Учет и анализ движения денежных потоков организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 02:38, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы стало изучение учета налично-безналичных денежных потоков; исследование состояния учета денежных потоков, как наличных, проходящих через кассу организации, так и безналичных, расходуемых на расчетных, валютных и специальных счетах организации. Проведены оценка и анализ состава, структуры и движения денежных потоков, изучен процесс формирования отчетных данных о наличии и движении денежных потоков организации.

Содержание

Глава 1. Учет безналичных и наличных денежных потоков предприятия
Глава 2. Бухгалтерский учет денежных потоков

Работа содержит 1 файл

Оксана.doc

— 568.00 Кб (Скачать)

     Инкассовое  поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

     Инкассовые  поручения применяются:

  • в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств организациями, выполняющими контрольные функции;
  • для взыскания по исполнительным документам;
  • в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку плательщика права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.21

     Применение  некоторых форм безналичных расчетов, таких как аккредитив и расчеты чеками, требует от организации открытия специальных банковских счетов, помимо расчетного счета.

     Для учета этих денежных средств в  Плане счетов бухгалтерского учета  предусмотрен счет 55 «Специальные счета в банках», который по отношению к балансу является активным, размещаясь в промежуточных и заключительном балансах в разделе II актива по статье «Прочие денежные средства».

     По  дебету счета учитываются остаток  денежных средств на специальных  счетах в банке и их поступление, а по кредиту - списание (расходование). Ежемесячно на всех аналитических счетах выводятся обороты и сальдо, которое может быть только дебетовым.

     Счет 55 «Специальные счета в банках»  имеет следующие субсчета: 1 «Аккредитивы», 2 «Чековые книжки», 3 «Депозитные счета».

     При всех формах учета синтетический учет ведется в Главной книге в обобщенном виде (без подразделений по субсчетам), а аналитический учет при мемориально-ордерной форме - в контокоррентной книге, а при журнально-ордерной форме - в журнале - ордере № 3 и ведомости № 25.

     В журнале-ордере № 3 записи ведутся по кредитовой стороне счета 55 «Специальные счета в банках» в дебет других счетов. В ведомости записи производятся по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» с кредита других счетов. Записи ведутся в течение месяца на основании выписок банка. 

     1.2 Формы учета наличных  расчетов денежных  средств 

     Для приема, хранения и расходования наличных денег предприятие имеет кассу. Для ведения кассовых операций предусмотрена  должность кассира, с ним должен быть заключен договор о материальной ответственности. В условиях малых предприятий эти функции может выполнять главный бухгалтер или лицо, им уполномоченное.

     Размер  сумм наличных денег в кассе предприятия  ограничен лимитом, устанавливаемым  кредитным учреждением по согласованию с предприятием. Сверх установленного лимита деньги могут храниться в кассе только в дни выплаты заработной платы, пенсий, пособий, стипендий в течение 3-х рабочих дней, включая день получения денег в кредитном учреждении.

     Прием наличных денег оформляется приходным кассовым ордером (ПКО) (форма КО-1), подписанным главным бухгалтером, или лицом, им уполномоченным.

     Выдача  наличных денег из кассы оформляется  расходным кассовым ордером (РКО) (форма  КО-2) или надлежаще оформленными платежными ведомостями с указанием  в них номера расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег из кассы выписывает бухгалтерия, подписывает руководитель, главный бухгалтер или лица, ими уполномоченные.

     В соответствии с совместным указанием  ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У предельный размер расчетов наличными денежными средствами – 100000 руб. – относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами.

     Все кассовые ордера после их исполнения погашаются штампом «Получено» или  «Оплачено» с указанием даты.

     При получении или выдаче денег по каждому кассовому документу кассир делает записи в кассовую книгу (форма КО - 4). Каждая организация ведет только одну кассовую книгу (если отсутствуют расчеты в инвалюте - в этом случае организация открывает вторую книгу для учета наличной валюты).

     К кассовой книге предъявляются следующие  требования: она должна быть пронумерована, прошнурована, подписана руководителем  и главным бухгалтером (и/или лицами, ими уполномоченными). В условиях применения компьютерной техники эти  процедуры выполняются по завершению года.

     Кассовая  книга составляется на основании  кассовых ордеров. Записи в кассовой книге производят в двух экземплярах  через копировальную бумагу –  отрывная часть кассовой книги формирует  отчет кассира с подшитыми  к нему первичными документами, обозначенными за этот день работы кассы. Кассовый отчет составляется ежедневно, независимо от оборота денежных средств.

     На  основании кассового отчета оформляется  регистр синтетического учета –  журнал-ордер № 1, который состоит  из двух частей – журнала, в котором отражаются кредитовые обороты, и ведомости, в которой отражаются дебетовые обороты.

     Аналитический учет кассы ведется по каждому  кассиру в кассовых книгах, книгах кассира-операциониста, машинограммах.

     Учет  кассовых операций организуется на счете 50 «Касса» - счет активный, дебетовое сальдо показывает сумму наличных денежных средств в кассе предприятия на начало и конец месяца. Поступление денежных средств отражается по дебету счета, а списание – по кредиту.

     В своем составе счет 50 имеет субсчета:

  • 50/1 - касса организации (учет денежных средств в кассе организации).
  • 50/2 - операционная касса, учитываются денежные средства, получаемые организацией при расчетах с населением. В этом случае организация обязана иметь контрольно-кассовую машину (ККМ), зарегистрированную в налоговых органах. На каждую кассовую машину заводится «Книга кассира-операциониста». Она должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписями налогового инспектора, руководителя и главного бухгалтера, а также печатью организации. Книга кассира - операциониста не заменяет кассовый отчет. Записи в книге производятся в хронологическом порядке. В конце рабочего дня кассир должен подготовить денежную выручку, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему кассиру, а последний – инкассатору.
  • 50/3 - денежные документы. В кассе предприятия могут храниться не только денежные средства, но и ценные бумаги (бланки трудовых книжек, акции, облигации, векселя, оплаченные санаторно-курортные путевки). Учет организуют в отдельной кассовой книге, а на каждый вид документов выделяется отдельная страница. Учет поступления документов осуществляется по накладной, выписанной кассиром в двух экземплярах. Выдача осуществляется на основании требования, выписанного бухгалтером. Денежные документы учитываются по номинальной стоимости. При движении денежных документов составляется отдельный кассовый отчет и передается бухгалтеру.
  • 50/4 «Касса в иностранной валюте».

     Приведем  основные корреспондентские связи счета 50. 
 

     Основные  корреспондентские связи счета 50.

№ п/п Содержание  операций Корреспондентские счета
Дт Кт
1 Оприходована  выручка за наличные 50 90-1»Продажи», субсчет «Выручка»
2 С расчетного счета  по чеку получены денежные средства 50 51 «Расчетные  счета»
3 Возвращены  остатки неиспользованного аванса подотчетными лицами: наличными, чековой  книжкой 50 71 «Расчеты с  подотчетными лицами», 55-2 «Чековые  книжки»
4 Оприходована  выручка оптовых организаций  за наличный расчет в пределах лимита 50 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками»
5 Возмещение  наличными материального ущерба 50 73-2 «расчеты  по возмещению материального  ущерба»
6 Погашение займа 50 73-1 «Расчеты  по предоставленным займам»
7 Погашение платежей за товары, проданные в кредит 50 73-3 «Расчеты  за товары, проданные в кредит»
8 Поступление наличных от акционеров в счет их вклада в  уставный капитал 50 75-1 «Расчеты  по вкладам в уставный (складочный) капитал»
9 Поступление платежей от прочих дебиторов 50 76 «Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами»
10 Погашение ранее  выданных поставщикам и подрядчикам  авансов 50 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
11 Погашение поставщиками ранее предъявленных им претензий 50 76-2 «Расчеты  по претензиям»
12 Поступление авансов от покупателей и заказчиков 50 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками»
13 Поступления, обусловленные  продажей и прочим списанием основных средств и иных активов 50 91 «Прочие доходы  и расходы»
14 Возмещение  поставщиками сумм недостач материалов, товаров 50 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками»
15 Поступление денежных средств от филиалов 50 79-2 «Расчеты  по текущим операциям»
16 Поступление валютных средств по чеку 50 52 «Валютные  счета»
17 Поступление краткосрочных  кредитов и займов 50 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
18 Получены средства целевого назначения 50 86 «Целевое финансирование»
19 Отражение положительных  курсовых ризниц по валюте и излишков денежных средств в кассе 50 91 «Прочие доходы  и расходы»
20 Установлены излишки в инкассаторской сумке при подсчете в банке и недостача на эту же сумму в кассе 50 57 «Переводы  в пути»
21 Передача денежных средств в кассу организации  операционными кассами 50 50-2 - Операционная  касса
22 Отражение внесения денег в простое товарищество в счет вклада в это товарищество 50 58- 4 «Вклады  по договору простого товарищества»
23 Поступление арендной платы наличными в счет будущих  платежей 50 98-1 «Доходы,  полученные в счет будущих  периодов»
 

     Выдача  денежных средств и денежных документов из кассы отражают по кредиту счета 50 в корреспонденции с дебетом счетов:

    • 51 «Расчетные счета»,
    • 52 «Валютные счета»,
    • 55 «Специальные счета в банках»,
    • 57 «Переводы в пути»,
    • 58 «Финансовые вложения»,
    • 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
    • 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
    • 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»,
    • 67 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»,
    • 68 «Расчеты по налогам и сборам»,
    • 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,
    • 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,
    • 71 «Расчеты с подотчетными лицами»,
    • 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
    • 79 «Внутрихозяйственные расчеты»,
    • 80 «Уставный капитал», 9
    • 4 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,
    • 99 «Прибыли и убытки» и др.

     Инвентаризация (ревизия) наличия денежных средств в кассе производится согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности не менее одного раза в месяц. Ревизия кассы проводится внезапно комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия, в присутствии кассира. При этом полистно проверяются наличные деньги, денежные документы, ценные бумаги и бланки строгой отчетности.

     Расписки  на выданные суммы наличными, не оформленные  расходными кассовыми ордерами, в  остаток по кассе не включаются. Результаты инвентаризации оформляются актом (ф. № инв. 15).

     На  оборотной стороне акта материально  ответственное лицо пишет объяснение о причинах излишков или недостач, установленных инвентаризацией, а  руководитель предприятия - решение  по результатам инвентаризации. Выявленные излишки наличных денег приходуются с последующим перечислением в доход бюджета (на госпредприятиях) или перечисляются в доход предприятия: Дт 50 «Касса» Кт 68 «Расчеты с бюджетом», 80 «Прибыли и убытки».

     В случае выявления недостач их суммы  подлежат взысканию с материально ответственного лица (кассира) и оформляются записью:

     1) Дт 84 Кт 50

     2) Дт 73 Кт 84.

     Следующим этапом нашего исследования является рассмотрение вопросов организации  бухгалтерского учета наличных и  безналичных потоков предприятия  по данным ГУП ДЕЗ Мещанского района. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Бухгалтерский учет денежных потоков в ГУП ДЕЗ МЕЩАНСКОГО РАЙОНА

     2.1. Краткая характеристика предприятия, его структура и система бухгалтерского учета в ГУП ДЕЗ МЕЩАНСКОГО РАЙОНА 

     Государственное унитарное предприятие города Москвы «Дирекция единого заказчика Мещанского района» (ГУП ДЕЗ Мещанского района) является преемником прав и обязанностей Муниципального предприятия Дирекция единого заказчика, созданного в соответствии с распоряжением Мэра города Москвы от 04 февраля 1993 года № 47-РМ «О порядке создания государственных (муниципальных) предприятий в городе Москве».

     Свидетельство о внесении записи в Единый государственный  реестр юридических лиц № 103 773 923 71 40 «07» июля 1994г. зарегистрировано Государственным учреждением Московской регистрационной палатой.

     Адрес: 129090, г. Москва, Ботанический пер., д. 7, подъезд 3, этаж 3.

     Контактные  телефоны:

     688-97-92 - Приёмная директора

     688-97-92 - Факс

     e-mail: gup-dez-meshanka@ya.ru

     Учредителем Предприятия является город Москва в лице Департамента имущества города Москвы. Предприятие находится в  ведомственном подчинении управы Мещанского района.

     Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными актами Российской Федерации и города Москвы.

     Целями  и предметом деятельности Предприятия  являются выполнение работ, связанных  с управлением жилым и нежилым  фондом, переданным в установленном  порядке на баланс и в хозяйственное  ведение Предприятия, оказание услуг для выполнения городских социально-экономических заказов, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

     Предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности:

Информация о работе Учет и анализ движения денежных потоков организации