Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:58, дипломная работа
В последние годы значительно возросло количество организаций, осуществляющих товарные операции. Такие операции обеспечивают обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, т.е. предоставление последнему товара определенного свойства и качества в определенном месте, в определенное время и за определенную плату. Деление торговли на оптовую и розничную находится в прямой зависимости от того, какие стадии обращения проходит товар от изготовителя к потребителю.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты учета и контроля товарных операций ….5
1.1. Экономическая сущность категории «товар» и виды товарных операций 5
1.2. Нормативное регулирование товарных операций 15
1.3. Виды контроля и его задачи в торговой деятельности 29
Глава 2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Мэйджор Электроникс» 43
2.1. Организационно-экономическая характеристика исследуемой организации 43
2.2. Первичный документы и договорные работы 51
2.3. Аналитический и синтетический учет товарных операций 64
Глава 3. Аудит товарных операций ООО «Мэйджор Электроникс» 72
3.1. Порядок тестирования системы бухгалтерского учета и средств внутреннего контроля 72
3.2. Порядок проведения аудиторской проверки операций по учету товаров 85
3.3. Завершение проверки и рекомендации по совершенствованию учета товарных операций ………………………………………96
Заключение 106
Список использованной литературы 110
1.2.
Нормативное регулирование
товарных операций
Большое влияние на учет оптово-розничного товародвижения оказывает состояние нормативно-правовой базы. В настоящее время учет товародвижения регулируется документами разных уровней.
Классификация законодательных и нормативных актов, регламентирующих организацию учета товародвижения, представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Основные нормативные акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета операций с товарами
Уровень | №
из
списка |
Краткая характеристика |
1 уровень | 1 | Понятие имущества, частью которого являются материальные ценности, основания приобретения и перехода права собственности на имущество, правила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера. |
2 | Порядок налогообложения и налогового учета хозяйственных операций с товарами. | |
5 | Основные требования к ведению бухгалтерского учета товаров. Первичные учетные документы. Регистры бухгалтерского учета. Оценка товаров. Инвентаризация товаров. Хранение документов бухгалтерского учета. | |
2 уровень | 17 | Пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости товаров в рубли. Учет курсовой разницы. Учет товаров, используемых организацией для ведения деятельности за пределами Российской Федерации. Порядок формирования учетной и отчетной информации об операциях в иностранной валюте. |
18 | Содержание бухгалтерского баланса. Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу. Правила оценки товаров. | |
19 | Критерии отнесения активов к товарам. Оценка товаров. Отпуск товаров. Раскрытие информации о товарах в бухгалтерской отчетности. Порядок определения покупной стоимости товаров. | |
21 | Величина доходов. Признание доходов. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. | |
22 | Отнесение материальных расходов к расходам по обычным видам деятельности. Величина расходов. Признание расходов. Включение расходов в себестоимость продукции, работ, услуг. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. Порядок определения покупной стоимости товаров. | |
23 | Порядок отражения кредитов и займов, полученных для приобретения товаров, используемых для предварительной оплаты товаров, а также процентов по этим кредитам и займам. | |
3 уровень | 24 | Требования, в соответствии с которыми разрабатываются и утверждаются организациями формы первичных документов, если унифицированные и отраслевые формы не предусмотрены. |
25 | Формы безналичных расчетов и порядок их применения при оплате товаров. Порядок осуществления расчетных операций через корреспондентские счета (субсчета) кредитных организаций (филиалов), открытые в Банке России. Порядок осуществления расчетных операций по корреспондентским счетам кредитных организаций (филиалов), открытым в других кредитных организациях (филиалах), и по счетам межфилиальных расчетов между подразделениями одной кредитной организации. | |
26 | Синтетические счета по учету товаров. Инструкция по их применению. Основные правила отражения операций с товарами на счетах бухгалтерского учета. | |
27, 28, 29, 50 | Рекомендации по составу и порядку формирования регистров бухгалтерского учета и статей отчетности по товарам. | |
32, 46 | Даны рекомендации по разработке норм естественной убыли товаров. | |
30 | Разработаны методические указания по проведению инвентаризации товаров и оформлению ее результатов. | |
33, 34, 35, 36 | Унифицированные формы первичной документации для учета товаров в местах их хранения и оформления движения товаров. | |
42 | Порядок выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности. | |
8, 29, 50 | Регулирование хозяйственных операций с отдельными видами товаров. | |
49, 53, 54 | Порядок применения
и отражения НДС при | |
51 | Даны рекомендации по применению учетных регистров бухгалтерского учета товаров на предприятиях. | |
51 | Методические рекомендации по учету отпуска товаров на производство продукции, для выполнения работ, оказания услуг. | |
4 уровень | Учетная политика организации |
|
Одним из основных законодательных актов, регулирующих оптово-розничное товародвижение, является ГК РФ [1], в котором содержится ряд важных положений по организации оптово-розничной торговли: характеристика форм собственности и организационно-правовых форм предприятий оптово-розничной торговли; характеристика торговых сделок, связанных с движением товаров; характеристика договоров поставки, купли-продажи и комиссии; порядок осуществления расчетов за товары.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия торговли совершают множество разнообразных хозяйственных операций по движению товаров, что предполагает вступление предприятия в торговые сделки, представляющие собой источник первичной информации для бухгалтерского учета. В результате сделок, совершаемых торговым предприятием в связи с приобретением и продажей товаров, происходит постоянный обмен товаров на другие материальные ценности, главным образом денежные средства. Любая сделка должна быть подтверждена первичными документами, являющимися письменным свидетельством ее проведения и содержащими описание существенных с позиций учета моментов этой сделки. В связи с этим большое значение имеют разделы III и IV ГК РФ [1], посвященные обязательственному праву. В этих разделах приведены понятие и условия договора, порядок заключения, изменения и расторжения договора, положения о купле-продаже. Так, в ст. 420—431 раздела III ГК РФ [1] даются понятие и условия договора, в ст. 432—453 приведен порядок заключения, изменения и расторжения договора, в главе 30 раздела IV ГК РФ [1] — положения о купле-продаже, ст. 492—505 посвящены розничной купле-продаже, ст. 506—524 — поставке товаров.
Договоры с поставщиками и покупателями служат основанием для совершения хозяйственных операций по движению товаров, их документального оформления, отражения на счетах и в бухгалтерской отчетности. Порядок заключения договоров, их содержание, условия сделок, права, обязанности и ответственность торгового предприятия как одной из сторон договоров определены нормами права.
Обязательной стороной правоотношений является надлежащее оформление первичной учетной документации. В настоящее время принцип обязательного документирования закреплен в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (далее Закон) [5]. В соответствии со ст. 9 Закона [5], все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Закон [5] устанавливает ряд требований относительно порядка оформления первичных документов, служащих основанием для бухгалтерских записей. Федеральный закон «Об информатизации, информации и защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ [11] нормативно оформляет возможность использования первичных документов в электронных виде. Данное положение подтверждается Законом [5], согласно п.7 ст.9 которого, первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. Также отмечается, что в этом случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры. Но, следует, отметить, что, во-первых, речь идет именно о копиях документов, т.е. в качестве оригинала Закон принимает именно документ в электронном виде, и, во-вторых, приготовление таких копий Закон связывает только с требованиями контрагентов организации и властных органов. Особенностью первичной документации на электронных носителях становится электронная подпись и электронная печать. В соответствии с этим принят Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ [9], где сказано, что «…цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе». Получается, что электронный вид документа не нарушает действующего законодательства. По данному вопросу Минфин выпустил письмо «Ведение бухгалтерского учета на электронных носителях» ОТ 19 мая 2006 № 02-14-13/1297 [57]. В письме указывается, что хранить «первичку» в электронном виде можно. При этом ведение бюджетного учета на основании электронных документов с использованием электронной цифровой подписи должно осуществляться при условии соблюдения федеральных законов в порядке, аналогичном для документов на бумажных носителях информации [57]. Так же разработан проект Федерального закона «О бухгалтерском учете», который был внесен на официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации 26 ноября 2007 г [13]. В результате принятия данного законопроекта планируется разрешить составление первичных учетных документов в электронном виде. Особенно, это нововведение отразиться на деятельности крупных торговых предприятий, поскольку оно направлено на уменьшение затрат и времени при работе с первичными документами, а так же на решение проблемы хранения большого объема документации. Точной даты вступления новых правил бухучета в законопроекте нет. Ранее предполагалось, что это произойдет 1 января 2009 года. Однако, по словам Александра Бакаева, начальника отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, скорее всего, дата вступления закона в силу сдвинется на 2010 год.
Стоит отметить, что если законопроект [13] все же будет принят, то это повлияет на ряд факторов:
- скорость обработки документов существенно возрастет;
- сокращение количества потраченного времени на поиск нужного документа;
- сокращение количества бумаги, а так же мест по хранению данной документации;
- исчезновение проблемы потери документов;
-
вопрос о восстановлении
Тем не менее, в настоящее время, налоговые инспекции не дают своего согласие на использование электронно-цифровых и факсимильных подписей руководителя или главного бухгалтера. В своем письме Письмо ФНС РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 17 мая 2005 № ММ-6-03/404 [56] со ссылкой на письмо ФНС РФ «Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением законодательства по косвенным налогам» от 14 февраля 2005 № 03-1-03/210/11 [55] они утверждают, что данные подписи не действительны в ряде случаев, поэтому ответственность за принятое решение вести всю первичную документацию в электронном виде будет нести именно руководитель. К примеру, в НК РФ [2, статьи 169] установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказом по организации. При этом данная статья НК РФ [2, статьи 169] не предоставляет возможности использования электронно-цифровых или факсимильных подписей руководителя и главного бухгалтера организации.
Для организаций большое значение имеет Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 № 2300-1 (далее ЗПП) [14], который регулирует отношения, возникающие между потребителями и продавцами при продаже товаров. Здесь дается понятие правовому регулированию отношений в области защиты прав потребителей. Вместе с тем ЗПП [14] закрепляет не только права, но и обязанности потребителей. В частности, к ним относится обязанность потребителя соблюдать правила пользования, транспортировки товаров, работ и услуг. ЗПП [14] представляет потребителю достаточно надежную правовую охрану. Как показала практика применения ЗПП [14], постоянно возникает необходимость его совершенствования. Например, развития положений о внесудебном (административном) порядке защиты прав потребителей, развития норм, направленных на нормальное осуществление их прав и недопущение нарушений, а также правовых последствиях нарушения этих прав. За период с 2001 г. по 2007 г. рядом Федеральных законов были внесены существенные изменения и дополнения. Цель изменений — повысить права потребителя в отношениях с продавцом, изготовителем, импортером товара, исполнителем работ, услуг, а, с другой стороны, нормами права дисциплинировать последних в отношениях с гражданами, которые вступают с ними в материальные отношения практически постоянно.
С
12 декабря 2007 года в России вступили
в силу поправки к закону «О защите прав
потребителей» [12], приведенные в таблице
1.2. При этом стоит отметить, что данные
изменения нацелены на улучшение положения
потребителя.
Таблица 1.2
Изменения в законе «О защите прав потребителей»
Ситуация | Действия со стороны покупателя | Статья ФЗ №
234-ФЗ от
25 октября 2007 года |
В товаре обнаружены недостатки, о которых продавец не сообщил при продаже | — потребовать
замены на точно такой же, но исправный
товар; — потребовать замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены; — потребовать скидку; — потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление третьим лицом; — вернуть товар и потребовать возврата денег (вывоз — за счет продавца); — потребовать полного возмещения убытков, если неисправный товар нанес вам ущерб |
Статья 1,
пункт 4б |
В технически сложном товаре (автомобили, компьютеры, бытовая техника) в течение 15 дней со дня покупки обнаружены недостатки | — вернуть товар
и потребовать возврата денег (вывоз
— за счет продавца); — потребовать замены на точно такой же, но исправный товар; — потребовать замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены; (требования должны быть удовлетворены, даже если недостаток товара был признан несущественным) |
Статья 1,
пункт 4б |
В технически сложном товаре (автомобили, компьютеры, бытовая техника) по истечении 15 дней со дня покупки обнаружены недостатки | То же, что
и в предыдущем пункте, если: — недостаток признан существенным; — продавец или изготовитель не устранил недостатки в оговоренный срок; — товар ремонтируется более 30 дней в год в период гарантии |
Статья 1,
пункт 4б |
Возник спор о том, по чьей вине появились недостатки | — потребовать
от продавца, изготовителя или импортера
провести экспертизу товара за их счет; — присутствовать при проведении экспертизы и в случае несогласия с ее результатами оспорить их в суде |
Статья 1,
пункт 4д |
Срок устранения недостатков затягивается | — срок устранения недостатков, указываемый в письменной форме, не может превышать 45 дней. Отсутствие запчастей не может быть причиной увеличения этого срока | Статья 1,
пункт 5а |
Покупатель внес предоплату за товар, но не получил его в установленный срок | — потребовать
возврата предоплаты; — потребовать возмещения убытков, вызванных срывом срока доставки; — получить за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 0,5% суммы предварительной оплаты товара. (требования о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков должны быть удовлетворены в течение десяти дней) |
Статья 1,
пункт 8 |
Основные причины внесения изменений – недовольство потребителей, неравенство в правах между продавцом и покупателем, а порой и невозможность предъявить претензии в связи с возвратом товара.
Следует рассмотреть возврат с точки зрения оптовой торговли и розничной. Если в договоре поставки определен порядок возврата и замены товара, а также в договоре содержится процедура разрешения споров по поводу исполнения сторонами условий договора, следует, в первую очередь, руководствоваться положениями договора поставки. Однако если в договоре не установлены условия о качестве товара и процедуре устранения последствий поставки некачественного товара, а также порядок разрешения разногласий между сторонами, покупателю необходимо использовать положения ГК РФ [1]. Правовое регулировании поставки товаров предусмотрено в § 1 «Общие положения о купле-продажи», в § 3 «Поставка товаров» главы 30 «Купля-продажа» и в § 3 «Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг» главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» ГК РФ [1]. По соглашению между продавцом и покупателем может быть передан товар, соответствующий повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиям, предусмотренными законом или в установленном им порядке [1]. Так же установлены последствия передачи товара ненадлежащего качества ГК РФ, в соответствии с которой, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, получивший товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца [1, статьей 475],:
- соразмерного уменьшения
- безвозмездно устранения
- возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
Если организация-покупатель выявила поставку товара несоответствующего качества, то данный факт должен быть документально оформлен. Порядок оформления будет зависеть от того, в какой момент был выявлен некачественный товар. Если он выявлен в момент приемки товара на склад, то организация-покупатель оформляет форму № ТОРГ-2. Если такой товар выявлен после принятия к учету товара на склад, то оформляется акт о выявленных расхождениях по количеству и качеству товарно-материальных ценностей.
Правовые аспекты возврата товаров, приобретенных в розничной торговой организации, установлены гражданским законодательством главой 30 «Купля-продажа» ГК РФ [1]. Возврат товаров возможен в нескольких случаях:
Информация о работе Учет и аудит товарных операций в организации розничной торговли