Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 07:58, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы изучение методики проведения аудита продажи товаров и определение путей усовершенствования данного участка учета на примере конкретного предприятия.
Реализация данной цели требует решения следующих задач:
- изучить организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
- рассмотреть организацию учета на предприятии;
- исследовать информационную базу для проведения аудита продаж;
- изучить и систематизировать информацию по теме работы, полученную из различных источников (научная и учебная литература, законодательная база, СМИ и т.д.);
- изучить методики аудиторской проверки учета продаж;
- провести аудит учета продажи товара в организации;
- выявить типичные ошибки и предложить меры по улучшению учетного процесса.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА И УПРАВЛЕНИЯ
ООО «ТЕРМОС» 7
1.1.Организационная структура предприятия 7
1.2.Организация бухгалтерского учета 11
1.3. Информационная база аудита продаж 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ 21
2.1. Классификация методик 21
2.2. Нормативное обеспечение для проведения аудита 27
2.3. Процедуры проведения аудиторской проверки 30
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ПРОДАЖ
В ООО «ТЕРМОС» 35
3.1. План и программа аудита продаж 35
3.2. Методика проверки учета продаж 42
3.3.Типичные ошибки, выявленные в процессе аудиторской проверки и рекомендации по их устранению 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
2.Налоговый кодекс РФ ч. 2 от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ (в ред. от 28.09.2010г.). / Консультант Плюс.
3.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ 23.07.1998 г. (в ред. от 28.09.2010г.) / Консультант Плюс.
4.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ 30.12.2008 г. в ред. от 01.07.2010г. / Консультант Плюс.
6.ПБУ
5/01: Учет материально-
7.ПБУ 9/99: Доходы организации. Положение по бухгалтерскому учету. Утв. приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 № 32н (в ред. от 30 марта 2001 г. № 27н). в ред. от 27.11.2006г. / Консультант Плюс.
8.ПБУ
10/99: Положение по бухгалтерскому
учету. Расходы организации.
9. Федеральное правило (стандарт) №2 «Документирование аудита» утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. постановления Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523).
10. Федеральное правило (стандарт) №3 «Планирование аудита» утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. постановления Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523)
11. Федеральное правило (стандарт) №4 «Существенность в аудите» утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. постановления Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523)
12. Федеральное правило (стандарт) №5 «Аудиторские доказательства» утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. постановления Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523)
13. Федеральное правило (стандарт) № 6. «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. постановления Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523)
14.Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли. Приказ Министерства экономического развития и торговля от 31марта 2003 г. № 95.
15.Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н (в ред. от 26.03.2007 г. № 33). / Консультант Плюс.
16.Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ Министерства финансов РФ от 13 июня 1995г. № 49. / Консультант Плюс.
17.Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 23 апреля 2004 г. / Консультант Плюс.
18.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утв. Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. от 18.09.2006г.). / Консультант Плюс.
19.О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности. Инструкция Министерства финансов СССР от 14 января 1967 г. № 17. / Консультант Плюс.
20.Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций. Утв. Постановлением ГК РФ по статистике от 25 декабря 1998 г. № 132. / Консультант Плюс.
21.Андреев В.К. Правовое регулирование аудита в России: Учебник - М.: Инфра-М , 2006. – 398с.
22.Алборов М.Д. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: Учебное пособие – М: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – 540с.
23.Абриков В.Ф., Врублевский Н.Д. Учет выпуска и продаж продукции в промышленности // Бухгалтерский учет, 2009, № 6. – С.15.
24.Бабаева Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник:- М.:Юнити,2007. – 360с.
25.Бровкина Н.Д. Планирование аудита реализации: проведение аналитических процедур // Аудиторские ведомости, 2007, № 5. – С. 21.
26.Врублевский Н.Д., Рендухов И.М. Учет выпуска и продаж продукции // Бухгалтерский учет, 2008, № 7. – С. 15.
27.Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: учебное пособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007. – 546с.
28.Зеленин В.А. Аудиторский риск и его оценка // Бухгалтерский учет, 2002 , № 2. – С. 8.
29.Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях: Учебник-М: Финансы и статистика,2006. – 399 с.
30.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие- М.: Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2009. – 792 с.
31.Курбангалеева О.А. Учет материалов и готовой продукции на предприятии // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, 2008,№8. – С.9-11
32.Макалкин И. В. Готовая продукция? Нет проблем // Новая бухгалтерия, 2008.№4. – С.3-6.
33.Медведев А.Н. Как избежать бухгалтерских ошибок: Учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 321с
34.Налетчикова И.А, Слободчикова Т.Е. Аудит: Учебное пособие - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.- 176с.
35.Островская О.Л. Качество аудита – его документальность: Учебник. - М.: Инфра,2006. - 610с.
36.Патров В.В. Учет готовой продукции и товаров // Бухгалтерский учет, 2009, № 6. – С. 8.
37.Парушина Н.В. Аудит цикла выпуска и продажи готовой продукции // Главбух, 2009, № 12. – С.18.
38.Попова А.Х. Аудиторская проверка себестоимости готовой продукции //Аудиторские ведомости, 2007, №6. – С.17-19
39.Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А, Сотников Л.В. Аудит: Учебник для вузов. Под ред. Профессора В.И. Подольского - М.: Аудит - ЮНИТИ, 2009. – 415с
40.Скобара В.В. Аудит: методология и организация: Учебное пособие– М.: Инфра-М, 2007. – 412с.
41.Суглобое А.Е., Жарылгасова Б.Т. Бухгалтерский учет и аудит: Учебное пособие – М.: Кнорус, 2007. – 496с.
42.Смирнов С.А., Косорукова И.В. Аудит: учебно-практическое пособие. – М.: МЭСИ, 2007. – 590с.
43.Шеремет
А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник – М.: ИНФРА-М,2007.
– 410с.
Тесты средств внутреннего контроля наличия и движения товарно-материальных ценностей в ООО «Термос»
N п/п | Направления и вопросы контроля | Ответ | Примечание | ||
А | Б | Да | Нет | Нет ответа | 4 |
1 | Защищены ли
помещения складов от доступа
посторонних лиц?
Имеется ли: - охрана - пожарная сигнализация? |
- | |||
2 | Проводятся ли инвентаризации материальных ценностей (обязательные, плановые, внезапные)? | - | |||
3 | Оформляются ли результаты инвентаризации соответствующими документами (инвентаризационные описи, сличительные ведомости)? | - | |||
4 | Составляются ли на дату инвентаризации отчеты материально-ответственных лиц? | - | Отчеты МОЛ не составляются | ||
5 | Имеется ли постоянно действующая инвентаризационная комиссия? | - | |||
6 | Привлекаются ли к ответственности лица, виновные в кражах, хищениях? | - | Заявления в милицию подаются не всегда | ||
7 | Заключаются ли договоры о материальной ответственности с кладовщиками, заведующими складами и др.? | - | |||
8 | Бухгалтерский учет ведут лица, не имеющие доступа к материальным ценностям? | - | |||
9 | Применяются ли
унифицированные формы |
- | Имеют место внутренние складские документы | ||
10 | Составляются ли приходные и расходные документы на каждую операцию? | - | |||
11 | Заполняются ли все обязательные реквизиты? | - | |||
12 | Документы составляются в день совершения операции? | - | Не все | ||
13 | Все ли машинные документы распечатываются? | - | |||
14 | Имеются ли образцы заполнения документов, подписей материально-ответственных лиц? | - | |||
15 | Производится
ли нумерация первичных |
- | |||
16 | Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности и т.п.) в журналах регистрации? | - | Только доверенности и путевые листы | ||
17 | Прикладываются ли первичные документы к отчетам материально-ответственных лиц? | - | Отчеты МОЛ не составляются | ||
18 | Сверяются ли данные этих отчетов с данными первичных документов? | - | Отчеты МОЛ не составляются | ||
19 | Производится ли проверка отчетов на арифметическую точность? | - | Отчеты МОЛ не составляются | ||
20 | Применяются ли
программы автоматизации |
- | |||
21 | Организовано
ли в организации структурное
подразделение для |
- | |||
22 | Имеется ли утвержденная программа, график проведения проверок? | - | |||
23 | Имеются ли акты и другие внутренние документы, отражающие результаты проведенных проверок? | - | |||
24 | Оперативно ли вносятся в бухгалтерский учет изменения по результатам внутреннего контроля? | - | |||
25 | Имеет ли место поступление товаров, минуя склад? | - | |||
26 | Оформляются ли
приходные и расходные |
- | Все документы оформляются в бухгалтерии | ||
27 | Регулярно ли проводится инвентаризация товаров? | - | В конце года | ||
28 | Являются ли достоверными данные о количестве и качестве товаров? | - | |||
29 | Правильно ли оформлены первичные документы по учету товаров? | - | |||
30 | Полно ли оформлены хозяйственные операции по движению товаров в учете? | - | |||
31 | Правильно ли определены суммы, уплаченные поставщику? | - | Расхождения бывают редко | ||
32 | Применяются ли организацией неденежные формы расчета за поступившие товары? | - | |||
33 | Имеются ли в
наличии и оформлены ли должным
образом все расчетные |
- |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Программа аудита наличия и движения товаров по ООО «Термос»
Проверяемая
организация
Период аудита Количество человеко-часов Аттестованный аудитор Планируемый аудиторский риск Планируемый уровень существенности |
ООО «Термос»
с 01.01.2010г. по 30.06.2010г. 21 Камина Е.В. 8 % 1) качественно - соответствие нормативным актам 2) количественно – 45 тыс.руб. | |||||
№ п/п | Задачи аудита | Источники аудита | Аудиторские процедуры | Способы проверки | ||
1. Аудит состояния аналитического учета товаров и наличия товаров на складах | ||||||
1.1 | Проверка правильности
организации материальной ответственности:
-проверка
документального оформления -проверка
своевременного их |
Договор о материальной ответственности | Инспектирование | Сплошной | ||
1.2 | Проверка соответствия данных синтетического и аналитического учетов | Бухгалтерский баланс, Сводный оборотный баланс, журналы - ордера по счетам 42/1, 41/2, 19 | Инспектирование | Сплошной | ||
1.3 | Проверка ведения книги покупок, книги продаж, книги регистрации счетов-фактур | Книга покупок, книга продаж, книга регистрации счетов-фактур | Инспектирование | Сплошной | ||
1.4 | Проверка правильности
отражения результатов |
Приказ о порядке и сроках проведения инвентаризации; приказ о назначении состава рабочей инвентаризационной комиссии; инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости; протоколы заседания инвентаризационной комиссии, решения руководства по утверждению результатов инвентаризации | Инспектирование, наблюдение | Сплошной | ||
2.Аудит отражения в учете операций по поступлению товаров | ||||||
2.1 | Проверка источников поступления товаров | Накладные, счета - фактуры | Инспектирование | Сплошной | ||
2.2 | Проверка полноты оприходования товаров | Счета-фактуры, накладные | Инспектирование | Сплошной | ||
2.3 | Проверка наличия и правильности оформления первичных документов по учету поступления товаров | Формы нетиповых
первичных документов, график документооборота
товарно-транспортные накладные, товарно-транспортная накладные, счета-фактуры |
Инспектирование | Выборочный (большой объем документов) | ||
2.4 | Проверка правильности выделения НДС при приобретении товаров | Счета-фактуры, книга покупок | Инспектирование | Выборочный (большой объем документов) | ||
2.5 | Проверка правильности отражения операций по поступлению товаров | Рабочий План счетов, журналы –ордера и ведомости по счетам 41/1, 41/2, 19 | Инспектирование | Сплошной | ||
3.Аудит отражения в учете операций по выбытию товаров | ||||||
3.1 | Проверка наличия и правильности оформления первичных документов по операциям реализации товаров покупателям | Счет-фактура, накладная, договор купли-продажи, договор поставки | Инспектирование | Выборочный (большой объем документов) | ||
3.2 | Проверка правильности отражения операций по реализации товаров | Рабочий План счетов, журналы –ордера и ведомости по счетам 41-1, 41-2, 68,90-1,90-2,90-3,90-9,99 | Инспектирование | Сплошной | ||
3.3 | Проверка правильности формирования оптовых цен на товары | Реестр цен реализации, счета-фактуры | Инспектирование | Выборочный (большой объем документов) | ||
3.4 | Проверка правомерности применения торговых скидок | Приложение к учетной политике организации «Маркетинговая политика ООО «Термос» на 2010 год», приказы руководителя, информационные письма фирмы покупателям, счета-фактуры, товарные накладные | Инспектирование | Сплошной | ||
3.5 | Проверка правильности уплаты налогов по реализованным товарам | Счет-фактура, книга продаж | Инспектирование | Сплошной | ||
4.Аудит соответствия данных учета товара бухгалтерской отчетности | ||||||
4.1 | Проверка соответствия отчетных показателей (ф. №№ 1 и 2) соответствующим показателям в Главной книге, регистрам синтетического и аналитического учета | Квартальный, полугодовой и годовой балансы, отчеты о прибылях и убытках, Главная книга | Инспектирование | Сплошной |
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ТАРИФОВ, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ
И РАЗМЕЩЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА
ПЕНЗЕНСКОЙ
ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 25
февраля 2010 г. N 8
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПРЕДЕЛЬНЫХ ОПТОВЫХ И ПРЕДЕЛЬНЫХ РОЗНИЧНЫХ
НАДБАВОК К ЦЕНАМ НА ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ И ВАЖНЕЙШИЕ
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ
СРЕДСТВА НА ТЕРРИТОРИИ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Приказа Управления по регулированию тарифов,
энергосбережению и размещению государственного заказа
Пензенской
обл. от 02.04.2010 N 15)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" (с последующими изменениями), постановлением Правительства РФ от 08.08.2009 N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" (с последующими изменениями), Положением об Управлении по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 08.06.2009 N 466-пП (с последующими изменениями), а также, учитывая итоги заседания Правления Управления по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области (протокол от 25 февраля 2010 г. N 5), приказываю:
1.
Установить с 1 апреля 2010 года
на территории Пензенской
2.
Признать утратившим силу с
1 апреля 2010 года приказ Управления
по регулированию тарифов,