Учет и аудит товарных операций в организации розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

В последние годы значительно возросло количество организаций, осуществляющих товарные операции. Такие операции обеспечивают обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, т.е. предоставление последнему товара определенного свойства и качества в определенном месте, в определенное время и за определенную плату. Деление торговли на оптовую и розничную находится в прямой зависимости от того, какие стадии обращения проходит товар от изготовителя к потребителю.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты учета и контроля товарных операций ….5
1.1. Экономическая сущность категории «товар» и виды товарных операций 5
1.2. Нормативное регулирование товарных операций 15
1.3. Виды контроля и его задачи в торговой деятельности 29
Глава 2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Мэйджор Электроникс» 43
2.1. Организационно-экономическая характеристика исследуемой организации 43
2.2. Первичный документы и договорные работы 51
2.3. Аналитический и синтетический учет товарных операций 64
Глава 3. Аудит товарных операций ООО «Мэйджор Электроникс» 72
3.1. Порядок тестирования системы бухгалтерского учета и средств внутреннего контроля 72
3.2. Порядок проведения аудиторской проверки операций по учету товаров 85
3.3. Завершение проверки и рекомендации по совершенствованию учета товарных операций ………………………………………96
Заключение 106
Список использованной литературы 110

Работа содержит 1 файл

МИФИдипломДолгашева-товар.doc

— 929.00 Кб (Скачать)

Содержание

Приложения

Приложение 1. Бухгалтерская  отчетность ООО «Мэйджор Электроникс» за

2006 год

Приложение 2. Акт об установленном расхождении оп количеству и качеству    при приемке товарно-материальных ценностей

Приложение 3. Товарная накладная

Приложение 4. Товарный отчет

Приложение 5. Карточка количественно-стоимостного учета

Приложение 6. Договор  поставки

Приложение 7. Журнал-ордер  и Ведомость по счету 41

Приложение 8. Счет-фактура

Приложение 9. Счет

Приложение 10. График документооборота  

                   
 

 

Введение 

     В последние годы значительно возросло количество организаций, осуществляющих товарные операции. Такие операции обеспечивают обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, т.е. предоставление последнему товара определенного свойства и качества в определенном месте, в определенное время и за определенную плату. Деление торговли на оптовую и розничную находится в прямой зависимости от того, какие стадии обращения проходит товар от изготовителя к потребителю.

     Для правильного руководства деятельностью  предприятия оптово-розничной торговли необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается путем ведения бухгалтерского учёта на предприятии, целями которого можно определить правильность отражения хозяйственных операции связанных с торговлей, своевременное предоставление руководству организации информации о состоянии товарных запасов и эффективности их использования. Недостатки в организации учёта приводят к его запутанности, а так же к созданию условий для хищений материальных ценностей.

     В условиях рыночной экономики хозяйственную  деятельность мотивируют главным образом  имущественные интересы, что вызывает потребность в средствах их осуществления  и защиты. К числу эффективных  средств относится аудит. В практике бухгалтерского учета не редко возникают ситуации, когда бухгалтеры допускают ошибки в учете товарных операций, что приводит к искажению бухгалтерской отчетности и неправильному исчислению финансовых результатов деятельности предприятия, поэтому значение аудиторской проверки товарных операций организации чрезвычайно велико.

     Актуальность  данной темы приобретает все большее  значение в современных рыночных условиях, поскольку рост торговых предприятий создает усиленную  конкурентную борьбу. Именно поэтому  существует необходимость правильной организации учета и повышения эффективности контроля товарных операций, создания условий непрерывности товародвижения, а также разработки оптимальных решений для борьбы с негативными факторами, оказывающими губительное воздействие на работу торгового предприятия. Это в свою очередь позволит повысить конкурентоспособность и улучшить работу организации в целом.

     Целью данной выпускной квалификационной  работы является исследование учета  и аудита товарных операций в организации оптово-розничной торговли на примере ООО «Мэйджор Электроникс».

     Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

  • сформулировать экономическую сущность важнейших категорий, связанных с товарными операциями;
  • рассмотреть основные виды товарных операций;
  • изучить нормативное регулирование товарных операций;
  • рассмотреть виды контроля и его задачи в торговле;
  • исследовать организационно-экономическую характеристику

    ООО «Мэйджор Электроникс»;

  • рассмотреть документальное оформление товарных операций и применение договоров в ООО «Мэйджор Электроникс»;
  • исследовать синтетический учёт товарных операций в ООО «Мэйджор Электроникс»;
  • провести аудит товарных операций в ООО «Мэйджор Электроникс»;
  • дать рекомендации по основным направлениям деятельности организации.

     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

         В первой главе квалификационной работы отражены теоретические аспекты торговой деятельности. Рассматривается экономическая сущность, виды, а так же роль нормативного регулирования товарных операций. Подробно исследуются значение, задачи и виды контроля в торговой деятельности.

     Вторая  глава посвящена изучению бухгалтерского учета оптово-розничной торговли на примере ООО «Мэйджор Электроникс». Приведена организационно-экономическая характеристика Общества. Показано документальное оформление поступления, хранения, перемещения, а также реализации товаров. Уделено внимание ведению синтетического и аналитического учета товаров в ООО «Мэйджор Электроникс».

     Третья  глава посвящена аудиту товарных операций на примере ООО «Мэйджор Электроникс». Рассматривается порядок тестирования системы бухгалтерского учета и средств внутреннего контроля. Делаются выводы на основе проведенных исследований об эффективности системы внутреннего контроля и качестве системы бухгалтерского учета. Рассматривается порядок проведение аудита товарных операций по существу. В конце описаны выявленные нарушения и упущения в деятельности ООО «Мэйджор Электроникс». Сделаны предложения по улучшению ведения бухгалтерского учета, а также осуществлению необходимого контроля в целом по предприятию, что положительно скажется на формировании финансовых результатов.

     В заключительной части дипломной  работы сделаны выводы о состоянии  бухгалтерского учета, финансовой деятельности предприятия, а так же об особенностях системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета оптово-розничной торговли в ООО "Мэйджор Электроникс" за анализируемый 2006 год. В работе приведен список литературы, включающий …??  источников и приложения, в составе документов первичного бухгалтерского учета, регистров и отчетности ООО "Мэйджор Электроникс" за 200??? г. 
Глава 1. Теоретические аспекты учета и контроля товарных операций 

     1.1. Экономическая сущность категории «товар» и виды товарных операций 

     Торговые  операции, прежде всего, связаны с  товарами. Рассмотрим понятие «товар» в узком и широком смысле. В узком смысле, товар – это часть материально-производственных запасов,  приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для продажи. Чтобы охарактеризовать понятие «товар» в широком смысле, стоит обратиться к труду Карла Маркса «Капитал»: «товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств» [61]. То есть товар - это созданное трудом общественная полезность, предназначенная для равноценного обмена на другой продукт. В это понятие включаются физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи.

     С точки зрения законодательства, исходя из определенной отрасли права, понятие «товар» имеет несколько разную трактовку. В соответствии с Гражданским кодексом РФ от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (далее ГК РФ) под товаром понимается предмет договора купли-продажи, по которому продавец обязуется передать товар в собственность покупателю, а покупатель принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму [1, статья 454]. В налоговом законодательстве, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (далее НК РФ), товаром для целей налогообложения признается имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации [2, статья 146]. Различия этих трактовок заключаются в следующем.

  1. Согласно гражданскому законодательству, для того чтобы объект имущества был признан товаром, он должен быть предметом уже заключенного договора купли-продажи, а в налоговом законодательстве имуществу для отнесения его к товаром достаточно быть предназначенным собственником для реализации;
  2. Понятие реализации значительно шире понятия купли-продажи.

      В бухгалтерском законодательстве определение товара связано с порядком отражения товарных операций на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Определение товаров для целей бухгалтерского учета приведено в Положении по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов»  ПБУ  5/01  от 9 июня 2001 г. № 44н (далее ПБУ 5/01): «Товары – часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или поученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки» [19].

      Товар является объектом торговли. Торговля – это вид предпринимательской  деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг  покупателям. Торговые организации обслуживают сферу обращения, в связи с чем основными хозяйственными процессами в торговле являются приобретение товаров, их хранение и реализация. Эти процессы относятся к товарным операциям и осуществляются в виде оптовой или розничной торговли. Чтобы определиться с понятиями оптовая и розничная торговля обратимся к Государственному стандарту РФ ГОСТ Р51303-99 «Торговля. Термины и определения» от 11 августа 1999 г. № 242-ст (далее ГОСТ) [40]:

     «Оптовая торговля - это торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Предприятие оптовой торговли осуществляет куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывает услуги по организации оптового оборота товаров».

     «Розничная торговля - это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью».

     Предприятие розничной торговли осуществляет куплю-продажу  товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования. Существуют некоторые особенности оптовой и розничной торговли (рис. 1.1):

     
             
            Торговля

       

Оптовая   Розничная
     
 
Юридические лица – промышленные и  коммерческие предприятия, оптовые  и розничные торговые организации и др.
 
Физические  лица – население и отдельные  юридические лица, осуществляющие деятельность в социальной сфере
     
 
Дальнейшая перепродажа или использование  для производства продукции
 
Использование, не связанное с предпринимательской деятельностью
     
 
Безналичные расчеты, а также наличные расчеты в пределах установленного лимита (100 000 руб.)
 
Наличные  расчеты с использованием контрольно-кассовой техники (ККТ). При продаже отдельным  Юридическим лицам используются безналичные расчеты
 

     Рис.1.1 Особенности оптовой и розничной торговли

     Следует учитывать жизненный цикл товара, который может способствовать как  увеличению, так и уменьшению объемов  реализации товаров. Особую роль здесь  играет торговая сеть, как инструмент, способствующий продвижению товара. Торговая сеть - это совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением. Оптовая (торговая) сеть представлена предприятиями оптовой торговли. Розничная (торговая) сеть представлена предприятиями розничной торговли.

     Торговую  сеть можно подразделить на стационарную и нестационарную торговую сеть (рис.1.2).

 

 

Информация о работе Учет и аудит товарных операций в организации розничной торговли