Учет и аудит по кредитам и займам

Автор: Йй Цц, 14 Июня 2010 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Вхождение экономики России в рынок - сложный и противоречивый процесс. Преобладавшая до недавнего времени государственная форма собственности предполагала в основном централизованное бюджетное финансирование предприятий. Существовавшая ранее система, при которой бюджетные средства выделялись в рамках государственного планирования развития экономики, не учитывала необходимости четкого законодательного регулирования финансово-кредитных вопросов.
С развитием в нашей стране рыночных отношений, появлением предприятий различных форм собственности (как частной, так и государственной, общественной) особое значение приобретает проблема четкого правового регулирования финансово-кредитных отношении субъектов предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение………………………………………….………….…………………..3
1. Бухгалтерский учет расчетов по кредитам и займам.
1.1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности………….…….…6
1.2. Документальное оформление займа и кредита…………..………...……12
1.3. Бухгалтерский учет расчетов по кредитам и займам..…………………..18
2. Аудит расчетов по кредитам и займам.
2.1. Понятие аудита, цели, принципы и задачи………………….…………..26
2.2. Этапы проведения аудита, их характеристика и порядок подготовки общего плана и программы аудита…………………..……………….…...….31
2.3. Аудит расчетов по кредитам и займам и оформление результата аудиторской проверки……………………….………………………….…..…37
3. Практическая часть
3.1. Технико-экономическая характеристика предприятия…………...…....52
З.2. Организация бухгалтерского учета на предприятии…....………..….....56
3.3. Методика проведения аудита на предприятии………………………….65
Заключение………………………………………………….……………...…72
Список использованной литературы…………….……….………….….…75

Работа содержит 1 файл

4 Диплом.doc

— 581.00 Кб (Скачать)

      Соответствие  работы аудитора профессиональным стандартам -  наличие профессиональной подготовки, наличие аттестата, постоянное обучение и повышение квалификации.

      Объем аудита – термин «объем аудита»  имеет отношение к аудиторс-ким  процедурам, необходимым для того, чтобы в определенных обстоя-тельствах  достичь цели проверки.

      Концепция достаточной уверенности – необходимость  проведения ау-дита с соблюдением  требований МСА и Федеральными правилами (стан-дартами) Российской Федерации  требуется для того, чтобы обеспечить при проведении аудита достаточную  уверенность в том, что финансовые отчеты в целом не содержат существенных искажений. Достаточная уверенность соблюдается путем сбора аудиторских доказательств. [2].

      Ответственность за финансовую отчетность – аудитор  отвечает за формирование и выражение  мнения относительно финансовой отчетности. Аудируемое лицо несет ответственность за подготовку и предоставление финансовой отчетности.

      Такие понятия, как ответственность за формирования и ответствен-ность  за составление мнения аудитора следует  также четко разграничивать  в договоре и при устном общении с руководством организации, чтобы избежать конфликтных ситуаций по этому вопросу.

      А также аудитор должен всегда работать добросовестно. От его добро-совестности зависит финансовое положение проверяемой организации и его собственное. Совершив ошибки в проверке, аудитор расплачивается штра-фами и своей репутацией.

      И аудитор должен постоянно обновлять  свои знания в области бухгал-терского учета, налогообложения, законодательства, финансовой деятель-ности и гражданского права и так далее. [13].

      Аудиторская организация может осуществлять такие виды услуг, как: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление финансовой (бухгалтерской) отчетности; бухгалтерское консультирование; налоговое консультирование; анализ финансово – хозяйственной деятель-ности организации и индивидуальных предпринимателей; экономическое и финансовое консультирование; управленческое  консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций; правовое консультирова-ние, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам; автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий; оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпри-нимательских рисков; разработка и анализ инвестиционных проектов, сос-тавление бизнес – планов; проведение маркетинговых исследований; прове-дение научно – исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; обучение в установ-ленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью; оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

      Таким образом, аудиторская организация может заниматься бухгал-терским, налоговым, правовым консультированием, составлением бизнес – планов и так далее, но не может заниматься какой – либо предпринимательс-кой деятельностью, не связанной с деятельностью аудита. [4].

      Далее рассмотрим основные этапы аудиторской  проверки и порядок подготовки общего плана и программы аудита в  разделе 2.2. 

    1. Этапы проведения аудита, их характеристика и порядок

подготовки  общего плана и программы аудита.

      Любой процесс аудиторской проверки можно  представить как сово-купность организационных, методических и технических приемов, осущест-вляемых с помощью определенных процедур.

      Результаты, полученные на предыдущих стадиях проведения ауди-торской проверки, являются базой для последующих стадий. [4].

      В процессе аудита можно выделить следующие  этапы:

  • организационный
    • исследовательский;
    • обобщения и контроля качества аудита;
  • реализации результатов аудита и завершения договорных отношений с клиентом.

      Рассмотрим  каждую стадию подробнее.

      При проведении организационного этапа  сначала происходит выбор аудируемого  объекта, который состоит из следующих  необходимых действий:

    • маркетинговые исследования, реклама в СМИ;
    • рассылка писем – обязательств потенциальным клиентам;
    • заключение договоров на оказание аудиторских и сопутствующих ау-диту услуг на предстоящий отчетный период;
    • определение первоочередности объекта контроля;
    • формирование рабочей группы (бригады) аудиторов;
    • назначение аудита.

      При этом аудиторская группа должна изучить финансово – экономи-ческое состояние субъекта контроля,  разработать общий план аудита (сос-тавляется руководителем группы аудиторов, согласовывается с руководите-лем аудиторской фирмы), разработать программу и методику проверки орга-низации, разработать план – график аудитора (необязательный, но желатель-ный этап) – предусматривает установление срока проверки каждого объекта или вопроса соответствующим исполнителем исходя из срока проведения проверки по договору, а также необходимой трудоемкости для проверки каждого объекта или вопроса, при этом, также могут составляться сетевые графики, которые предусматривают параллельное изучение нескольких вопросов.

      Исследовательский этап проводится непосредственно на самом предп-риятии. Предварительно осуществляется так называемый предыссле-довательский процесс, состоящий из: знакомства с руководителем организа-ции, ознакомления руководства аудируемого предприятия с правилами и обязанностями аудиторов, создания необходимых действий для проведения проверки – обеспечение отдельным помещением, телефоном, доступом к информационным ресурсам предприятия: бухгалтерским программам, ком-пьютерам и копировально – множительной технике, проведение внезапных проверок и ревизий кассы, товароматериальных ценностей и т.д. В случаях необходимости – установление контактов с трудовым коллективом, мест-ными и налоговыми органами, учреждениями банков для выявления претен-зий к работе предприятия, его руководителей. [4].

        Основным содержанием исследовательского  этапа являются сбор ау-диторских доказательств, на основании которых формируется мнение ауди-тора о достоверности данных финансовой отчетности. Аудиторские доказа-тельства могут быть получены с помощью тестов: процедур достижения по-нимания системы внутреннего контроля; тестов проверки хозяйственных операций по существу; аналитических процедур и проверок по существу отдельных элементов счета.

      В процессе этого этапа, возможна корректировка  плана и программ аудита: изменение  первоочередности проверяемых структурных  подразделе-ний и решаемых вопросов, изменение объектов сплошного и выборочного контроля, периодов проверки отдельных вопросов, перераспределение обя-занностей между членами аудиторской группы и так далее.

      На  этапе обобщения и контроля качества аудита проводится анализ выполнения плана и программы аудита, систематизируются выявленные нарушения, дается оценка достаточности и уместности собранных аудиторских доказательств, определяются необходимость и объем дополнительных аудиторских процедур, оценивается влияние выявленных нарушений и ошибок на достоверность данных финансовой отчетности, проводятся обобщение и изложение результатов аудита в аудиторском отчете.

      Этап  реализации результатов аудита и  завершения договорных отно-шений с  клиентом является завершающим и  включает в себя: ознакомление руководства аудируемого лица с результатами проверки; согласование вопросов о необходимости внесения изменений в аудируюмую отчетность; разработку рекомендаций и предложений по совершенствованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля; подготовку аудиторского заключения и передачу его руководству аудируемого лица; подписание акта о выполненных работах и завершении расчетов. [4].

      Как говорилось ранее, процесс аудиторской  проверки начинается с изучения экономико  – хозяйственной деятельности организации и состав-ления плана и программы аудита. От того, насколько тщательно будет сос-тавлены эти документы зависит: степень эффективности использования спе-циалистов, участвующих в аудите, акцентирование внимания на основных вопросах и проблемах организации, затраты, связанные со сроком прове-дения проверки.

      Общий план аудита – составляется в соответствии с федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита» [9]. Общий план является частью рабочих документов и должен описывать предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. После разработки подлежит дальнейшей доработке и детализации до уровня программы аудиторской проверки.

      При разработке общего плана аудита согласно стандарту необходимо рассмотреть  следующие вопросы: деятельность аудируемого лица; системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, риск и существенность; ха-рактер, временные рамки и объем аудиторских процедур; координация и направление работы, текущий контроль и направление выполненной рабо-ты; прочие аспекты. [3].

      Перечень  направлений аудиторской проверки (планируемых видов работ) при  составлении общего плана аудита может иметь следующий вид:

    • учредительные и другие общие документы предприятия (устав предп-риятия, лицензии по видам деятельности, приказы, распоряжения, служеб-ные записки, протоколы заседаний учредителей, штатное расписание и др.);
    • учетная политика предприятия (рабочие документы по методическо-му, техническому и организационному аспектам учетной политики предп-риятия);
    • основные средства; нематериальные активы; производственные запасы; расчеты по оплате труда; затраты на производство; готовая продукция, товары и реализация; денежные средства; расчеты; финансовые результаты и использование прибыли; капитал и резервы; кредиты и финансирование; учет по забалансовым счетам; бухгалтерская отчетность и приложения.

      Программа аудита – конкретизирует общий план и является набором инструкций для  аудитора, выполняющего проверку, а  также средством конт-роля и проверки надлежащего выполнения работы [3].

      Правильно составленная программа, содержащая набор  четко сформу-лированных инструкций для исполнителей – членов рабочей  аудиторской группы, позволяет оптимизировать затраты на проведение оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля, тесты средств контроля и процедуры проверки по существу при приемлемом уровне аудиторского риска. Оптимизация затрат достигается за счет правильного выбора и упо-рядочения процедур проверки, упрощения взаимодействия членов рабочей группы между собой, с руководителем проверки и с персоналом аудируе-мого лица, сокращения времени на обработку результатов аудиторских про-цедур и формирования итоговых выводов. [15]. 

      Существуют  четыре принципа подготовки программы  аудита.

      Первый  принцип гласит: оптимальная программа не может быть сфор-мулирована в начале проверки. Аудитор обязан пересматривать программу и вводить дополнительные тесты (или исключать определенные процедуры) в зависимости от изменения первоначальной оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля в результате проводимых процедур. На этом этапе определяется примерный состав аудиторских процедур и последователь-ность их проведения.

      Второй  принцип гласит: структура программы  может и должна быть определена в  начале проверки, по итогам знакомства с бизнесом субъекта. В понятие «структура программы» входит установление основных групп тестов и их последовательности на основе первичного деления на этапы проводимого аудита.

      Третий  принцип гласит: для обеспечения  оптимальности программа аудита должна пересматриваться в зависимости от изменения оценок риска. Оптимальным считается уровень затрат, необходимый для получения разумной уверенности в отсутствии невыявленных существенных искаже-ний в проверяемой документации.

      Четвертый принцип гласит:  формирование программы аудита заклю-чается в достижении относительной оптимальности с учетом издержек на получение информации в условиях неопределенности и риска. Применяется при выполнении предыдущих принципов. [15]. 

      Кроме того, программой аудита должны быть изначально предусмот-рены моменты времени, когда должно приниматься решение о введении до-полнительных процедур, и критерии, на основе которых принимаются такие решения.

      Сказанное выше, естественно, не отменяет необходимости аудитора полагаться на свое профессиональное суждение в каждой конкретной ситуации.

      Итак, любой процесс аудиторской проверки можно разделить приблизительно на несколько основных этапов: организационный; исследовательский; обобщения и контроля качества аудита; реализации результатов аудита и завершения договорных отношений с клиентом. Во время которых аудитор знакомится с предприятием, заключает договор на проведение определенного перечня аудиторских услуг, составляет план и программу проверки организации, причем последняя во время проверки постоянно корректируется согласно принципам формирования программы и изменяющимся условиям проверки, собирает аудиторские доказательства и на основании них пишет аудиторское заключение. В заключительной стадии проверки аудиторское заключение передается руководству аудируемого лица и подписывается акт о выполненных работах.

Информация о работе Учет и аудит по кредитам и займам