Учет и аудит продаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 07:58, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационной работы изучение методики проведения аудита продажи товаров и определение путей усовершенствования данного участка учета на примере конкретного предприятия.
Реализация данной цели требует решения следующих задач:
- изучить организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
- рассмотреть организацию учета на предприятии;
- исследовать информационную базу для проведения аудита продаж;
- изучить и систематизировать информацию по теме работы, полученную из различных источников (научная и учебная литература, законодательная база, СМИ и т.д.);
- изучить методики аудиторской проверки учета продаж;
- провести аудит учета продажи товара в организации;
- выявить типичные ошибки и предложить меры по улучшению учетного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ
ООО «ТЕРМОС» 7
1.1.Организационная структура предприятия 7
1.2.Организация бухгалтерского учета 11
1.3. Информационная база аудита продаж 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 21
2.1. Классификация методик 21
2.2. Нормативное обеспечение для проведения аудита 27
2.3. Процедуры проведения аудиторской проверки 30
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ПРОДАЖ
В ООО «ТЕРМОС» 35
3.1. План и программа аудита продаж 35
3.2. Методика проверки учета продаж 42
3.3.Типичные ошибки, выявленные в процессе аудиторской проверки и рекомендации по их устранению 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 71

Работа содержит 1 файл

Люда Аудит продаж.doc

— 436.50 Кб (Скачать)

       При формальной проверке выявляется, все  ли реквизиты документа имеют  место и правильно ли они заполнены, имеются ли подписи ответственных лиц, относится ли документ к тому месяцу, в котором он проведен по учетным регистрам, и т.д.

       Логическая  проверка, или проверка по существу, выясняет, имела ли место та или  иная хозяйственная операция и в указанном ли объеме. Такая проверка обнаруживает приписки из-за завышения объема выполненных работ, завышения цен и расценок, отражения в первичных документах таких работ, которые никогда не выполнялись и не могли быть выполнены вообще.

       Арифметическая (счетная) выявляет ошибки при таксировке (умножении цены или расценки на количество) или суммировании ряда чисел в процессе составления накопительных и группировочных ведомостей. Однако такая проверка не сводится только к проверке простых арифметических действий. Даже при проверке таксировки не просто определяется правильность умножения цены на количество, а привлекаются к проверке цены, расценки, тарифы, ставки, нормы и т.д., т.е. арифметическая проверка сочетается с логической.

       В отдельных случаях бухгалтер-аудитор прибегает к так называемой встречной проверке, когда сопоставляются данные разных документов, относящихся к одной и той же хозяйственной операции. Зачастую при встречной проверке сопоставляются копии документов, находящихся в разных организациях и отражающих одну и ту же хозяйственную операцию. При этом выявляются существенные различия вследствие исправленных данных в документах, подмены документов или же отражения совершенно разных сведений в документах, связанных с оформлением одной и той же операции.

       Процедуры получения аудиторских доказательств  являются важным элементом методологии аудиторской деятельности и включают:

       - инспектирование представляет собой проверку записей, документов и материальных активов. При этом считается, что в ходе инспектирования записей и документов аудиторы получают аудиторские доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника получения, а также от эффективности средств внутреннего контроля за процессом их обработки.

       - наблюдение состоит в изучении процесса или процедур, выполняемых другими лицами. Так, например, аудитор может наблюдать за проведением подсчета товарно-материальных ценностей работниками аудируемой организации, за осуществлением контрольных процедур, правильность которых можно проверить только при непосредственном присутствии.

       - документальные аудиторские доказательства включают в себя:

  • документальные аудиторские доказательства, созданные третьими лицами и находящиеся у них;
  • документальные аудиторские доказательства, созданные третьими лицами, но находящиеся у аудируемого лица;
  • документальные аудиторские доказательства, созданные субъектом аудита и находящиеся у него.

       - запрос направлен на получение информации от осведомленных лиц как в пределах, так и за пределами субъекта аудита. Запросы могут быть различными: от официальных письменных обращений, адресованных третьим сторонам, до неофициальных устных запросов, адресованных работникам субъекта аудита. Ответы на запросы обеспечат аудитора сведениями, которыми он ранее не располагал или которые подтвердят аудиторские доказательства.

       - подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, подтверждение остатка средств на счете, величины дебиторской задолженности и т.д.) [27,c.92].

       - пересчет - проверка точности арифметических подсчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо проведение аудитором самостоятельных подсчетов или расчетов.

       - аналитические процедуры состоят в изучении значимых показателей и тенденций, включая вытекающие из них взаимосвязи и отклонения, а также в выявлении причин возможных отклонений. Под аналитическими процедурами подразумевают исследование и оценку данных путем их сравнения с другой информацией, которая имеет отношение к объекту аудита. Их применяют в тех случаях, когда обнаруживается определенная взаимосвязь между отдельными показателями. К наиболее распространенным аналитическим процедурам относят общую проверку на достоверность, анализ тенденций, зависимостей, коэффициентов, проверку физического наличия, повторное проведение операций и др.

       Таким образом, в данной главе была рассмотрена  классификация методик проведения аудита, нормативное регулирование  аудиторской деятельности,  а  также основные методы организации  аудиторских проверок и получения аудиторских доказательств.

 

Глава 3. Организация аудиторской  проверки продаж

В ООО «Термос»

       3.1. План и программа аудита продаж

 

       На  предприятии ООО «Термос»  объем  проданного товара – один из основных показателей, характеризующих его  деятельность, поэтому так важно, чтобы он был отражен в бухгалтерском учете правильно. Верно учтенные объемы реализации товара, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты товара – это основа правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанных налогов.

       Приступая к проверке операций по учету продажи товаров, в первую очередь необходимо подтвердить первоначальную оценку системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета этих операций.

       В ходе аудиторской проверки аудитор  обязан разобраться в системе бухгалтерского учета, которая применяется в проверяемой организации, и при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе которых он собирается определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур [28,c.8].

       Если  аудитор убежден, что он может опереться на соответствующие средства контроля, он получает возможность проводить аудиторские процедуры менее детально или более выборочно, чем он делал бы в противном случае, а также может внести изменения в суть применяемых аудиторских процедур и в предполагаемые затраты времени на их осуществление.

       Задачами аудитора для изучения и оценки системы внутреннего контроля фирмы являются:

       1) описание понятия системы внутреннего контроля и ее составляющих;

       2) формулировка основных требований, предъявляемых к изучению и оценке надежности системы внутреннего контроля;

       3) описание особенностей изучения и оценки системы внутреннего контроля.

       Система внутреннего контроля может считаться  эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Оценка системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета является важным этапом аудиторской проверки, так как она помогает понять, какие недостатки существуют в этих системах.

       Для целей проверки структура внутреннего контроля может быть подразделена на контрольную среду, систему бухгалтерского учета и процедуры контроля.

       Контрольная среда включает философию менеджмента и стиль работы, организационную структуру организации, деятельность высшего руководства, внутренний аудит, распределение полномочий и ответственности, управленческие методы контроля исполнения операций, кадровую политику, различные факторы, влияющие извне на практическую деятельность (например, проверки внешними контролирующими структурами). Отмечено, что повышенное внимание руководства к организации внутреннего контроля является решающим фактором его эффективности, поскольку фактически предопределяет отношение всех сотрудников к контролю и создает благоприятные условия для работы службы внутреннего аудита.

       Система бухгалтерского учета включает правила и принципы ведения бухгалтерского учета и ведения учетных регистров, установленных для идентификации, сбора, анализа, классификации, отражения в учете и отчетности совершенных операций.

       Процедуры контроля - это специальные проверки, проводимые персоналом, направленные на предотвращение, выявление и исправление ошибок и искажений информации в системе бухгалтерского учета. Они предполагают наличие эффективных процедур санкционирования, документирование, фактический контроль за отгрузками и оплатами и осуществление независимых проверок.

       Система внутреннего контроля ООО «Термос» должна быть оценена не менее чем в три этапа:

       1) общее знакомство с системой  внутреннего контроля;

       2) первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;

       3) подтверждение достоверности  оценки системы внутреннего контроля.

       В задачу первичной оценки надежности системы внутреннего контроля входит выяснение того, что предпринимается  в организации для предотвращения, выявления и исправления ошибок и искажений информации. Предлагаемая методика первичной оценки надежности системы внутреннего контроля основана на тестировании, которое осуществляется по заранее подготовленному вопроснику.

       Результаты  тестирования представлены в Приложении  3.

       По  итогам тестирования на ООО «Термос» уровень надежности и эффективности системы внутреннего контроля и бухгалтерского колеблется от ниже среднего до среднего. Исходя из этого, можно сделать вывод, что надежность системы внутреннего контроля оценивается как средняя.

       При общем знакомстве с системой внутреннего  контроля предприятия были выявлены средства контроля над учетной информацией, наличие схемы документооборота, объем хозяйственных операций достаточно велик. В связи с этим система внутреннего контроля оценивается как средняя. Следовательно, ей соответствует риск, равный 50%.

       Анализируя особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой действует предприятие, опыт и квалификацию главного бухгалтера, а также сложность учитываемых хозяйственных операций, внутрихозяйственный риск можно оценить как достаточно низкий и принять его к расчету 80%. Внутрихозяйственный риск всегда высок, особенно в случае, когда аудиторская проверка проводится впервые.

       Риск  необнаружения принимается равным 20%.

       Для проведения аудиторской проверки необходимо рассчитать приемлемый аудиторский  риск (далее – ПАР), который находится  как произведение внутрихозяйственного риска (далее – ВХР), риска средств  контроля (далее – РСК) и риска необнаружения (далее – РН):

                                   ПАР = ВХР*РСК*РН (1)

       Исходя  из этого, ПАР рассчитывается следующим  образом:

       ПАР= 0,8*0,5*0,2 = 0,08

       Таким образом, приемлемый аудиторский риск составляет 8%.

       В ходе аудиторской проверки необходимо ознакомиться с внутренними документами ООО «Термос», касающимися организации, постановки и ведения бухгалтерского учета, и определить, в какой мере реальное состояние дел соответствует положениям вышеперечисленных документов. В необходимых случаях для такой сверки рекомендуется прослеживать движение отдельных сумм в учете от первичных документов до их вклада в отчетные документы.

       Этап  первичной оценки надежности системы  внутреннего контроля можно считать завершенным, так как мною была выявлена вероятность того, что существующие политика и процедуры внутрифирменного контроля помогут обнаружить существенные искажения информации.

       Планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора.

       При планировании аудиторской проверки на начальном этапе определяют аудиторский риск и уровень существенности, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность ООО «Термос» достоверной. Уровень аудиторского риска и существенности позволяет спланировать необходимые аудиторские процедуры.

       Единый  уровень существенности был определен  исходя из основных показателей отчетности ООО «Термос». Единый уровень распределяется между существенными статьями бухгалтерского баланса пропорционально удельному весу данных статей в валюте бухгалтерского баланса. Порядок определения уровня существенности статей баланса регулируется, как правило, аудиторским стандартом, применяемым в компании-аудиторе. В нем указывается критерий существенности в рублях или в процентах от валюты баланса. В данном случае, для изучаемой организации считаем несущественными статьи баланса с остатками, составляющими менее 1% валюты баланса. Однако, даже при небольшом абсолютном значении статьи «Денежные средства» и «Уставный капитал» не исключаются из плана проверки.

Информация о работе Учет и аудит продаж