Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:27, дипломная работа
Целью работы является изучение вопросов учета и аудита основных средств ТОО «Техсоюзлюкс».
Для достижения намеченной цели перед выполнением дипломной работы поставлены следующие задачи:
• обоснование актуальности выбранной темы исследования;
• рассмотрение организационной структуры объекта исследования и его учетной политики;
Тестирование средств контроля. Тестирование контроля хозяйственных операций, связанных с основными средствами, используется только тогда, когда операции многочисленны и риск неэффективности контроля может считаться высоким. Аудиторский тест внутреннего контроля может включать вопросы, указанные в таблице 12.
Таблица 12- Тестовые вопросы, характеризующие эффективность средств внутреннего контроля ТОО «Техсоюзлюкс»
№п.п | Содержание тестовых вопросов | Да | Нет | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Заключены ли с материально- ответственными лицами, договоры о полной материальной ответственности? | + |
|
|
2 | Назначена ли приказом руководителя постоянно действующая комиссия для проведения инвентаризации и проверки сохранности основных средств? | + |
|
|
3 | Своевременно ли проводятся инвентаризации и выборочные проверки сохранности основных средств? | + |
|
|
4 | Рассматриваются ли руководством результаты инвентаризаций и принимаются ли меры к виновным лицам в случае выявления недостач основных средств? | + |
|
|
5 | Заполняются ли реквизиты первичных документов в соответствии с установленными требованиями? | + |
|
|
6 | Имеются ли технические паспорта на соответствующие объекты основных средств? | + |
|
|
7 | Осуществляется ли на основании технической документации классификация основных средств по соответствующим признакам? |
| + |
|
8 | Обоснованно ли производится переоценка основных средств? | + |
|
|
9 | Имеются ли экспертные заключения о рыночной стоимости основных средств, подтвержденные специализированной организацией? |
| + |
|
10 | Правильно ли отражаются в бухгалтерском учете результаты переоценки основных средств? | + |
|
|
11 | Своевременно и качественно ли осуществляется приемка основных средств? | + |
|
|
Продолжение таблицы 12
|
|
|
|
|
12 | Открывается ли на каждый принятый объект основных средств инвентарная карточка, присваивается ли ему инвентарный номер? | + |
|
|
13 | Составляется ли опись инвентарных карточек и инвентарный список объектов основных средств по месту их нахождения и эксплуатации? | + |
|
|
14 | Правильно ли относятся объекты основных средств к соответствующей группе амортизации? | + |
|
|
15 | Определен ли метод начисления амортизации учетной политикой? | + |
|
|
16 | Начисляется ли износ по полностью амортизированным основным средствам? |
| + |
|
17 | Определен ли вариант учета и финансирования затрат на ремонт основных средств в учетной политике? | + |
|
|
18 | Составляется ли сметно-техническая документация на ремонт основных средств? |
| + |
|
19 | Утверждаются ли акты технического осмотра основных средств и ведомости дефектов руководителем предприятия? |
| + |
|
20 | Каким способом осуществляется ремонт основных средств? | + |
|
|
21 | Своевременно ли утверждаются акты приема выполненных работ? | + |
|
|
22 | Утверждаются ли акты списания основных средств руководителем предприятия? | + |
|
|
Этим тестом завершается определение риска неэффективности контроля и системы учета основных средств. Слабые стороны контроля, выявленные в процессе проверки, должен оценить руководитель аудиторов, чтобы понять, требуются ли углубленные аудиторские процедуры. Поэтому при слабом внутреннем контроле, несмотря на то, что в долгосрочных активах и хозяйственных операциях происходят многочисленные изменения, проверять следует каждую хозяйственную операцию. Для этого нужно собрать достаточно убедительную информацию, отвечающую целям аудита.
Возможные искажения в бухгалтерском учете основных средств.
Поскольку средствами внутреннего контроля устранить все возможные искажения в процессе совершения хозяйственных операций невозможно, аудитор должен применять соответствующие процедуры проверок, опираясь на свой опыт и суждение с учетом специфики бизнеса клиента. При отражении в бухгалтерском учете основных средств искажениями могут быть:
несвоевременное оприходование основных средств;
неправильное определение первоначальной стоимости объектов основных средств;
начисление износа по полностью амортизированным объектам основных средств;
отсутствие дефектных актов и смет на проведение капитального ремонта;
переоценка объектов основных средств без наличия документов, подтверждающих реальность рыночных цен и т.д.
списание основных средств с целью присвоения;
в основу расчетов положено неправильное значение срока эксплуатации;
отсутствие первичных документов или их неполное оформление;
ненадлежащее ведение учета (неправильная корреспонденция счетов, недостоверность аналитического учета и т.п.);
формальное проведение инвентаризации основных средств;
Аналитические процедуры. В ходе проверки основных средств применяются аналитические процедуры, которые позволяют сократить проверки по существу и установить:
- эффективность использования основных средств, каков уровень фондоотдачи (этот показатель исследуется за ряд лет);
- разработан и осуществлен ли комплекс мер, направленных на повышение фондоотдачи (увеличение коэффициента сменности, сокращение простоев и т.д.);
- изменения в составе и структуре основных средств;
- наличие неиспользуемого оборудования, его качественное состояние, принятые меры к реализации излишнего и ненужного имущества (устанавливаются причины образования такого имущества);
- тенденции и закономерности использования основных средств.
Проверки по существу.
Целью проверок по существу является проверка правильности учета операций и подтверждение сальдо счетов по движению основных средств, начислению амортизации и отражению затрат на ремонт основных средств предприятия.
Для достижения цели аудита следует решить следующие задачи:
изучение сохранности, условий хранения и эксплуатации основных средств;
подтверждение правильности оформления и отражения в учете операций по движению основных средств;
подтверждение расчетов начисленной амортизации по основным средствам;
установление объемов, выполненных ремонтов основных средств и правомерности отражения их в учете в зависимости от выбранного метода;
оценка качества проведенной перед составлением годового отчета инвентаризации основных средств.
Подтверждение данных о хозяйственных операциях по учету основных средств является расширенной процедурой, так как основная часть данных содержится во внешних и внутренних документах.
Привлечение таких документов, как счета-фактуры, контракты, соглашения об аренде, страховые полисы, отметки, акты налогового комитета позволит аудитору получить убедительную информацию об аудируемом объекте. Если аудиторам необходимы более убедительные данные, чем те, которые можно извлечь из регистров учета, то они должны, ознакомиться с письмами, адресованными арендодателям, страховым компаниям и государственным учреждениям.
Установлена единая типовая форма инвентарной карточки для всех видов основных средств (ф. № ОС-5), которую заполняют на основании актов на поступившие основные средства, технических паспортов и других документов. Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях инвентарных карточек по учету основных средств, которые ведутся в одном экземпляре по каждой классификационной группе.
Проверка сохранности, условий хранения и эксплуатации основных средств. Проверка сохранности, условий хранения и эксплуатации долгосрочных активов предполагает получение сведений о том, за кем закреплены отдельные объекты, как организована их охрана и использование. Для этого следует провести осмотр производственных помещений или опрос сотрудников предприятия. В процессе изучения учетных данных аудитор устанавливает наличие объектов основных средств по отдельным классификационным группам (производственные, непроизводственные, собственные и арендуемые и т.д.) и местам размещения (подразделениям и материально-ответственным лицам). Выясняя правильность организации аналитического учета долгосрочных активов, обращается внимание на наличие инвентарных номеров, технической документации, на сроки поступления и оприходования. Эти данные сопоставляются с записями по счетам подразделов 10, 12 Типового плана счетов и информацией инвентарных карточек. При расхождении данных аналитического и синтетического учета определяются их причины, виновные лица и экономические последствия.
Проверка операций по движению основных средств. Поступление объектов основных средств должно быть проверено с точки зрения законности, целесообразности и правильности отражения в учете. При этом объем проводимых процедур аудитор определяет самостоятельно на основе его субъективной классификации операций с основными средствами на типичные и нетипичные, исходя из повторяемости операций, целей создания и функционирования предприятий, сложностей при налогообложении.
Проверка типичных операций может проводиться выборочным путем, а не типичных — сплошным методом.
При аудите по движению основных средств проверяются правильность оформления первичной документации по учету поступления объектов основных средств, а также записи в технических паспортах машин и оборудования. Прежде всего, устанавливается компетентность комиссии, составившей акт приемки-передачи основных средств. В ее состав должны входить и другие специалисты, знающие инвентарные объекты. Основные средства приходуются на основании актов приемки-передачи типовой формы, которые составляются на каждый инвентарный объект отдельно. Акт приемки-передачи основных средств (ф. № ОС-1) после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем компании или лицами, на то уполномоченными.
В обязанности аудитора входит проверка заполнения всех реквизитов в приходных документах и характеристики инвентарного объекта (год сооружения, заводской номер, мощность), его комплектности и исправности. В случаях поступления на предприятие инвентарных объектов, бывших в эксплуатации, аудитор проверяет правильность определения износа в соответствии с их техническими паспортами, а в необходимых случаях и путем фактического осмотра.
В процессе аудита особое внимание уделяется контролю списания с баланса предприятия морально устаревших, изношенных и непригодных для дальнейшего использования оборудования, транспортных средств, инвентаря инструментов, когда восстановление их невозможно или экономически нецелесообразно.
При проверке обоснованности списания с баланса объектов основных средств аудитор устанавливает соблюдение инструкций о порядке списания пришедших в негодность основных средств.
Для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на списание по приказу руководителя предприятия создается постоянно действующая комиссия. Выявляется компетентность комиссии в состав которой должны быть включены специалисты технических служб, бухгалтер, руководители подразделений предприятия и общественных организаций. Также устанавливается компетентность комиссии при списании автомобилей, подъёмников, где должны принимать участие работники соответствующих контрольных инспекций (государственной автомобильной инспекции, технического надзора и др.).