуре устранения последствий поставки некачественного товара,  а также порядок разрешения разногласий между сторонами, покупателю необходимо использовать положения ГК РФ [1]. Правовое регулировании поставки товаров предусмотрено в § 1 «Общие положения о купле-продажи», в § 3 «Поставка товаров» главы 30 «Купля-продажа» и в § 3 «Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг» главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» ГК РФ [1]. По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиям, предусмотренными законом или в установленном им порядке [1].  Так же установлены последствия передачи товара ненадлежащего качества ГК РФ, в соответствии с которой, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, получивший товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца [1, статьей 475],:

      - соразмерного уменьшения покупной  цены;

      - безвозмездно устранения недостатков  товара в разумный срок;

      - возмещения своих расходов на  устранение недостатков товара.

     Если  организация-покупатель выявила поставку товара несоответствующего качества, то данный факт должен быть документально оформлен. Порядок оформления будет зависеть от того,  в какой момент был выявлен некачественный товар. Если он выявлен в момент приемки товара на склад, то организация-покупатель оформляет форму № ТОРГ-2. Если такой товар выявлен после принятия к учету товара на склад, то оформляется акт о выявленных расхождениях по количеству и качеству товарно-материальных ценностей.

     Правовые  аспекты возврата товаров, приобретенных  в розничной торговой организации, установлены гражданским законодательством главой 30 «Купля-продажа» ГК РФ [1]. Возврат товаров возможен в нескольких случаях:

Информация о работе Учет и аудит товарных операций в организации розничной торговли