Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 07:54, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – обобщить практические аспекты учета и анализа дебиторской и кредиторской задолженности, а также разработать рекомендации по совершенствованию системы управления дебиторской и кредиторской задолженностью. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть экономическую сущность дебиторской и кредиторской задолженности организации.
2. Изучить основные законодательно-нормативные акты ее регулирования в Российском законодательстве.
3. Выявить влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовые результаты коммерческой организации с точки зрения влияния на налогооблагаемую базу.
4. Проанализировать порядок ее формирования и отражения в учете.
5. Проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии.
6. По результатам анализа предложить мероприятия по оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ…………..……………………………………………………….……6
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ДЕБЕТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ……………………………………….…9
1. Учет дебиторской задолженности………………………………….…………9
2. Учет кредиторской задолженности……………………………………….….28
3. Показатели анализа дебиторской и кредиторской задолженности…………34
2 УЧЕТ И АНАЛИЗ ДЕБЕТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕНОСТИ
НА ПРИМЕРЕ НОУ ВПО МОСКОВСКОЙ АКАДЕМИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ МОСКВЫ (ФИЛИАЛ)
Г.БАРНАУЛА….…………………..…………………………..……………….…...45
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика
НОУ ВПО Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы (филиал) г.Барнаула………………………………………………….…..45
2.2 Учет дебиторской и кредиторской задолженности......................................…….……………………………….….….50
2.3 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности……………......………………………………………………...….68
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ДЕБЕТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.……………………………………...…..75
3.1 Направления совершенствования учета дебиторской и кредиторской задолженности …………………………..….………….……………......................75
3.2 Рекомендации по улучшению организации учета дебиторской и кредиторской задолженности ……………………………..……………………....79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..……………………………..88
Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. К счету открыты субсчета:
- 60-1 «Расчеты с поставщиками по приобретенным материальным ценностям» смотреть рисунок 2.1
Дебет | 60-1 | Кредит | |
Сальдо: Задолженность поставщику по полученным ТМЦ | |||
Погашение
задолженности путем |
Д 60-1
К 50, 51 |
Возникновение кредиторской задолженности, путем получения ТМЦ | Д 10, 08, 41
К 60-1 |
Рисунок 2.1- Схема счета № 60-1
- 60-2 «Авансы выданные», см. рисунок. 2.2.
Дебет | 60-2 | Кредит | |
Сальдо: Авансы, выданные поставщику/подрядчику в счет будущих поставок | |||
Возникновение дебиторской задолженности в результате перечисления аванса из кассы или с расчетного счета | Д 60-2 К 50,51 |
Погашение дебиторской
задолженности:
поставкой ТМЦ и зачетом аванса выданного |
Д 60-1 К 60-2 |
|
возвратом выданного аванса | Д 50,51 К 60-2 |
Рисунок 2.2- Схема счета № 60-2
Обязательства по расчетам с поставщиками отражаются организацией:
1. При поступлении товарно-материальных ценностей непосредственно на склад организации или приемке оказаны услуг и выполненных работ в соответствии с документацией поставщика;
2.
При поступлении товаров и
оприходовании их без
Неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке материалов (форма № М-7) как поставки, имеющие количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика. Акт о приемке материалов составляется приемной комиссией в двух экземплярах с пометкой в каждом «Неотфактурованные поставки». Оприходование полученных таким образом ценностей производится на основании первого экземпляра указанного акта, второй экземпляр направляется поставщику. После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам, когда уже сделаны записи в учетных регистрах и ТМЦ оприходованы, их учетная цена регулируется с учетом поступивших расчетных документов.
3.
При оплате расчетных
При невыполнении договора поставки неиспользованные средства авансов возвращаются поставщиком на расчетный счет НОУ ВПО Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы В платежном поручении указывается основание - номер и дата платежного поручения, по которому зафиксировано получение аванса, номер и дата договора. Возврат поставщиком неиспользованной суммы авансов оформляется бухгалтерской записью:
Дебет 51 «Расчетный счет», Кредит 60 «Авансы выданные».
При возникновении недостач от потери и порчи материальных ценностей в пределах установленных договором величин составляется проводка:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в условия компьютеризованной обработки осуществляется параллельно с аналитическим в ведомостях, которые в дальнейшем используются для составления оборотных ведомостей по счетам, на основе которых производятся записи в главную книгу.
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Расчеты с покупателями и заказчиками учитываются на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», к нему открыты субсчета:
1) 62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками по выполненным работам или по отгруженной продукции», дебет данного счета отражает дебиторскую задолженность, см. рисунок 2.2,
Дебет | 62-1 | Кредит | |
Сальдо:
Задолженность покупателя за отгруженную
продукцию или выполненные |
|||
Возникновение дебиторской задолженности при реализации предоставлении товарного кредита | Д 62-1 К 90-1 |
Погашение дебиторской
задолженности:
денежными средствами, путем |
|
|
внесения в кассу или на расчетный счет организации | Д 50 К 62-1
Д 51 К 62-1 | |
взаимозачетом, погашением встречными обязательствами | Д 10 К 60
Д 20, 23, 26, 26, 44 К 76-5 Д 60, 76-5 К 62-1 |
Рисунок 2.2 – Схема счета № 62-1
За момент реализации продукции принимается момент ее отгрузки, дебиторская задолженность, отражается по цене реализации продукции.
При отгрузке продукции, предприятие предъявляет следующие документы покупателю или заказчику:
На
счетах бухгалтерского учета формируются
следующие бухгалтерские
Дебет 62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
Кредит 90-1 «Продажи».
Поскольку
отгруженная продукция
Дебет 90-3 «НДС»,
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС».
2) 62-2 «Расчеты с покупателями и заказчиками по авансам полученным», кредит данного счета отражает кредиторскую задолженность, смотреть. рисунок.2.3.
Дебет | 62-2 | Кредит | |
Сальдо: Задолженность покупателю/ заказчику по полученной предоплате/ авансу | |||
Погашение задолженности, путем внесения денежных средств в кассу или на расчетный счет организации | Д 62-2 К 90-1 | Аванс, полученный от покупателя в счет будущей поставки на расчетный счет или в кассу предприятия | Д 50 К 62-2
Д 51 К 62-2 |
Рисунок
2.3 – Схема счета № 62-2
При получении предоплаты от покупателя, в течение 5 дней бухгалтер выписывает счет-фактуру на аванс, применяя при этом расчетную ставку НДС – 18/118. При зачете сумм ранее полученных авансов, при предъявлении покупателям счетов за переданные изделия делается проводка:
Дебет 62-2 «Авансы полученные»
Кредит 62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Аналитический учет ведется в хронологическом порядке по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю или заказчику.
Синтетический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» совмещается с аналитическим учетом. Выходные данные ведомости об оборотах и остатках по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» используются при составлении сводной ведомости по счетам синтетического учета, необходимой для составления баланса общества и других форм отчетности.
Таблица 2.1- Схема
корреспонденции счетов по учету товарных
операций
Дата | Операция | Дебет | Кредит | Сумма |
26.10.08 | Получен аванс от покупателя | 62-2 | 51 | 202 000-00 |
26.10.08 | Начислен НДС с полученного аванса | 76-АВ | 68-2 | 30 813-55 |
01.11.08 | Перечислен аванс поставщику за ТМЦ | 60-2 | 51 | 168 000-00 |
05.11.08 | Оприходованы ТМЦ от поставщика | 41 | 60-1 | 142 372-89 |
05.11.08 | Зачтен НДС к возмещению | 19 | 60-1 | 25 627-11 |
05.11.08 | Зачтен выданный аванс | 60-1 | 60-2 | 168 000-00 |
06.11.08 | Отгружены ТМЦ покупателю | 62-1 | 90-1 | 202 000-00 |
06.11.08 | Начислен НДС с реализации | 90-3 | 68-2 | 30 813-55 |
06.11.08 | Списана себестоимость реализованных ТМЦ | 90-2 | 41 | 142 372-89 |
06.11.08 | Зачтен аванс покупателя | 62-1 | 62-2 | 202 000-00 |
06.11.08 | Восстановлен НДС с аванса полученного | 68-2 | 76-АВ | 30 813-55 |
В расчетах с дебиторами и кредиторами по товарным операциям в НОУ ВПО Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы применяется как наличная, так и безналичная форма расчетов. Согласно Указаниям ЦБР от 20 июня 2007 г. №1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" расчеты наличными производятся в пределах 100 000 рублей по одной сделке. В безналичном порядке расчеты проводятся только через расчетный счет, открытый в ОАО «ВТБ-24». Его применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.
Товарные операции осуществляют с использованием следующих форм безналичных расчетов:
Платежное поручение представляет собой распоряжение владельца счета банку на перечисление денежных средств с его расчетного счета на счет получателя денег. В нем обязательно указывают назначение подлежащих перечислению сумм.
Взаимозачетные операции проводятся в соответствии со статьей 410 ГК РФ2. При проведении операций, связанных с прекращением обязательств путем зачета требований, должны быть соблюдены три условия:
Взаимозачетная операция является односторонней сделкой и может быть совершена одной из сторон с уведомлением другой стороны при отсутствии разногласий по проведению взаимозачета. Однако НОУ ВПО Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы составляет двусторонний акт (соглашение) о зачете взаимных требований, который соответствовует условиям, установленным в статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Таблица 2.2- Журнал хозяйственных операций по учету взаимозачетных операций
Операция | Дебет | Кредит | Сумма |
Отражена реализация товаров | 62-1 | 90-1 | 100000,00 |
Отражен НДС по реализованным товарам | 90-3 | 68 | 15254,24 |
Списаны реализованные товары по учетной стоимости | 90-2 | 41 | 70000,00 |
Отражены поступившие товары | 41 | 60-1 | 50000,00 |
На сумму НДС | 19 | 60-1 | 9000,00 |
Зачет взаимных требований согласно акту | 60-1 | 62-1 | 50000,00 |
Предъявлен к вычету из бюджета НДС по товарам, согласно акту | 68 | 19 | 9000,00 |
Информация о работе Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности