Учет и анализ расчетов с дебиторами и кредиторами

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 10:53, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в рассмотрении вопросов учета и аудита состояния дебиторской и кредиторской задолженности.
Для достижения цели, необходимо решать следующие задачи:
- исследовать организацию учёта дебиторской и кредиторской задолженности в Читинской Дирекции связи;
- ценить соответствие правил ведения учёта и порядок отражения информации в бухгалтерской отчётности требованиям законодательства и нормативных документов.
- изучить источники информации для осуществления внутреннего аудита дебиторской и кредиторской задолженности.
-провести аудит состояния расчётов с дебиторами и кредиторами в Читинской Дирекции связи.
- дать рекомендации по совершенствованию учета и контроля дебиторской и кредиторской задолженности в Читинской Дирекции связи.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ мой.docx

— 243.44 Кб (Скачать)

Основными задачами при аудите дебиторской и кредиторской задолженности  являются:

  • установление реальности дебиторской и кредиторской задолженности;
  • проверка наличия просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;
  • установление дебиторской и кредиторской задолженности, по которой прошел срок позывной давности;
  • проверка списания задолженности, срок позывной давности, по которой прошел;
  • проверка правильности учета дебиторской и кредиторской задолженности в зависимости от принятого метода определения реализации и видов реализации;
  • проверка правильности и обоснованности списания задолженности.

Источниками информации для  поведения аудита расчетов поставщиками, покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторам являются: регистр синтетического учета и отчетность (баланс (ф. № 1), главная книга), первичные документы по учету расчетов (накладные, счета-фактуры, договора и др.).

Эти основные вопросы аудитор  должен изучить, дать им оценку, высказать  суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных  правил учета.

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг  аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

Поэтому планирование следует  рассматривать как важный и ответственный  этап аудиторской проверки, поскольку  от качества его выполнения зависит  эффективность всей последующей  работы аудитора. Планирование аудиторской  проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 «Планирование  аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:

  • предварительное планирование;
  • изучение системы бухгалтерского учета;
  • оценка системы внутреннего контроля;
  • установление уровня существенности;
  • построение аудиторской выборки;
  • подготовка общего плана и программы аудита.

В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа  планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских  доказательств и ведение рабочей  документации аудитора.

Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Руководствуясь аудиторским Стандартом "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта", аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожелания руководства и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.

Основным источником информации на данном этапе выступает письменно  зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных  факторов. Аудитору следует осмыслить  и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.

Этап предварительного планирования следует завершить изучением  отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и  других контролирующих структур.

Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям по реализации продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.

На этапе оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутреннего контроля, - выработка конструктивных предложений по ее совершенствованию.

Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это - величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки. Таким образом, величина существенного в планировании может значительно отличаться от величины существенного при оценке результатов проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации, а также соответствовать требованиям правила (стандарта) №4 «Существенность в аудите».

Установив допустимый уровень  существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может корректироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уровней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генеральной совокупности.

Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и направления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень существенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалификация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчиненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления аудиторского заключения и детализированного отчета.

Составляя программу проверки расчетов с поставщиками и покупателями, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не подвергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.

Составляя программу, аудитор  определяет, какие приемы проверки он будет использовать. Для проверки расчетов с поставщиками и покупателями можно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, документальную проверку, подтверждение.

Программа аудита расчетов с поставщиками и покупателями, операций по приобретению и реализации продукции  представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур для  сбора аудиторских доказательств.

При проверке необходимо установить:

  • заключены ли договора поставки продукции;
  • реальность задолженности поставщикам и покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;
  • правильность составления бухгалтерских проводок по счетам 60 и 62;
  • соответствие записей аналитического учета по счетам 60 и 62 записям в журналах-ордерах, главной книге и балансе.

По выявленным несоответствиям  определяют существенность, характер и возможные причины возникновения  отклонений.

Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском  учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита - собрать  достаточный объем аудиторских  доказательств, в соответствии с  правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательства», для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтерского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям  действующего законодательства и достоверности  во всех существенных аспектах бухгалтерской  отчетности в части отраженных в  ней операций.

При проверке учета расчетов с контрагентами, банками и подотчетными лицами как правило выявляются следующие  нарушения:

- отсутствие соответствующих  расчетам платежных документов  (квитанций к приходным кассовым ордерам, выписок банка и платежных поручений, актов зачета взаимных требований и т. п.);

- ошибки в оформлении платежных документов (наличие всех обязательных реквизитов, выделение сумм НДС отдельной строкой, штампы банка, заверенный перевод документов на иностранных языках и т. п.);

- несоответствие данных платежных документов данным учетных регистров по счетам 60, 62, 76, 66, 67, 71, 73и др.;

- соответствие данных регистров по указанным счетам регистрам по счетам 50, 51, 52, 60, 62, 71, 76, 91 и др. Проверяя погашение задолженности в порядке взаимных расчетов, аудитор устанавливает наличие оснований для взаимных расчетов (договор, письмо одной из сторон с просьбой произвести оплату в порядке взаимных расчетов), сумму и дату погашения задолженности, а также правильность отражения в учетных регистрах;

- нарушения порядка выдачи  подотчетных сумм (выдача денежных  средств лицам, не указанным  в приказе руководителя или  не являющимся работниками предприятия,  списание подотчетных сумм за  счет чистой прибыли предприятия,  отсутствие командировочных удостоверений  с отметками в месте пребывания  в командировке и т.п.);

- нарушения порядка налогообложения  при оформлении командировочных  расходов (удержания подоходного  налога с сумм превышения командировочных  расходов сверх установленных  норм;

- нарушения порядка учета  представительских расходов (отсутствие  аналитического учета представительских  расходов в пределах норм и  сверх норм ит.д.).

Признаками отсутствия или  недостаточности внутреннего контроля при ведении расчетов с контрагентами, банками, подотчетными лицами и прочими  дебиторами и кредиторами для  аудитора являются:

- отсутствие на предприятии реестра заключенных договоров с контрагентами и по кредитам банка;

- отсутствие книги залогов для учета забалансовых обязательств организации и соответствия их ссудной задолженности по банковским кредитам;

- отсутствие на предприятии утвержденного приказом руководителя предприятия списка лиц, которым разрешено получать в кассе наличные деньги под отчет;

- несоблюдение установленных сроков отчета о полученных суммах;

- задолженность подотчетных лиц, которая не погашена в установленные сроки;

- списание просроченной задолженности подотчетных лиц по истечении сроков исковой давности на финансовые результаты деятельности предприятия или за счет использования чистой прибыли;

- отсутствие оправдательных документов или наличие документов неудовлетворительного качества, приложенных к авансовым отчетам;

- отсутствие визы руководителя предприятия или иного уполномоченного лица, утверждающей авансовые отчеты;

- выдача денег под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия, без соответствующего основания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Учет и аудит   дебиторской и кредиторской задолженности   в Читинской Дирекции связи

2.1 Экономическая  характеристика и постановка  учета в Читинской Дирекции связи

 

Читинская дирекция связи  создана 1 апреля 2008 года  на базе Дорожной дирекции связи Забайкальской железной дороги и  является структурным подразделением Центральной станции связи - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»).

Информация о работе Учет и анализ расчетов с дебиторами и кредиторами