Учет денежных средств предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 19:03, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию организации учета денежных средств на основе изучения их теории и практики, проведение анализа денежных потоков для получения информации и разработки рекомендаций по эффективному использованию денежных средств.

Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:

1.Определить понятие денежных средств предприятия, содержание правил и порядка их учета.

2. Исследовать организацию учета денежных средств в ООО «Химсервис»

3. Проанализировать движение денежных средств и разработать рекомендации по повышению эффективности их использования в ООО «Химсервис».

Содержание

Введение
Глава I. Учет денежных средств предприятия

1.1 Учет кассовых операций и денежных документов
1.2 Безналичные формы расчетов
1.3 Учет операций по расчетным счетам и другим счетам в банке

1.4 Учет переводов в пути

1.5 Отчет о движении денежных средств

Глава II. Учет и анализ денежных средств предприятия

2.1 Экономико-организационная характеристика предприятия

2.2 Анализ финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия

2.3 Анализ движения денежных средств предприятия

2.4 Анализ движения денежных средств прямым и косвенным методом

2.5 Выводы и предложения по улучшению финансовой деятельности предприятия

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Содержани2.docx

— 120.94 Кб (Скачать)
 
 

  По  результатам анализа можно сделать  вывод, что предприятие улучшило свою платежеспособность по сравнению  с предыдущим годом: в отчетном периоде  получен приток денежных средств  в размере 7673 тыс. руб.,. Это увеличение было вызвано поступлением денежных средств от инвестиционной и финансовой деятельности, в результате текущей деятельности предприятие получило отток денежных средств. 

  Анализ  денежных средств показал, что в  отчетном периоде предприятие получило отток денежных средств от текущей деятельности в размере 12078 тыс. руб., тогда как в предыдущем году был отток денежных средств по текущей деятельности в размере 11505 тыс. руб. От финансовой деятельности в отчетном периоде приток составил 15890 тыс. руб. По инвестиционной деятельности произошел приток денежных средств в отчетном периоде в размере 3861 тыс. руб.

  В долгосрочной перспективе прямой метод  расчета величины денежных потоков  дает возможность оценить уровень  ликвидности активов. В оперативном управлении финансами прямой метод может использоваться для контроля за процессом формирования выручки от продажи продукции (товаров, услуг) и выводов относительно достаточности денежных средств для платежей по финансовым обязательствам.

  Недостатком этого метода является невозможность  учесть взаимосвязи полученного  финансового результата (прибыли) и  изменения абсолютного размера  денежных средств предприятия.

  Косвенный метод предпочтителен с аналитической  точки зрения, так как позволяет  определить взаимосвязь полученной прибыли с изменением величины денежных средств. Расчет денежных потоков данным методом ведется от показателя чистой прибыли с необходимыми его корректировками  в статьях, не отражающих движение реальных денег по соответствующим счетам.

  Для устранения расхождений в формировании чистого финансового результата и чистого денежного потока производятся корректировки чистой прибыли или  убытка с учетом:

  · изменений в запасах, дебиторской  задолженности, краткосрочных финансовых вложениях, краткосрочных обязательствах, исключая займы и кредиты, в течение  периода;

  · неденежных статей: амортизация внеоборотных активов; курсовые разницы; прибыль (убыток) прошлых лет, выявленная в отчетном периоде и другое;

  · иных статей, которые должны найти  отражение в инвестиционной и  финансовой деятельности.

  В методических целях можно выделить определенную последовательность осуществления  таких корректировок.

  На  первом этапе устраняется влияние  на чистый финансовый результат операций неденежного характера. Например, выбытие  объектов основных средств и нематериальных активов вызывает учетный убыток в размере их остаточной стоимости. Вполне понятно, что никакого воздействия  на величину денежных средств операции списания с баланса остаточной стоимости  имущества не оказывают, поскольку  связанный с ними отток средств  произошел значительно раньше - в  момент его приобретения. Следовательно, сумма убытка в размере недоамортизированной стоимости должна быть добавлена  к величине чистой прибыли.

  На  втором этапе корректировочные процедуры  выполняются с учетом изменений  в статьях оборотных активов  и краткосрочных обязательств. Цель проведения корректировок состоит  в том, чтобы показать, за счет каких  статей оборотных активов и краткосрочных  обязательств произошло изменение  суммы денежных средств в конце  отчетного периода по сравнению  с его началом. Увеличение статей оборотных активов характеризуется  использованием средств и, следовательно, расценивается как отток денежных средств. Уменьшение статей оборотных  активов характеризуется высвобождением средств и расценивается как  приток денежных средств.

  Для расчета изменений по статьям  оборотных активов и краткосрочных  обязательств используется вспомогательная  таблица.

                                                                                                              Таблица 10

         Сведения об изменении статей собственного капитала, тыс. руб.

Показатели  На начало периода На конец  периода Изменение (+;-)
Производственные  запасы 69808 120030 50222
Незавершенное производство 756 828 672
Расходы будущих периодов 3342 3478 136
Готовая продукция 51836 99041 47205
Дебиторская задолженность 70975 51642 -19333
Краткосрочные финансовые вложения 2366 292 -2074
Денежные  средства 11860 19533 7673
Краткосрочные займы и кредиты 1008 18396 17388
Расчеты с кредиторами 14537 25867 11330
Расчеты с персоналом 268 426 158
Расчеты с внебюджетными фондами 181 136 -45
Расчеты с бюджетом 10342 6894 -3448
Расчеты с прочими кредиторами 35488 26825 -8663
Доходы  будущих периодов 2666 2385 -281
 
 
 
 

    Обобщающая информация о движении денежных средств косвенным методом на анализируемом предприятии приведена в таблице 11. 

                                                                                                           Таблица 11

        Анализ движения денежных средств (косвенный метод), тыс. руб. 

показатели Сумма
Текущая деятельность  
Чистая  прибыль 32724
Начисленная амортизация 43243
Результата  от выбытия основных средств 3693
Доходы  от участия в других организациях 887
Изменение производственных запасов (плюс НДС  по приобретенным ценностям)  50222
Изменение объема незавершенного производства 672
Изменение расходов будущих периодов 136
Изменение объема готовой продукции 47205
Изменение дебиторской задолженности -19333
Изменение кредиторской задолженности 17388
Краткосрочные вложения -2074
Изменения доходов будущих периодов -281
Итого денежных средств от текущей деятельности -12078
Финансовая  деятельность  
Приток 15890
Отток -
Итого денежных средств от финансовой деятельности +15890
Инвестиционная  деятельность  
приток 3861
отток -
Изменения денежных средств +3861
 

  Для рассматриваемого примера скорректированные  данные изменения денежных средств  по видам деятельности будут: текущая  деятельность -12078 тыс. руб., инвестиционная деятельность - +3861 тыс. руб., финансовая деятельность + 15890 тыс. руб. Общее изменение денежных средств, очевидно, осталось неизменным: + 7673 тыс. руб.

  Составленный  отчет о движении денежных средств  позволяет сделать следующие  выводы.

  Дополнительный  приток денежных средств в рамках текущей деятельности был обеспечен  за счет увеличения кредиторской задолженности (17388 тыс. руб.).

  Полученная  чистая прибыль в сумме 32724 тыс. руб. практически вся была направлена на финансирование возросших оборотных активов. Финансирование инвестиционной деятельности осуществлялось в основном за счет привлечения долгосрочных заемных средств.

  Данные  таблиц 9 и 11 содержат ценную управленческую информацию, в которой заинтересованы как руководство, так и его акционеры (инвесторы). С ее помощью руководство предприятия может контролировать текущую платежеспособность, принимать оперативные решения по ее стабилизации, оценивать возможность дополнительных инвестиций. Кредиторы могут составить заключение о достаточности средств у предприятия и его способности генерировать денежные средства, необходимые для платежей. Акционеры (инвесторы), располагая информацией о движении денежных потоков на предприятии, имеют возможность более обоснованно подойти к разработке политики распределения и использования прибыли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.5  Выводы и предложения по улучшению финансовой деятельности предприятия

   Результатами  всестороннего анализа финансового  состояния организации является установление причин ухудшения ее финансово-экономического положения, выбор методов «лечения» и определение, какие органы управления и другие организации могут урегулировать кризисные процессы в рассматриваемой организации, не доводя ее до полного банкротства (ликвидации) с распродажей всего имущества.

   Финансовое  оздоровление организации означает, прежде всего, восстановление ее платежеспособности путем устранения причин, вызывающих ухудшение финансового состояния. Для этого необходимо рассмотреть факторы, учет влияния которых позволит разработать мероприятия, позволяющие снизить их негативное влияние на результаты хозяйственной деятельности.

   Для улучшения  состояния расчетов:

  • необходимо следить за соотношениями дебиторской и кредиторской задолженности: значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) средств; превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;
  • контролировать политику диверсификации в отношении дебиторов, т.е. ориентироваться на увеличение их количества для уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;
  • постоянно контролировать состояние расчетов по просроченной задолженности;
  • производить классификацию покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
  • имея оперативные данные по просроченной задолженности, необходимо начинать претензионную работу, т.е. высылать уведомления – претензии со всеми расчетами пени за просроченную задолженность;
  • разрабатывать разнообразные модели договоров с гибкими условиями оплаты, в частности предоставления покупателями скидок при досрочной оплате, так как снижение цены приводит к расширению продаж и интенсифицирует приток денежных средств.9

   Для улучшения организации расчетов с поставщиками и покупателями рекомендуются  следующие мероприятия:

  • создать комиссию по работе с дебиторской задолженностью,  в обязанности которой входят систематическое наблюдение за состоянием расчетной дисциплины, проведение регулярных сверок расчетов с покупателями.

   Важной  составной частью оперативной работы комиссии должно стать ведение картотеки  напоминаний должникам, и своевременное  предъявление претензий по оплате продукции:

  • необходимо производить анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным поставщикам и покупателям, а также по срокам образования задолженности или сроках их возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную  задолженность и принимать меры к ее взысканию.
  • постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия;
  • контролировать оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояние расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции, поэтому желательно расширить систему авансовых платежей;
  • в сложившейся ситуации можно посоветовать организовать на предприятии систему аналитического учета дебиторской задолженности не только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических лиц,
  • физических лиц и предлагаемых условий оплаты;

Информация о работе Учет денежных средств предприятия