Автор: Йй Цц, 14 Июня 2010 в 17:50, курсовая работа
Вхождение экономики России в рынок - сложный и противоречивый процесс. Преобладавшая до недавнего времени государственная форма собственности предполагала в основном централизованное бюджетное финансирование предприятий. Существовавшая ранее система, при которой бюджетные средства выделялись в рамках государственного планирования развития экономики, не учитывала необходимости четкого законодательного регулирования финансово-кредитных вопросов.
С развитием в нашей стране рыночных отношений, появлением предприятий различных форм собственности (как частной, так и государственной, общественной) особое значение приобретает проблема четкого правового регулирования финансово-кредитных отношении субъектов предпринимательской деятельности.
Введение………………………………………….………….…………………..3
1. Бухгалтерский учет расчетов по кредитам и займам.
1.1. Понятие дебиторской и кредиторской задолженности………….…….…6
1.2. Документальное оформление займа и кредита…………..………...……12
1.3. Бухгалтерский учет расчетов по кредитам и займам..…………………..18
2. Аудит расчетов по кредитам и займам.
2.1. Понятие аудита, цели, принципы и задачи………………….…………..26
2.2. Этапы проведения аудита, их характеристика и порядок подготовки общего плана и программы аудита…………………..……………….…...….31
2.3. Аудит расчетов по кредитам и займам и оформление результата аудиторской проверки……………………….………………………….…..…37
3. Практическая часть
3.1. Технико-экономическая характеристика предприятия…………...…....52
З.2. Организация бухгалтерского учета на предприятии…....………..….....56
3.3. Методика проведения аудита на предприятии………………………….65
Заключение………………………………………………….……………...…72
Список использованной литературы…………….……….………….….…75
Отдельные счета могут иметь и дебетовое, и кредитовое сальдо. Они отражаются как в активе, так и в пассиве баланса и называются активно – пассивными. Они бывают с одновременным сальдо (по дебиту и кредиту) и с попеременным сальдо (или по дебиту, или по кредиту). (11,14, 15, 16, 40, 60, 62, 68, 69, 71, 75, 76, 79, 84, 86, 90, 91, 99)
Счета 66,67 – пассивные, то есть начальное и конечное сальдо счетов кредитовое. Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» имеет субсчета 66.1 «Краткосрочные кредиты (в рублях)», 66.2 «Проценты по крат-косрочным кредитам (в рублях)», 66.3 «Краткосрочные займы (в рублях)», 66.4 «Проценты по краткосрочным займам (в рублях)», 66.5 «Краткосрочные займы по облигациям», 66.6 «Расчеты с банками по (учету) дисконту крат-косрочных долговых обязательств», 66.11. «Краткосрочные кредиты (в валю-те)», 66.22 «Проценты по краткосрочным кредитам (в валюте)», 66.33 «Крат-косрочные займы (в валюте)», 66.44 «Проценты по краткосрочным займам (в валюте)». Субсчета 67 счета «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» аналогичны.
На основании конечных остатков (сальдо) по счетам составляется бух- галтерский баланс на конец отчетного периода. Счета, которые открываются на основании статей баланса и служат основанием для его составления, называются балансовыми. Они открываются в Главной книге. [1].
Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета при помощи двойной записи. Под этим выражением следует понимать, что каждая хозяйственная операция отражается по дебиту одного счета и кре-диту другого счета в одинаковой сумме. Взаимосвязь между счетами бухгал-терского учета называется корреспонденцией, а счета корреспондирующими. То есть корреспонденция счетов – это регистрация объектов предприятия относительно друг друга в рамках одного события. [1].
Каждая
организация ведет
План счетов представляет собой систематизированный перечень сче-тов, сгруппированных в разделы, исходя из экономического содержания учи-тываемых объектов хозяйственной деятельности организации с целью полу-чения информации для управления и контроля. План счетов был введен в действие с 2000 года с последующим постепенным переходом на него всех действующих и образующихся организаций в течение 2001 года. Также пос-тепенно изменяется и вся система бухгалтерского учета, разработанная согласно программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). [9].
Эти меры были необходимы из-за того, что после падения режима Со-ветского Союза, страна перешла на политику рыночной экономики, и если, раньше основным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерс-ком учеты, являлось государство в лице отраслевых министерств, ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов, то сейчас потреби-телями является множество внутренних и внешних пользователей. Поэтому и была разработана программа реформирования бухгалтерского учета в соот-ветствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Основные направления данной программы [9]: подготовка и перепод-готовка профессиональных кадров (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров и так далее), вступление и активная работа в международних ор-ганизациях, уточнение старых и введение новых положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, введение упрощенной системы бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, пересмотр первичных учетных документов и так далее.
То есть, главной задачей программы является постепенный переход системы бухгалтерского учета с российской базы на международную систему финансовой отчетности, но с поправками на российский менталитет, то есть переход будет стабильным и постепенным.
Следовательно, бухгалтерский учет организации – система учета, осно-вой которой является регистрация, группировка и предоставление информа-ции заинтересованным внутренним и внешним пользователям организации, учет ведется на основании ПБУ 1/98 от 09 декабря 1998 г. № 60н. А также разработана и реализуется программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, це-лью которой является переход российской системы бухгалтерского учета на международную систему финансовой отчетности.
В
следующей главе
мы познакомимся с понятием
аудита, его этапами,
рабочими документами
аудитора, порядком
составления аудиторского
зак-лючения, и, непосредственно,
с методикой аудиторской
проверки вопроса по
займам и кредитам.
Глава 2 Аудит расчетов по кредитам и займам
2.1. Понятие аудита, цели, принципы и задачи.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ [6] аудит (аудиторская деятель-ность) – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности органи-зации и индивидуальных предпринимателей.
В литературе, посвященной вопросам аудита, также выделены поня-тия аудита. Приведем примеры некоторых из них:
аудит – независимая экспертиза и анализ публичной финансовой от-четности хозяйствующего субъекта. [1].
аудит – экспертная оценка финансово – хозяйственной деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета, баланса, отчетности, внут-реннего аудита. [4].
В различных странах, аудит также дифференцируется по целям приме-нения:
так, в США – цель аудита состоит в предоставлении возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам в соответствии с установлен-ными основами (положениями, нормативными документами).
в Англии – цель аудита состоит в контроле правильности ведения бух-галтерского учета, составления отчетности и выражения мнения о финансо-вой отчетности предприятия.
Во Франции – цель аудита состоит во внешнем контроле достовернос-ти финансовой отчетности негосударственного сектора экономики. [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие аудита Российской Федерации соответствует МСА (международным стандартам аудита).
Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификацион-ным требованиям, уполномоченным федеральным органом, и имеющие ква-лификационный аттестат аудитора.
Аудитор
вправе осуществлять аудиторскую деятельность
в качестве работника аудиторской
организации или в качестве лица,
привлекаемого аудиторской
Аудиторская организация – это коммерческая организация, осуществ-ляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услу-ги. Деятельность осуществляется на основании лицензии на основании лю-бой организационной формы, кроме ОАО (открытого акционерного общест-ва). Не менее 50% кадрового состава аудиторской организации должны осуществлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем органи-зации является иностранный гражданин, - не менее 75%. В штате аудиторс-кой организации должно состоять не менее пяти аудиторов. [4].
То есть, аудиторская организация должна иметь определенный спи-сочный состав работников, лицензию на этот вид деятельности, любую орга-низационную форму, кроме ОАО, а аудитор может находиться, как в спи-сочном составе этой организации, так и работать на основании формы ЧП (частный предприниматель).
Понятие цель и принципы аудита, регламентируются Международным стандартом аудита № 200 «Цель и основные принципы, регулирующие ау-дит финансовой отчетности» и Федеральным правилом (стандартом) №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» [7] Постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года № 696.
Цель аудита – предоставление возможности аудитору выразить мнение:
При
этом, выражая свое мнение, аудитор
использует следующие фразы: «дает
достоверное и объективное
Принципы аудита – при осуществлении своих профессиональных обя-зательств аудитор должен руководствоваться требованиями «Кодекса этики профессиональных бухгалтеров» Международной Федерации бухгалтеров или нормами, установленными профессиональными аудиторскими объеди-нениями, членом которых он является, а также этическими принципами. [1].
К принципам относятся:
1) независимость;
2) честность;
3) объективность;
4) профессиональная компетентность и осторожность;
5) конфиденциальность;
6) профессиональное поведение.
7) соответствие работы аудитора профессиональным стандартам;
8) объем аудита;
9)
концепция достаточной
10) ответственность за финансовую отчетность.
Независимость – на мнение аудитора во время проверки не должно оказываться никакого влияния, оно должно быть независимым.
Правда, беспристрастность на практике относительна, так как аудитор связан с аудируемым лицом договором на проведение аудиторской деятель-ности, в том числе, с финансовой стороной этого договора, однако для этого существует разделение требований к аудиторским проверкам, которые жела-тельно прописывать в договоре.
Объективность – требование от аудитора объективной и беспристраст-ной оценки при проверки аудируемой организации.
При
этом, возможны случаи, когда аудитор
может испытывать чувст-во симпатии
и антипатии к аудируемому
лицу, но это не должно влиять на результаты
прверки финансово –
Профессиональная компетентность и осторожность – заключается в том, что все выводы должны быть обоснованы и подтверждены первичными документами.
Устные
и письменные заявления и оправдательные
документы руко-водства и
Конфидинциальность – аудитору запрещено сообщать какие – либо сведения, касающиеся финансово – хозяйственной деятельности клиента, третьим лицам, без специального на то разрешения.
Профессиональное поведение – аудитору необходимо содействовать укреплению и возрастанию собственности клиента, он является помощни-ком в делах, а не ревизором. [1].