Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:58, дипломная работа
В последние годы значительно возросло количество организаций, осуществляющих товарные операции. Такие операции обеспечивают обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, т.е. предоставление последнему товара определенного свойства и качества в определенном месте, в определенное время и за определенную плату. Деление торговли на оптовую и розничную находится в прямой зависимости от того, какие стадии обращения проходит товар от изготовителя к потребителю.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты учета и контроля товарных операций ….5
1.1. Экономическая сущность категории «товар» и виды товарных операций 5
1.2. Нормативное регулирование товарных операций 15
1.3. Виды контроля и его задачи в торговой деятельности 29
Глава 2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Мэйджор Электроникс» 43
2.1. Организационно-экономическая характеристика исследуемой организации 43
2.2. Первичный документы и договорные работы 51
2.3. Аналитический и синтетический учет товарных операций 64
Глава 3. Аудит товарных операций ООО «Мэйджор Электроникс» 72
3.1. Порядок тестирования системы бухгалтерского учета и средств внутреннего контроля 72
3.2. Порядок проведения аудиторской проверки операций по учету товаров 85
3.3. Завершение проверки и рекомендации по совершенствованию учета товарных операций ………………………………………96
Заключение 106
Список использованной литературы 110
- непредставление продавцом покупателю всей необходимой информации о товаре [1, статья 495], [14, статья 12].
- продажа покупателю товара ненадлежащего качества [1, статья 503], [14, статья 18].
- в случае продажи товара надлежащего качества, который не подходит покупателю по каким-либо причинам [1, статья 502], [14, статья 25].
На практике, существуют ситуации, когда покупатель сомневается в том, имеет ли он право на возврат товара. К примеру, когда магазин решает устроить распродажу товара, то довольно часто перед глазами покупателей висит объявление «Товар, купленный на распродаже, обмену и возврату не подлежит». В данном случае идет нарушение прав потребителей в соответствии с ЗПП [14]. Распродажа – это способ снижения цены на товар, который по обычной цене не расходуется. И ЗПП [14] дает потребителю в этой ситуации абсолютно такие же права, как и при покупке товара по обычной цене. Чтобы вернуть деньги за не подошедший товар, надо соблюсти определенные условия: товар не должен быть в употреблении, сохранен его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки и т.п. Естественно, должен быть документ, подтверждающий покупку: кассовый или товарный чек.
Нередко в магазине среди многих ценников невозможно найти тот, который нужен. Товары часто продаются без аннотации на русском языке. Консультанты магазина предлагают узнать цену на кассе. Это прямое нарушение прав потребителя. Поскольку в Законе сказано, что покупателю должна быть предоставлена информация о продаваемом товаре ст. 10 ЗПП [14]. Если при возврате товара покупатель не принес чек, то это еще не повод для отказа в обмене или в осуществлении возврата товара. Поскольку в этом случае покупатель в праве сослаться на свидетельские показания [1, статья 493]. Движение по торговому залу должно быть удобным для покупателя, иначе велика вероятность столкнуть бьющийся товар с полки или сбить его тележкой. Если такое произошло, то платить должен тот, кто виноват. Если предметы установлены на полке таким образом, что от малейшего прикосновения падают на пол или расположены на самом краю полки, вины покупателя в случившемся нет.
Важное
место в системе нормативного
регулирования розничных
К нормативным документам, регулирующим организацию бухгалтерского учета оптово-розничного товародвижения, относятся, в частности, документы Минфина РФ, а также документы Министерства экономического развития торговли в РФ. Вопросы организации розничного товародвижения регулируются документами Госкомстата России: письмом «Об отнесении торговых предприятий к розничным или оптовым» от 8 ноября 1995 г. № 17-1-17/1947 [52], Инструкцией по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, их обособленными подразделениями независимо от формы собственности, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание от 1 апреля 1996 г. № 25 [37], Методическими указаниями по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий от 19 августа 1998 № 89 [39].
Согласно постановлению Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» от 25 декабря 1998 г. № 132 [35] действуют унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций. Все документы разделены на четыре группы. Документы первой группы охватывают учет расчетов при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин. Во вторую группу отнесены общие документы по учету торговых операций. Третья группа включает документы по учету торговых операций при продаже товаров в кредит. Документы четвертой группы — это документы по учету торговых операций в комиссионной торговле.
Основополагающими для учетной политики в области товародвижения являются Закон [5] и положения по бухгалтерскому учету: ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» [16]; ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» [19]; ПБУ 9/99 «Доходы организации» [21]; ПБУ 10/99 «Расходы организации» [22].
Закон [5] содержит ряд основополагающих норм организации учета, в полной мере относящихся и к предприятиям торговли. В данном Законе перечислены объекты бухгалтерского учета, к которым относятся товары [5, пункт 2 статья 1]; определены задачи бухгалтерского учета [5, пункт 3 статья]; приведен общий порядок оценки имущества предприятия [5, статья 11]; указаны случаи обязательного проведения инвентаризации товаров, порядок регулирования расхождений, выявленных при инвентаризации [5, статья 12]; приведены сроки и общий порядок хранения бухгалтерских документов [5, статья 17] .
ПБУ 1/98 позволяет выработать концепцию ведения учета на каждом торговом предприятии. Во втором разделе данного ПБУ приводятся принципы формирования учетной политики организации. Согласно этим принципам наиболее существенными моментами учетной политики, связанными с розничным товародвижением, можно признать следующие [16]:
- создание и утверждение рабочего плана счетов бухгалтерского учета, соответствующего конкретным условиям деятельности в сфере розничной торговли и содержащего синтетические и аналитические счета, на которых должны отражаться операции по движению товаров и формированию финансового результата от этих операций;
- разработка форм первичных документов, применяемых для документального оформления товарных операций (если нет необходимых унифицированных форм);
- способы ведения бухгалтерского учета в части товародвижения, к которым относятся, например, порядок оценки товаров и порядок формирования прибыли от продажи товаров;
способы расчета торговых наценок на реализованные товары (при учете товаров по ценам продаж);
- порядок определения издержек обращения (расходов на продажу) по реализованным товарам;
- утверждение порядка проведения инвентаризации товаров.
В настоящее время учет товаров на различных предприятиях, в том числе тех, для которых торговля — основной вид деятельности, регулируется ПБУ 5/01, где дано определение товаров как объекта бухгалтерского учета, характеризуется их назначение, приводится общий порядок оценки товаров при приобретении и отпуске, порядок определения фактической заготовительной себестоимости [19].
Движение товаров на предприятиях постоянно сопровождается расходами, которые покрываются за счет доходов от продажи товаров.
В ПБУ 9/99 [21] и ПБУ 10/99 [22] определены состав и классификация доходов и расходов торговой организации; даны характеристики доходов и расходов от обычной деятельности; приведен порядок принятия к бухгалтерскому учету выручки от реализации товаров и расходов от обычной деятельности; прописан порядок формирования и учета финансового результата торговой организации; изложен порядок отражения доходов и расходов в отчете о прибылях и убытках.
Вместе с тем в названных нормативных документах не учитывается специфика оптово-розничных товарных операций. Их нужно рассматривать в сочетании с отраслевыми нормативными актами в части, в которой эти нормативные акты не противоречат ПБУ и НК РФ. К таким нормативным актам, регламентирующим организацию учета на предприятиях торговли, относятся «Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли» от 10 июля 1996 № 1-794/32-5 [45]. В этом нормативном акте определен общий порядок документального оформления операций по движению товаров, ведения синтетического и аналитического учета товаров, издержек обращения и финансовых результатов, рассмотрены варианты учета товаров на каждой стадии их движения (при приобретении, реализации, прочем выбытии).
За нарушение правил торговли законом установлена гражданская [1], административная [4], а в некоторых случаях и уголовная [3] ответственность.
Нормативное регулирование в торговой деятельности важную, а порой и решающую роль в разрешении множественных споров и упущений, связанных с договорами поставки и купли-продажи. В этой связи в законодательство постоянно вносятся различные изменения и дополнения для осуществления оптимальных правовых отношений между субъектами правоотношений.
Следует
отметить, что детальная регламентация
защиты прав потребителей, которая произошла
после внесения изменений в ЗПП [14], к сожалению,
отчасти имеет и негативные стороны. Например,
на практике происходит злоупотребление
некоторыми потребителями своими правами,
в частности, на возврат или обмен товаров,
особенно технически сложных. В связи
с этим в практике даже появился термин
«экстремизм потребителя». Также потребители
вступают в конфликт с продавцами, исполнителями
путем предъявления к ним всевозможных
искусственно обоснованных претензий.
Нередко потребитель распространяет сведения,
не соответствующие действительности
и порочащие деловую репутацию продавца,
исполнителя. Поэтому, рассматривая претензии
потребителя, исходя из фразы «Покупатель
всегда прав», необходимо правильно подходить
к урегулированию споров. В законе много
неточных формулировок, позволяющих трактовать
его как в пользу покупателя, так и в пользу
производителя. Например, в нем говорится,
что недостаток товара — это «несоответствие
обычно предъявляемым требованиям» [14],
а какие именно требования имеются в виду,
не расшифровывается. Поэтому важно не
только отслеживать изменения, вносимые
в законодательную базу для урегулирования
торговой деятельности, но также и уметь
применять уже существующие на данный
момент законы.
1.3.
Виды контроля и его
задачи в торговой деятельности
Под видами контроля понимают основные структурные или классификационные единицы в системе контроля. По характеру расположения и взаимоотношений субъекта и объекта контроля, т.е. контролирующих и контролируемых органов, организаций, специалистов, различают контроль внутренний и внешний. Контроль называются внутренним, когда субъект и объект контроля организационно входят в одну систему, а внешним, когда субъект контроля не входит в ту же систему, что и объект.
Анализ научной литературы по вопросам контроля, а также действующего законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о существовании следующих видов контроля (рис.1. 4):
Рис. 1.4. Виды контроля
Рассмотрим
более подробно основные виды государственного
контроля, регулирующие торговую деятельность,
приведенные в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Виды государственного контроля
Орган | Цели и задачи |
Государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации | |
До
принятия Правительством Российской Федерации
решения о передаче этих функций
другим федеральным органам |
- Государственный
контроль и надзор за - государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией; - государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности. |
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор | |
Федеральная
служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека.
|
Основными задачами государственного санитарно- эпидемиологического надзора в Российской Федерации являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение граждан. |
Лицензионный контроль | |
Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. | Контроль за
соблюдением лицензиатом Основные направления: проведение проверок деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям. |
Правоохранительный контроль | |
- МВД
России, УВО, ГУ ГИБДД и их
территориальные подразделения (управления,
отделения и отделы): районные, городские,
районные в городах отделы (управления)
внутренних дел; - органы внутренних дел на транспорте; городские, поселковые, линейные (на транспорте) отделения милиции; - отделения (отделы, управления) Государственной инспекции безопасности дорожного движения, подразделения дорожно-патрульной службы; - участковые инспектора милиции |
- Обеспечение
общественного порядка и - контроль за соблюдением установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения; - контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России; - охрана на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащего им имущества; - контроль в пределах своей компетенции за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений; - выдача лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью, создание частных детективных предприятий (объединений), охранных предприятий и контроль за соблюдением установленных федеральным законом правил частной детективной и охранной деятельности. |
Налоговый контроль | |
Федеральная налоговая служба Минфина России) и его территориальные органы (управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции по налогам и сборам межрайонного уровня) | - Государственный
контроль за соблюдением контроль за своевременным поступлением в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей; контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции; - выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений |
Таможенный контроль | |
Федеральная таможенная служба Россия , региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты | -Контроль за
соблюдением таможенных правил
установленных -порядка перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена ответственность |
Валютный контроль | |
Правительство
Российской Федерации, органы валютного
контроля - Центральный банк Российской
Федерации, Министерство экономического
развития и торговли Российской Федерации,
Министерство финансов Российской Федерации,
федеральные органы исполнительной власти
в пределах компетенции, установленной
федеральными законами, и их территориальные
органы, агенты валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации. |
Обеспечение соблюдения
валютного законодательства пpи
осуществлении валютных опеpаций: - опpеделение соответствия пpоводимых валютных опеpаций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и pазpешений; - пpовеpка выполнения pезидентами обязательств в иностpанной валюте пеpед госудаpством, а также обязательств по пpодаже иностранной валюты на внутреннм валютном рынке Российской Федерации; - пpовеpка обоснованности платежей в иностpанной валюте; - пpовеpка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ. |
Информация о работе Учет и аудит товарных операций в организации розничной торговли